Состояние, проблемы и основные направления развития ядерного арсенала СШАГенерал-майор М. Вильданов, В современной военно-политической и стратегической обстановке особое внимание Пентагон уделяет поддержанию боевой готовности и развитию стратегических наступательных сил (СНС). Так, в Национальной военной стратегии Соединенных Штатов 2015 года отмечено: "Стратегические силы США находятся в состоянии высочайшей боевой готовности и всегда готовы отреагировать на угрозы нашей стране и нашим жизненно важным интересам. Сдерживание прямого нападения на США и наших союзников - это первоочередная задача. Соответственно, мы вкладываем средства в поддержание и совершенствование нашего ядерного комплекса". В президентской директиве № 24 "О стратегии применения ядерного оружия США" (2013 года) заявлено, что "стратегические наступательные силы США являются ключевым средством ядерного сдерживания и устрашения вероятных противников". В документе также подчеркнуто намерение американского руководства, с одной стороны, выполнять положения Договора о СНВ, последовательно снижая роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности государства, а с другой -сохранить возможность нанесения "разоружающего удара" по противнику. Заявлено о возрастании роли и места тактического ядерного оружия (ТЯО) в интересах ядерного сдерживания России и обеспечения безопасности США и государств - членов НАТО. С целью поддержания боевой готовности и развития стратегических наступательных сил США реализуется комплекс программ их модернизации с продлением срока эксплуатации носителей и ядерных боеприпасов (ЯБП). Ведутся исследования по созданию новых видов стратегических наступательных вооружений (СНВ), принятие которых на вооружение ожидается в 2030-2040 годах. Совершенствуются система оперативной и боевой подготовки, а также формы и способы боевого применения СНС. Значительное внимание уделяется созданию новой стратегической триады с включением в ее состав гиперзвуковых средств вооружений и оружия на новых физических принципах. Американское руководство осуществляет прагматичное выполнение положений Договора о СНВ, создавая "возвратный" ядерный потенциал для оперативного наращивания боевого состава СНС при возникновении форс-мажорных обстоятельств, угрожающих национальной безопасности США и их союзников. Вместе с тем в Соединенных Штатах обострились проблемы поддержания ядерного арсенала и инфраструктуры ядерного оружейного комплекса (ЯОК), что негативно сказывается на состоянии боевой готовности и перспективах развития СНС. Это прежде всего проблемы подтверждения надежности, продления сроков эксплуатации и обеспечения безопасности ядерных боеприпасов, установленных на МБР, БРПЛ и крылатых ракетах воздушного базирования. Причина заключается в необходимости соблюдения моратория на проведение натурных испытаний ЯБП. На объектах ядерного оружейного комплекса США сосредоточено большое количество неразвернутых ЯБП, для содержания которых в надлежащем состоянии требуются значительные средства. Особую значимость приобрело всестороннее обоснование и решение вопросов оптимизации и сокращения номенклатуры ЯБП. Международную известность получили ядерные инциденты последних лет, допущенные в ВВС США при работе с ядерными боеприпасами. Результаты расследований показали слабую профессиональную подготовку личного состава, снижение его морально-психологического уровня и трансформирование культурных ценностей, обусловленные многочисленными реформами в войсках, отсутствие координации по решению задач ядерного обеспечения между взаимодействующими органами управления США, недостаточно оптимизированный процесс оценки и анализа рисков в повседневной деятельности. Выяснилось также, что недостатки, вскрываемые при проверках вопросов обеспечения ядерной безопасности, не устраняются. Так, 341-е крыло МБР "Минитмэн-3" (АвБ Мальмстром) по результатам проверки типа NSI (Nuclear Surety Inspections - проверка безопасности обращения с ядерным оружием), проведенной командованием глобальных ударов ВВС США, получило оценку "неудовлетворительно". Личный состав показал недостаточный уровень знаний и отсутствие необходимых практических навыков по работе с ЯБП. Для устранения этих недочетов было предоставлено дополнительное время с последующей перепроверкой. Мировой общественности в феврале 2015 года стал также известен очередной ядерный инцидент с выводом из строя МБР "Минитмэн-3" при проведении технического обслуживания в одной из эскадрилий 90-го ракетного крыла (АвБ Уоррен), которое проводилось в мае 2014 года. Как отмечается в ядерной стратегии США (2010 Nuclear Posture Review), "состояние ядерного оружейного комплекса пришло в упадок". Основные мероприятия программы "Сопровождение ядерного арсенала" выполнены неполностью, хотя за последние годы на модернизацию объектов ЯОК выделялись значительные средства. По результатам инспекций вскрыты серьезные недостатки в организации газодинамических испытаний ядерных боеприпасов в Лос-Аламосской национальной ядерной лаборатории. В связи с этим поставлена под сомнение способность лаборатории обеспечить проведение до десяти газодинамических тестов в год (с 2016-го), что может привести к срыву сроков начала модернизации и продления эксплуатационного ресурса авиабомб типа В61. Отмечается также наличие значительного количества объектов и крупногабаритных сооружений, построенных в 1940-l950-х годах и требующих значительных финансовых и материально-технических затрат на их содержание и ремонт. Недостаточное финансирование инженерно-технического и научного персонала привело к снижению престижа работы в ядерном оружейном комплексе, преобладанию лиц пенсионного возраста, возникновению дефицита молодых специалистов, имеющих опыт работы с ядерными боезарядами и др. Наглядным примером потери квалификации сотрудников ядерной отрасли США может служить радиоактивный выброс, произошедший в феврале 2014 года на заводе по утилизации ядерных отходов. Это случилось по вине сотрудников Лос-Аламосской национальной ядерной лаборатории, которые нарушили правила подготовки отходов для хранения. Другими проблемами ядерного оружейного комплекса являются: систематическое невыполнение установленных сроков реализации крупных производственных и научно-технических проектов; физический износ и моральное старение части оборудования; предъявление к ядерному оружейному комплексу более жестких требований по безопасности, режиму секретности и охране окружающей среды, не подкрепляемое дополнительными ресурсами; сложности с подготовкой квалифицированных кадров. С целью поддержания и развития ядерного арсенала и инфраструктуры ЯОК руководством США активизирована деятельность министерств обороны и энергетики, а также других органов государственного управления США по следующим направлениям. Первое направление предусматривает решение ряда задач по формированию ядерного арсенала: соблюдение моратория на проведение ядерных испытаний; ратификация конгрессом США и вступление в силу Договора о запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ); отказ от разработки новых ядерных зарядов, продление сроков эксплуатации ЯБП, находящихся в составе боевого оснащения компонентов ядерной триады; обеспечение безопасности и надежности функционирования ядерного арсенала в соответствии с требованиями руководящих документов и технических программ; выполнение Договора о СНВ и поддержание ядерного арсенала на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности США и их союзников; проведение замены ядерных боеприпасов на вновь разработанные только по решению президента США и с согласия конгресса. Пентагон в интересах реализации плана строительства и развития СНС, создания новой стратегической триады, модернизации тактического ядерного оружия и совершенствования объектов инфраструктуры ЯОК предусматривает ежегодное увеличение объемов финансирования. Это подтверждается следующими выводами из результатов анализа "Плана поддержания готовности и управления ядерным арсеналом на 2016 год", представленного Национальным управлением по ядерной безопасности (NNSA) министерства энергетики страны на рассмотрение конгресса США. Так, на реализацию национальной ядерной оружейной программы в 2016 году потребуется 8,8 млрд долларов, что на 0,7 млрд больше, чем в 2015-м. В документе подтверждается, что согласно концепции создания перспективного ядерного арсенала к концу 30-х годов планируется иметь на вооружении три универсальные боеголовки МБР и БРПЛ, а также два ЯЗУ для управляемой авиабомбы В61 -12 и боевой части W80-4 КРВБ. Данная концепция, получившая название "три плюс два", не предусматривает разработку принципиально новых ЯЗУ, однако выпуск ядерных боезарядов планируется осуществлять путем модернизации части имеющихся ядерных зарядов. Часть денежных средств (3,2 млрд долларов) будет направлена на поддержание надежности и безопасности эксплуатации ЯБП с целью продления их эксплуатационного ресурса и модернизации. Так, на модернизацию боеголовок Мк 4 БРПЛ "Трайдент-2" предусматривается ассигновать около 250 млн долларов, при этом половина из необходимых 1,2 тыс. ядерных боеприпасов уже переоборудована. Подчеркивается, что объем выделяемых финансовых средств обеспечит полное и своевременное выполнение программы модернизации к 2019 году. На мероприятия по подготовке к серийному производству (с декабря 2019-го) модернизированных боеголовок Мк 5 (ЯЗУ W88 Alt370) БРПЛ "Трайдент-2" планируется направить 220 млн долларов с продлением закупок данной ракеты. Будут продолжены работы по замене бризантного взрывчатого вещества, блока автоматики и предохранительно-исполнительного устройства. Значительное внимание уделяется созданию на основе существующих модификаций авиабомбы В61 (В61 -3, -4, -7 и -10) унифицированной управляемой авиабомбы В61-12 с началом серийного производства с 2020 года. Носителями этих боеприпасов будут самолеты тактической авиации ВВС США, ОВВС НАТО, а также стратегические бомбардировщики ВВС США. Ведется разработка программы комплексной модернизации ЯЗУ W80-1 в модификацию W80-4 с целью оснащения (с 2025 года) перспективной КРВБ, получившей наименование LRSO (Long-Range Stand-Off). На техническую разработку проекта ядерной боевой части для данной крылатой ракеты воздушного базирования планируется выделить 195 млн долларов. Для сохранения тактического ядерного оружия США в Европе и сборки авиабомб В61-12 будет направлено более 640 млн долларов. До октября 2016 года планируется осуществить полигонный эксперимент со сбросом ее прототипа. В случае успешных испытаний подготовка авиабомбы к сертификации будет считаться завершенной. Кроме того, часть средств намечается направить на разработку универсальной для МБР и БРПЛ боеголовки IW-1 (ЯЗУ W78/88-1) и реализацию программы демонтажа (до 2022-го) выведенных из эксплуатации ЯБП, при этом выполнено до 45 % работ. Необходимо отметить, что работы по демонтажу этих ЯБП являются проблемными. Так, базы хранения переполнены ядерными боеприпасами, требующими демонтажа и утилизации, а их содержание организовано с нарушением требований руководящих документов. По оценкам американских специалистов, для ликвидации ЯБП и переработки извлеченного из них высокообогащенного урана потребуются значительные сроки и финансирование. Второе направление связано с поддержанием ядерного арсенала и объектов ЯОК. Обеспечено выполнение комплекса конкретных программ, среди которых: программа усиленного контроля (ESP Enhanced Surveillance Program); программа продления жизненного цикла ядерных боеприпасов (LEP - Life Extension Program); программа повышения надежности, ядерного арсенала (RRW - Reliable Replacement Warhead) за счет замены устаревших ЯБП (остановлена из-за отказа конгрессом от финансирования); программа повышения безопасности ГЧ МБР (SERV - Safety Enhanced Reentry Vehicle). Осуществляется финансовая поддержка ряда научно-исследовательских проектов с целью повышения надежности ЯБП и их сертификации без проведения натурных испытаний; улучшается финансирование учебно-материальной базы ЯОК; совершенствуется научная и инженерно-техническая база по программе "Сопровождение ядерного арсенала"", проводятся работы по модернизации инфраструктуры Лос-Аламосской национальной ядерной лаборатории и инфраструктуры объекта Y-12 (г. Оук-Ридж, штат Теннеси), а также по обеспечению безопасности эксплуатации объектов ЯОК. Выполнение этих научно-исследовательских проектов является важным направлением ядерной оружейной программы, на которое планируется выделить 1,8 млрд долларов. Наиболее крупным из них считается "Перспективное моделирование ЯБП и высокопроизводительные вычисления" (620 млн долларов). Данный проект предусматривает разработку технологий сертификации ядерных компонентов ЯБП, создание средств диагностики газодинамических и подкритичных испытаний, а также изучение динамических свойств материалов. Для проведения соответствующих экспериментов предполагается усовершенствовать газодинамические установки, штольневый комплекс подкритичных испытаний, газовую пушку и различные испытательные стенды. Продолжится наращивание вычислительных мощностей ядерных оружейных лабораторий министерства энергетики США. Их возможности задействуются американскими специалистами для трехмерного моделирования всех стадий срабатывания ЯБП. В 2016 году в Лос-Аламосской лаборатории планируется ввести в строй высокопроизводительный суперкомпьютер с большим объемом быстродействующей оперативной памяти. Не менее важным считается проект "Управляемый термоядерный синтез с инерционным удержанием плазмы" (500 млн долларов), обеспечивающий моделирование термоядерных реакций. Проект "Технологии конструирования ядерных боеприпасов" (130 млн долларов) предусматривает разработку более совершенных методов изготовления компонентов ЯБП в интересах сокращения сроков и затрат на выпуск таких боеприпасов и их элементов. Значительные средства направляются на поддержание объектов Невадского испытательного полигона в готовности к возобновлению натурных испытаний ядерных боеприпасов, решение социальных вопросов и сохранение научно-технического персонала. Важно подчеркнуть, что администрация США при осложнении военно-политической и стратегического обстановки в мире, затрагивающей национальные интересы государства, полагает возможным отказ от моратория и переход к полигонным испытаниям ЯБП. С целью обеспечения устойчивого функционирования ядерного оружейного комплекса разработана и профинансирована программа по развитию его материально-технической базы (1,1 млрд долларов), предусматривающая закрытие (с 2019 года) работ по проекту химико-металлургического комплекса в рамках Лос-Аламосской лаборатории; повышение производственных мощностей завода Y-12 для ежегодного выпуска 50-80 термоядерных узлов начиная с 2030-го. Около 2,7 млрд долларов предполагается направить на поддержание инфраструктуры ЯОК, совершенствование технических систем охраны, обеспечение доступа на объекты и их компьютерной защиты. В отдельный компонент ядерной оружейной программы выделена программа обеспечения безопасности эксплуатации объектов (около 1,5 млрд долларов), которая включает следующие разделы. Транспортировка боеприпасов и специальных ядерных материалов, что предусматривает обеспечение безопасных перевозок специальных грузов и компонентов ЯБП между предприятиями ЯОК, различными военными и государственными объектами на континентальной части США. В 2016 году значительное внимание планируется уделить разработке специализированного автотранспорта. Отмечается, что безопасность транспортных средств данного типа протестирована недостаточно, а срок эксплуатации многих из них давно истек. Следует отметить, что решение проблем безопасной и скрытной перевозки ядерных материалов признано важнейшим вопросом, поскольку объекты ЯОК и районы базирования объектов СНС расположены на всей территории страны, а маршруты транспортирования проходят в непосредственной близости от населенных пунктов. Особое внимание уделяется подготовке сил и средств объединенного командования стратегических перебросок ВВС США для транспортировки ТЯО из Европы на континентальную часть США и обратно, особенно в условиях возможных воздушных и наземных террористических атак. Модернизация инфраструктуры ЯОК. Ассигнования по этой статье будут направлены на поддержание в исправном состоянии объектов ядерного оружейного комплекса, зданий, сооружений, кровли, систем и оборудования общего назначения, обслуживание технических средств охраны, ремонт ограждений, дорожной сети и т. п. Обеспечение физической защиты и сохранности ЯБП. Финансовые средства выделяются на охрану объектов ЯОК и защиту чувствительной информации, и в первую очередь хранящейся в электронном виде. До 50 % этих ассигнований представляют собой расходы на содержание персонала подразделений охраны. Проблемы с охраной ядерных объектов тоже являются актуальными и обсуждаются на высоком уровне. Так, в ходе выступления на Международной конференции по ядерной безопасности в июле 2013 года министр энергетики США сообщил что "три посторонних лица смогли приблизиться вплотную к хранилищу высокообогащенного урана на территории комплекса ядерной безопасности завода Y-12 и успели изрисовать лозунгами наружную стену". Около 0,28 млрд долларов направляются на социальные выплаты отдельным категориям научно-технического персонала, работающего на важнейших объектах ядерного оружейного комплекса. Таков далеко не полный состав основных программ и мероприятий, проводимых в США в интересах поддержания ядерного арсенала и объектов ядерного оружейного комплекса. В заключение необходимо отметить, что военно-политическое руководство США постоянно заявляет о пунктуальном выполнении Договора о СНВ, сокращении боевого состава стратегических наступательных сил, об отказе от разработки новых ядерных боеприпасов, о соблюдении моратория на ядерные испытания и необходимости ратификации ДВЗЯИ. Вместе с тем результаты анализа показывают, что научно-технические, производственные, материальные, финансовые и кадровые возможности позволяют стране перейти к испытаниям ЯО в целях модернизации и наращивания своего ядерного арсенала. Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 4387 | | |
Всего комментариев: 0 | |