search
menu
person

NEWS AND UDATES


Договор о СНВ и ядерные союзники США (2023)

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент;
подполковник Ф. Черенков,
кандидат технических наук

Президент России В. Путин в феврале с. г. в послании Федеральному собранию заявил, что Москва временно приостанавливает свое участие в Договоре между Российской Федерацией и Соединенными Штатами о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее Договор о СНВ).

В обращении также были отмечены намерения администрации США по продлению сроков эксплуатации действующих и разработке новых видов ядерных боеприпасов с возможным проведением соответствующих испытаний, что нарушало бы положения "Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний". В связи с этим, В. Путин заявил: "Если США проведут испытания новых видов ядерных вооружений, Россия сделает то же самое. Глобальный паритет должен быть сохранен".

Известно, что Договор о СНВ был подписан президентами двух стран 8 апреля 2010 года, вступил в силу 5 февраля 2011-го и действует до 5 февраля 2026-го1. В соответствии с положениями Договора о СНВ Российская Федерация и США сокращают и ограничивают свои МБР и БРПЛ, их пусковые установки (ПУ), тяжелые бомбардировщики (ТБ), а также боезаряды на развернутых МБР и БРПЛ до следующих уровней:
– 700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ;
– 1 550 единиц для боезарядов на развернутых МБР и БРПЛ, ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми ТБ;
– 800 единиц для развернутых и неразвернутых ПУ МБР и БРПЛ, развернутых и неразвернутых ТБ.

Данные уровни сокращения СНВ сторонами были достигнуты в соответствии с положениями Договора о СНВ к 5 февраля 2018 года, что подтверждено работой инспекционных групп сторон и представлением взаимных уведомлений.

В 2021 году стороны планировали провести консультации в отношении возможной разработки нового соглашения в сфере сокращения и ограничения СНВ на замену существующему Договору. Согласно заявлению заместителя МИД РФ С. Рябкова, сделанному им до начала СВО на Украине, "принятое решение является обоюдовыгодным и правильным. У нас появляется значительный запас времени для запуска и проведения углубленных двусторонних переговоров по всему комплексу вопросов, влияющих на стратегическую стабильность, а также для обеспечения безопасности нашего государства на длительный период. Однако мы не можем дальше вести процесс сокращения СНВ, не принимая в расчет ракетно-ядерные потенциалы Великобритании, Франции и других стран, которые до сих пор остаются вне усилий по сокращению ядерных вооружений". МИД РФ постоянно подчеркивает, что американская сторона не ответила на предложения России по урегулированию проблемных вопросов, ранее переданных американцам в части, касающейся учета в будущем Договоре, так называемого совокупного ядерного потенциала стран НАТО, включающего стратегические наступательные силы США и их ядерных союзников3.

Современный состав СНС США2

Тип носителя

Состав СНС на 05.02.2011

Современный состав СНС США

Носители Заряды
ПУ МБР "Минитмэн-3" 450 400 400
ПУ ПЛАРБ/БРПЛ 14/336 13/240 1 080
СБ В-52Н/КРВБ АGМ-86В 60 44 600
СБ В-2А 16 12 192
АвБ В61-7,-11 96
АвБ В83 96
В-1В 52 - -
Итого в СНС 914 696 2464

Результаты прогноза наращивания состава развернутых средств СНС США

Тип носителей Состав СНС на 05.02.2011 Техническая возможность наращивания состава СНС
Носители Заряды
МБР "Минитмэн-3" 450 450 (1–3 бг) 1 050
ПЛАРБ "Огайо"/БРПЛ "Трайдент-2" 14/336 14/336 (8–12 бг) 3 830
СБ В-52Н/КРВБ АGМ-86В 60 60 (20 КР) 600
СБ В-2А АвБ В61-7,-11
АвБ В83
16 16 (16 АвБ) 256
СБ В-1В 52 36 (24 АвБ) 864
Итого в СНС 914 898 6600

Силы МБР. Результаты анализа выполнения Договора о СНВ показывают, что в силах МБР "Минитмэн-3" сохранены все 450 шахтных пусковых установок, заявленных на дату вступления Договора в силу 5 февраля 2011 года, при этом 50 из них содержатся без ракет, но остаются в готовности к загрузке. Организовано также их плановое техническое обслуживание и охрана.

В силах ПЛАРБ переоборудование четырех пусковых шахт на каждой из 14 подлодок типа "Огайо" в состояние "невозможности проведения пуска БРПЛ" проведено формально, поскольку процедуры их переоборудования с российской стороной не были согласованы.

В стратегической бомбардировочной авиации реконструкция части стратегических бомбардировщиков В-52Н для решения неядерных задач проведена формально и с Москвой также не согласована. Стратегические бомбардировщики В-1В заявлены в качестве носителей обычных средств поражения, при этом сохранены технические возможности для выполнения после проведения соответствующей доработки ядерных задач.

Возможности наращивания боевого состава стратегических наступательных сил США в варианте максимальной комплектации платформ головных частей, по расчетам американских экспертов, составляют до 30 сут. В период непосредственной угрозы агрессии и обострения стратегической обстановки предусмотрена техническая возможность дооснащения платформ головных частей МБР до трех боеголовок.

На каждой ПЛАРБ существует техническая возможность обратной дозагрузки ракетных отсеков до четырех БРПЛ. Учтена также возможность оснащения части ракет "Трайдент-2" двенадцатью боеголовками, что обеспечивается конструкцией двухярусной платформы разведения головной части.

Бомбардировщики В-52Н оснащаются крылатыми ракетами воздушного базирования типа АGМ-86 в ядерном оснащении в количестве до 600 единиц.

Для выполнения всех этих мероприятий потребуется весьма серьезная подготовка и напряженная работа сил и средств ядерно-технического обеспечения, представителей американского ВПК по оснащению боезарядами и их воспроизводству с соблюдением мер ядерной безопасности. Комплектование носителей ядерными боезарядами зависит от их наличия и технических возможностей по воспроизводству на объектах ядерного оружейного комплекса США, а также возможностей по обратному переоборудованию для решения ядерных задач.

Серьезной угрозой и дестабилизирующим фактором обстановки является наличие в боевом составе ВМС США четырех ПЛАРБ типа "Огайо", переоборудованных для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) "Томагавк" блок 4 в неядерном оснащении (до 154 на каждой лодке). Модернизированные ракеты могут барражировать в интересах поиска и последующего поражения подвижных грунтовых ракетных комплексов РВСН. Как уже отмечалось, необходимо суммировать ракетно-ядерный потенциал ядерных союзников США (Великобритания, Франция) и тактических ядерных сил НАТО.

Ядерные союзники США. Стратегические ядерные силы (СЯС) Великобритании. Военно-политическое руководство государства с участием США выполняет программные положения доктринального документа "Комплексного обзора безопасности, обороны, развития и внешней политики". В документе отмечается, что "СЯС Великобритании предназначены для сдерживания агрессора от нанесения ущерба британским интересам и усиления эффективности воздействия союзных ядерных сил, что укрепит безопасность страны и ее союзников по НАТО".

Как известно, ядерные силы королевства включают эскадру подводных лодок, в составе которой четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", оснащенные американскими БРПЛ "Трайдент-2" (16 ПУ с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, способных нести до восьми боеголовок мощностью 0,1–0,15 Мт, дальность стрельбы 9 000 км). Общее количество БРПЛ составляет 47 единиц, ядерных боеголовок – 300 единиц. Одна подлодка постоянно находится на боевом патрулировании, две – в месте постоянного базирования, одна – в резерве.

Особенность британских СЯС – наличие трех комплектов вооружения на четыре лодки и возможность дозагрузки ПЛАРБ ракетами и боеголовками.

Это свидетельствует о наличии возвратного ракетно-ядерного потенциала, предназначенного для наращивания боевых возможностей королевства и компенсации сокращения ядерных боезарядов СНС США в ходе выполнения американцами своих договорных обязательств. В боевом составе ВМС Великобритании также находятся многоцелевые подводные лодки типа "Эстьют", имеющие на вооружении КРМБ "Томагавк" блок 4, вид снаряжения которых требует уточнения.

Планами перспективного развития СЯС Соединенного Королевства предусмотрена реализация программы строительства четырех ПЛАРБ типа "Дредноут" нового поколения (подводное водоизмещение 17000 т, 12 ПУ БРПЛ "Трайдент-2"). Головную подлодку предполагается передать ВМС в 2032 году. Кроме того, предусмотрено участие Лондона в американской программе продления срока эксплуатации БРПЛ "Трайдент-2", что позволит сохранить эти ракеты на вооружении до начала 40‑х годов. Американские союзники при этом гарантируют, что ракетные системы, разрабатываемые на замену "Трайдент-2", будут совместимы с системой боевого управления пуском новых британских ПЛАРБ или могут быть дооборудованы.

Результаты анализа информационных материалов свидетельствуют о следующих направлениях развития их сотрудничества: согласование оперативных планов применения ядерных сил; обмен информацией о состоянии и перспективах развития ракетно-ядерных программ; поддержание и развитие объектов системы боевого управления и связи, находящихся в Великобритании; планирование и совместное участие СЯС в различных мероприятиях оперативной и боевой подготовки; увеличение состава американских специалистов, занимающихся техническими мероприятиями по стыковке различных систем американских БРПЛ с британскими ядерными боеголовками и др.

Стратегические ядерные силы Франции состоят из морской и воздушной компоненты. Морская включает 3-ю эскадру атомных подводных лодок стратегического морского командования ВМС, в составе которой 4 ПЛАРБ типа "Триумфан". На их вооружении находится 48 БРПЛ: один комплект из 16 ракет типа М-51.1 (дальность стрельбы 8000 км, КВО до 300 м, шесть термоядерных боеголовок ТN-75 индивидуального наведения мощностью по 150 кт, усовершенствованная система преодоления ПРО) и два комплекта по 16 БРПЛ типа М-51.2 (с аналогичными характеристиками по дальности, мощности, КВО, шесть боеголовок ТNО с повышенной устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва). Всего в составе боеготовых сил находится 48 БРПЛ с 288 ядерными боезарядами, суммарной мощностью 432 Мт.

Воздушный компонент включает 52 самолета-носителя "Рафаль", из них 40 тактических истребителей стратегического авиационного командования (САК) и 12 палубных самолетов из состава авиации ВМС, каждый с одной ядерной авиационной управляемой ракетой ASMP-А (ядерная боевая часть ТNА – 300 кт.). В боевом составе САК и авиации ВМС находится 80 ядерных зарядов. Боеготовый состав сил воздушного компонента СЯС включает 52 управляемые ракеты с ядерными боевыми частями суммарной мощностью 15,6 Мт, в резерве 28 управляемых ракет ASMP-А. Следует отметить, что самолеты-носители предназначены для выполнения боевых задач с дозаправкой и имеют значительную дальность боевого применения. Всего в составе СЯС Франции находится 100 носителей, которые способны нести 340 ядерных зарядов суммарной мощностью 58,8 Мт.

Необходимо подчеркнуть, что на момент подписания Договора о СНВ какой-либо практики сотрудничества в этой области между США и Францией американцами заявлено не было, поэтому данное обстоятельство должно постоянно подвергаться мониторингу, и факты их военно-технического сотрудничества в области СНВ должны рассматриваться с точки зрения возможного нарушения Договора. Результаты анализа зарубежных информационных материалов свидетельствуют, что Вашингтон оказывает помощь Парижу по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения технической безопасности ядерных материалов. Франция, в свою очередь, предоставляла США информацию по результатам ядерных испытаний. Между государствами действует "Меморандум о достижении соглашения" по сотрудничеству в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа". В документе имеется раздел "Контроль за состоянием ядерного арсенала", который регламентирует взаимодействие в области теоретических и экспериментальных методов моделирования, а раздел "Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа", определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов из ядерных и взрывчатых материалов.

В условиях действия Договора о СНВ у российской стороны вызывает озабоченность трехстороннее сотрудничество США со своими ядерными союзниками. По информации зарубежных специалистов, одно из государств в обход соглашения является посредником в передаче соответствующих материалов между двумя другими. Отмечаются тенденции по увеличению информационного обмена в части, касающейся ядерной проблематики. Подчеркивается, что после подписания Договора о СНВ сотрудничество США, Великобритании и Франции сосредоточено на анализе и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации боеприпасов без проведения ядерных испытаний. Кроме того, Франция имеет определенные достижения в области компьютерного моделирования процессов испытания данных боеприпасов на предмет подтверждения их надежности и безопасности. Это важно, поскольку в условиях вступления в перспективе в действие Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний во всех ядерных державах обозначилась проблема подтверждения надежности и безопасности их эксплуатации. Важно отметить, что сведения из области ядерных оружейных программ трех держав, могут быть сведены в единую базу данных. Кроме того, между Великобританией и Францией действует так называемое историческое соглашение о сотрудничестве в военной области, которое предусматривает совместное использование ядерных исследовательских центров.

Совместное ядерное планирование США и их союзников приобретает особую значимость. Его принципы общеизвестны: согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор объектов поражения; разработка данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС в связи с выполнением договорных обязательств; выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств; формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов ТЯО; передача и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ядерного оружия; определение вариантов применения ядерных сил; оценка выбранных вариантов на реализуемость, организация взаимодействия, обеспечения и управления; оформление, согласование и утверждение планирующих документов; сокращение сроков планирования и автоматизация процессов переприцеливания носителей на неплановые и вновь выявленные объекты поражения.

Необходимо отметить, что применение стратегических и тактических ядерных сил НАТО осуществляет Объединенное стратегическое командование (ОСК) ВС США (АвБ Оффут, штат Небраска) с участием специалистов из США, Великобритании, Франции и Группы ядерного планирования НАТО.

Перечень объектов поражения вероятных противников США и состав вооружения для их поражения ежегодно уточняется в ходе совместного ядерного планирования в ОСК ВС. В соответствии с этим Вашингтон имеет возможность сокращать свои СНВ до заявленных уровней, поскольку часть объектов вероятных противников может перепланироваться для поражения стратегическими ядерными силами союзников. Российская Федерация таких союзников не имеет.

Решение на боевое применение ядерных сил в Великобритании принимает премьер-министр, оно может согласовывается с президентом США. Вместе с тем алгоритм принятия данного решения предполагает и независимость от Белого дома. Решение на применение стратегических ядерных сил Франции президент государства принимает самостоятельно.

Тактические ядерные силы НАТО. В современных условиях военно-политической и стратегической обстановки Вашингтон и альянс уделяют особое внимание повышению роли и места ядерного оружия в стратегическом (ядерном) сдерживании вероятных противников и обеспечении безопасности союзников.

Так, в Стратегической концепции НАТО 2022 года (ст. 28) заявлено, что основополагающая цель ядерного потенциала – сохранение мира, недопущение принуждения и сдерживание агрессии. Подчеркивается, что пока существует ядерное оружие, альянс будет оставаться ядерным союзом, при этом применение оружия крайне маловероятно. Любое задействование ЯО против альянса коренным образом изменит характер конфликта. Североатлантический союз обладает силами и средствами, а также преисполнен решимости навязать противнику издержки, которые были бы неприемлемыми и намного перевесили выгоды противника.

В ст. 29 подчеркивается, что стратегические ядерные силы Североатлантического союза, особенно США, являются высшей гарантией безопасности стран – членов НАТО. При этом независимые стратегические ядерные силы Соединенного Королевства и Франции играют собственную роль в сдерживании и вносят существенный вклад в общую безопасность блока.

Силы ядерного сдерживания включают также развернутое в Европе ТЯО США передового базирования и вклад соответствующих государств – членов НАТО. В составе тактических ядерных сил альянса – около 200 ядерных авиабомб типа В61, которые размещены на АвБ в хранилищах на территории Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции. Носителями являются самолеты F-15, F-16, "Торнадо" и "Харриер" из состава ВВС США, Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции. В ходе выполнения боевых задач предусматривается дозаправка этих самолетов, что существенно увеличивает дальность их применения.

Основные направления развития ТЯО США в Европе определены в ядерной стратегии США. Завершается программа замены ядерных авиабомб трех модификаций (В61-3, В61-4, В61-7) тактического назначения на более высокоточную авиабомбу В61-12 с корректируемой мощностью от 0,3 до 50 кт, а также их носителей – истребителей F-15E на самолеты пятого поколения F-35A, которые поступают на вооружение ряда государств – членов НАТО и внеблоковых стран – партнеров США.

Результаты анализа показывают, что в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки проводится обучение летных экипажей и инженерно-технического состава по выдаче ядерных авиабомб или грузомакетов. Согласно ст. 19 Стратегической концепции НАТО предусматривается широкое участие неядерных союзников в ядерных миссиях, связанных с планированием, решением вопросов базирования ЯО в мирное время, подготовки и применения ядерных авиабомб, контроле и проведения консультаций. Так, на территории новых членов альянса давно ведутся работы по подготовке объектов инфраструктуры для постоянного базирования самолетов – носителей ЯО и их освоение (АвБ Зокняй, Литва; Лиеллеварде, Латвия; Эмари, Эстония). Руководством НАТО заявлено также о развертывании на этих авиабазах  американских ударных беспилотных летательных аппаратов, которые представляют серьезную угрозу стратегическим и критически важным объектам СЯС ВС РФ и их союзников. Особое внимание уделяется поддержанию боевой готовности самолетов "двойного назначения" и возможности применения новой авиабомбы В61-12 в зонах передового базирования, то есть вблизи территории РФ4.

В настоящее время ВПР США и альянса периодически заявляют о необходимости начала переговоров с РФ по сокращению тактического ядерного оружия. Это подтверждается весьма недипломатичной формулировкой в Стратегической концепции Североатлантического союза: "При любых будущих сокращениях вооружений нашей целью должно стать стремление добиться согласия российской стороны на повышение транспарентности ее ядерных вооружений в Европе и их передислокацию в удаленные от границ стран – членов НАТО районы. Любые иные шаги должны учитывать несоразмерно более существенный российский арсенал тактических ядерных вооружений".

В связи с этим, доктринальным является заявление Президента РФ В. Путина: "Наше тактическое ядерное оружие не носит в отношении США стратегического характера, оно не достигает их территории, в то время как американское оружие, размещенное в Европе, будет досягать наших территорий. В этом смысле оно для нас носит стратегический характер и представляет большую угрозу для государства".

Таким образом, совокупный ядерный потенциал блока НАТО, включающий стратегические наступательные силы США, Великобритании, Франции и тактические ядерные силы альянса превышает ракетно-ядерный потенциал России. Возможности Белого дома по созданию "возвратного потенциала" по носителям и их боеголовкам, обеспечивают значительное наращивание боевого состава стратегических наступательных сил страны при обострении военно-политической и стратегической обстановки. Боевой состав ядерных средств США и их союзников, перечень объектов вероятных противников для их поражения ежегодно уточняется в ходе совместного ядерного планирования в ОСК ВС.

Представляется необходимым учесть заявления Президента РФ В. Путина и результаты анализа Договора о СНВ в будущих переговорах между сторонами по стратегической стабильности с целью исключения в новом перспективном соглашении в сфере сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений не устраивающих Россию положений.

В состав соответствующего "стратегического уравнения безопасности" предлагается включить следующие элементы: взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений; ограничения на развертывание глобальной системы ПРО США и ее региональных сегментов; стратегические ядерные и неядерные вооружения; запрет на создание и развертывание в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе ракет средней и меньшей дальности; подключение к переговорам о сокращении СНВ Великобритании и Франции; вывод с территории Европы тактического ядерного оружия США и ликвидацию соответствующих объектов инфраструктуры; предотвращение гонки вооружения и обеспечение безопасности в космосе; стратегические аспекты кибербезопасности.5

В заключение представляется важным привести заявление Президента РФ В. Путина: "Я говорил и хочу еще раз подчеркнуть: мы не цепляемся за этот Договор. Если наши партнеры решат, что он не нужен, – хорошо, так тому и быть, мы же не можем их удержать. Наша безопасность, безопасность России от этого не пострадает, особенно в силу наличия у нас самых современных систем вооружения".

1 См.: Борисов А., Викторов Ю.В. Основополагающие договоры между Российской Федерацией и США в  ракетно-ядерной сфере //Зарубежное военное обозрение. – 2018. – № 6.

2 См.: Hans M. Kristensen & Matt Korda, United States nuclear weapons, Bulletin of the Atomic Scientists. 2023.

3 См.: Борисенко А. и др. Договор СНВ-3 и дальнейшие переговорные перспективы // Национальная оборона. – 2018 . – № 4.

4 См.: Вильданов М.П., Параходов Д.В. Участие неядерных стран НАТО в ядерной миссии // Зарубежное военное обозрение. – 2023. – № 4.

5 См.: Вильданов М. П., Резяпов Н. Ш. Продление Договора о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Перспективы ведения дальнейших переговоров в этой сфере // Зарубежное военное обозрение. – 2021. – №4.

Зарубежное военное обозрение. - 2023. - №7. - С. 3-11

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (06.07.2023) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 441 | Теги: М. Вильданов, ЯО, снв, договор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar