Инженерное обеспечение наступления дивизии США с форсированием водной преграды
Полковник запаса В уставах и наставлениях сухопутных войск США подчеркивается, что успех в бою во многом будет зависеть от умения войск преодолевать водные преграды, которыми изобилует территория Европы, а также от степени эффективности инженерного обеспечения. При этом командование армии США исходит из того, что в ходе наступательных действий на Центрально-Европейском ТВД дивизия может встретить водные преграды шириной до 30 м через каждые 12 км, до 100 м через 45 км и свыше 100 м через 120-140 км. Их преодоление потребует тщательного планирования, хорошей организации и управления. Одним из важнейших условий достижения успеха считается также наличие достаточного количества инженерных сил и средств. По мнению иностранных военных специалистов, водные преграды являются самыми эффективными естественными препятствиями, значительно усложняющими проведение боевых операций. Командование армии США учитывает, что, обороняясь на водной преграде, противник будет стремиться создавать различные инженерные заграждения, правильная оценка эффективности которых будет иметь большое значение для ведения боя. При планировании и организации форсирования учитываются также и метеорологические условия, которые могут оказать влияние на увеличение или уменьшение трудностей в преодолении водных преград. Как подчеркивается в зарубежной печати, целью форсирования является обеспечение переправы боевых сил и средств на противоположную сторону с сохранением их боеспособности и достигнутого темпа наступления. Форсирование водного рубежа считается специальным видом боевых действий и планируется как часть наступательного боя. Трудность его проведения заключается в осуществлении мероприятий по введению противника в заблуждение (подготовка ложных пунктов переправ, создание группировки сил и средств на второстепенных направлениях и т. п.) и обеспечению скрытности (маскировка переправочных средств, выдвижение их к месту переправы в ночное время или в условиях ограниченной видимости, а также постановка дымовых завес при передвижении войск). Для поддержания темпа наступления и обеспечения быстрой переправы максимального количества сил войска должны осуществлять форсирование водных преград на широком фронте. Считается, что мобильность инженерных подразделений должна быть равной мобильности своих войск, что, по мнению специалистов, снижает угрозу их обнаружения разведывательными средствами противника и поражения. В зависимости от сложившейся обстановки, характера действий противника и наличия переправочных средств форсирование водной преграды может осуществляться с ходу или с планомерной (предварительной) подготовкой. Предпочтение отдается первому способу. Ко второму рекомендуется- прибегать в случае неудачной попытки преодоления водной преграды с ходу, при наступлении непосредственно с водного рубежа, когда преграда представляет собой серьезное препятствие или же противник создал на ней надежную оборону. В американской военной печати сообщается, что инженерное обеспечение наступления дивизии с форсированием водной преграды включает комплекс мероприятий, цель которых - создание благоприятных условий для выполнения поставленных задач. В него входят инженерная разведка местности на своем и противоположном берегах и самой водной преграды, оборудование и содержание переправ, подготовка исходных районов для форсирования и путей выдвижения войск и совершения ими маневра, обезвреживание мин, выполнение мероприятий по маскировке и т. п. Главной его целью является поддержание высоких темпов продвижения войск. Как отмечают западные военные специалисты, дивизия при форсировании узких, а в отдельных случаях и средних водных преград с ходу, как правило, не получает усиления, так как считается, что она имеет достаточное количество штатных десантно-переправочных средств. В случае если она действует на главном направлении, ее рекомендуется усиливать одним-двумя инженерными батальонами, двумя-тремя ротами наплавных (самоходных наплавных) мостов и ротой инженерных машин из состава армейского корпуса. Бригады, наступающие в первом эшелоне дивизии, для форсирования узких водных преград могут получить восемь мостовых и четыре аппарельные машины самоходного понтонного парка MFAB-F (около 70 м), а при преодолении средних и широких водных преград - одну-две роты самоходных наплавных мостов. Каждая такая рота может навести мост класса 60 длиной 212 м или два-три таких моста длиной 117 и 85 м соответственно либо собрать шесть паромов класса 60 и уложить 144 м гибкого дорожного покрытия для преодоления прибрежных заболоченных участков местности. Как подчеркивает зарубежная пресса, планирование инженерного обеспечения наступления дивизии с форсированием водной преграды возлагается на дивизионного и бригадных инженеров. Основой для разработки такого плана, помимо замысла командира, служит инженерная разведка противника и местности, которая должна обеспечить командира достоверной информацией о характере местности и водной преграды в полосе действий дивизии, системе заграждений, оборудовании его позиций и т. п. Сбор данных о водной преграде целесообразно производить за несколько суток до подхода к ней, чтобы использовать этот период для определения основных реально существующих и вероятных пунктов переправы. Бригадные инженеры, действуя с офицерами разведки бригад и инженерных батальонов, должны начать эти мероприятия сразу, как только определится необходимость форсирования. Форсирование дивизией водной преграды с ходу заключается в стремительном выходе войск к ней на широком фронте без дополнительной подготовки войск и исходных районов. Оно осуществляется в том случае, если наступающие части и соединения располагают большим количеством плавающей техники, а инженерные войска - достаточным количеством инженерных сил с десантными и паромно-мостовыми средствами. Как отмечается в иностранной военной печати, частям и подразделениям заранее назначаются определенные участки (для бригад и батальонов первого эшелона). Их размеры, а также количество пунктов переправ на них определяются замыслом боя, тактической обстановкой, наличием разведывательных данных о характере местности, оборонительных позициях противника, примыкающих к водной преграде, и ее характером. Особенностями этого вида форсирования считаются: быстрота, внезапность и минимальная потеря темпа наступления; наличие слабо организованной обороны противника; минимальное сосредоточение войск. форсирование водной преграды с ходу обычно имеет следующую последовательность: ведение разведки, выдвижение штурмовых подразделений, подготовка десантно-переправочных средств, преодоление водной преграды батальонными тактическими группами первого эшелона и захват плацдармов на противоположном берегу, сборка паромных и наведение мостовых переправ, оборудование бродов, форсирование водной преграды вторым эшелоном и резервами дивизии и развитие наступления на противоположном берегу. При этом основными задачами инженерного обеспечения являются преодоление или уничтожение заграждений, сопровождение войск к участку переправы, обнаружение или восстановление переправ, применение и управление переправочными средствами, прокладывание путей подхода, оборудование выходов. Как считают американские военные специалисты, инженерные роты инженерного батальона дивизии будут преодолевать водную преграду вместе с подразделениями первого эшелона, которым они придаются для решения инженерных задач на противоположном берегу. Выполнение инженерных задач на исходном берегу и обслуживание участков (пунктов) переправы предполагается передавать инженерным подразделениям армейского корпуса, действующим в интересах наступающей дивизии. Форсирование водной преграды с планомерной (предварительной) подготовкой осуществляется в тех случаях, когда нельзя преодолеть ее с ходу или при наступлении с водного рубежа. Оно может иметь место также при встрече с широкой водной преградой и наличии надежной обороны противника на одном или на обоих ее берегах. Данный вид форсирования характеризуется наличием времени для сосредоточения требуемых сил и средств, освобождением исходного берега от противника, завоеванием господства в воздухе над участком переправы, организацией ПВО в районе участка переправы, детальным планированием и централизованным управлением. При этом захват и расширение плацдарма предусматривается осуществлять в три этапа. Для каждого этапа назначается рубеж, обозначающий участок местности, который необходимо захватить. При выходе войск на первый рубеж рекомендуется обеспечить защиту переправ от прицельного огня противника, что позволит собирать легкие и тяжелые паромы. Занятием второго рубежа предполагается лишить противника возможности вести наземное наблюдение за пунктами переправы, что может создать благоприятные условия для наведения мостов. Выход на третий рубеж должен обеспечить беспрепятственное использование всех видов переправ и необходимый маневр войск на плацдарме. Основными задачами инженерных войск в этих условиях являются инженерная разведка, строительство и содержание дорожной сети, разминирование и разграждение местности, сборка и обслуживание паромов, пешеходных мостов, строительство ложных мостов и другие. Инженерная разведка реки и прилегающих к ней участков местности, а также разведка оборонительных позиций противника возлагаются обычно на инженерные и разведывательные подразделения дивизии, которые действуют самостоятельно или в составе подразделений войсковой разведки. В первом случае могут использоваться вертолеты, имеющие специальное оборудование. В последнее время в связи с увеличением в войсках количества боевой техники, способной самостоятельно преодолевать достаточно глубокие водные преграды, особое внимание уделяется подводной разведке с привлечением водолазов-разведчиков. Общее руководство по организации и ведению инженерной разведки осуществляет дивизионный инженер (командир инженерного батальона). Для обеспечения форсирования подразделениями водной преграды проводятся предварительные работы по подготовке и содержанию рокадных и фронтальных путей. Первую рокаду предусматривается подготавливать для связи по фронту районов сосредоточения батальонов первого эшелона и районов сосредоточения переправочных средств, вторую - для соединения выжидательных районов частей, расположенных не далее 5 км от преграды, а третью - для связи районов сосредоточения дивизий первого эшелона. К фронтальным путям относятся дивизионный путь подвоза, дорога в полосе наступления каждой бригады первого эшелона, батальонные пути от первой рокады до каждой десантной и паромной переправы. К мостовой переправе подводится, как правило, дивизионный путь подвоза. Основную часть всех путей подготавливают и содержат подразделения инженерных войск корпусного подчинения. К наиболее сложным маскировочным работам, выполняемым инженерными подразделениями, относятся устройство и содержание ложных пунктов переправ, оборудование районов сосредоточения переправочных средств, а также маскировка путей подхода к водной преграде. Все другие маскировочные мероприятия (постановка дымовых завес, создание демонстративных переправ и т. п.) выполняются подразделениями родов войск самостоятельно. Районы сосредоточения войск у водной преграды могут оборудоваться простейшими фортификационными сооружениями, а иногда на отдельных направлениях могут устанавливаться минные поля и устраиваться проволочные заграждения. В целях повышения защиты войск от ОМП в районах сосредоточения и пунктов переправ их рекомендуется максимально рассредоточивать. Как отмечается в зарубежной прессе, места расположения и характер участков переправы определяются тактическими требованиями, боевой задачей и объектом наступления после преодоления водной преграды. Выбор участков переправ зависит от наличия подъездных путей, крутизны берегов, а также от скорости течения. При этом должно приниматься во внимание наличие подручных средств или местных материалов, которые можно использовать. Для обеспечения переправы войск оборудуются участки десантной, паромной и мостовой переправ, а также участки переправы машин вброд и по дну. Их количество зависит от тактической обстановки, заданных темпов форсирования, а также от наличия переправочных средств. Так, по опыту учений, для каждой бригады первого эшелона бронетанковой (механизированной) дивизии создается до четырех десантных и пяти паромных участков переправы и, кроме того, две-три мостовые переправы - для каждой дивизии при форсировании водной преграды шириной более 200 м. Общее же количество участков переправы для дивизии может достигать 30. Чтобы обеспечить непрерывность переправы войск, рекомендуется иметь резерв переправочных средств и материалов, основная часть которых находится в тыловых районах. Переправа передовых подразделений осуществляется, как правило, на боевых плавающих машинах, а переправа танков и другой боевой техники - на паромах и по мостам. Участки паромной переправы вводятся в действие обычно на втором этапе форсирования, сразу же после выполнения первых рейсов на десантных средствах. На каждой паромной переправе на узких и средних реках предусматривается применять по одному, а на широких - по два-три парома. Оборудование пунктов мостовых переправ будет зависеть от боевой обстановки. Охрана и оборона переправы организуются комендантом переправы силами и средствами инженерных подразделений, а в отдельных случаях с привлечением сил и средств, выделяемых общевойсковым командиром. Время, необходимое для переправы войск, зависит главным образом от обеспеченности войск переправочными средствами, характера водной преграды и степени сопротивления обороняющегося противника. Американские военные специалисты считают, что при форсировании водной преграды с ходу с применением достаточного количества плавающих машин и понтонных парков дивизия может переправиться через водную преграду средней ширины за 5-6 ч, а иногда и в более короткие сроки. Приведенные выше некоторые положения по организации инженерного обеспечения наступления дивизии с преодолением водной преграды проверяются в ходе многочисленных учений сухопутных войск, проводимых как по национальным планам, так и в рамках ежегодных учений ОВС НАТО под условным наименованием «Отэм фордж». Зарубежное военное обозрение № 7 1989 С.17-20 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 11037 | | |
Всего комментариев: 0 | |