Проект федерального бюджета США на 2008 финансовый год
Полковник В. Нестёркин
Президент США Джордж Буш направил в конгресс проект федерального бюджета США на 2008 финансовый год, который начинается 1 октября 2007-го. Во внесенном для рассмотрения документе расходы федерального бюджета определены в размере 2,9 трлн долларов. Как отмечают американские экономисты, отличительной чертой проекта является то, что соотношение его расходов и поступлений предполагают прежде всего ликвидацию (в будущем) бюджетного дефицита при одновременном отказе от увеличения налогового бремени и резком расширении затрат на военные нужды, главным образом на операции в Ираке и Афганистане (для справки, по данным американских СМИ, ежемесячные расходы на войну в Ираке в текущем финансовом году достигли 8,6 млрд долларов, еще в 1,4 млрд долларов обходится присутствие американских войск в Афганистане).
Согласно прогнозам Административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома, благодаря усилиям администрации Дж. Буша, часть которых отражена в проекте бюджета, дефицит средств в государственной казне будет последовательно сокращаться в течение следующих четырех лет. Предполагается, что к 2012 году его удастся искоренить полностью и последующий бюджет будет с профицитом, размер которого составит 61 млрд долларов. Для сравнения, 2006 финансовый год Соединенные Штаты закончили с дефицитом бюджета, равным 248 млрд.
В то же время, по мнению специалистов бюджетного управления конгресса США, планы исполнительной ветви власти, предполагающие сохранение в силе ранее введенных налоговых послаблений и после 2010 года, не позволят ликвидировать дефицит. Как утверждают эксперты сената и палаты представителей, реализация таких замыслов приведет лишь к тому, что к 2012 году дефицит бюджета будет составлять 146 млрд долларов. Однако, как полагают в конгрессе, отказ от сохранения после 2010 года налоговых послаблений даст возможность исполнить бюджет в 2012-м с профицитом в размере 170 млрд долларов, если будет обеспечен экономический рост.
Направленный в конгресс документ отражает стремление администрации
снизить ассигнования в общей сложности по 141-й статье бюджета, которые касаются, в частности, здравоохранения, образования, жилищного строительства и ряда других областей внутренней жизни страны, имеющих большое значение для демократической партии, которая в настоящее время контролирует как палату представителей, так и сенат конгресса США.
Лидеры демократов в конгрессе уже подвергли планы администрации решительной критике. На взгляд представителей демократической партии, проект бюджета 2008 года по сути представляет собой попытку придать постоянный характер налоговым послаблениям, наибольшую выгоду от которых получает самая зажиточная часть населения страны, за счет недофинансирования социальных программ, обеспечивающих поддержку несовершеннолетних и престарелых, а также ухудшения долгосрочного фискального «здоровья» американской экономики.
На нужды Пентагона исполнительная ветвь власти в проекте бюджета запросила 481,4 млрд долларов. Это на 11,3 проц. больше, чем в текущем году, и на 62 проц. больше, чем в 2001-м, когда Джордж Буш возглавил Белый дом. Причем в проект бюджета министерства обороны не включены почти 16 млрд долларов, которые будут затрачены на проекты, связанные с ядерным оружием по линии министерства энергетики. При этом впервые администрация Буша указала в проекте сумму вероятных расходов на ведение операций в Ираке и Афганистане - 141,7 млрд долларов. Приводятся в бюджетных документах и данные о предполагаемом объеме ассигнований на эти цели в 2009 году - 50 млрд.
Между тем Белый дом уже признал, что цифры затрат на афганскую и иракскую кампании даже на 2008 год могут оказаться «не окончательными». В целом в 2008 году администрация запланировала расходы Пентагона в размере 624,6 млрд долларов, что составляет почти пятую часть госбюджета. По свидетельству аналитиков, это самые крупные затраты на военные нужды с 1946 года. Годовой прирост, сопоставимый с имеющим место в настоящее время, наблюдался лишь после терактов 11 сентября 2001 года и в первые четыре-пять лет правления Рональда Рейгана в 1980-х годах.
На внешнеполитическую деятельность в следующем году намечается выделить 34,9 млрд долларов (в 2006-м на эти цели затрачено 30,2 млрд). Из указанной суммы 20,3 млрд долларов пойдет на оказание финансовой помощи другим странам, что на 12 проц. превышает аналогичный показатель двухлетней давности. При этом крупнейшим реципиентом американского экономического вливания останется Израиль. Своему ключевому союзнику на Ближнем Востоке Вашингтон намерен предоставить 2,4 млрд долларов. За Израилем в данном списке следуют Египет -1,721 млрд, Афганистан -1,067 млрд, Пакистан - 785 млн долларов, Судан -673 млн, Индонезия - 158 млн, сербский край Косово - 151 млн (американская помощь которому увеличится почти в 2 раза по сравнению с оказываемой сейчас).
Различные программы помощи республикам бывшего СССР Белый дом собирается профинансировать в объеме 352 млн долларов, тогда как в 2006 году на это было затрачено 427 млн долларов, а в 2007-м намечено выделить на эти цели 435 млн.
Содействие государствам Восточной Европы и Балтии, как ожидается, обойдется американским налогоплательщикам в 2008 году в 289 млн долларов, то есть фактически останется на уровне 2006-го -288 млн. В текущем году эта статья финансируется в объеме 269 млн долларов.
Совету по международному вещанию США - органу, который контролирует работу финансируемых правительством теле- и радиостанций, в 2008 году намечается предоставить 668 млн долларов против 646 млн в 2006 году и почти 644 млн в 2007-м. «Голос Америки» планирует в 2008 финансовом году свернуть радиопередачи, сохранив только телевещание на русском языке. Одновременно власти США предлагают не только продолжить, но и нес-
колько расширить русскоязычное вещание . своих радиостанций «Свобода/Свободная Европа» (РС/РСЕ) в УКВ-диапазоне.
Планы организации информационно-пропагандистского телерадиовещания плотно увязаны с внешнеполитическими приоритетами администрации. Соответственно они включают расширение программ, нацеленных на Ближний Восток, Иран, Афганистан и Пакистан, а также на мусульман, проживающих в Европе, В целом на арабоязычное вещание запрошено 116 млн долларов. В 2008 году Совет по международному вещанию намерен довести до 10 ч объем ежедневного вещания на КНДР, запустить в прямом эфире новую ежедневную трехчасовую программу телепередач для Ближнего Востока и заложить основу для круглосуточного новостного вещания телеканала «Аль-Хурра», а также уже с февраля 2007 года приступить к трансляции на страны Африканского Рога ежедневных получасовых радиопрограмм на сомалийском языке, перевести на ежедневный режим вещание на Кубу, повысив при этом технические и качественные характеристики, расширить работу «Голоса Америки» по некоторым темам для Венесуэлы.
Расходы на энергетику в 2008 году предполагается довести до 24,26 млрд долларов, что на 6 проц. выше показателя текущего года.
Больше других (на 7 проц.) может быть увеличена статья расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. На них планируется израсходовать 4,4 млрд долларов против 3,6 млрд в 2007 году. Речь, в частности, идет о создании суперкомпьютеров, развитии нанотехноло-гий и исследованиях в области производства биотоплива. На программу выпуска этанола выделяется 179 млн долларов, то есть почти вдвое больше, чем в 2007 году.
На реализацию американских программ в рамках проекта строительства международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) планируется выделить 160 млн долларов. Еще 405 млн долларов предполагается ассигновать на реализацию программы глобального партнерства в ядерной энергетике, которую Буш выдвинул в 2006 году.
Деятельность Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) планируется профинансировать в объеме 17,3 млрд долларов. Это на 3,1 проц. больше, чем в предыдущем финансовом году. Почти 2/3 своего бюджета НАСА собирается израсходовать на строительство международной космической станции и создание космического корабля многоразового использования.
ЗВО №4 2007
Смотрите также
|