Американский транспортно-десантный вертолёт
S-70 и его модификации (часть 3) Полковник О. Михайлов В первой части статьи* рассматривались история разработки вертолета S-70, его общая компоновка и конструктивные особенности модификаций UH-60A, UH-60L, UH-60M, UH-60X, МН-60А и MH-60L для сухопутных войск и . военно-воздушных сил. В январе 1988 года министерство сухопутных войск США заказало новый вертолет для сил специальных операций (ССО), позволяющий решать боевые задачи в любое время суток в сложных метеоусловиях на малых высотах. Первый полет опытный образец выполнил в августе 1990 года с территории завода в г. Стратфорд (штат Коннектикут), после чего было оплачено производство двух партий по 11 единиц, и в феврале 1992 года состоялась выкатка первого серийного вертолета МН-60К. Войсковые испытания проводились на авиабазах Патаксент-Ривер (штат Мэриленд) и Эдварде (Калифорния), и в июне того же года планировалось передать новые машины в боевые части. Но поставки были задержаны в связи с проблемами, связанными с программным обеспечением специального оборудования. После установки нового программного обеспечения, в период с октября по декабрь 1993 года, вертолеты были приняты на вооружение 1-го батальона 160-го авиационного полка специальных операций (160 ап СО). Они оснащены совместимой с оборудованием ночного видения электронной системой отображения информации и РЛС предупреждения столкновения с препятствиями AN/AP-147A, что позволило снизить полетную нагрузку на экипаж. Кроме того, машины оборудованы системой предупреждения о ракетной атаке AN/AAR.-47, импульсной (AN/ALQ-136) и непрерывной (AN/ALQ-162) станциями активных помех, приемником импульсного и непрерывного излучения AN/APR-44, приемником лазерного излучения AN/AVR-2. В носовом обтекателе размещены модифицированная бортовая оптоэлектронная система с ИК-станцией переднего обзора AN/AAQ-16, а также РЛС AN/APQ-174B, обеспечивающая выполнение полета на предельно малых высотах в сложных метеоусловиях днем и ночью. В состав оборудования включены: ЖК-дисплеи; система автоматического управления полетом, аналогичная морской модификации SH-60B; оборудование для пуска УР AIM-92A «Стингер»; система предупреждения о ракетной атаке; аппаратура подавления радиоволн импульсного и непрерывного излучения; приемник лазерного излучения. Вертолет оснащен штангой дозаправки топливом в воздухе, тормозом несущего винта, узлами стояночного крепления и складывающейся хвостовой балкой, а также внешней лебедкой. Вертолеты МН-60, а также модификации UH-60A и L оборудованы нашлемной системой отображения информации и ночного видения ANVIS-7, а также оптоэлектронной системой ZSQ-l(V), включающей лазерный дальномер, лазерную станцию сопровождения цели и целеуказания, лазерную станцию подсветки цели и тепловизионную камеру переднего обзора. В 1999 году на вертолетах ЕН-60 и МН-60 начались испытания усовершенствованной системы ИК-противодействия AN/ALQ-212. В настоящее время MH-60L и К являются основными машинами, выполняющими специальные задания. Для их модернизации, на базе планера и силовой установки машины TJH-60M, по программе продления сроков эксплуатации разработан вариант МН-60М с обновленными БРЭО и системами энергоснабжения. К 2010 году в вариант МН-60М планируется переоснастить 96 машин. В 1982 году один вертолет TJH-60A ВВС США был переоборудован в вариант HH-60D «Найт Хок», предназначенный для проникновения в темное время суток на территорию противника для решения поисково-спасательных задач, а также для доставки и эвакуации групп ССО. В дальнейшем проект не финансировался, и на базе этой машины была создана модификация HH-60G.
Поисково-спасательный вертолет HH-60G «Пэйв Хок» ВВС США является дальнейшим развитием UH-60A и L (в подразделениях ССО до 1992 года эти машины обозначались индексом MH-60G). На них установлены: инерциальная навигационная система на основе кольцевых лазерных гироскопов и система курсовертикали LISA-200 AHRS, радиотехническая система ближней навигации TACAN (TACtical Air Navigation), РЛС разведки погоды и картографирования местности AN/APN-239 (RDR-1400C), многофункциональные дисплеи (МФД) с отображением карты местности, доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/ASN-137, аппаратура ВЧ-связи, приемник КРНС NAVSTAR AN/ASN-149, Инстанция переднего обзора AN/AAQ-16, аппаратура дозаправки в воздухе, дополнительный внутренний топливный бак (ТБ) емкостью 443 л, пулеметы калибра 12,7 мм (один в дверном проеме каждого борта) и лебедка с тросом длиной 76 м. Эта модификация оборудована аппаратурой спутниковой связи AN/URC-108, помехозащищенной интегрированной системой связи АN/АRС-210, а также радиостанциями AN/ARC-220 и -222 (HH-60G Block 152).
В апреле 1999 года была выпущена первая партия из 49 вертолетов усовершенствованной версии HH-60G в конфигурации UCN/IEW (Upgraded Communication, Navigation/Integrated Electronic Warfare - усовершенствованная связь, навигация, разведка и РЭБ), получившей обозначение Block 152. Они были оборудованы обновленной версией навигационно-связной системы и аппаратуры РЭБ, шиной передачи данных MIL-STD-1553, РЛС переднего обзора, а также усовершенствованными пулеметами на внешней подвеске. В 1998 году автомат отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей М-130 заменен на AN/ALE-47. Модернизированный вертолет HH-60G Block 152 оснащен системами оповещения экипажа о радиолокационном облучении AN/ALR-69(V) и управления аппаратурой РЭБ AN/ALQ-213. Всего на вооружении ВВС США находятся около 90 таких машин. В ходе выполнения программы SEMA (Special Electronics Mission Aircraft) по созданию вертолета радиоэлектронной борьбы несколько машин UH-1H фирмы «Белл» были оборудованы аппаратурой ALQ-151 «Квик Фикс-2», предназначенной для пеленгования, перехвата и создания помех средствам связи противника. Но ее объем и масса (около 815 кг) оказались слишком велики, и 1980 году лаборатория электронных систем получила контракт, предусматривавший установку усовершенствованной системы - «Квик Фикс-2В» на вертолет UH-60A. Первый полет демонстрационный образец YEH-60A совершил 24 сентября 1981 года, а первый серийный вертолет ЕН-60А был построен для СВ США в июле 1987-го (для этой модели было также зарезервировано обозначение ЕН-60С). Оборудование включало более мощную систему электропитания, систему обнаружения и подавления радиоэлектронных средств противника AN/ALQ-151(V)2 с четырьмя дипольными антеннами, расположенными по обе стороны хвостовой балки, и выдвижной штыревой антенной под фюзеляжем. Управление системой осуществляют два оператора со своих рабочих мест. Одна машина отличалась необычными прямоугольными трубчатыми антеннами на хвостовой балке, стойка которых размещалась приблизительно в том же месте, что и нормальные вертикальные диполи. Вертолет был оборудован системой HIRSS. Контракт с подрядчиком на переоборудование 40 UH-60A в вариант ЕН-60А стоимостью 51 млн долларов был подписан в октябре 1984 года. Производство 66 машин (не считая опытного образца) было профинансировано в 1987 финансовом году, а завершена программа в 1989-м. Бортовая аппаратура вертолетов этой модификации позволяет фиксировать радиоизлучения с различными способами формирования сигнала в KB- и УКВ-диапазонах и определять местонахождение их источников, а также осуществлять подавление радиосвязи в УКВ-диапазоне. Базовый комплекс самообороны вертолетов UH-60A и L дополнен системой предупреждения о пуске ракет атаке AN/ALQ-156(V), станцией активных помех AN/ALQ-136(V) и приемопередатчиком непрерывного излучения AN/ALQ-162(V). С 1987 года на сериях UH-60 и ЕН-60 начали устанавливать бортовой регистратор параметров полета. Шесть вертолетов ЕН-60А были переоборудованы в вариант EH-60L. Они были оснащены силовой установкой и трансмиссией от модификации UH-60L, что позволило увеличить полетную массу с 7 845 до 10 206 кг. С 1997 года в целях радиоэлектронной поддержки передовых наземных частей дивизионного уровня на них устанавливались тактическая станция постановки помех AN/MLQ-34 TACJAM (TACtical JAMmer), предназначенная для обнаружения, определения направления, опознавания и отслеживания сигналов связи в ВЧ-, УВЧ-, ОВЧ- и СВ-диапазонах, система CHALS-X (Communications High-Accuracy Location - exploitable) - для определения направления на станции, работающие в ВЧ-, УВЧ- и СВЧ-диапазонах, и подсистема определения направления на станции, работающие в ОВЧ-диапазоне. Инерциальный навигационный комплекс вертолета сопряжен с усовершенствованной станцией АСУ силами и средствами ПВО НАТО «Нейдж», приемником КРНС NAVSTAR с блоком управления и индикации в кабине экипажа. Цифровая вычислительная система используется в системах управления вертолетом и навигации. Рабочее место оператора оборудовано клавиатурой с «трекболом» и цветным монитором размером 483 х 483 мм. Радиосвязное оборудование включает широкополосную линию передачи данных PRC-118, две одноканальные радиостанции AN/ARC-201 SINCGARS и цифровое устройство записи речевой информации AN/UYH-15, а оборудование самообороны - усовершенствованные системы индивидуальной защиты AN/ALQ-144(V)1 и предупреждения о ракетной атаке AN/ALQ-156(V)2, а также приемопередатчик непрерывного излучения AN/ALQ-162(V)2. Модификация для медицинского и поисково-спасательного обеспечения UH-60Q Dustoff (Dedicated Unhesitating Service To Our Fighting Forces) была заказана министерством СВ США после окончания войны в зоне Персидского залива, которая показала, что для эвакуации личного состава необходим вертолет большего радиуса действия, чем UH-1V «Ирокез». Первый полет опытный образец YUH-60A(Q), созданный на базе UH-60A, совершил в январе 1993 года, а в сентябре того же года началась 12-месячная программа оценки концепции. В 1996 и 1997 годах были построены по два опытных вертолета. Во II квартале 1997 года проведены летно-конструкторские, а в сентябре 1998-го закончены войсковые испытания. Медицинское оборудование салона на шесть носилочных раненых включает дефибрилляторы, системы дыхания, интубации, аспирации и кислородную, а также контроля за жизненно важными функциями организма. Вертолет оснащен системой управления специальным оборудованием, внутренней связью, РЛС разведки погоды, доплеровским измерителем скорости и угла сноса AN/ASN-128C с коррекцией координат по КРНС NAVSTAR, ИК-системой переднего обзора и МФД. Кроме того, на нем установлены приборы ночного видения, персональные аварийные радиостанции AN/ARS-6(V)2, системы HIRSS и ESSS, усовершенствованное устройство обмена данными, одноканальные цифровые радиостанции SINCGARS, а также двигатели T700-GE-701 С. Машина оборудована внешними спасательными лебедками: HS-29900 с электроприводом и BL-27100-85 с гидроприводом. Последняя была также заказана министерством ВМС США в ноябре 2002 года для установки на все морские версии этой машины. Всего командование СВ планирует модернизировать около 350 вертолетов UH-60A в вариант UH-60Q. За
основу медицинского варианта НН-60М взят усовершенствованный вертолет
UH-60M. Около 360 единиц должны быть закуплены для нужд полевых медицинских
частей первой и второй линий. * Начало см: Зарубежное военное обозрение. - 2008- № 4. - С. 55-60. (Продолжение следует) Зарубежное военное обозрение №5 2008 С. 59-63 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 10592 | | |
Всего комментариев: 0 | |