search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американский танк M1 "Абрамс" и его модификации

Американский танк M1 "Абрамс" и его модификации

Полковник Н. Фомич

В планах повышения боеспособности сухопутных войск командование армии США важное место отводит оснащению их новейшими образцами боевой техники, в том числе танками. Как отмечается в иностранной печати, в настоящее время основу танкового парка американских сухопутных войск составляют танки серии М60 (более 9000). С 1980 года на вооружение танковых батальонов поступают качественно новые танки М1 "Абрамс" и их усовершенствованные варианты. Первоначально планировалось закупить 7058 таких машин, затем эта цифра поднялась до 7467, а в 1988 году было решено довести к 1998 году общее количество этих танков до 12000. Командование сухопутных войск США намечало к началу текущего года укомплектовать данными танками 89 танковых батальонов.

К работам по созданию танка М1 "Абрамс" американские специалисты приступили в начале 70-х годов (программа ХМ1) после прекращения в 1970 году совместной с ФРГ разработки перспективного танка МВТ-70. Упрощенный вариант последнего, получивший в США обозначение ХМ803, также остался в стадии опытного образца.

Выработанные специально образованной группой армейских экспертов требования к новому танку были переданы фирмам "Крайслер" и "Дженерал моторс", с которыми в 1973 году были заключены контракты, предусматривающие создание на конкурсной основе опытных образцов танка XML После всесторонних испытаний в 1976 году был выбран образец фирмы "Крайслер", которая затем приступила к его полномасштабной разработке.

Рис. 1. Компоновочная схема танка М1 "Абрамс": 1 - 105-мм нарезная пушка; 2 - перископический прибор механика-водителя; 3 - 7,62-мм спаренный пулемет; 4 - телескопический прицел наводчика; 5 - наводчик; 6 - основной прицел наводчика; 7 - гранатомет для постановки дымовых завес; 8 - пульт управления командира танка; 9 - 12,7-мм пулемет; 10 - основной прицел командира; 11 - прицел командира для ведения огня из пулемета; 12 - командир танка; 13 - 7,62-мм пулемет; 14 - люк; 15 - вспомогательный вентилятор; 16 - анемометр; 17 - отсек для боеприпасов; 18 - газотурбинный двигатель AGT-1500; 19 - воздушный фильтр; 20 - кормовые топливные баки; 21 - основ, ной вентилятор; 22 - трансмиссия; 23 - воздухозаборник двигателя; 24 - заряжающий; 25 - патронная коробка спаренного пулемета; 26 - блоки электронной аппаратуры; 27 - передние топливные баки; 28 - механик-водитель; 29 - рулевая колонка; 30 - педаль тормоза; 31 - основной пульт управления

Рис. 2. Отделение управления (вид со стороны сиденья механика-водителя)

Рис. 3. Проекции и размеры танка М1 "Абрамс"

Рис. 4. Схематичное изображение воздействия кумулятивной струи на боекомплект, размещенный в нише башни танка М1 "Абрамс" (а) и защита экипажа при отсутствии (вверху) и наличии (внизу) броневых перегородок (б): 1 - кумулятивная струя; 2 - бронелисты крыши, вылетающие при взрыве боеприпасов; 3 - броневая перегородка

Первый серийный танк M1 "Абрамс" был выпущен в феврале 1980 года на армейском танковом заводе в г. Лайма (штат Огайо). Его производство осуществляется также на танковом заводе (г. Детройт), принадлежащем корпорации "Дженерал дайнэмикс", которая в 1982 году приобрела отделение фирмы "Крайслер", занимавшееся созданием этого танка.

Как считают американские специалисты, по своим основным характеристикам М1 "Абрамс" почти в 2 раза превосходит М60А1. Он имеет классическую компоновку (рис. 1) и отличается наличием мощного бронирования сварных корпуса и башни. В их передних частях применено многослойное бронирование, подобное английской броне "чобхэм", используемой на танках "Челленджер" и "Леопард-2". Характерным для М1 "Абрамс" является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости, что снижает его уязвимость от бронебойных снарядов. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулежа. Его отделение (рис. 2) находится в средней передней части корпуса. Для управления движением танка имеется Т-образная рулевая колонка (мотоциклетного типа), связанная через соответствующий рычаг с автоматической трансмиссией. В верхней части колонки расположен рычажок переключения передач, устанавливаемый в положения: "нейтраль", "задний ход" и "передний ход" (два). Регулировка подачи топлива осуществляется вращением наконечников рукояток рулевой колонки. Проекции танка М1 "Абрамс" показаны на рис. 3.

Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса и верх ходовой части прикрыты навесными броневыми экранами.

Большое внимание было уделено изоляции членов экипажа от боеприпасов и горючего за счет установки броневых перегородок (рис. 4). В случае возникновения очагов пламени почти мгновенно срабатывает автоматическая система противопожарного оборудования. Для тушения пожара используется сжиженный газ хэлон.

В бронированной башне кругового вращения установлена 105-мм нарезная пушка М68Е1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Справа от нее находятся места командира и наводчика, а слева - заряжающего. В изолированном отсеке кормовой части башни в боеукладках размещена основная часть боекомплекта пушки (44 унитарных выстрела из 55). Доступ к снарядам возможен после открывания броневых перегородок. Остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах, закрепленных в корпусе танка (восемь штук) и на полике башни перед заряжающим (три).

В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном М735 (сердечник из вольфрама), М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), а также учебные выстрелы М737.

Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулеметом, спаренным с пушкой, вторым пулеметом такого калибра, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулеметом, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект 11400 патронов (калибр 7,62 мм) и 1000 патронов (12,7 мм). На бортах башни закреплены шестиствольные гранатометы для постановки дымовых завес. Имеется также термодымовая аппаратура.

На танке М1 "Абрамс" используется современная система управления огнем. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Вспомогательный прицел телескопический. Пульт управления связан с электрогидравлическими приводами стабилизатора орудия. У командира имеется приставка от основного прицела наводчика (может одновременно с ним вести наблюдение) и перископический прицел для стрельбы из 12,7-мм пулемета. Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. В него автоматически вводятся значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки. Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.

После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что создает определенную утомляемость для глаз, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, не зависимого от прицела наводчика.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель AGT-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В зарубежной прессе сообщалось, что блок может быть заменен менее чем за 1 ч.

Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего, это возможность получения большей мощности при меньшем объеме ГТД. Кроме того, последний имеет меньшую массу (примерно в 2 раза), относительно простую конструкцию, больший (в 2-3 раза) ресурс работы. Он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности. Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки.

AGT-1500 (рис. 5) является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине 1193°С. Скорость вращения выходного вала 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 "Абрамс" разгон до скорости 30 км/ч за 6 с.

Рис. 5. Газотурбинный двигатель AGT-1500
Рис. 6. Ходовая часть танка М1 "Абрамс": 1 - опора подшипника и оси балансира; 2 - поддерживающий ролик; 3 - балансир направляющего колеса; 4 - торсион; 5 - направляющее нолесо; 6 - амортизатор; 7 - опорный каток; 8 - опора балансира; 9 - балансир; 10 - гусеница; 11 - ведущее колесо
Рис. 7. Изменения, выполненные в танке М1А1 "Абрамс": 1 - элементы системы защиты от оружия массового поражения; 2 - усовершенствованные трансмиссия и бортовая передача; 3 - корзина для перевозки имущества; 4 - новая боеукладка; 5 - улучшенные Оронелисты крыши, вылетающие при взрыве боеприпасов; б - коробка с пулеметной лентой спаренного пулемета; 7 - лоток подачи патронов; 8 - отражатель; 9 - коробка для стреляных гильз спаренного пулемета; 10 - маска пушки; 11 - 120-мм пушка; 12 - дополнительное бронирование передней части башни

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Х-1100-3В обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Ходовая часть танка включает по семь опорных катков (на сторону) и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми подушками (рис. 6). Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Пробег используемых в настоящее время гусениц Т156 составляет 1000-1700 км в зависимости от дорожных условий, местности и погоды. Однако, согласно первоначальным требованиям он должен был достигать 3200 км. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о применении новых гусениц Т158, испытания которых уже закончились.

Танк М1 "Абрамс" оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной (AN/VDR-1) и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция AN/VRC-12, а внутренней - танковое переговорное устройство.

Судя по сообщениям иностранной печати, на базе танка М1 "Абрамс" созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал, бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Мостоукладчик НАВ (Heavy Assault Bridge) предназначен главным образом для обеспечения преодоления преград шириной до 30 м танками М1 "Абрамс". Время укладки моста составляет всего 5 мин. Опытные образцы уже прошли войсковые испытания.

Катковым минный трал TMMCR навешивается на переднюю часть корпуса танка М1 "Абрамс". Рабочая скорость преодоления минных полей до 16 км/ч, ширина проделываемого прохода 2х1,1 м (две колеи).

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина ARV-90, которая создана фирмой "Дженерал дайнэмикс", оснащена специальным оборудованием: подъемным поворотным краном (грузоподъемность 35 т), тяговой лебедкой (максимальное усилие 70 т) и бульдозерным отвалом. Приводы оборудования гидравлические. В корме машины предусмотрено место для транспортировки силовой установки танка М1 "Абрамс". Данная БРЭМ пока еще находится в стадии опытных образцов, хотя уже подготовлена к серийному производству.

Первый усовершенствованный вариант танка М1 "Абрамс", появившийся в октябре 1984 года, выпускался до мая 1986 года (всего поставлено 894 единицы). От оригинала этот вариант отличается в основном улучшенной броневой защитой. Одновременно велись работы по еще более качественному повышению боевых характеристик танка, прежде всего его огневой мощи. В результате был создан модернизированный вариант, получивший обозначение М1А1 (часто к нему добавляют прежнее название "Абрамс"). Его производство началось в августе 1985 года, а первые серийные образцы в середине 1986-го поступили в танковое подразделение сухопутных войск США, дислоцирующихся в ФРГ. Всего планируется выпустить около 4200 таких машин.

Танк М1А1 "Абрамс" (см. цветную вклейку) вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой западногерманской разработки, используемой на танках "Леопард-2". Вследствие применения орудия большего калибра боекомплект был снижен до 40 выстрелов унитарного заряжания, размещаемых в специально сконструированной бронированной бое-укладке. Основную часть боекомплекта составляют выстрелы со снарядами двух типов: бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном и оперенным сердечником (изготовленным из вольфрама или обедненного урана) и многоцелевые (кумулятивного и осколочно-фугасного действия). Имеется некоторое количество учебных выстрелов. У всех выстрелов гильзы со сгорающим корпусом и стальным поддоном.

На новом образце установлены прежние трансмиссия и бортовые передачи, но доработанные до более качественного уровня с учетом результатов их эксплуатации на танках М1 "Абрамс". Для улучшения защиты экипажа в условиях действий на зараженной местности наряду с использованием индивидуальных средств (противогазы М25А1) танки М1А1 "Абрамс" оснащаются системой создания избыточного давления в боевом отделении. Несколько усилена броневая защита башни. Основные изменения, выполненные в танке М1А1 "Абрамс", показаны на рис. 7. Боевая масса модернизированного танка возросла до 57 т.

В 1988 году было начато производство танков М1А1 "Абрамс", у которых броня лобовых частей корпусов и башен имеет включения обедненного урана. Плотность последнего в 2,5 раза выше, чем у стальной брони. По мнению американских специалистов, применение данной технологии позволило повысить броневую защиту этих танков, в том числе от воздействия кумулятивных боеприпасов. Вместе с тем боевая масса танка с такой броней 'увеличилась на 1,5 т. Отмечается, что низкий уровень естественной радиоактивности обедненного урана безопасен для членов экипажа. Первые танки этой серии уже поступили в танковые подразделения сухопутных войск США в ФРГ. А всего намечено выпустить около 3000 таких машин.

Специалисты фирмы "Дженерал дайнэмикс" в соответствии с контрактом, заключенным с армией США, продолжают работы по дальнейшему совершенствованию танка М1А1 "Абрамс". Будущий вариант, получивший обозначение М1А2, может сойти с конвейера в 1992 году. Он будет включать улучшенную командирскую башенку, командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV (Commander's Independent Thermal Viewer), лазерный (на СО2) дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, информационную систему управления боем BMS (Battlefield Management System) или бортовую информационную систему IVIS (Inter-Vehicular Information System).

Тепловизионный прибор CITV уже создан. Он будет устанавливаться на крыше башни перед люком заряжающего. Изображение наблюдаемой местности (прибор можно вращать на 360°) передается на экран, расположенный перед командиром танка.

В ходе дальнейшей модернизации данного танка планируется применить на нем усовершенствованную броневую защиту, новую 120-мм пушку (меньшей массы) и боеприпасы, автомат заряжания, новую систему управления огнем, систему автоматического поиска, обнаружения и опознавания целей, более совершенную подвеску (возможно, гидропневматическую) и ряд других конструктивных решений.

В настоящее время танки М1 и М1А1 "Абрамс" находятся на вооружении только американских сухопутных войск. В начале 1991 года намечено поставить первую партию танков М1А1 "Абрамс" морской пехоте США. Всего будет закуплено 560 единиц. Ими заменят танки М60А1, состоящие на вооружении частей морской пехоты. Для танков М1А1 "Абрамс" создан и прошел испытания комплект оборудования для подводного вождения, включающий две трубы (одна для воздухопритока, а вторая - для выхлопных газов двигателя). С помощью данного оборудования танки М1А1 "Абрамс" могут преодолевать водные преграды глубиной до 2 м.

В 1988 году фирма "Дженерал дайнэмикс" и военно-политическое руководство Египта подготовили меморандум, предусматривающий производство в течение десяти лет 540 танков М1А1 "Абрамс" на египетском танковом заводе (вблизи Каира). Перед его началом в 1991 году фирма поставит 15 таких танков. Отмечается, что 40 проц. компонентов танка будут изготавливаться в Египте, а остальные поставляться из США для окончательной сборки.

По сообщениям иностранной печати, Саудовская Аравия планирует закупить 315 танков М1А2 "Абрамс". В отличие от оригинала броня их корпусов и башен не будет содержать включения обедненного урана. Поставки этих танков намечается осуществить в период с 1994 по 1999 год. Ими будут заменены французские танки AMX-30S, состоящие на вооружении сухопутных войск Саудовской Аравии.

Определенный интерес к американскому танку, и, прежде всего, в плане возможного принятия его на вооружение, проявляют также командования армий Великобритании, Канады и Пакистана.

Зарубежное военное обозрение №2 1990 С.

Смотри также

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (12.10.2008) | Автор: Полковник Н. Фомич
Просмотров: 8248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar