Совершенствование ядерного обеспечения в ВС США (2008)
Совершенствование ядерного обеспечения в ВС США
Генерал-майор М. Вильданов,
Военно-политическое руководство США, реализуя комплекс мероприятий по созданию новой стратегической триады, особое внимание уделяет ядерному обеспечению боевого применения ядерных сил. Согласно документам ВС страны ядерное обеспечение представляет собой комплекс оперативных и организационно-технических мероприятий, направленных на своевременное и устойчивое обеспечение войск ядерными боеприпасами (ЯБП), подготовку и поддержание их в готовности к боевому применению в любых условиях обстановки. Организуется и осуществляется в мирное и военное время с целью создания условий для применения ядерного оружия.профессор Академии военных наук, кандидат военных наук Роль и место ядерного обеспечения, требования к существующим и перспективным видам боевого оснащения определены в ядерной стратегии США, оперативно-стратегических концепциях «Стратегическое сдерживание», «Глобальный удар», наставлении КНШ JP 3-12 «Доктрина объединенных ядерных операций» и доктрине ВВС AFDD 2-1.5 «Ядерные операции». В видах вооруженных сил и объединенных командованиях (ОК) ВС Соединенных Штатов на ТВД, соединениях и частях боевого применения ЯО разрабатываются свои оперативные планы и планы МТО. В этих документах определяются: задачи и основные мероприятия ядерного обеспечения, порядок, сроки и последовательность их выполнения; группировка ядерных сил; силы и средства ядерного обеспечения; эшелонирование и порядок подачи в войска резерва ЯБП; мероприятия по организации управления и взаимодействия, в том числе с министерством энергетики и предприятиями ядерного оружейного комплекса США. Основные задачи и мероприятия ядерного обеспечения включают: поддержание ЯБП в готовности к боевому применению; их подготовку, доставку и выдачу в войсковые формирования; перевод частей ядерного обеспечения в высшие степени боевой готовности; обеспечение ядерной безопасности и надежной охраны и обороны ЯО, предотвращение несанкционированных действий в ходе проведения всех видов работ и занятий; инспекторские проверки содержания ЯБП и уровня профессиональной подготовки личного состава, привлекаемого для работы с ними. Кроме того, предусматривается устранение неисправностей, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ядерного оружия и его эвакуация; восполнение потерь и подача резерва боезапаса для подготовки и нанесения последующих ядерных ударов. Устойчивое управление ядерным обеспечением заключается в целенаправленной деятельности командующих (командиров) и штабов по руководству войсками (силами) при выполнении надлежащих мероприятий и действий. С этой целью в министерстве обороны, видах вооруженных сил (ВВС и ВМС), объединенных командованиях ВС на ТВД, соединениях и частях созданы управления, отделы и службы ядерного обеспечения. Непосредственно работы с ЯБП в космических и авиационных крыльях, а также в военно-морских базах осуществляют группы материально-технического обслуживания и ремонта. Развернута и функционирует система управления и связи ядерным обеспечением. Организовано круглосуточное дежурство на пунктах управления. Анализ опубликованных в американских СМИ материалов позволяет сделать следующие выводы о состоянии, основных направлениях совершенствования и проблемных вопросах ядерного обеспечения в ВС США. Стратегические наступательные силы (СНС) США. Организовано выполнение масштабных программ модернизации, продления сроков эксплуатации и создания нового поколения стратегических наступательных вооружений и их боевого оснащения. По оценкам американских специалистов, современный ядерный арсенал США насчитывает более 10 тыс. ядерных боеприпасов, около 6 тыс. из которых относятся к оперативно развернутым. В распоряжении ВВС США находится 62 проц. всех ЯБП, которые складированы на семи базах на континентальной части США, в Европе и Азии. Остальные 38 проц. переданы ВМС и размещены в хранилищах стратегического ядерного оружия на ВМБ Китсап (штат Вашингтон) и Кингс-Бей (Джорджия). В соответствии с положениями ядерной стратегии США ядерные боеприпасы по состоянию готовности к боевому применению делятся на четыре категории. Первая - это оперативно развернутые ЯБП, установленные на носителях ядерного оружия; вторая - резерв ЯБП, предназначенный для оперативного дораз-вертывания на носителях. Обе категории составляют так называемый активный боезапас. Третья и четвертая категории относятся к неактивному арсеналу: третья - резервные ЯБП для замены изделий активного боезапаса в рамках реализации программ надзора за их техническим состоянием; четвертая - ЯБП для замены изделий, в которых выявлены проблемы с надежностью и безопасностью. Кроме того, имеется активный обменный фонд для технического обслуживания оперативно развернутых ЯБП. При этом боеприпасы, предназначенные для демонтажа и утилизации, в активный и неактивный арсенал не входят. Согласно планам перспективного развития в течение ближайших семи лет предполагается сократить количество ЯБП примерно в 2 раза. Это позволит привести численность ядерного арсенала в соответствии с прогнозируемыми возможностями оружейного комплекса по модернизации и техническому обслуживанию ЯБП. К 2012 году в ядерном арсенале США планируется оставить около 6 тыс. боеприпасов. Одновременно в СНС США осуществляется выполнение договорных обязательств по сокращению стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП) с выходом к 31 декабря 2012 года на уровень 1 700-2 200 ядерных боезарядов. При этом основные усилия военного руководства Соединенных Штатов направляются на выполнение следующего требования «Доктрины объединенных ядерных операций»: «если в будущем российско-американские отношения значительно ухудшатся, то США могут пересмотреть свою ядерную стратегию и взгляды на требуемые уровни ядерных сил...Оставшееся ЯО стратегического назначения будет находиться на хранении и служить в качестве дополнительного потенциала на случай, если потребность в стратегических ядерных вооружениях возрастет сверх того уровня, который определен Московским договором». В этой связи значительная часть ядерных боеприпасов переводится в резерв с сохранением возможности их возврата в состав оперативно развернутых сил в случае возникновения для Соединенных Штатов непредвиденных обстоятельств. Наряду с выполнением договорных обязательств по сокращению стратегических наступательных потенциалов во всех компонентах ядерных сил осуществляется комплекс мероприятий по совершенствованию боевого оснащения носителей ЯО. Это подтверждается следующим. Стратегические ракетные силы наземного базирования. Боевой состав включает 480 ракет «Минитмен» различной модификации, оснащенных одним - тремя боевыми блоками каждая. Реализуется комплекс программ по продлению сроков эксплуатации ракет и боевого оснащения. Стратегическая авиация. В боевом составе находятся 152 стратегических бомбардировщика. Для решения задач по применению ядерного оружия используются самолеты стратегической авиации В-52Н и В-2А. В настоящее время стратегические бомбардировщики сняты с боевого дежурства. Тем не менее приняты меры по повышению уровня их боевой готовности в связи с решением задач в рамках концепции «Глобальный удар». В ходе стратегических командно-штабных учений (КШУ) отрабатываются задачи возобновления боевого дежурства и экстренного вылета стратегических бомбардировщиков на боевые задания. Стратегический бомбардировщик В-52Н имеет на вооружении крылатые ракеты воздушного базирования и/или ядерные авиабомбы В61-7, В61-11 либо В83. Бомбардировщик В-2А может нести только авиабомбы указанной номенклатуры. Стратегические бомбардировщики обоих типов планируется сохранить на вооружении до 2040 года. Предусматривается применение космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR, что существенно повысит точность поражения объектов вероятного противника. Крылатые ракеты в ядерном оснащении будут находиться в боевом составе до 2030 года. Проводятся исследования по разработке облика стратегического бомбардировщика и крылатой ракеты воздушного базирования нового поколения с возможным сроком принятия их на вооружение к 2040 году. Стратегические бомбардировщики В-1В переоборудованы для решения неядерных задач. Однако сохранена техническая возможность их возврата в ядерный статус, что способствует наращиванию боевых возможностей группировки стратегической авиации. Стратегические ракетные силы морского базирования. Включают 14 ПЛАРБ типа «Огайо» с 336 БРПЛ «Трайдент-2». В ВМС США исследуется возможность переоснащения двух БРПЛ типа «Трайдент-2» высокоточными неядерными головными частями на каждой из 14 ПЛАРБ (в случае принятия политического решения руководством страны развертывание БРПЛ в неядерном оснащении технически осуществимо в течение трех лет). Нестратегическое ядерное оружие. В активном ядерном арсенале США находятся несколько сотен нестратегических ЯБП. Арсенал включает в себя авиационные бомбы В61-3, В61-4, В61-10 и боевые части W80-0 для крылатых ракет морского базирования «Томахок». Различные модификации нестратегических авиабомб В61 сосредоточены на восьми авиабазах в шести странах -членах НАТО. Они предназначены для оснащения тактической авиации ВВС США и ОВВС альянса. Для решения задач применения ЯО планируется использовать тактические истребители F-16C/D и F-15E регулярных ВВС США, самолеты F-16 ОВВС НАТО, а также «Торнадо» военно-воздушных сил ФРГ и Италии, а согласно существующим планам с 2012 года использовать новые самолеты F-35. Следует обратить внимание, что ОК ВС США в Европе является единственным объединенным командованием, в зоне ответственности которого расположены склады с ядерным оружием. Оно отвечает за применение тактических самолетов - носителей ЯО, содержание ядерных авиабомб, предназначенных для ВВС других стран - участниц блока НАТО. Снабжение ядерными боеприпасами частей ВВС в Европе организует командование американских ВВС с помощью специальных подразделений. Руководство их боевой и повседневной деятельностью осуществляется через штаб и управление вооружения и боеприпасов, ответственное за планирование и обеспечение войск ядерными боеприпасами. Ежегодно проводятся КШУ высших органов управления ВС США и ОВС НАТО в Европе по выдаче, подготовке и условному боевому применению нестратегического ядерного оружия американских ВС в условиях эскалации регионального вооруженного конфликта в Европейской зоне. К нестратегическому ЯО относятся также КРМБ «Томахок» (около 300 ракет), которые сосредоточены в хранилищах стратегического ядерного оружия ВМС США. При подготовке и проведении стратегических учений военное руководство США предусматривает отработку мероприятий ядерного обеспечения при переводе войск с мирного положения на военное. Основными из них являются: оповещение и сбор личного состава органов управления и частей ядерного обеспечения, занятие пунктов управления оперативным составом и усиление состава дежурных сил и средств; развертывание системы управления и связи ядерным обеспечением по схеме военного времени; прекращение технического обслуживания и модернизации носителей ЯО и боевого оснащения; при- ведение их в установленную степень боевой готовности по ускоренным графикам; возобновление боевого дежурства в стратегической бомбардировочной авиации; подготовка, рассредоточение и укрытие сил и средств ядерного обеспечения; усиление всех видов разведки, наращивание сил охраны и обороны объектов инфраструктуры ядерных сил; доставка и выдача резерва боезапаса в части боевого применения. В угрожаемый период развития военно-политической обстановки или при переводе СНС с мирного положения на военное осуществляется прием-передача в оперативное подчинение ОСК всех боеготовых МБР, ПЛАРБ и стратегической авиации, а также сил и средств обеспечения. Состав этих компонентов зависит от складывающейся обстановки. Известно, что командующий ОСК в вопросах оперативного управления стратегическими наступательными силами не зависит от командования ВВС, ВМС и командующих ОК ВС США на ТВД. Кроме того, он имеет право докладывать президенту Соединенных Штатов и министру обороны о состоянии ядерных сил, выделенных в его распоряжение. В то же время решение задач ядерного и других видов обеспечения боевого дежурства компонентов СНС в высших степенях боевой готовности остается в компетенции командующих видами вооруженных сил и ОК3. Они организуют контроль исходного положения и техническую проверку ВВТ подчиненных войск. По мнению зарубежных военных специалистов, такое разграничение ответственности между органами военного управления в части, касающейся ядерного обеспечения, требует дальнейшего совершенствования. Считается, что имеет место некоторое дублирование задач и функций оперативного и административного управления силами и средствами технического, в том числе ядерного обеспечения. Значительное внимание военное руководство США уделяет организации поставки в войска ядерных боеприпасов с арсеналов, расположенных на континентальной части страны. С этой целью задействуется наземный и воздушный транспорт. Боевые блоки для группировки МБР доставляются автомобильным транспортом в специальных трейлерах. Воздушные переброски ядерных авиабомб для группировок ВВС объединенных командований ВС США, расположенных на удаленных ТВД, планируется осуществлять самолетами военно-транспортной авиации из состава командования воздушных перебросок ВВС США. Изделия в самолетах укладываются на складские подвижные тележки или тележки-прицепы, которые используются на авиабазах для внутренних перевозок и хранения. Военное руководство США одной из важнейших задач считает контроль за содержанием ЯБП. С этой целью в ВС США функционируют органы инспекции, которые регулярно проводят проверки для оценки условий и состояния хранения ядерного оружия (NSI - Nuclear Surety Inspections). Для работы в составе инспекционных групп привлекаются представители министерства энергетики. Отмечается принципиальный подход и объективность проведения инспекций и других видов контроля. Кроме того, в ходе стратегических учений организуется проверка и оценка практических действий войск с отработкой задач ядерного обеспечения с минимальными ограничениями. По их результатам осуществляются сертификация частей и подразделений на соответствие требованиям готовности к ведению боевых действий в условиях применения ЯО, допуск личного состава к работе с ядерными боеприпасами. Вместе с тем, по взглядам зарубежных военных специалистов, в состоянии и организации ядерного обеспечения имеется комплекс проблем. Прежде всего это уязвимость и слабая защищенность основных объектов инфраструктуры ядерных сил, системы управления войсками и ЯО, а также предприятий ядерного оружейного комплекса (ЯОК) от возможных воздушных и наземных террористических атак. Существует потенциальная опасность захвата головных частей ракет, авиабомб и их составных элементов террористическими группами при проведении работ по их погрузке, транспортировке, выгрузке и приведению в готовность на носителях ядерного оружия. Вполне реальной считается угроза ядерного терроризма. В условиях действия запрета на испытания ЯО обозначилась проблема продления сроков эксплуатации ядерных боеприпасов и обеспечения требуемых параметров надежности и ядерной безопасности. Актуальным является поддержание профессиональной подготовки войсковых специалистов, персонала лабораторий и ЯОК. Дестабилизирующим фактором военно-политической обстановки в мире считается проведение стратегических учений в Европейской зоне с отработкой задач подготовки и проведения ядерных операций. В области дальнейшего ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений отмечается застой, о чем было заявлено Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на Мюнхенской конференции по безопасности. Вызывают озабоченность планы военного руководства США, предусматривающие создание группировок МБР и БРПЛ в неядерном оснащении, что не регламентировано международными договоренностями, создает условия для формирования неучтенных ядерных боеприпасов и возникновения ядерных инцидентов. Что касается решения проблем ядерного обеспечения, военное руководство США проводит комплекс оперативных и организационно-технических мероприятий по поддержанию и модернизации ЯБП, обеспечению их надежности и безопасности. Так, завершены организационно-штатные мероприятия по реформированию ОСК, что обеспечивает дальнейшее совершенствование управления планированием, боевым применением и созданием новой стратегической триады. Внедряются требования директив МО США: 3150.1 «Совместные мероприятия министерства обороны и министерства энергетики в течение жизненного цикла ядерного оружия», 3150.2 «Программа министерства обороны по обеспечению безопасности системы ядерного оружия», 3150.3 «Безопасность и надежность ядерного оружия». Начаты исследования возможности разработки нового поколения ядерных зарядов без проведения их испытаний. При получении отрицательных результатов не исключается отмена моратория и возобновление ядерных испытаний на ядерном полигоне в штате Невада. Выполнение договорных обязательств в области сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений увязывается с созданием «возвратного» ядерного потенциала. Предусматривается наращивание боевых возможностей ядерных сил при возникновении непредвиденных обстоятельств в мире, угрожающих национальной безопасности Соединенных Штатов и их союзников. Проблемы стратегических наступательных сил и ядерного оружейного комплекса находят все большее понимание в конгрессе США: оперативно принимаются законодательные меры по строительству и развитию новой стратегической триады, финансированию программ сертификации, продления сроков эксплуатации ядерных боеприпасов и перспективных разработок, поддержанию ЯОК в готовности к проведению ядерных испытаний. Таким образом, состав, содержание и направленность мероприятий по совершенствованию ядерного обеспечения свидетельствуют о возрастающей роли ЯО в решении задач сдерживания вероятных противников и обеспечения национальной безопасности США. Зарубежное военное обозрение №3 2008 с 3-9
Другие материалы по теме
| |
| |
Просмотров: 6771 | | |
Всего комментариев: 0 | |