search
menu
person

NEWS AND UDATES


Состояние боевой готовности авиационного компонента СНС США (2009)

Состояние боевой готовности авиационного компонента СНС США

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук;
капитан 7 ранга Н. Резяпов,
кандидат военных наук

По взглядам военно-политического руководства США, стратегические наступательные силы (СНС) являются основным средством обеспечения национальной безопасности государства и его союзников, предназначенным для нанесения ракетно-ядерных ударов по стратегическим объектам вероятного противника.

Состав СНС включает стратегические ракетные силы наземного базирования (силы МБР), стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА) и стратегические силы морского базирования (силы ПЛАРБ). Организационно силы МБР и СБА входят в состав ВВС, силы ПЛАРБ - в состав ВМС, Административно силы МБР подчинены командованию 20-й воздушной армии (ВА) космического командования ВВС, стратегическая бомбардировочная авиация - командованию 8 и 12 ВА боевого авиационного командования (БАК), силы ПЛАРБ находятся в подчинении командующих Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС США. Оперативное управление всеми компонентами СНС осуществляет Объединенное стратегическое командование (ОСК) ВС США.

Министерство обороны, выполняя положения ядерной стратегии, реализует комплекс мероприятий по созданию новой стратегической триады. Ее основу составляют стратегические наступательные силы, имеющие на вооружении ядерные средства поражения и предназначенные для уничтожения стратегических объектов, в том числе высокозащищенных и заглубленных, вероятного противника).

Основные компоненты новой стратегической триады

При формировании новой стратегической триады военное руководство США особое внимание уделяет контролю за выполнением оперативных и организационно-технических мероприятий по поддержанию боевой готовности СНС. Основными из них являются: разработка и внедрение руководящих документов; планирование боевого применения компонентов СНС; комплектование войск личным составом; организация боевого дежурства, оперативной и боевой подготовки; поддержание ракетно-ядерного оружия (РЯО) в готовности к боевому применению и его модернизация; обеспечение ядерной безопасности; оперативное (боевое), материально-техническое, тыловое, медицинское и финансовое обеспечение; поддержание взаимодействия при выполнении задач боевой и повседневной деятельности войск (сил); обеспечение устойчивого боевого управления войсками (силами) и РЯО; поддержание дисциплины и правопорядка.

По заявлениям военного руководства США, состояние боевой готовности всех компонентов СНС обеспечивает выполнение боевых задач, что подтверждается результатами стратегических командно-штабных учений. Отмечается высокий уровень эксплуатации ракетно-ядерного оружия, надлежащий учет и содержание ядерных боеприпасов (ЯБП).

Вместе с тем впервые за последние 20 лет в СНС США произошло два серьезных инцидента с ядерными БЧ, получившими мировую известность. Первый - это ошибочная отправка нескольких взрывателей головной части МБР "Минитмэн-3" на о. Тайвань в 2006 году, что вызвало серьезную озабоченность военно-политического руководства Китая. Второй инцидент произошел в 2007 году, когда с АвБ Майнот (штат Северная Дакота) на АвБ Барксдейл (Луизиана) был перебазирован бомбардировщик В-52Н с шестью КРВБ в ядерном оснащении. Как выяснилось в ходе расследования, из-за бесконтрольных действий и низкой подготовки специалистов авиационного крыла ядерные боеприпасы с ракет, направляемых на утилизацию, не были сняты.

Для расследования причин этих инцидентов была назначена группа авторитетных независимых экспертов на правах подкомиссии управления военной политики министерства обороны США. Главная их задача заключалась в комплексном анализе текущего состояния ВВС с выработкой предложений по повышению боевой готовности и совершенствованию управления наземного и авиационного компонентов СНС. Эксперты проверили БАК ВВС (АвБ Ланглсй, Виргиния); командование 8 ВА и 2-го тяжелого бомбардировочного авиационного крыла (тбакр) (АвБ Барксдейл, Луизиана)); 91-е крыло МБР и 5 тбакр (АвБ Майнот, Северная Дакота); командование 20 ВА и 90-е крыло МБР (АвБ Уоррен, Вайоминг); космическое командование ВВС (АвБ Петер-сон, Колорадо); ОСК (АвБ Оффут, Небраска). Кроме того, было проверено состояние дел на объектах ядерного оружейного комплекса с проведением ревизии ядерного арсенала США.

В ходе работы комиссии было выявлено значительное количество недостатков и проблемных вопросов но основным направлениям поддержания боевой готовности органов управления и войск ВВС. Так, в руководящих документах и оперативных планах, разработанных в командованиях ВВС, авиационных крыльях и эскадрильях, недостаточно четко определены задачи ядерного сдерживания, порядок подготовки и боевого применения стратегических бомбардировщиков В-52Н с КРВБ в ядерном оснащении. Наставления по боевому применению, в части касающейся ядерной компоненты ВВС, разработаны только для уровня авиационных крыльев и эскадрилий. Многочисленные директивы и указания, поступающие в войска из ОСК и органов управления ВВС, зачастую не соответствуют быстро меняющейся обстановке и противоречат друг другу. Они в значительной степени определяют порядок решения задач неядерного сдерживания вероятных противников и не охватывают вопросов подготовки, боевого применения и эксплуатации ядерных средств. Планы по видам всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности войск, программы подготовки и тематика занятий с летными экипажами, специалистами групп обеспечения и обслуживания были направлены на подготовку и решение в основном неядерных задач. Вопросы ядерного сдерживания и боевого применения ядерной компоненты ВВС, порядок действия авиационных крыльев и эскадрилий недостаточно рассматриваются на различных занятиях и учебно-методических сборах, а соответствующие курсы в военных колледжах отменены. Младший командный и технический состав ракетных и авиационных эскадрилий к этим занятиям не привлекается, им слабо освоены вопросы ядерного обеспечения боевого применения МБР и ядерных КРВБ большой дальности.

Выделение материально-технических и финансовых средств на поддержание боевой готовности, поставки современных образцов техники общего наначения, решение социальных проблем военнослужащих осуществляется по остаточному принципу и в ущерб ядерного компонента ВВС. Так, один из командиров авиационного крыла докладывал: "Командование ВВС на различные мероприятия тратило миллиарды долларов, в то время как на нужды войск не выделено даже миллиона". Было заявлено также, что штатная категория командующего 20 ВА - двухзвездный, а 8 ВА - трехзвездный генерал, что свидетельствует о снижении значимости сил МБР. Среди должностей старших офицеров боевого авиационного командования, связанных с решением ядерных задач, преобладают категории по воинскому званию полковник, однако предложения по их выдвижению на вышестоящие должности не реализуются. В связи с этим руководящий и летно-технический состав авиационных крыльев и эскадрилий выражает сомнения в приоритетности ядерных задач, возлагаемых на подчиненные им соединения и части.

Вызывает озабоченность командиров ракетных крыльев и эскадрилий МБР типа "Минитмэн-3" снижение значимости личного состава, несущего боевое дежурство на пунктах управления пуском, по сравнению с личным составом, откомандированного для участия в операциях коалиционных и экспедиционных сил. Это обстоятельство негативно сказывается при рассмотрении перспектив их продвижения по службе, поскольку приоритет отдается участникам боевых действий.

На сохранении потенциала подготовленных специалистов-ракетчиков негативно влияет также их принудительная ротация в течение 10 лет в космические силы, при этом возникающий временный и текущий некомплект личного состава не восполнялся. Так, некомплект специалистов в частях и подразделениях технического обслуживания и ремонта авиационных крыльев колеблется от 100 до 300 человек. Одно из авиационных крыльев на момент проверки было укомплектовано командирами экипажей на 66 %, остальные находились в заграничных командировках. Из-за отсутствия подготовленных специалистов в группах технического обслуживания и ремонта, аэродромно-технического обеспечения летными экипажами не выполняются нормативы по годовому налету часов.

В результате при проверке практических действий из-за некомплекта технического персонала некоторые авиационные крылья оказались неспособными привести самолетный парк в высшие степени боевой готовности. При этом штабом ВВС не разработаны руководящие документы, регламентирующие нормы укомплектованности и уровни предельного некомплекта по основным специальностям в эскадрильях МБР и тбакр, оснащенных самолетами В-52Н с ядерными КРВБ. В работе по комплектованию войск личным составом не учитываются особенности решения задач по работе с ЯБП.

Вызывает озабоченность нехватка опытных специалистов по эксплуатации ядерно-технических средств. Имели место факты приостановления работ по техническому обслуживанию ракет из-за неудовлетворительной подготовки личного состава, отсутствия квалифицированного персонала, что могло привести к возникновению аварийной ситуации в месте хранения РЯО. Отмечается, что в некоторых группах материально-технического обслуживания ракет в течение года имелось лишь несколько специалистов, что не обеспечивало выполнение регламентных работ и не соответствовало требованиям безопасности. В одной из групп технического обслуживания длительное время оставались неукомплектованными четыре должности категории "майор". Значительный некомплект основных специалистов вызывает сбой в графиках боевого дежурства, что создает значительные физические и психологические нагрузки на личный состав боевых расчетов и летные экипажи.

В нарушение требований руководящих документов многие мероприятия оперативной и боевой подготовки, технического обслуживания ракетных комплексов, охраны колонн с ракетами и головными частями на марше решаются с привлечением сил и средств других крыльев, в том числе авиационных. Около 90 % личного состава подразделений охраны в одном из ракетных крыльев было укомплектовано военнослужащими, заключившими первый контракт, которые показали слабую подготовку. По докладам командиров и начальников неудовлетворительно решает свои задачи "Центр учета и использования личного состава" ВВС (AFPC - Air Force Personal Center), поскольку срок удовлетворения заявок на восполнение некомплекта личного состава достигает восьми месяцев. В свою очередь, руководство центра ссылается на отсутствие подготовленного резерва личного состава, имеющего опыт технического обслуживания МБР, КРВБ и ЯБП.

На качестве решения управленческих задач негативно сказывается отсутствие на руководящих должностях офицеров, прошедших дополнительную подготовку в ОСК и штабе 8 ВА (нет кандидатов). Органы управления космического командования ракетных крыльев недостаточно укомплектованы офицерами, подготовленными по вопросам ядерного сдерживания, планированию и боевому применению МБР с учетом их новых боевых возможностей после модернизации.

Группа экспертов также вскрыла, что основные усилия руководящего состава ВВС сосредоточены на подготовке авиационных крыльев и эскадрилий к решению задач в ходе военных действиях с применением обычных средств поражения в ущерб планированию и проведению ядерных операций. Содержание программ подготовки личного состава ракетных и авиационных крыльев не обеспечивает совершенствования их оперативно-тактического мышления и профессиональной подготовки в следующих вопросах: возрастание роли и места ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США и ее союзников; тактико-технические характеристики и боевые возможности ядерных средств; подготовка и боевое применение МБР, стратегических бомбардировщиков В-52Н с КРВБ в ядерном оснащении; проведение мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ЯБП, их учету, техническому обслуживанию, приему-передаче, организации транспортировки и контроля. Кроме того, в авиационных крыльях и эскадрильях, на вооружении которых состоят самолеты В-52Н устарело большинство документов по подготовке к боевому применению ядерных КРВБ.

Отмечается несовершенство отдельных нормативных документов по обеспечению мер безопасности при проведении работ на КРВБ в ядерном оснащении. Так, инструкция по ядерной безопасности МО США 5210.41М требовала от ВВС разработки и выполнения дорогостоящих технических мероприятий, что реализовано не было. Многие статьи соответствующих инструкций боевого авиационного и космических командований ВВС по своему содержанию противоречат друг другу и не соответствуют требованиям инструкции 5210.41М. Более того, контроль технического состояния, учета и содержания ЯБП, обеспечения ядерной безопасности в ходе всех видов занятий и работ с ними осуществлялся по разным инструкциям, что вводило в заблуждение командный и технический персонал крыльев и эскадрилий. Отсутствуют единые критерии и показатели оценки состояния ядерно-технического обеспечения.

Комиссией было отмечено также снижение качества подготовки и проведения инспекций (NSI - Nuclear Surety Inspections) ЯБП, аттестаций летного и технического персонала, сертификации оборудования. Так, до ядерного инцидента "Майнот"-"Барксдейл" интенсивность инспекционных проверок ядерного оружия была доведена до 100 %, однако их эффективность оказалась низкой, многие недостатки оставались незамеченными. У командиров ракетных и авиационных крыльев вызывает недоумение огромное количество задаваемых в ходе проверки вопросов - от 300 (силы МБР) до 1 300 (тбакр). По их мнению, невысокую подготовку показывают инспектора и различные контролирующие лица, привлекаемые из органов государственного и военного управления. Взаимоотношения командиров и начальников с инспекторским составом характеризуются недоверием по отношению друг к другу, а при проведении инспекций ЯБП отмечается якобы предвзятость комиссий. Так, в 2008 году два авиационных крыла не смогли пройти инспекторскую проверку ядерного оружия, а одна эскадрилья из-за некомплекта специалистов, не была даже допущена к ней. Контроль устранения выявленных недостатков и оказание помощи подчиненным со стороны вышестоящих органов управления ВВС не налажены. Вызывают озабоченность командиров и начальников проблемы в организации оперативного (боевого) и технического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск. Так, в ракетных и авиационных крыльях отмечается недостаточность сил и средств разведывательного обеспечения. Автомобильный транспорт, вертолеты и различное оборудование, используемые при транспортировании ракет и ЯБП, выработали установленные сроки эксплуатации и нуждаются в замене. Из-за несвоевременного обеспечения боеприпасами в подразделениях охраны не выполняются нормы проведения учебных стрельб. Не в полном объеме финансируются работы по модернизации проверочно-пусковой аппаратуры, систем электроснабжения, предупредительной сигнализации и охраны на пунктах управления и пусковых установках МБР "Минитмэн-35".

По итогам работы комиссии подготовлен доклад министру обороны США, в котором отмечены системные упущения в работе руководящего состава ВВС. В связи с этим глава МО страны Р. Гейтс, в частности, заявил: "Во время расследования всплыли и другие проблемы, показывающие снижение внимания ВВС к ядерной составляющей. Происшествия стали симптомом деградации власти, стандартов и технической компетенции в ядерных силах США. Эти проблемы появились не вчера, многие из них существовали и десять лет назад". Комиссией предложены меры по устранению недостатков, повышению роли и места ядерных компонент СНС в обеспечении национальной безопасности США и ее союзников, совершенствованию организационно-штатных структур органов военного управления, уточнению системы административного и оперативного управления и повышению уровня профессиональной подготовки личного состава. С целью повышения роли авиационного ядерного компонента СНС в структуре ВВС сформировано командование глобальных ударов (Global Strike Command).

Зарубежное военное обозрение. 2009, №12, С.47-53

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (01.11.2014) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 4731 | Теги: СНС, М. Вильданов, ЯО | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar