Имитационная система JTLS ч2 Полковник A. Mедин. кандидат военных наук В первой части статьи1 были рассмотрены назначение, общая характеристика системы JTLS, дано описание работы комплексной модели подготовки и ведения войны на ТВД, положенной в основу системы. Программное обеспечение и оборудование. Программное обеспечение JTLS разработано с таким условием, что оно может поддерживаться тремя операционными системами (ОС) - Sparc Solaris, Red Hat Linux и Microsoft Windows2. В общем виде архитектура системы JTLS включает пять основных программных модулей (блоков) и ряд вспомогательных программ (см. схему на стр. 28). Их совместное функционирование позволяет разрабатывать различные сценарии, принимать и реализовывать разные варианты действий, а также оценивать полученные результаты. К числу основных следует отнести следующие программные модули (ПМ): В этом элементе основные задачи выполняет «web-интерфейс клиентского приложения (WHIP)»- интегрированный графический интерфейс пользователя, основанный на приложении Java и обеспечивающий клиентам JTLS доступ в глобальную компьютерную сеть Интернет и возможность осуществлять там взаимодействие с другими пользователями системы. Все клиентские приложения конфигурируются и организуются с помощью единой «Программы конфигурации интерфейса 1СР», учитывающей как установленную иерархию построения войск (сил), так и принадлежность к той или иной стороне конфликта. При этом до каждого пользователя доводится необходимая информация, позволяющая взаимодействовать с моделью. Это взаимодействие осуществляется с помощью контекстных меню, включающих следующие закладки: карты, «Терминал управления информацией» (Information Management Terminal - IMT), командная иерархия, иерархия тылового обеспечения, окно сообщений, панель ввода распоряжений, редактор формирований, доклад о ситуации. В общем виде ПМ доступа системы JTLS в Интернет включает: Совместная работа вышеперечисленных подсистем и вспомогательных программ позволяет пользователям, в зависимости от имеющейся конфигурации оборудования, самостоятельно подстраивать их рабочие станции под требования сетевых сценариев системы JTLS. Кроме того, имеется возможность видеть свое место в общей иерархии игрового сценария, осуществлять технический контроль прохождения информации и влиять на решения, принимаемые участниками, находящимися на значительном физическом удалении друг от друга. В окне «терминала управления информацией 1МТ» отображаются интерактивные таблицы, в которых собираются данные от всех пользователей о статусе, состоянии и возможностях войск (сил), включая «свои» формирования, цели «противника», морские конвои, а также задачи частей и подразделений ВВС. Система JTLS может устанавливаться на переносных и стационарных ПЭВМ, использующих любые открытые платформы. К ним, в частности, относятся операционные системы (ОС), применяемые на компьютерах Sun Ultra Sparc, Linux, Hewlett-Packard, и большинство систем на базе ОС ЮНИКС (UNIX). Для моделирования средних и больших сценариев (с участием 500-1000 формирований «своих» войск и 2000-5000 целей «противника») применяются рабочие станции на базе процессоров Sun Ultra или Pentium IV с оперативной памятью не менее 4 ГГб и жестким диском 60 ГГб и выше. Сценарии меньшего масштаба могут реализовываться на машинах с процессором SPARC-10 с 1 ГГб оперативной памяти и 10 ГГб жесткого диска. Рабочие станции с операционной системой Linux3 в версии 2.5 и выше способны решать задачи в рамках средних и больших сценариев, обладая значительно меньшими ресурсами - центральный процессор не менее 1 ГГц и 1 ГГб оперативной памяти. Одновременно «Web-интерфейс клиентского приложения» WHIP требует не менее 1 ГГб оперативной памяти и 30 ГГб жесткого диска, что приводит к увеличению оперативной памяти минимум до 2 ГГб.
Для нормальной работы системы JTLS необходимо иметь следующее периферийное оборудование: минимум один лазерный принтер, к которому разрешен допуск обучаемых в ходе упражнений; CD-ROM или привод 3,5" дисков, необходимые для резервирования, копирования, архивирования и обмена файлами. Вместе с тем практика применения •той системы показала, что для обеспечения устойчивой поддержки сценариев и выполнения различных вводных, поступающих пользователям в ходе игры, к конфи! урации аппаратных средств рабочих станций должны предъявляться дополнительные требования. Это обусловлено особенностями одновременной работы в локальной сети, обеспечением функционирования пользовательского интерфейса, а также большой загрузкой «движка» системы «Программы боевых событий СЕР» - в ходе моделирования. Поэтому для упражнений и тренировок обучаемых на рабочих станциях с платформой Microsoft Windows принято решение использовать «Web-интерфейс клиентского приложения WHIP» как наименее требовательную программу к ресурсному обеспечению. В таблице н приведены характеристики аппаратных средств рабочих станций и ПЭВМ, а также операционные требования к ним при стандартной установке системы JTLS Данная конфигурация рекомендуется как необходимый минимум при выполнении «типового сценария». Подобные требования были разработаны в ходе полигонных испытаний системы в центре объединенных боевых действий ВС США (Joint Warfighting Center) в конце 2006 года. На все серверы и рабочие станции должны быть установлены минимум один привод CD DVD R/W и сетевая карта в 100 МБит База данных JTLS при проведении тестовых испытаний включала около 5 тыс. формирований и до 30 тыс. целей (объектов для поражения). В ходе проверки при максимальной загрузке процессора моделирование осуществлялось на различной скорости (от реального масштаба времени и выше) с одновременным обслуживанием 90 рабочих станций пользователей. Наряду с этим были учтены потребности прочих критических элементов системы, к которым были отнесены: «Программа анализа и оценки результатов моделирования AARC» (After Action Review Client), «Программа графической базы данных GDP», «Система управления информацией 1МТ» и некоторые другие В то же время отмечалось, что все эти критические системы надежно работают и при оптимальной (выборочной) установке. Для розыгрыша сценариев, требующих небольших баз данных, а также для подготовки специалистов, проведения анализа ситуаций, испытаний и демонстрационных показов может использоваться оборудование с меньшими характеристиками. Например, с рассматриваемой системой поставляется стандартная база данных, для работы с которой необходима платформа рабочей станции с одноядерным процессором, 3 ГГб оперативной памяти и ОС Linux.Возможности и системы JTLS. «Программа боевых событий (СЕР)» этой системы позволяет осуществлять моделирование операций в различных средах (на земле, море и в воздухе), а также имитацию действий сил и средств разведки и тылового обеспечения.
Пользователи (игроки) принимают участие в моделировании и развитии ситуаций путем отдачи и приема приказов и распоряжений в зависимости от уровня подчиненности участников. При этом у каждой из сторон может быть только один руководитель (командир), который вправе менять сложившуюся иерархию в «своих» войсках (силах) в ходе розыгрыша. Взаимоотношения сторон в ходе сценария могут иметь различный характер (союзнические, нейтральные, подозрительные или враждебные), который определяется в начале игры с помощью активации соответствующей базы данных В дальнейшем взаимоотношения могут меняться как по решению пользователя-руководителя одной из сторон, так и автоматически (в случае нанесения ударов одной из сторон по объектам «противника») >то влияет на то, как формирования противоположных сторон могут реагировать на взаимный контакт. Например, средства ПВО могут открывать «огонь» только по авиации «противника», оставляя без воздействия летательные аппараты и конвои «союзников», «нейтралов» и подозрительной стороны. Модель системы JTLS предполагает наличие определенных правил ведения боевых действий Это позволяет пользователям планировать предстоящие действия, принимая во внимание различные варианты развития ситуации, и прогнозировать действия противоположных сторон В целом правила ведения войны определяют следующие взаимодействия объектов: Наземный модуль позволяет моделировать действия сухопутных формирований ВС, в том числе имитировать: Кроме того, в системе ведется учет возможных потерь как от непосредственного огневого воздействия «противника» и минно-взрывных заграждений, так и в результате ядерного и химического заражения местности. Ближний бой между формированиями сторон моделируется на основе смешанных, разнородных дискретных уравнений Ланчестера. В отдельную группу вынесен математический аппарат для расчета потерь от огня прямой наводкой и с закрытых огневых позиций. Предусмотрено влияние на результаты моделирования условий окружающей среды (климата, погоды, местности и пр), времени года и суток. Действия формирований более высокого уровня иерархии (агрегации) имитируются с учетом конкретных возможностей по огневому поражению входящих в их состав частей и подразделений с детальной оценкой полученных результатов. Перемещения войск (сил) отображаются с привязкой к шестиугольной сетке топографической основы. При этом формирования перемещаются от точки к точке внутри шестиугольников или между ними в заданных временных интервалах (в зависимости от скорости игры) по имеющимся дорогам или колонным путям. «Противник» может оказывать влияние на перемещения, минируя маршруты движения, нанося огневые удары, создавая районы ядерного и химического заражения, что учитывается путем увеличения времени выполнения задачи «своими» войсками и возможными потерями в личном составе и ВВТ. Предусмотрено также прекращение перемещения в случае превышения участником суточного лимита по перегруппировкам войск (сил) или отсутствия топлива. Атаку «противника» могут проводить только боевые части и подразделения. Она является частью общего плана ведения боя и предполагает участие нескольких формирований, выполняющих свои задачи. Так, несколько подразделений могут атаковать «противника», другие - поддерживать их огнем, остальные - находиться в резерве или восстанавливать боеспособность. При этом должно быть точно установлено местоположение «противника» и его основных объектов. В противном случае следует провести доразведку местности, заключающуюся в выполнении соответствующих задач в рамках существующей шестиугольной сетки топоосновы. Если шестиугольник «очищен» от войск «противника», атакующее формирование становится обороняющимся до получения другой задачи В недостаточно ясной обстановке предусмотрен специальный вариант передвижения «сближение с противником», предполагающий возможность внезапного вступления в «бой», но ограничивающий скорость перемещения. 1 Продолжение. Начало см: Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 2. - С. 31-34. 2 В настоящее время некоторые модули работают только в двух ОС - Sparc Solaris и Red Hat Linux, поэтому для установки всей системы требуются как необходимая конфигурация оборудования, так и специалисты с соответствующим опытом. 3 Некоммерческая версия UNIX для персональных компьютеров. 4 На схеме представлены только основные элементы JTLS, включал файлы баз данных, позволяющие понять общий алгоритм работы системы и взаимодействие ее отдельных элементов Другие вспомогательные программы, например «Программа верификации приказа OVT» (Order Verification Tool) или «Программа доставки сообщений MDP» (Message Delivery Program), не являются системообразующими и поэтому на схеме не отражены. Зарубежное военное обозрение №3 С.26-31 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7377 | | |
Всего комментариев: 0 | |