Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 07.05.2021, 03:53
Ключевые слова
договор, М. Вильданов, ЯО, снв, ДСНВ

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Общевойсковые вопросы [25]
Армия [84]
ВМС [23]
Морская пехота [78]
БОХР [12]
ВВС [10]
Космические силы [3]
ЧВК [0]

Поиск


Наш опрос
Готовы ли ВС США к борьбе за господство в Арктике?
Всего ответов: 109
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » По родам войск » Общевойсковые вопросы

Продление ДСНВ. Перспективы ведения дальнейших переговоров в этой сфере (2021)

Продление ДСНВ. Перспективы ведения дальнейших переговоров в этой сфере

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент;
капитан 1 ранга Н. Башетров,
кандидат военных наук, профессор АВН

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее Договор о СНВ, СНВ-3) подписан президентами двух стран 8 апреля 2010 года, вступил в силу 5 февраля 2011-го.

В соответствии с положениями Договора о СНВ РФ и США сокращают и ограничивают свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), их пусковые установки (ПУ), тяжелые бомбардировщики (ТБ), а также боезаряды на развернутых МБР и БРПЛ до следующих уровней:
- 700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ;
- 1 550 единиц для боезарядов на развернутых МБР и БРПЛ, ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми ТБ;
- 800 единиц для развернутых и неразвернутых ПУ МБР и БРПЛ, развернутых и неразвернутых ТБ.

Заявленные уровни сокращения СНВ обеих сторон были достигнуты к 5 февраля 2018 года, что подтверждено работой их контрольно-инспекционных групп и обменом уведомлениями.

По информации МИД РФ, 3 февраля с. г. после обмена соответствующими нотами вступило в силу Соглашение России и США о продлении Договора о СНВ до 5 февраля 2026 года. Согласно заявлению заместителя МИД РФ С. Рябкова, "принятое решение является обоюдовыгодным и единственно правильным. У нас появляется значительный запас времени, для того чтобы запустить и провести углубленные двусторонние переговоры по всему комплексу вопросов, влияющих на стратегическую стабильность, обеспечить безопасность нашего государства на длительный период вперед".

В свою очередь госсекретарь США Э. Блинкен подтвердил, что "мы намерены в течение пяти лет, на которые продлен ДСНВ, вместе с Россией и консультируясь с конгрессом, союзниками и партнерами, добиваться контроля над вооружениями, который охватывает все ее ядерное оружие".

Вместе с тем ряд членов конгресса считают, что новая администрация президента Дж. Байдена упустила возможность договориться о более серьезной версии нового соглашения, которое бы включало ранее подготовленные предложения в пользу США. В то же время американская сторона не ответила на предложения России по урегулированию вопросов, связанных с Договором о СНВ и переданных ей на различных двусторонних консультативных встречах.

С учетом сделанных заявлений возможно сформулировать позицию Вашингтона относительно дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений.

1. Включение в состав СНВ, подвергаемых ограничению и сокращению, перспективных видов вооружений стратегических ядерных сил (СЯС) ВС РФ, таких как: ракетные комплексы "Сармат", "Авангард" и "Рубеж", подводный автономный многоцелевой аппарат "Посейдон", гиперзвуковая авиационная ракета "Кинжал"; крылатая ракета с ядерной энергетической установкой "Буревестник" .

В настоящее время имеется согласие российской стороны на включение в состав Договора о СНВ ракетных комплексов "Сармат" и "Авангард". По мнению американских экспертов, обсуждение статуса новых видов СНВ, аналогов которых нет в США, а тип боевого оснащения не заявлен, потребует значительных усилий по согласованию позиций сторон, в том числе уведомленческих и контрольно-инспекционных процедур.

2. Включение в состав СНВ ракет средней и меньшей дальности в связи с выходом США и РФ из Договора о РСМД.

По сведениям зарубежных информационных материалов, Пентагоном создан значительный научно-технический задел и реализуются программы по разработке новых ракетных комплексов средней и меньшей дальности. Так, в штате Аризона приведены в готовность производственные мощности и персонал одного из предприятий для производства ракет средней дальности.

Размещение американских РСМД возможно в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, что представляет прямую угрозу военной безопасности России и ее союзников. При этом некоторые страны - участницы альянса не согласны предоставить территории для развертывания ракетных комплексов данного типа, несмотря на так называемый противоракетный американский зонтик. В то же время стратегические объекты на континентальной части США будут недосягаемы для российских ракет средней дальности.

Это требует уточнения доктринальных документов РФ, регламентирующих принятие решений на применение ядерного оружия по объектам на территории противника в случае нанесения удара американскими ракетами средней дальности по объектам Российской Федерации.

Одновременно США стремятся избежать контроля за своими будущими ударными гиперзвуковыми средствами средней дальности под предлогом того, что они разрабатываются якобы только в обычном оснащении.

3. Сохранение основных подходов, касающихся подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) и перспективного боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" СЯС ВС РФ.

Содержание этих предложений носит для российской стороны односторонний и ущербный характер, поскольку подобных видов СНВ в Соединенных Штатах нет.

Предусматривается сохранить уведомленческую и контрольно-инспекционную деятельность США в отношении мобильных ракетных комплексов РВСН. Известно, что информация, получаемая американской стороной в ходе инспекций и обмена уведомлениями, учитывается при разработке форм и способов борьбы с мобильными ракетными комплексами, тестировании элементов системы глобальной ПРО и ее региональных сегментов, уточнении параметров разведывательных космических аппаратов американской орбитальной группировки в интересах вскрытия мест дислокации и контроля за перемещением ПГРК и др. Одновременно в сухопутных войсках США разработан и проходит испытания подвижный грунтовый ракетный комплекс LRHW (Long Range Hypersonic Weapon - гиперзвуковое оружие большой дальности).

4. Сохранение положений: "СНВ, подпадающие под сокращения и ограничения, не базируются за пределами национальной территории сторон.

Тяжелые бомбардировщики могут временно размещаться за пределами национальной территории, о чем предоставляются уведомления".

Так, авиабаза Фэрфорд (Великобритания) постоянно задействуется для временного базирования стратегических бомбардировщиков ВВС США, которые привлекаются к стратегическим учениям НАТО, проводимым вблизи российских границ. Используются и другие АвБ, на которых базируются стратегические бомбардировщики (СБ): Эль-Удейд, Морон, Лагенс, Инджирлик, Диего-Гарсия и другие. При этом представление американской стороной уведомлений о прибытии, нахождении и убытии СБ с авиабаз и проведение российских инспекций не предусматриваются.

5. Подключение к переговорам о сокращении и ограничении СНВ Китая и нецелесообразность привлечения к консультациям Великобритании и Франции, являющихся ядерными союзниками США.

Руководство КНР неоднократно заявляло об отказе от участия в Договорах о РСМД, СНВ и будущих соглашениях, пока РФ и США не сократят свои стратегические наступательные вооружения до уровня китайских. Другая позиция Китая - это возможность наращивания своих СНВ до уровня стратегических ядерных сил ВС РФ и США. В настоящее время стремление Пекина стать одной из сторонников переговоров по сокращению СНВ не просматривается.

Известно, что ядерные союзники участвуют в разработке (уточнении) Оперативного плана применения СНС США.

При этом перечень объектов поражения вероятных противников и состав ядерных средств для их поражения ежегодно уточняется в ходе совместного ядерного планирования в объединенном стратегическом командовании ВС США. В связи с этим американская сторона имеет возможность сокращать свои СНВ, поскольку часть объектов вероятных противников может планироваться для уничтожения стратегическими ядерными силами союзников.

Следует отметить, что Франция и Великобритания поддерживают взгляды Вашингтона по ключевым направлениям и параметрам сокращения и ограничения СНВ. Руководство этих государств, как и Китая, не намерено подключаться к переговорному процессу по дальнейшим сокращениям СНВ.

6. Продолжение военно-технического сотрудничества США и Великобритании в интересах развития британских СЯС.

По мнению зарубежных экспертов, американская сторона допускает нарушения ст. 13 Договора о СНВ, осуществляя незаявленную на момент его подписания (8 апреля 2010 года) продажу БРПЛ "Трайдент-2" британским СЯС, участвует в модернизации ПЛАРБ типа "Вэнгард" и различных мероприятиях по технической стыковке систем британских ПЛАРБ и головных частей с БРПЛ "Трайдент-2", проведении автономных и комплексных испытаний. Кроме продаж ракет американская сторона выполняет следующие мероприятия: подготовка британских специалистов; оказание помощи в изучении и освоении эксплуатационно-технической и боевой документации; стыковка систем БРПЛ "Трайдент-2" с британскими головными частями и ПЛАРБ; участие американских специалистов в приведении в готовность ракет на ПЛАРБ, их техническое обслуживание, проведение автономных и комплексных испытаний, устранение неисправностей и сервисное обслуживание; участие в подготовке и проведении контрольно-боевых пусков британских БРПЛ с Восточного ракетного полигона и др.

Кроме того, американцы участвуют в программе "Саксессор" по созданию новой британской ПЛАРБ "Дредноут" с разработкой универсального ракетного отсека (Сommon Мissile Сompartment) для БРПЛ "Трайдент-2". При этом британские ПЛАРБ нового поколения будут унифицированы с американскими типа "Огайо", что позволит сэкономить ресурсы двух стран.

США осуществляют с Великобританией и другие виды сотрудничества, которые Договором о СНВ не регламентированы: это согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор и согласование объектов поражения; разработка данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением Договора о СНВ; согласование баллистической трассы пролета носителей через территорию других государств; согласование вариантов совместного применения ядерных сил; оценка выбранных вариантов на реализуемость, совместное решение вопросов взаимодействия, обеспечения и управления; согласование и утверждение оперативных документов; разработка мер по сокращению сроков планирования и автоматизации процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения; разработка и реализация единых форм и способов боевого применения, боевого дежурства, эксплуатации вооружения и техники и др.

7. Предложения, обеспечивающие наращивание боевого состава и оперативно-стратегических возможностей СНС США.

Данные предложения предусматривают сохранение возможности формирования возвратного ядерного потенциала, при этом сокращение ядерных боезарядов до согласованных уровней предлагается осуществлять путем снятия части боеголовок с платформ разведения головных частей ракет и их содержания на арсеналах, что создает благоприятные условия для наращивания возможностей СНС США.

Сохраняется возможность реализации оперативно-стратегической концепции "глобальный удар" с развертыванием группировки наземных МБР в неядерном оснащении и оснащении БРПЛ "Трайдент-2" неядерными головными частями, в том числе гиперзвуковыми.

Особое внимание при выработке предложений по дальнейшим сокращениям СНВ планируется уделить поддержанию боевой готовности ПЛАРК типа "Огайо" с крылатыми ракетами морского базирования "Томахок" блок 4 (на каждой до 154 ракет) с отказом от их включения в общий зачет СНВ. По оценкам российских специалистов, они способны поражать стратегические, критически важные объекты РФ. Сохраняются технические возможности по переоснащению крылатых ракет этого типа на ядерные головные части, что предусмотрено в ядерной стратегии США.

Руководство США заявило отказ от обсуждения российских предложений в части, касающейся вывода американского тактического ядерного оружия (ТЯО) с территории государств НАТО, которое может быть использовано в качестве дополнительного компонента к ядерным ударам СНВ, в том числе ракет средней и меньшей дальности, а также от выполнения стратегических задач в зависимости от средств их доставки - самолетами тактической или стратегической авиации. Согласно заявлению Президента РФ В. Путина: "Наше тактическое ядерное оружие не носит в отношении США стратегического характера, оно не достигает их территории, а тактическое ядерное оружие США в Европе будет достигать наших территорий.

В этом смысле оно для нас носит стратегический характер и представляет для нас большую угрозу".

Известно, что ядерные силы НАТО имеют на вооружении американское ТЯО (150-200 авиабомб типа В61). При этом Вашингтон, размещая его на территории стран - участниц альянса, грубо нарушает ст. 1 "Договора о нераспространении ядерного оружия". В настоящее время ведется создание модернизированной авиабомбы типа В61-12, которой будут оснащаться перспективные истребители-бомбардировщики F-35 и самолеты стратегической бомбардировочной авиации США. Следовательно, в рамках продленного Договора о СНВ американская сторона должна заявить авиабомбу В61-12 в качестве боевого оснащения стратегических бомбардировщиков.

Таким образом, взгляды руководства США по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ в рамках продленного Договора о СНВ и обсуждению подходов к содержанию нового соглашения в этой сфере направлены на стремление Вашингтона получить односторонние преимущества по целому ряду ключевых направлений. Так, предусматривается формирование и сохранение возвратного ядерного потенциала и наращивание оперативно-стратегических возможностей СНС США при осложнении военно-политической и стратегической обстановки в мире. Планируется дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Великобританией, а также с Францией, которые заявили об отказе от участия в договорных процессах.

Отклонены предложения российской стороны по развитию положений о "наличии взаимосвязи между СНВ и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений", а также об установлении ограничений на развертывание глобальной системы ПРО, ее региональных сегментов и стратегического неядерного оружия. Кроме того, следует подчеркнуть игнорирование руководством США предложений многих государств, направленных на предотвращение размещения ЯО в космическом пространстве.

Вместе с тем продление Договора СНВ-3 на пять лет даст возможность обеим сторонам продолжить дискуссию о контроле над вооружениями - как стратегическими, так и тактическими, ядерными и безъядерными, вести переговоры о стратегической стабильности и, не исключено, привлекать к ним третьи страны.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №4. - С. 3-9

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (25.04.2021) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов

Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2021

Рейтинг Военных Ресурсов