Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 20:26
Ключевые слова
М. Вильданов, С. Кураленко, ЯО

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Подходы военно-политического руководства США к сокращению тактического ядерного оружия (2013)

Подходы военно-политического руководства США к сокращению тактического ядерного оружия

Генерал-майор С. Кураленко,
генерал-майор М. Вильданов

Подходы военно-политического руководства (ВПР) США к сокращению тактического ядерного оружия (ТЯО) определены в ядерной стратегии США, резолюции сената "О совете и согласии сената на ратификацию нового Договора о СНВ" от 22 декабря 2010 года и заложены в основу Стратегической концепции НАТО.

Так, в ядерной стратегии отмечается, что в результате окончания "холодной войны" и реализации президентских ядерных инициатив (СССР, РФ и США) 1991 года было проведено масштабное сокращение ТЯО. В настоящее время американское ТЯО в незначительном количестве содержится на территории США, а также некоторых европейских государств и находится в готовности к оперативному развертыванию в интересах выполнения союзнических обязательств. В документе говорится и о наличии значительных объемов российского тактического ядерного оружия, развернутого вблизи границ государств - членов альянса. Однако вопросы размещения ТЯО за пределами территории США и возможность его применения американское ВПР планирует рассматривать исключительно в рамках переговорного процесса в НАТО, полагая при этом необходимым:

- сохранить на вооружении ВВС европейских стран блока тактические истребители - носители ядерного оружия F-16C/D (до принятия на вооружение F-35);

- завершить программу продления срока службы авиабомб В-61, обеспечив возможность их применения самолетами F-35;

- обеспечить возможность хранения ТЯО на территории стран - участниц НАТО;

- вывести из боевого состава ВМС крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) "Томахок" в ядерном оснащении1.

В резолюции сената подчеркивается, что его "согласие на ратификацию нового Договора о СНВ дается при соблюдении условий, обязывающих президента США к выполнению им ряда пунктов резолюции о ратификации"2.

Так, в подпункте А п. 12 (тактическое ядерное оружие) отмечается, что "до вступления в силу нового Договора о СНВ президент Соединенных Штатов заверяет сенат в том, что после консультаций с союзниками по НАТО, но не позднее чем через год после вступления Договора в силу, США будут стремиться начать переговоры с Российской Федерацией по выработке соглашения для устранения дисбаланса между запасами тактического ядерного оружия РФ и США".
В подпункте В п. 12 зафиксировано, что "не позднее чем через год после вступления в силу Договора о СНВ и затем ежегодно на весь период его действия или до заключения соглашения в соответствии с подпунктом А президент США представляет в сенат два доклада: о мерах, принимаемых для заключения соглашения согласно подпункту А, и о результатах анализа причин, не позволивших заключить такое соглашение. В связи с этим уже 3 февраля 2011 года президент США Б. Обама в письме сенаторам заявил о начале в ближайшее время переговоров с Россией "по устранению диспаритета между тактическими ядерными вооружениями двух стран и обеспечению сокращения тактических ядерных боеприпасов с применением верификационных мер. По информации зарубежных аналитиков, сенат в последнее время стал напоминать президенту США о необходимости представления этих докладов.

В стратегической концепции НАТО зафиксировано: "При любых будущих сокращениях вооружений нашей целью должно стать стремление добиться согласия российской стороны на повышение транспарентности по ее ядерным вооружениям в Европе и передислокацию их в удаленные от территории стран-участниц районы. Любые иные шаги должны учитывать несоразмерно более существенный арсенал тактических ядерных вооружений Российской Федерации".


По данным зарубежных публикаций, американский арсенал ТЯО включает: около 300 ядерных боевых частей (ЯБЧ) для КРМБ "Томахок", в том числе 100 ЯБЧ W80-2 "оперативного хранения" и 200 W80-0 "длительного хранения"; примерно 800 ядерных авиабомб (ЯАБ) свободного падения (В61-3, В61-4, В61-10), включая 200 "оперативно развернутых", 200 "оперативного хранения" и 400 "длительного хранения"3. При этом "оперативно развернутые" ЯАБ (В61-3, В61-4) размещены в хранилищах ВВС США на шести авиабазах в пяти странах-участницах НАТО (Бельгии, Италии, Нидерландах, Германии и Турции). Носителями ЯАБ являются американские (в Европе), голландские, бельгийские и турецкие тактические истребители F-16C/D, а также германские, британские и итальянские "Торнадо"4.

Результаты анализа зарубежных источников показывают, что в ВВС США и ОВВС НАТО завершена сертификация самолетов - носителей ТЯО. Тренировки летных экипажей в подвеске ядерных авиабомб (имитаторов) проводятся в ходе специальных мероприятий оперативной и боевой подготовки альянса.

В соответствии с положениями ст. 19 стратегической концепции НАТО предусматривается "обеспечивать наиболее широкое участие всех союзников в ядерном планировании, решении вопросов базирования ядерных сил в мирное время, а также в управлении, контроле и проведении консультаций". В связи с этим на территории новых членов альянса ведутся работы по подготовке объектов инфраструктуры для базирования самолетов-носителей, в том числе ТЯО, и их освоение. Кроме того, около 200 бомб "оперативного хранения" и 400 "длительного хранения" содержатся на территории США.

По экспертным оценкам зарубежных специалистов, всего на территории страны хранится 2 000-3 500 как тактических, так и стратегических ядерных боезарядов резерва и примерно 4 200 боезарядов предназначено для утилизации. Их суммарное количество имеет тенденцию к увеличению в связи с сокращением боевого состава С НС США согласно новому Договору о СНВ путем снятия части боеголовок с МБР и БРПЛ и перемещения их на арсеналы. При этом неизбежно возникают технические проблемы, такие как содержание, обеспечение ядерной безопасности, организация охраны и противодействие террористическим угрозам, а в дальнейшем - утилизация.

Во исполнение резолюции сената, требований руководящих документов и указаний президента в органах государственного и военного управления США подготовлен и наращивается комплекс инициатив по обоснованию необходимости сокращения и ограничения ТЯО с участием Российской Федерации, а в перспективе и с поэтапным подключением других ядерных держав.

К разработке предложений привлекаются многочисленные правительственные и независимые научно-исследовательские организации США, а также эксперты в данной области. Результаты проведенных в США исследований позволяют сделать следующие выводы о составе и содержании этих инициатив.

Первое. Американское руководство полагает, что ТЯО является пережитком "холодной войны". Задачи его применения на Европейском ТВД могут быть решены с использованием стратегических наступательных сил США, Великобритании и Франции (в перспективе), ударных средств в рамках реализации концепции "мгновенного глобального удара", высокоточного оружия большой дальности и обычных средств поражения.

ВПР США и НАТО расценивает роль и значимость этого оружия в большей степени как политическую, символизирующую связь между Вашингтоном и его союзниками. Отмечается, что американское ТЯО в Европе не имеет заблаговременно назначенных целей, а доставка ядерных авиабомб к потенциальным объектам поражения без дозаправки в воздухе является проблематичной.

По мнению руководства Пентагона, тактическое ядерное оружие в современных условиях обстановки не имеет стратегической ценности в плане ведения военных действий и может рассматриваться как средство политического давления. Кроме того, современные и перспективные виды обычного вооружения с учетом совершенствования форм и способов их боевого применения предоставляют более широкие возможности для осуществления любой военной миссии в интересах обороны и безопасности государств НАТО.

Второе. ВПР США приводит в качестве убедительного аргумента для начала переговорного процесса по сокращению ТЯО устаревшее и представляющее угрозу европейской безопасности тактическое ядерное оружие, которое заскладировано на территории некоторых государств - членов НАТО. Принятые меры обеспечения безопасности хранения ядерных боеприпасов характеризуются высокой степенью надежности, однако полностью не исключают вероятность захвата ТЯО террористическими группами. В связи с этим не исключена угроза несанкционированного применения ТЯО, что может привести к обмену ракетно-ядерными ударами составом стратегических ядерных сил.

Третье. Военное руководство США и НАТО заявляет, что существующая готовность сил и средств ТЯО к развертыванию в течение 30 сут не в полной мере соответствует требованиям поддержания высокой боеготовности войск (сил). Отмечается, что наличие в войсках (силах) ТЯО повышает стоимость эксплуатации и содержания объектов инфраструктуры, предъявляет дополнительные повышенные требования к боевым возможностям самолетов-носителей двойного назначения ВС США и НАТО.

Четвертое. Американская сторона в интересах развертывания переговоров по сокращению ТЯО заявляет, что объекты с тактическим ядерным оружием и его носители представляют собой привлекательные цели для наземных и воздушных террористических атак и их захвата с последующим предъявлением различных политических требований. Подчеркивается, что ТЯО имеет незначительные массогабаритные характеристики, оснащено недостаточно эффективными кодоблокировочными устройствами и постоянно подвержено угрозе хищения. Следует признать, что данные факторы могут считаться реалистичными, и это не отрицается зарубежными и российскими специалистами.

В связи с этим инициативы американцев по сокращению ТЯО в большей степени связываются с потенциальными угрозами террористических атак, чем с угрозами взаимного ядерного нападения США и России.

Пятое. В соответствии с оперативными планами в период непосредственной угрозы агрессии и военное время ТЯО приводится в готовность к боевому применению в составе войск (сил) общего назначения5. В случае развязывания военных действий возникает достаточно высокий риск снижения порога принятия решения на применение ТЯО, что является важнейшим аргументом для обоснования необходимости и целесообразности сокращения тактического ядерного оружия. Кроме того, существует угроза непреднамеренного нанесения вероятными противниками ударов обычными средствами поражения по американским воинским формированиям, оснащенным ТЯО, что потребует принятия решений на ответные действия.

Шестое. Американское руководство предлагает рассмотреть возможность включения в переговорную повестку рассмотрение проблемы неразвернутых и снятых с носителей ядерных боезарядов СНВ. Так, помощник президента США по национальной безопасности Т. Донилон заявил на международной конференции по вопросам ядерной политики в Вашингтоне: "Соединенные Штаты готовы разменять неразвернутые боезаряды своих стратегических носителей на российское тактическое ядерное оружие". Аналогичные инициативы выдвигали представители администрации президента, министерства обороны, госдепа США и различные влиятельные политики.

Как известно, неразвернутые и снятые ядерные боезаряды согласно новому Договору о СНВ взаимному контролю инспекционными группами не подвергаются и ликвидации не подлежат. Американцы считают, что рассмотрение данной проблемы на возможных переговорах вызовет интерес российской стороны. Однако, по взглядам зарубежных экспертов, такой подход по причинам политического и технического характера будет отклонен.

Политическими причинами являются негативное отношение руководства альянса к инициативе России о создании новой системы европейской безопасности и положения новой стратегической концепции НАТО о сохранении ядерного оружия США в Европе. К числу технических причин относится то, что предмет переговоров по сокращению ТЯО потребует разработки и согласования мер верификации и контроля в отношении ядерных боеприпасов, которые относятся к наиболее охраняемым сведениям6.

Седьмое. Военное руководство США полагает, что возможные переговоры двух стран о сокращении ТЯО должны предусматривать обсуждение более глубоких сокращений стратегических наступательных вооружений в увязке с сокращением тактического ядерного оружия. Так, заместитель министра обороны США по стратегическим вопросам М. Кридон на слушаниях в конгрессе в апреле 2012 года заявила: "Наш следующий шаг в области значительного (до 80 проц.) сокращения ядерных вооружений будет сделан вместе с РФ, и мы надеемся, что Россия присоединится к нашей инициативе". При этом подчеркивалось, что США и НАТО готовы обсуждать вопросы сокращения ЯО в многостороннем формате с привлечением ядерных союзников по альянсу.

Восьмое. ВПР США намеревается предложить российской стороне, в случае начала переговоров по сокращению ТЯО, рассмотреть возможность его размена. При этом предусматривается, что Москва и Вашингтон должны одновременно ликвидировать ТЯО, расположенное в Европейском регионе. По взглядам зарубежных экспертов, данная инициатива противоречит практике международных договоренностей и будет отклонена руководством РФ.

Известно, что российская сторона давно вывела ядерные боеприпасы с территории Белоруссии, Казахстана и Украины. Вот почему и США должны без всяких условий вывести из Европы свое ядерное оружия, что отвечало бы ожиданием общественности тех стран, на территории которых оно находится. Это в полной мере соответствовало бы заявлениям президента США о движении к безъядерному миру.

Девятое. Американская сторона считает, что до начала переговорного процесса о сокращении ТЯО следует согласовать общие потолки для ядерных боезарядов СНВ и ТЯО. Аргументируется это тем, что обе стороны могли бы иметь равное количество неразвернутых стратегических и тактических ядерных боезарядов. При этом они имели бы возможность самостоятельно определять состав оперативно развернутых и неразвернутых стратегических и нестратегических систем. Утверждается, что российская сторона сделала бы выбор в пользу большего числа ТЯО, а США предпочли бы большее количество неразвернутых стратегических боезарядов.

Данный подход базируется на возможности подготовки и ведения переговоров между РФ и США без учета ядерных потенциалов других стран, которые пока не думают подключаться к переговорным процессам по сокращению СНВ и ТЯО.

Десятое. Другие американские инициативы предусматривают: включение в будущий переговорный процесс начального периода консультаций экспертов с целью согласования понятийно-терминологического аппарата ТЯО; обмен данными об общем количестве тактических ядерных боеприпасов РФ и США, находящихся на хранении и в ожидании ликвидации; раскрытие типов средств доставки и количества ядерных боезарядов, состоящих на вооружении этих средств доставки; разъяснение предназначения своего ТЯО и необходимости его содержания в определенных объемах; достижение договоренности о раскрытии информации относительно местонахождения баз хранения ТЯО; возможность распространения опыта президентских (СССР, РФ и США) ядерных инициатив 1991 года на современные условия обстановки; укрупнение арсеналов ТЯО за счет сокращения числа существующих, что позволило бы повысить безопасность ТЯО от потенциальных террористических угроз и избежать хищения расщепляющихся материалов; введение запрета на размещение тактических ядерных боезарядов вне заявленных баз хранения; содержание ТЯО только на национальной территории при условии сохранения американского арсенала в Европе.

Следует признать, что военно-политическое руководство США особое внимание уделяет проблеме сохранения такого оружия в Европе. По оценкам "Глобал зеро", руководство блока не единодушно в поддержке идеи полного вывода американского ТЯО из Европы7. Так, в Германии, Бельгии и Нидерландах, а также в некоторой степени в Испании, Португалии и Греции существует мнение, что ТЯО не имеет военной значимости и должно быть выведено на территорию США в одностороннем порядке, без аналогичных действий со стороны России. Утверждается, что этот шаг лишил бы ТЯО легитимности, укрепил бы Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и помог бы согласовать систему обороны НАТО с архитектурой безопасности после окончания "холодной войны".

Однако руководство Польши, Венгрии, стран Балтии и Франции (при значительной поддержке со стороны Турции, Италии и Великобритании), считающее, что ТЯО служит интересам обеспечения их безопасности и защиты от потенциальных угроз "проблемных" государств, выступает за его сохранение8. Данные аргументы базируются на положениях стратегической концепции НАТО, где подчеркивается, что проблемы вывода американского ТЯО должны решаться с согласия государств-членов альянса.

Вместе с тем, по мнению зарубежных политиков, Вашингтон может согласиться на вывод авиабомб В-61 из Европы в зависимости от направленности и содержания других положений будущего соглашения, в котором были бы учтены ключевые предложения США, обеспечивающие национальную безопасность государства и его союзников. Например, часть американского ТЯО должна быть сохранена для применения на ряде удаленных ТВД в интересах обеспечения защиты союзников и др.

В целом результаты анализа возможных американских инициатив по развертыванию переговорного процесса, касающиеся сокращения тактического ядерного оружия, показывают, что они имеют односторонний характер и направлены на достижение военно-технического превосходства США. В предложениях Белого дача не предусматривается участие в переговорном процессе ядерных союзников США (Великобритании и Франции). Возможные сокращения ТЯО не рассматриваются во взаимосвязи с развертыванием глобальной ПРО США и ЕвроПРО, созданием МБР и БРПЛ в неядерном оснащении, разработкой гиперзвуковых летательных аппаратов и проблемой милитаризации космоса.

1 См.: Nuclear Operations. Air Force Doctrine Document 2 -12, 7 May 2009.

2 См.: Ковалев В.И., Винокуров Г.Н. О предстоящих сокращениях в сфере тактических ядерных вооружений России//Вестник Академии военных наук, № 3 (36), 2011.

3 См.: В. Дьяченко, М.Сосновский и др. Паритет невозможен // Национальная оборона, № 9, 2012.

4 См. также: Тактическое ядерное оружие. Комплексный подход. Доклад комиссии GLOBAL ZERO НАТО-РОССИЯ, 2012.

5 См.: Tom Nichols, Douglas Stuart, Jeffrey D. McCausland, Editors TacTical Nuclear Weapons and NATO. April 2012.

6 См.: Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений/под ред. А. Арбатова и В. Дворкина - М.: РОССПЭН, 2011.

7 См.: BASIC Backgrounder. Considering NATO's Tactical Nuclear Weapons after the U.S. Nuclear Posture Review, 2010.

8 См. также: Тактическое ядерное оружие. Комплексный подход. Доклад Комиссии GLOBAL ZERO НАТО-РОССИЯ, 2012.

Зарубежное военное обозрение 2013 №2 С.11-17

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (18.03.2013) | Автор: генерал-майор М. Вильданов

Просмотров: 2579 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов