Договор по открытому небу Полковник В. Звенигородский, Идея создания режима «открытого неба» впервые была выдвинута американской стороной 21 июля 1955 года на Женевском совещании глав правительств четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция). Данная идея предлагалась в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью и предполагала обмен данными о вооруженных силах, военных объектах и предоставление друг другу возможности производить аэрофотосъемку своих территорий. Действующие договоры в области разоружения накладывают ряд ограничений на проведение инспекций на местах, что не позволяет получать достаточно полную информацию о военных, военно-промышленных объектах и военной деятельности иностранных государств. Национальные технические средства контроля, в свою очередь, также могут использоваться ограниченно в отдельных случаях или в определенных условиях. Поэтому в мае 1989 года на сессии совета НАТО, где американская инициатива получила дальнейшее развитие, были одобрены основные принципы режима «открытого неба». В том же году руководство СССР выразило готовность участвовать в разработке будущего договора. Дальнейшее согласование Договора по открытому небу (ДОН) осуществлялось в г. Вена в 1991 - 1992 годах. В настоящее время этот документ подписали 27 государств: 16 стран - членов НАТО, шесть восточноевропейских государств -Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, пять бывших советских республик - Россия, Белоруссия, Грузия, Киргизстан и Украина. Россия подписала договор 24 марта 1992 года в г. Хельсинки. Однако в связи с тем, что ДОН Россией, Белоруссией и Украиной не ратифицирован, в силу он пока не вступил и реализуется лишь в рамках так называемого «режима временного применения». По мнению зарубежных военных специалистов, характерной его особенностью является то, что он строится на принципах доверия и сотрудничества, предусматривая возможность выбора гибких форм практической реализации, наиболее удобных как для наблюдаемой, так и для наблюдающей сторон. ДОН не является договором о контроле над вооружениями в традиционном смысле и не предусматривает уничтожения или ограничения возможностей какого-либо оружия либо другого военного снаряжения. Однако наблюдательные полеты, которые будут проводиться в соответствии с ним, во многом схожи с мероприятиями по проверке, выработанными в ходе других, уже действующих договоров в области контроля над вооружениями. Таким образом, режим «открытого неба» рассматривается как дополнительное средство контроля и в комплексе с различными национальными техническими средствами позволяет повысить уровень решения задач контроля над вооружениями в условиях относительно спокойной военно-политической обстановки. С целью практической реализации положений ДОН государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу (ККОН) со штаб-квартирой в г. Вена, которая формируется из представителей каждого государства-участника и проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные - созываются ее председателем по запросу одной или более стран-участниц. Структурно этот договор состоит из 19 статей, 16 приложений и четырех добавлений к ним, которые определяют механизм проведения режима «открытого неба». Они, в частности, регламентируют требования к самолетам наблюдения, определяют набор и технические возможности аппаратуры, содержат процедуры организации наблюдательных полетов и обработки полученных аэросъемочных материалов, а также юридические нормы, необходимые для правового обеспечения реализации данного режима, в том числе вопросы предоставления материалов аэросъемки другим государствам-участникам . В Договоре по открытому небу закрепляется количество активных (наблюдательные полеты, выполняемые над территорией другого государства-участника) и пассивных (наблюдательные полеты, выполняемые над своей территорией другим государством-участником) квот. С вступлением его в силу Россия ежегодно будет иметь по 42 активных и пассивных квоты. Договор предусматривает постепенное вхождение стран-участниц в режим «открытого неба» путем поэтапного его осуществления. Так, на первом этапе действует временное применение ДОН, позволяющее подготовиться к ратификациии и выполнению наблюдательных полетов. В этот период планируется согласовать финансовые вопросы и методики определения разрешающей способности аппаратуры наблюдения, оборудовать аэродромы «открытого неба» техническими средствами проверки аппаратуры наблюдения и обработки полученных в полете материалов, обучить персонал, который будет осуществлять наблюдательные полеты, и т. д. На этом этапе на основе взаимных договоренностей выполняются пробные наблюдательные полеты для практической отработки положений договора и проводятся различные эксперименты по выработке методик применения инфракрасных, телевизионных, оптических и радиолокационных систем наблюдения с самолетов «открытого неба». Второй этап реализации ДОН будет продолжаться в течение трех-четырех лет после вступления его в силу. В ходе его для проведения полетов государства - участники договора обязаны предоставлять самолет наблюдения, оснащенный только одним панорамным или двумя кадровыми аэрофотоаппаратами (АФА). На третьем этапе они имеют право использовать самолет наблюдения, оснащенный не менее чем одним оптическим панорамным и тремя кадровыми АФА, видеокамерой с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, пассивным инфракрасным (ИК) устройством линейного сканирования и радиолокационной станцией бокового обзора (РЛС БО) с синтезированной апертурой. ТТХ аппаратуры наблюдения, установленной на таком самолете, не могут превышать установленных ограничений. Оптические АФА и видеокамеры при минимальной высоте съемки должны иметь разрешающую способность на местности не лучше 30 см. При оснащении самолета тремя кадровыми АФА один из них устанавливается вертикально для выполнения плановой съемки, а два других - для перспективного фотографирования с полосой покрытия местности до 50 км от оси трассы полета. ИК устройство и РЛС БО должны иметь разрешающую способность на местности (при минимальной высоте съемки) не лучше 50 см и 6 м соответственно. Для обеспечения выполнения указанных требований наблюдательных полетов в режиме «открытого неба» государства-участники: Бельгия, Греция, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция образовали специальный консорциум и разработали систему «Подвеска», которая будет попеременно устанавливаться на самолетах С-130Н каждой страны. Комплект аппаратуры наблюдения данной системы состоит из одного панорамного фотоаппарата KS 116 и трех кадровых KS 87В. В него входят также две аналоговые видеокамеры SEKAL: одна с фиксированным фокусным расстоянием крепится вертикально, другая (с переменным) сориентирована вперед по курсу полета и предназначена для ориентации оператора аппаратуры наблюдения. Запись изображения, получаемого с вертикально установленной видеокамеры, производится двумя записывающими устройствами HI8PAL. В Соединенных Штатах Америки для реализации этого документа и выполнения наблюдательных полетов создан самолет «открытого неба» ОС-135В (рис. 1), в состав бортового оборудования которого входят три кадровых АФА KS-87 и один КА-91 для выполнения съемок с высот 900 и 10 600 м соответственно. Система аннотирования данных «Милетус», построенная на базе персональной ЭВМ IBM-486, обрабатывает навигационные параметры, считывает высоту полета, время и принимает сигналы от АФА на аннотирование с учетом реальных текущих условий (высоты, времени, угла крена и другой информации). Кроме того, эта система записывает изображение и навигационные параметры кадра на магнитный диск, а затем передает их для воспроизведения на два цветных монитора Barko YGA. Навигационная система «Литтон-92», отличающаяся высокой точностью и надежностью, представляет собой бортовую навигационную систему INS, корректируемую по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR. Она обеспечивает полет самолета наблюдения от исходной точки маршрута по всему пути без использования наземных навигационных пунктов. INS выдает в систему «Милетус» данные о широте и долготе места, времени, угле крена и барометрической высоте. Объединенная радиолокационная система CARA определяет высоту полета относительно уровня моря, предоставляет точную информацию экипажу для самолетовождения и передает сигнал в систему «Милетус» для аннотирования. В Германии в качестве самолета наблюдения был выбран самолет Ту-154М российского производства. На его борту установлены: три кадровых АФА серии LKM 2000 (возможно также использование LKM 2030, 2021 и 2015); панорамный АФА LKM 2009 с углом поля зрения 104°; три видеокамерыУБ-бО, две из которых расположены наклонно и одна - вертикально. Изображение, получаемое этими видеокамерами, отображается на мониторе и может регистрироваться в цифровом виде на видеомагнитофоне «Ампекс» DCRS-107. На третьем этапе наблюдательных полетов планировалась установка на борту ТУ-154М двух ИКстанций линейного сканирования AN/AAD-5. Однако осенью 1997 года данный самолет разбился, и вопрос о его замене находится в стадии рассмотрения. В России в качестве самолета наблюдения используется Ан-30Б ,
на борту которого могут размещаться аэрофотоаппараты следующих типов: АФА-41/20,
АФА-41/10, АФА-41/7.5, АФА-42/20, АФА-54/50ФК. Таким образом, аэросъемка земной поверхности, выполняемая комплектом съемочной аппаратуры в соответствии с этим договором, позволяет фиксировать состояние оперативного оборудования территории государства, за которыми ведется наблюдение и отслеживать изменения в его военной деятельности, а также осуществлять контроль окружающей среды. Пробные наблюдательные полеты показали, что получаемая при этом информация является хорошим дополнительным материалом для контроля выполнения договоров и соглашений в военной области. Зарубежное военное обозрение №8 1998 С.13-18 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 6513 | | |
Всего комментариев: 0 | |