Модернизация американского тактического истребителя F-15В.
Антошин, Тактический истребитель F-15 "Игл" разрабатывался с января 1970 года фирмой "Макдоннелл-Дуглас" по заказу ВВС США для замены самолетов F-4C и был принят на вооружение в 1975 году. Первоначально основной задачей этого самолета было завоевание господства в воздухе. С 1974 года для ВВС выпускались одноместные истребители F-15A и двухместные учебно-боевые F-15B. Проект этого самолета по праву считается одним из самых успешных авиационных проектов 70-х годов прошлого века. ВВС США осознали необходимость создания специализированного истребителя для завоевания господства в воздухе еще в конце 60-х годов прошлого века. С самого начала разработка нового самолета велась ускоренными темпами, чтобы завершить ее в кратчайшие сроки, а все возможные модернизации оставить на будущее. В результате на разработку самолета ушло пять лет, и сразу после принятия истребителя F-15 на вооружение приступили к разработке программы его дальнейшей модернизации. По сути это был хороший маркетинговый ход: все четко понимали, что через определенное время любые усовершенствования, которые могут быть внесены в уже имеющийся и удачно разработанный проект, будут востребованы. Такой подход, как показала практика, себя оправдал, и в дальнейшем ВВС США неоднократно использовали и продолжают использовать этот метод при создании большинства боевых самолетов. Модернизация авиационной техники в ВВС США проводится регулярно, и основная ее цель, как правило, это повышение эффективности выполняемой самолетом боевой задачи, в связи с чем чаще всего заменяется БРЭО, машина оснащается новым вооружением, увеличивается тяга двигателей и т. д. Такие же работы могут проводиться и в том случае, когда необходимо, например, продлить срок его эксплуатации. При этом осуществляется замена основных элементов планера с обязательными прочностными и ресурсными испытаниями. За время эксплуатации истребителей F-15 были проведены две крупные модернизации самолета. Первая началась сразу после принятия самолета на вооружение, и уже в 1979 году стали выпускаться более совершенные модели - F-15C и D. В отличие от предыдущих модификаций эти самолеты имели увеличенный запас топлива во внутренних баках и возможность оснащения двумя конформными подвесными ТПБ "Фаст пэк" с общим запасом горючего 4 500 кг. В этих баках могла размещаться также дополнительная радиоэлектронная аппаратура, а для их снятия и установки требовалось около 15 мин. В результате проведенных работ возросла боевая нагрузка и увеличился радиус действия истребителя. К началу 80-х годов ВВС США уже сформулировали цель следующего этапа модернизации самолета F-15. Она заключалась в создании нового многоцелевого всепогодного ударного самолета, за основу которого в 1984 году был выбран проект самолета F-15E, разработанный на базе двухместного учебно-боевого истребителя F-l 5D. В итоге появился двухместный всепогодный ударный самолет F-l 5Е "Страйк Игл", серийное производство которого было начато в декабре 1986 года, а первый вылет состоялся 11 декабря 1987-го. Поставки новой машины в ВВС начались в апреле 1988 года и закончились в 1994-м, а в 1998 году была завершена замена парка устаревших истребителей новыми. Созданный на базе уже существовавших технологий, самолет, тем не менее, уже в то время мог выполнять боевые задачи, связанные с изоляцией района боевых действий и поражением наземных целей в любое время суток и в различных метеоусловиях, имел оборудование, позволявшее выполнять полет в режиме следования рельефу местности, и был оснащен подвесным контейнером с ИК-оборудованием. При этом был он способен успешно решать задачи по уничтожению воздушных целей, так как он имел на вооружении управляемые ракеты AIM-120 AMRAAM, AIM-7 "Спарроу" и AIM-9 "Сайдвинер" класса "воздух - воздух". Кроме того, F-15E стал носителем тактического ядерного оружия. Продолжающийся в настоящее время третий этап модернизации истребителей F-15 связан с вынужденным продлением срока их эксплуатации еще примерно на 20 лет. Это вызвано задержкой на несколько лет программы разработки истребителя пятого поколения F-35, в результате чего МО США, чтобы поддержать количественный и качественный состав самолетного парка, приняло решение об очередной модернизации F-15C и F-15E, которая стартовала в 2007-м. В боевом составе американских ВВС по состоянию на 1 сентября 2012 года насчитывалось 218 истребителей F-15C, 36 учебно-боевых F-15D и около 220 F-15E. Среднее время эксплуатации самолетов F-15C и D составляет 26,5 лет, a F-15E -18,4 года. Налет самолета составляет около 20 ч в месяц. Назначенный ресурс истребителей F-15C и D составляет 8 000 летных часов, a F-15E - 16 000. В 2010 году коэффициент готовности парка истребителей F-15 C/D составлял 64 % Основные характеристики самолетов приведены в таблице. С тактическими истребителями F-15C, в последние годы происходили инциденты, связанные с коррозией отдельных силовых элементов фюзеляжа, особенно лонжеронов, что неоднократно приводило к авариям, приостановке полетов, необходимости проведения расследований и т. д. В частности, в 2007 году официально было объявлено о вынужденной замене лонжеронов на девяти машинах. В итоге проблему удалось решить, но процедуре модернизации и продления ресурса будут подвергнуты только 176 истребителей F-15C, после чего, по расчетам американских экспертов, они смогут эксплуатироваться минимум до 2035 года. При этом с целью экономии средств одну истребительную авиационную эскадрилью F-15C планируется вывести из боевого состава уже в 2013 году.
Основной целью программы модернизации является оборудование самолетов новой БРЛС с АФАР AN/APG-63(V)3 (в настоящее время БРЛС управления огнем AN/APG-63(V)1 с дальностью обнаружения малоразмерных высотных целей до 90 км), что позволит одновременно отслеживать без потери точности несколько целей и одновременно наводить на них столько же УР. В 2012 финансовом году на эти нужды выделено около 1,1 млрд долларов и еще 1,7 млрд намечается израсходовать в 2013-м. Кроме этого в следующем году предполагается завершить испытания на прочность конструкции фюзеляжа самолета для подтверждения возможности продления его ресурса. Окончание НИОКР по программе ожидается в 2013-2014 годах, а переоснащение самолетов планируется завершить в 2016-м. Кроме того, в ВВС США продолжается начатая плановая модернизация состоящих на вооружении ударных самолетов F-15E, которые предполагается эксплуатировать до 2035 года. В 2012 финансовом году на эту программу выделено 1,3 млрд долларов, в 2013-м - 2,1 млрд. На истребителях F-15E вместо БРЛС APG-70 будет размещена новая бортовая радиолокационная станция с АФАР - APG-82(V)1. Эта станция представляет собой последнюю разработку фирмы "Рейтеон", где использованы технологии создания как БРЛС APG-79, установленных на самолетах F/A-18E/F и EA-18G, так и APG-63(V)3, которой оборудованы истребители F-15C. Реализация программы модернизации самолета F-15E должна обеспечить увеличение надежности и эффективности выполнения им задач по поражению как воздушных (дальность обнаружения 150-180 км), так и наземных целей. В 2011 году начались летные испытания самолетов F-15Е с новой УАБ GBU-53/B (SDB II), которая предназначена для нанесения точечных ударов по важным целям, в том числе подвижным. Планируется принять бомбу SDB II на вооружение в 2016 году и оснащать ею самолеты F-15E, F-22A и F-35. В 2010 году коэффициент готовности парка F-l 5Е составлял 62 % Эта машина может использоваться также в качестве носителя тактического ядерного оружия. Расчетный вариант снаряжения предусматривает подвеску двух ядерных бомб В61-3/4/10. Для выполнения этой задачи предназначены специально сертифицированные самолеты. В 2030-х годах ее намечается возложить на F-35A. В 2009 году фирма "Боинг" предложила на рынок модернизированный истребитель F-15SE "Сайлент Игл". Основной задачей самолета, наряду с нанесением высокоточных ударов по наземным (надводным) целям, является ведение воздушного боя с истребителями противника. В состав вооружения самолета входят: 20-мм пушка; подвесное вооружение, включающее современные и перспективные УР классов "воздух - воздух", "воздух - земля", УАБ серий "Джейдам", "Пэйвуэй" и SDB, а также неуправляемые бомбы и кассеты, которое планируется размещать на 11 узлах внешней подвески. Максимальная взлетная масса самолета около 37 000 кг, в том числе около 13 500 кг полезной нагрузки. Этот самолет имеет меньшую заметность благодаря использованию радиопоглощающего покрытия и измененной конструкции оперения. Кроме того, для размещения вооружения на его борту он оборудован дополнительными конформными отсеками. Отсеки вооружения оснащены открывающими створками и двумя узлами подвески АСП со стартовой массой (калибром) до 500 кг, например 2 УР AIM-120 и 2 х JDAM или 8хSDB. Замена топливных баков на отсеки для размещения боеприпасов занимает 2 ч. При использовании конформных отсеков для размещения дополнительного вооружения радиус действия F-15SE уменьшается примерно на 350 км по сравнению с базовым вариантом - F-15. В
состав оборудования самолета входит новая БРЛС с АФАР AN/APG-63(V)3. Летные испытания демонстрационного образца F-15SE, основной задачей которых является оценка возможности и безопасности применения оружия из внутренних отсеков, ведутся с I квартала 2010 года. По заявлению разработчиков, первые машины новой модификации могут быть поставлены потенциальному заказчику через три года после заключения контракта, при этом стоимость серийного истребителя в зависимости от количества изготовленных самолетов не превысит 100 млн долларов в ценах 2009 года. Официальные лица МО и ВВС США не проявили особого интереса к данному проекту, так как делают ставку на истребители пятого поколения. Поэтому фирма "Боинг" может рассчитывать только на тех потенциальных заказчиков, которые раньше уже закупали истребители F-15. Кроме США тактический истребитель F-15 состоит на вооружении ВВС следующих стран: Саудовской Аравии - имеет обозначение F-15S, закуплено 79 боевых машин (из них в 1990 году 24 единицы у ВВС США) и 19 УБС; Израиля - приобретено в общей сложности 56 боевых и учебно-боевых самолетов, обозначение F-15I; Японии - самолет выпускался по американской лицензии, имеет обозначение F-15J, приобретено 166 боевых и 39 учебно-боевых машин; Республики Корея - обозначение F-15K, закуплено 40 самолетов, было заказано еще 20 машин, завершение поставок - 2012 год; Сингапура - обозначение F-15SG, заказано 20 самолетов в 2005 году и еще четыре в 2007-м. Зарубежное военное обозрение 2013 №3 С.66-70 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6446 | | |
Всего комментариев: 0 | |