Истребитель F-15 "Игл"В. Юдин Следуя опасным для дела мира агрессивным курсом, империалистические силы США продолжают гонку вооружении, наращивают боевую мощь всех видов вооруженных сил, в том числе и ВВС, уделяя при этом большое внимание их техническому оснащению. На вооружение частей и подразделений ВВС США поступают новые, более совершенные самолеты различного предназначения. Одним из них является тактический истребитель F-15 "Игл", который разработан по программе FX, предусматривавшей создание истребителя для ведения воздушного боя с возможностью его использования для нанесения ударов по наземным целям. Исследования по проекту истребителя F-I5 начались в 1965 году. Через три года были выработаны основные требования, предъявляемые к самолету. В соответствии с этими требованиями самолет должен иметь: тяговооруженность больше единицы, скороподъемность вдвое больше, чем у истребителя F-4 "Фантом", скорость полета на малых высотах М=1,2, скорость установившегося горизонтального полета на больших высотах М=2,2, максимальную скорость полета (на высоте 18000 м) М=2,5, нормальный взлетный вес (без подвесных баков) до 18,1 т. Затем был проведен конкурс проектов с участием нескольких ведущих американских фирм. В конце 1969 года ВВС США выбрали проект фирмы "Макдоннелл-Дуглас" и заключили с ней контракт на разработку истребителя. По контракту предусматривалось строительство 20 опытных самолетов (18 одноместных истребителей F-15 и два учебно-тренировочных двухместных самолета TF-15). Летные испытания первого опытного образца самолета F-15 начались в июле 1972 года, a TF-15 в июле 1974 года. Первый серийный самолет F-15 был построен в ноябре 1974 года, и с начала 1975 года такие самолеты поступают на вооружение ВВС США. Истребитель F-15 "Игл" представляет собой моноплан с высоко-расположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, размещенными в хвостовой части фюзеляжа. Фюзеляж состоит из трех основных секций. В носовой секции, изготовленной почти целиком из алюминиевого сплава, размещены кабина и большая часть бортового электронного оборудования (95%). В кабине установлено автоматизированное катапультируемое сиденье с ракетным ускорителем. Используя это сиденье, летчик может покинуть самолет на земле и на любой высоте полета в диапазоне скоростей 0- 1100 км/ч. Объем кабины позволяет разместить в ней экипаж из двух человек (эта возможность реализована на учебно-тренировочном самолете TF-15), Центральная секция фюзеляжа выполнена тоже в основном из алюминиевых сплавов (за исключением трех титановых задних шпангоутов). В центральной секции размешены четыре фюзеляжных топливных бака и боекомплект авиационной пушки. Хвостовая секция фюзеляжа, в которой располагаются двигатели, сделана из титанового сплава, а в конструкции хвостового оперения наряду с титановыми сплавами широко применяются боро- и графитоэпоксидные композиционные материалы. Крыло самолета имеет сравнительно большую площадь, относительно малое удлинение (около 3). Для упрощения конструкции и уменьшения веса оно выполнено без средств механизации на носке (однако предусмотрена возможность их установки). Средствами механизации крыла служат только простые односекционные закрылки (угол отклонения 30°) и элероны. Система управления самолетом электромеханическая. Продольное управление обеспечивается отклонением стабилизатора, а поперечное - дифференциальным отклонением консолей стабилизатора и элеронов. На верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчика расположен воздушный тормоз. В качестве основных конструкционных материалов для изготовления планера применяются алюминиевые (35,5% по весу) и титановые (26,7%) сплавы, а также композиционные и другие материалы (37,8%). По данным зарубежной печати, самолет F-15 является первым американским истребителем, в конструкции планера которого в значительной мере использованы композиционные материалы, за счет чего было достигнуто существенное уменьшение его веса. Расчетный экономический срок службы планера самолета F-15 более 8000 ч. Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двух-контурных двигателей F100-PW-100 фирмы "Пратт Уитни". Максимальная тяга каждого из них без включения форсажа 6700 кг, а на форсажном режиме - 11300 кг. Удельный расход топлива двигателя на 15% меньше, чем у подобных двигателей, созданных ранее. По сообщениям зарубежной печати, при атаке наземных целей самолет F-15 по сравнению с истребителем F-4 "Фантом" (при одинаковом весе боевой нагрузки) имеет в 1,5 раза больший радиус действия. Двигатели самолета F-15 взаимозаменяемы, каждый из них имеет 10 разъемов, соединяющих его с планером и системами самолета, тогда как двигатель J79-GE-8 самолета F-4 имеет 34 разъема. В иностранной печати сообщалось, что время замены двигателя не превышает 30 мин, а группа опытного технического персонала осуществляла его замену за 19 мин. Двигатели самолета F-15 имеют модульную конструкцию, что значительно облегчает их техническое обслуживание. Воздухозаборники двигателей боковые, прямоугольные (с косым срезом входного отверстия) и многоскачковые. Регулирование скачков и расхода воздуха обеспечивается автоматически (в зависимости от скорости полета и температуры заторможенного воздуха). Передняя часть воздухозаборника подвешена к основанию на шарнирах и при изменении угла атаки самолета может отклоняться вверх (на 4°) и вниз (на 10°), уменьшая тем самым влияние искажений потока воздуха на входе и повышая устойчивость работы двигателя при резком маневрировании самолета. Запас топлива на самолете размещается в четырех фюзеляжных баках и двух баках-отсеках, сделанных в корневой части крыла. Для увеличения дальности полета самолета на нем может быть подвешено до трех дополнительных баков емкостью по 2270 л (на двух подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах). Кроме того, самолет может быть снабжен двумя специальными контейнерами, плотно прилегающими к боковым поверхностям фюзеляжа (под корневой частью крыла). Длина каждого 9,9 м, максимальный размер поперечного сечения 0,61х0,92 м. Суммарная емкость их около 6400 л, что, по мнению американских специалистов, позволяет увеличить дальность полета самолета почти вдвое. Как сообщалось в зарубежной печати, в случае необходимости такие контейнеры могут быть использованы для установки дополнительного оборудования (например, электронных средств РЭБ, лазерного целеуказателя, инфракрасных датчиков, аэрофотоаппаратов, кинокамер) и вооружения. По заявлению специалистов фирмы, летные испытания самолета F-15 показали, что его характеристики по управляемости и маневренности (при установке на кем контейнеров) почти не изменяются по сравнению с соответствующими данными самолета без контейнеров. Самолет F-15 "Игл" оснащен системой управления оружием фирмы "Хьюз" с многофункциональной поисковой РЛС, способной обнаруживать воздушные пели на больших и малых высотах на фоне сигналов, отраженных от поверхности земли. По данным зарубежной печати, дальность обнаружения целей с помощью этой РЛС 80 км, а дальность их "захвата" около 60 км. В состав электронного оборудования входят также инерциальная навигационная система, индикатор отображения данных на лобовом стекле, радионавигационная система TACAN, автоматическая встроенная система проверки бортовой аппаратуры, система опознавания "свой - чужой". Кроме этого, имеется специальная аппаратура предупреждения летчика об облучении самолета РЛС противника, сигнализации о наличии в задней полусфере приближающихся к самолету ракет, создания помех радиоэлектронным средствам противника. Самолет F-15 оснащен современной системой посадки в сложных метеорологических условиях ILS, радиосвязным и другим электронным оборудованием. На нем установлена бортовая цифровая ЭВМ (емкость запоминающего устройства 16 тыс. 32-разрядных слов). Она получает информацию от входящего в комплекс бортового оборудования, обрабатывает ее и выдает данные на устройства отображения и исполнительные элементы систем. Как сообщалось в иностранной печати, вес бортового оборудования самолета F-15 около 500 кг, а стоимость почти 2 млн. долларов. Вооружение самолета состоит из встроенной 20-мм шестиствольной пушки М-61/А-1 "Вулкан" (скорострельность 6000 выстр./мин. боезапас 960 патронов), установленной в правом воздухозаборнике у корневой части крыла, и различных вариантов подвесок авиабомб, ракет и другого оружия на наружных узлах. Например, для ведения воздушного боя на самолоте могут быть подвешены: четыре УР AIM-7F "Спарроу" (на нижних внешних кромках воздухозаборников двигателей - по две ракеты одна за другой) и четыре ракеты AIM-9L "Сайдвиндер" (по две ракеты на двух подкрыльевых пилонах). По сообщениям зарубежной печати, в дальнейшем вместо ракеты AIM-9L "Сайдвиндер" предусматривается использовать ракету ближнего воздушного боя "Эджайл" с инфракрасной системой наведения. При использовании самолета F-15 для нанесения ударов по наземным целям на нем подвешиваются авиабомбы (фугасные, зажигательные, кассетные и т. д.), управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения. Максимальная боевая нагрузка самолета 5500 кг (на внешних узлах подвески). Как сообщалось в иностранной печати, по маневренным характеристикам истребитель F-15 "Игл" превосходит многоцелевой тактический истребитель F-4 "Фантом" в два раза. Высокая маневренность достигается в основном за счет большой тяговооруженности самолета, которая позволяет ему при необходимости осуществлять набор высоты на сверхзвуковой скорости. По сообщениям зарубежной печати, разгон самолета от дозвуковой крейсерской скорости до сверхзвуковой занимает менее минуты, а небольшая удельная нагрузка на крыло обеспечивает выполнение маневра с перегрузкой 5 при наличии некоторого избытка тяги для разгона. При испытаниях самолета были достигнуты перегрузки в диапазоне от -3 до +9 (с 50-процентным запасом топлива). Созданный с учетом опыта военных действий в Юго-Восточной Азии, истребитель F-15 предназначен в основном для полетов с большими околозвуковыми скоростями на средних высотах. Он может также совершать устойчивый продолжительный полет (на форсажном режиме) со скоростью М = 2,3 и кратковременно М=2,5. Основные тактико-технические характеристики самолета приведены в таблице. По сообщениям зарубежной печати, при создании самолета F-15 специалисты фирмы стремились обеспечить наименьший объем работ по его техническому обслуживанию по сравнению с любым истребителем такого же класса, состоящим на вооружении ВВС США. Одним из конкретных условий, выдвинутых фирме со стороны ВВС на этапе разработки, являлось то, что для технического обслуживания истребителя F-15 на 1 ч налета должно затрачиваться на 50% человеко-часов меньше, чем для самолета F-4 "Фантом", при этом потребность в обслуживающем персонале должна быть сокращена не менее чем на 15% Для выполнения этих условий были использованы некоторые новые конструктивные решения, в частности размещение вспомогательных агрегатов двигателей на фюзеляже (а не на двигательных рамах), что, по мнению американских специалистов, позволит упростить монтаж двигателя после ремонта и смену его агрегатов; выполнение двигателя из пяти независимых модулей с возможностью снятия любого из них для ремонта, не нарушив целостности его остальной части; отсутствие средств механизации на передней кромке крыла с целью упрощения его конструкции; высокое расположение крыла для облегчения обслуживания и подвески боевой нагрузки, топливных баков и т. д. По заявлению специалистов фирмы "Макдоннелл-Дуглас", для технического обслуживания истребителя F-15 потребуется не более 11,3 человеко-часов на 1 ч налета, в то время как для самолета F-4 "Фантом" требуется 24 человеко-часа. По сообщениям иностранной печати, при выполнении программы летных испытаний подготовка самолета F-15 к повторному вылету с типичным вооружением истребителя занимала 12 мин, то есть на 45% меньше, чем самолета F-4. В соответствии с планами американского командования самолеты F-15 совместно с легкими истребителями F-16 будут основой истребительной тактической авиации ВВС США в ближайшие 15-20 лет. Всего для ВВС США запланировано выпустить 729 серийных самолетов F-15 (включая двухместные учебно-тренировочные самолеты TF-15). Окончание поставок этих самолетов намечено на 1982 год. По сообщениям зарубежной печати, к началу 1976 года в ВВС США поступило более 30 серийных самолетов F-15 и 20 таких же самолетов, участвовавших в закончившейся программе летных испытаний. По заявлению представителей фирмы, к середине 1976 года темп выпуска самолетов возрос до девяти машин в месяц. Участвуя в непрекращающейся в капиталистических странах гонке вооружений и стремясь нажить на ней еще большие капиталы, руководство фирмы и другие заинтересованные американские круги ведут большую работу по привлечению покупателей за рубежом. С этой целью в американской печати широко рекламируются самолеты F-15. Представители фирмы рассчитывают, что им удастся продать около 1800 самолетов, из них не менее 700 - за границу. Потенциальными покупателями они считают Израиль, Канаду, Японию и некоторые другие капиталистические страны. Основные тактико-технические характеристики истребителя F-15 "Игл" Зарубежное военное обозрение, 1976, №9, с. 59-63 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 7753 | | |
Всего комментариев: 0 | |