Обман данными по СНВ. О чем говорят цифры Госдепа США
Мидыхат Петрович Вильданов - генерал-майор, профессор АВН, кандидат военных наук, заслуженный военный специалист Российской Федерации. Госдепом США, после вступления Договора о СНВ в силу, опубликованы данные о суммарном количестве стратегических наступательных вооружений США и РФ. Так, в США имеется 882 развернутых носителя с 1800 ядерными боезарядами, в России – 521 развернутых носителя с 1537 ядерными боезарядами. Количество развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ составляет в США – 1124, в РФ – 865 единиц. Необходимо подчеркнуть, что американская справка о составе ядерных арсеналов сторон вызвала значительный интерес у чиновников органов государственного управления, различных экспертов и СМИ. Так, в оценках и комментариях отмечалось следующее: «цифры ничего не говорят; цифры говорят о том, что Москва и Вашингтон очень близки к выполнению показателей по сокращению СНВ, предусмотренных Договором; США имеют на 30% больше ракет и боеголовок, чем Россия; ядерные силы США опережают российские по всем показателям; нет данных по количеству и типам носителей и привязанных к ним боеголовок; когда Россия может проверить такие сведения, то США дают точные данные, в противном случае они могут и беззастенчиво врать; о состоянии своих СЯС россияне почему-то узнают из сообщений Госдепа США» и т.п. Вместе с тем осталось незамеченным, что американцы вбросили явно недостоверное количество (1800 единиц) оперативно-развернутых ядерных боезарядов в СНС США, что не в полной мере отвечает принципам открытости, прозрачности и транспарентности в отношениях между РФ и США в области СНВ. Данный вывод подтверждается следующими аргументами, которые отражают личную позицию автора статьи в части, касающейся американских СНС. ГОСДЕПОВСКИЕ ОШИБКИ Необходимо отметить, что американская сторона в инициативном порядке опубликовала эти данные согласно требованиям формального пункта 7 статьи VII Договора о СНВ: «Суммарные количества развернутых МБР, БРПЛ и ТБ, суммарные количества боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми ТБ, а также суммарные количества развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых ТБ могут (выделено автором – М.В.) предаваться огласке Сторонами». При этом в справке не приведены типы и количественный состав американских МБР, БРПЛ, ТБ и связанных с ними ядерных боезарядов, что затрудняет проведение всестороннего анализа. Более того, американцы нарушили требования пункта 5 этой же статьи: «Каждая из Сторон имеет право предавать огласке данные относительно своих (выделено автором – М.В.) СНВ». Безусловно, несанкционированная публикация сведений о российских СЯС ВС РФ на официальном уровне является недопустимой (кто просил их об этом?). К сожалению, органы государственного и военного управления РФ по этому поводу традиционно молчат. Хотя можно было бы для россиян (то есть налогоплательщиков) опубликовать достоверные данные о боевом составе СЯС ВС РФ, что государственной тайной не является. Тем не менее с учетом имеющихся авторитетных данных о боевом составе СНС США можно провести объективный анализ и сделать следующие выводы. Чиновники органов государственного и военного управления, различные эксперты и «мудрецы» отлично знают, что наземная компонента СНС США включает: 300 МБР «Мinuteman-IIIМ» с тремя ядерными боеголовками на каждой ракете и 150 МБР «Мinuteman-IIIS» по одной боеголовке. Всего 450 ракет, 1050 боеголовок. Известно также, что на ракетах «Мinuteman-IIIS» сохранена техническая возможность наращивания количества боеголовок до трех, поскольку платформы ГЧ американцами, в нарушение условий Договора о СНВ-1, не были ликвидированы. Российским инспекторам не предоставлялось возможности убедиться в реальном количестве боевых блоков, установленных на ГЧ этих ракет, из-за применения американцами жесткого чехла. При этом вялые претензии российской стороны американцами, как правило, отклонялись. В то же время во многих СМИ приводится заявление заместителя секретаря Госдепа США Роуз Гетемюллер: «Впервые мы получим сведения в отношении разделяющихся головных частей российских ракет, а инспекции на местах позволят США подтвердить истинное количество боеголовок на российских межконтинентальных ракетах и на ракетах подводных лодок. Такая беспрецедентная форма проверки и инспекций не существовала по условиям предыдущих договоров о СНВ». В связи с этим предлагается следующее. Почему бы и российской стороне не сделать следующее заявление: «Наконец-то российские инспекторы получат возможность наглядно убедиться, что американские МБР и БРПЛ содержат количество боеголовок, которые установлены на ракетах на момент окончания действия Договора о СНВ-1 (5 декабря 2009 года). При этом жесткие чехлы будут заменены на гибкие, как это было показано американцам на ПГРК «Ярс». Наконец-то российские эксперты подтвердят, что тяжелые бомбардировщики В-1В, заявленные как носители обычных средств поражения, навсегда утратили техническую возможность восстановления ядерного статуса». РАКЕТЫ ВЫЗЫВАЮТ ТРЕВОГУ Не вызывают сомнений высокие боевые возможности группировки МСЯС США, количественный состав которой много лет поддерживается на уровне 14 ПЛАРБ с 24 БРПЛ «Trident-II» на каждой лодке, при этом 2 ПЛАРБ обычно находятся на плановом ремонте. Следует подчеркнуть, что в течение 15 лет действия Договора о СНВ-1 американцы по «Меморандуму об исходных данных…» представляли, а российские инспекторы как бы подтверждали восемь боеголовок на каждой ракете. Кроме того, БРПЛ «Trident-II» прошла летно-конструкторские испытания с 12 грузомакетами. Таким образом, возможный боевой состав американских МСЯС включает: 12 ПЛАРБ, 228 БРПЛ и 2304 боеголовок. В части, касающейся АСЯС США, рассмотрим 60 боеготовых (выделено автором) ТБ, в том числе 14 В-2А и 46 В-52Н. Тяжелые бомбардировщики В-1В в рамках предыдущего Договора о СНВ-1 американцы относят к носителям неядерных средств поражения, что до сих пор не подтверждено российской стороной. Отметим также, что в марте текущего года ТБ В-1В (в который раз!) были представлены российским инспекторам как неядерные бомбардировщики с демонстрацией так называемых отличительных признаков (перекрасили в другой цвет). Кроме того, в отношении тяжелых бомбардировщиков ВВС США и РФ вступили в действие так называемые условные засчеты (один развернутый ТБ – один ядерный боезаряд), порядок применения которых в договорном процессе сторонами до сих пор не разработан. Не определено также, будет ли действовать это правило в отношении всех видов ядерных вооружений ТБ или только крылатых ракет воздушного базирования. Вот как объясняет условные засчеты известный ученый, генерал-майор Владимир Дворкин: «В том, что изменен порядок засчета, есть определенный смысл. Стратегические бомбардировщики при классическом засчете при моделировании обменов ядерных ударов никогда не играли значительной роли по сравнению с межконтинентальными баллистическими ракетами и баллистическими ракетами подводных лодок». Вполне резонным является вопрос: причем здесь моделирование, если существует реальный процесс планирования боевого применения ядерных сил, при котором учитывается реальный засчет боевого состава АСЯС? Кстати, о моделировании. Оно на этапе подготовки и ведения переговоров, подписания и ратификации Договора о СНВ проводилось формально, поскольку все процедуры осуществлялись в закрытом режиме, а проекты договорных документов до заинтересованных структур РФ не доводились. По мнению специалистов в области СЯС, условные засчеты вносят путаницу в разработку оперативных документов, планы строительства АСЯС и реализации договорных мероприятий. Нет ясности по порядку применения условных засчетов при планировании НИОКР, КНИР, проведении военно-экономических расчетов и финансовом обосновании программ модернизации и строительства российских АСЯС с учетом договорных обязательств. Итак, согласно правилу условных засчетов, за 60 тяжелыми бомбардировщиками ВВС США засчитывается 60 ядерных боезарядов. КРАТКИЕ ИТОГИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Таким образом, в СНС США количество оперативно-развернутых носителей составляет 798 единиц, ядерных боезарядов – 3414 единиц. При этом существует еще вариант максимальной комплектации боеголовками платформ ГЧ МБР «Мinuteman-IIIS» (по 3 боеголовки) и БРПЛ «Trident-II» (8–12 боеголовок), не учитывался также боезапас двух ПЛАРБ, находящихся на ремонте. Кроме того, все ТБ В-1В, якобы переоборудованные в носители неядерных средств поражения, способны в войсковых условиях вновь обрести ядерных статус, что подтверждено уточненными официальными документами РФ. Оценки показывают, что количество оперативно-развернутых ядерных боезарядов составляет около 6000 ядерных боезарядов. По данным же Госдепа США, количество оперативно-развернутых ядерных боезарядов равно 1800 единицам, однако состоятельность этого показателя, как было показано, не подтверждается. При этом из госдеповского документа следует, что американцы даже выполнили требования Договора о СНП, который предусматривал сокращения СНП к 31 декабря 2012 года до уровней 1700–2200 оперативно-развернутых ядерных боезарядов. Необходимо также отметить, что с происхождением цифры в 1800 ядерных боезарядов не смог разобраться известный американский эксперт в области контроля за СНВ Кристенсен! Как уже отмечалось, в справке не показаны существующие типы МБР, а согласно пункта 8а) статьи III Договора о СНВ существующими типами МБР являются: для Соединенных Штатов Америки – «Мinuteman-II», «Мinuteman-III» и «Peacekeeper». При этом значение термина «существующий» в Договоре о СНВ и протоколе к нему не установлено. Поэтому особый интерес вызывает возможный технический облик МБР «Peacekeeper» (МХ), поскольку их первые ступени был уничтожены под контролем российских инспекторов, а вторые и третьи ступени используются в интересах изготовления ракет типа «Minotaur» при проведении летно-конструкторских испытаний неядерного оснащения перспективных МБР. Значительная часть боеголовок Мк-21 после модернизации была направлена на переоснащение головных частей ракет типа «Мinuteman». Неясно также, что представляют собой МБР «Минитмен-II» и небоеготовые ТБ В-52G, заявленные в качестве «существующих». Вместе с тем вызывает недоумение следующее. В соответствии с пунктом 3 раздела I главы 2 протокола к Договору, в марте текущего года РФ и США через НЦУЯО обменялись первоначальными данными по исходному составу СНВ. Можно предполагать, что достоверность боевого состава американских СНВ в этих уведомлениях сомнений не вызывает, а их содержание не является государственной тайной. Однако информирование органов военного управления, вузов, научно-исследовательских организаций МО РФ и ОПК РФ о боевом составе СНС США не организовано. Можно предполагать, что причина такой закрытости заключается в том, чтобы российская общественность и специалисты не имели возможности знакомиться с фактами малоэффективной работы некоторых органов управления РФ, причастных к обеспечению реализации договоров в области СНВ. В заключение уместно напомнить, что Госдеп США периодически публикует различные недостоверные материалы по СНВ, которые негативно влияют на совершенствование процесса «перезагрузки» отношений между РФ и США. По опыту реализации Договора о СНВ-1 можно предполагать, что очередной сайт американского Госдепа будет посвящен нарушениям и обходам Договора о СНВ, которые якобы допускаются российской стороной. Что касается цифры 1800, то предлагается структурам Министерства обороны, Генерального штаба ВС РФ и Министерства иностранных дел РФ все же разобраться с ее происхождением. При необходимости запросить ее обоснование у Госдепа США. Выводы доложить военно-политическому руководству РФ. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3141 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |