Концепция "Морского базирования" вооружённых сил СШАКапитан 1 ранга Н. Резяпов, кандидат военных наук В стремлении повысить эффективность обеспечения государственных интересов американское военно-политическое руководство (ВПР) постоянно совершенствует теоретические основы применения военной силы. Одним из ярких примеров развития теории подготовки к войне выступает концепция "морского базирования", предусматривающая применение объединенных группировок экспедиционных сил ВС США. Ее появление обусловлено агрессивными намерениями ВПР Соединенных Штатов в изменившихся геополитических условиях на рубеже веков, а также развитием военного дела и новыми техническими и технологическими возможностями. Исторически концепция "морского базирования", впервые представленная в мае 1998 года, является дальнейшим развитием планов совершенствования морской системы заблаговременного складирования (МСЗС) на судах-складах, развернутых в стратегически важных районах. Начало развития системы заблаговременного складирования приходится на 1979 год. Заблаговременное размещение ресурсов позволяло резко сократить сроки переброски сил на удаленные ТВД. Так, если переброска бригады СВ с ее 27000 т ВВТ и материально-технического имущества из США в зону Персидского залива требовала 20-30 сут, то заблаговременное складирование позволяло развернуть это формирование за одну неделю при перевозке всего около 2000 т грузов с использованием лишь небольшой части военно-транспортной авиации.
Всего к концу прошлого столетия было развернуто четыре эскадры судов-складов в составе командования морских перевозок (КМП) США (в Средиземном море и на о. Диего-Гарсия в Индийском океане). Каждая из них в среднем размещала ВВТ и средства МТО экспедиционной бригады морской пехоты численностью около 17 тыс. человек, а также запасы для обеспечения ведения ею боевых действий в течение 30 сут. Кроме того, в составе КМП имелось еще 11 судов-складов со средствами МТО СВ, ВВС и ВМС США. С разработкой в 1997 году концепции ведения боевых действий "Оперативный маневр с моря" МСЗС получила новый импульс развития и появилась концепция "Морские силы заблаговременного складирования-2010". Эскадры судов-складов дополнялись группой судов тылового обеспечения для участия в морских десантных операциях. В рамках данной концепции стал использоваться термин "морская база". МСЗС могла теперь организовываться в ходе гуманитарных и миротворческих операций при отсутствии угрозы для нее. О возможностях этой системы свидетельствует тот факт, что запасов 12 судов-складов вооружения, топлива, продовольствия и других предметов МТО достаточно для обеспечения боевой деятельности двух "тяжелых" дивизий СВ США (35 тыс. человек) в течение 30 сут. Таким образом, МСЗС выполняла в основном функции оснащения сил и их всестороннего обеспечения в ходе боевых действий и восполнения ресурсов. Отличие новой концепции "Морское базирование" состоит в том, что она предполагает выполнение ряда функций - переброска группировки сил и их развертывание в районе конфликта, их комплексная (во всех сферах) оборона, а также организация и проведение морской десантной операции, решение задач "воздействия по берегу" - авиационно-ракетной и артиллерийской поддержки сил на берегу и др. Наиболее важной функцией является тыловое и боевое обеспечение группировок сил. Уже с 2001 года по опыту, полученному при использовании МСЗС во время войны с Ираком и в других конфликтах, они были усилены судами с оборудованием и материалами для развертывания необходимой береговой инфраструктуры - временных морских терминалов погрузки-выгрузки судов, штаба объединенного оперативного формирования, полевого госпиталя и других ее элементов. Концепция "морского базирования" ориентирована также на совместное применение объединенных (разнородных/разновидовых) и коалиционных (многонациональных) группировок сил. Считается, что сегодня потенциал системы обеспечения стратегической мобильности США не позволяет осуществить "проецирование силы" и обеспечивать ведение длительных военных действий без опоры на передовые наземные базы или при их ограниченном использовании. Особо подчеркивается возможность по мере реализации концепции "морского базирования" уменьшить зависимость американских ВС от наличия передовых береговых баз*. Кроме того, резко снижается время реагирования на кризис, которое определяется необходимостью создания больших запасов МТС в районе конфликта. С развертыванием "морской базы" у побережья противника может быть в кратчайшие сроки начата крупная боевая операция, а для него самого возрастает степень неопределенности в отношении намерений и планов США. Мобильность "морской базы" лишает противостоящую сторону возможности предсказать место и время высадки (вторжения) коалиционных сил на ее территорию, а также позволяет быстро наращивать группировку сил, лишая противника инициативы, при сохранении высокого оперативного темпа своих действий.
Утвержденная военно-политическим руководством страны концепция "морского базирования" ориентирована на период с 2015 по 2025 год. "Морская база" представляет собой систему распределенных мобильных морских платформ, интегрированных в единую систему. Она становится полноценной, мобильной, обеспечивающей и боевой инфраструктурой для развертывания и применения сил на удаленных ТВД в морской зоне, прилегающей к району конфликта, при отсутствии возможности в полной мере использовать береговые базы. "Морская база" может быть развернута в кратчайший срок в любом районе Мирового океана на удалении до 2 тыс. миль от промежуточной передовой базы США. Находясь на удалении до 100 миль от береговой черты (вне зоны досягаемости средств береговой обороны противника) на ТВД, она становится основой для проведения крупной военной операции или операции меньшего масштаба, например по оказанию гуманитарной помощи. "Морская база" предполагает использование свободы мореплавания для переброски и развертывания экспедиционной группировки сил с заблаговременным складированием на судах запасов снабжения, необходимых для ведения боевых действий, высадки морского десанта, завоевания плацдарма для переброски наземной группировки и развития их наступления в глубь территории противника с последующим созданием баз МТО на захваченной территории.
Основными функциями "морской базы" являются:
Один из прогнозируемых типовых составов "морской базы", способной обеспечить
развертывание и длительные действия экспедиционной объединенной (коалиционной)
группировки, может включать следующие компоненты: Рассматривается вариант включения в состав сил оперативного соединения подводных лодок авиационного экспедиционного крыла ВВС (AETF - Air and Space Expeditionary Task Force), ССО, поисково-спасательных сил и др. Передовая база как промежуточный пункт между территорией США и "морской базой" может быть удалена от побережья страны на 8-10 тыс. миль. При этом доставка морем ГСМ с территории Соединенных Штатов до передовой базы, при условии доставки морским транспортом передовой базы ("туда-обратно"), потребует 34-42 сут при скорости танкеров 20 уз (17-20 сут в пути и около 4-7 сут на погрузку/выгрузку грузов). Перевозка ГСМ с передовой базы до "морской базы" при их удаленности друг от друга на 2 тыс. миль потребует около 6 сут (рейс "туда-обратно") при скорости танкеров 15-16 уз. Для перевозки боеприпасов и других сухих грузов с территории США до передовой базы ("туда-обратно") необходимо 38-49 сут (20-25 сут в пути при скорости 17 уз), а от передовой базы до "морской базы" - 14 сут (8-10 сут в пути при 20 уз). Предполагается, что "морская база" будет способна обеспечить широкий спектр действий - от "устрашения" противника и военного присутствия в мирное время до крупномасштабной (в том числе превентивной) операции объединенных экспедиционных сил. Могут также планироваться такие формы боевых действий на основе "морской базы", как противоповстанческие (противопартизанские) действия и гуманитарные операции. Важная задача "морской базы" - целенаправленное тыловое обеспечение сил (focused logistics). Система тылового обеспечения на основе "морской базы" делает возможной реализацию концепции "объединенного тылового обеспечения" группировки сил. "Морская база" обеспечивает выполнение следующих функций: эвакуация и восстановление поврежденной боевой техники, техническое обслуживание и ремонт ВВТ, эвакуация и лечение раненых. В концепции "морского базирования" раскрываются возможности принципиально новых подходов к тыловому обеспечению объединенных экспедиционных сил, что позволит (по мнению американских специалистов) резко увеличить эффективность действий войск (сил). До появления этой концепции зарубежные военные эксперты характеризовали тыл как "тыловое обеспечение с созданием береговой инфрастуктуры" (JLOTS - Joint Logistics Over-the-Shore). Главное отличие системы тылового обеспечения с опорой на "морскую базу" - отсутствие необходимости развертывания масштабной береговой тыловой инфраструктуры снабжения сил. Данное обстоятельство значительно повышает неуязвимость и устойчивость тыла и, самое важное - маневренность всей группировки, быстроту эвакуации и переразвертывания. Преимущественно применяется непосредственная доставка МТС непосредственно в боевые подразделения, минуя промежуточные береговые базы, склады и пункты хранения, что значительно снижает уязвимость боевых подразделений и повышает их автономность и маневренность. В интересах снабжения сил на берегу в качестве перевалочной базы могут быть развернуты районы тылового обеспечения боевых подразделений (CSSA - Combat Service Support Area), прибрежные районы снабжения (BSA - Beach Support Area) и обеспечения действий авиации (LZS А - Landing Zone Support Area). До появления рассматриваемой концепции предполагалось создание на берегу развитой тыловой инфраструктуры на захваченной территории противника. Береговая тыловая инфраструктура тут же становилась приоритетной целью ударов противника. Теперь же предполагается осуществлять преимущественно "загоризонтное" снабжение группировки сил, действующей на берегу, напрямую с "морской базы", маневрирующей на удалении 25-100 миль от берега. При этом согласно требованиям она должна быть способна снабжать группировку, действующую на суше на дальности до 200-240 миль от береговой черты. Что же касается группировки сил, ведущей интенсивные боевые действия на суше, то, по расчетам американских экспертов, необходимо, чтобы интенсивность грузоперевозок составляла около 1 500 т ежесуточно. Для высадки сил на берег с "морской базы" будут использоваться транспортно-десантные самолеты MV-22 "Оспрей", десантные катера на воздушной подушке (ДКВП), быстроходные транспорты класса JHSV и другая военная техника.
Потенциал "морской базы" характеризуется следующими основными показателями.
Возможности по развертыванию сил могут быть охарактеризованы как способность:
"Морская база" должна отвечать следующим критериям:
В сфере медицинского обеспечения "морская база" должна отвечать следующим
требованиям:
Отдельные возможности "морской базы", непосредственно связанные с воздействием
на противника, защитой и обороной группировки, заключаются в следующем:
Предполагается, что при развертывании группировки двухбригадного состава и условии прибытия "морской базы" в район конфликта за 14 дней и немедленном начале морской десантной операции необходимость обновления запасов ГСМ на "морской базе" может возникнуть через 20-23 сут после начала развертывания или 6-9 сут после начала боевых действий. Повторное пополнение запасов ГСМ потребуется на 36-41 сут после начала развертывания "морской базы" или на 24-29 сут с момента начала боевых действий. Считается, что МСЗС в составе "морской базы" имеют 20-суточный запас снабжения группировки сил ГСМ. При этом запас ГСМ на 10 сут является неприкосновенным резервом. Что касается боеприпасов и других сухих грузов, пополнение их запасов потребуется на 25 сут с момента развертывания (через 10 сут после начала боевых действий), а повторное их пополнение - соответственно через 39-40(15-35) сут.
При полном водоизмещении 41000 т каждый ТРСБ типа "Льюис и Кларк" способен
перевозить до 7 ООО т грузов и 23,5 тыс. баррелей топлива на расстояние до 14
тыс. морских миль. При удаленности "морской базы" от береговой черты до 100 миль два-шесть многоцелевых быстроходных десантных судов класса JHSV могут полностью обеспечить снабжение действующих на берегу двух экспедиционных бригад МП при условии интенсивности расходования около 4 т грузов в сутки. Время, затрачиваемое на перевозку грузов на удаление 2,2 тыс. миль, для судов класса JHSV (при скорости 35 уз) составляет 2,4 сут; ТРСБ типа "Льюис и Кларк" (при 20 уз) - 5 сут; ЛА MV-22 с дозаправкой в воздухе - менее 24 ч; самолетов ВТА С-2В - 24 ч (при полезной нагрузке до 2 т). В ходе реализации концепции "морского базирования" были выдвинуты повышенные требования к боевым и обеспечивающим средствам, что повлекло за собой необходимость создания более совершенных образцов техники с расширенными возможностями и принципиально новыми характеристиками. К тому же работы в этой области составляют одно из пяти перспективных направлений развития ВМС США, сформулированных в 2005 году (FNC - Future Naval Capabilities).
В рамках концепции "морского базирования" реализуются следующие крупные
исследовательские проекты, финансирование которых обходится в 75-80 млн долларов
ежегодно: Реализация концепции потребует большого количества новых разнотипных судов, которые смогут осуществлять быструю загрузку и выгрузку предметов МТО в первую очередь с судов на суда в море. Ранее предполагалась выгрузка с крупных судов на берег непосредственно в портах, у береговых причалов.
Выдвинуты новые требования к перспективным средствам транспортировки и перевозок - тактическим, внутри- и межтеатрового предназначения, воздушным и морским, которые должны эффективно сопрягаться со всеми платформами, составляющими "морскую базу". Например, ДКВП способны высадить десант с удаления 50 миль от берега и должны быть заменены, в то время как "морская база" согласно требованиям может маневрировать в 100 милях от берега. Одним из приоритетных направлений развития американских ВМС является строительство специализированных судов снабжения, которые позволят реализовать концепцию "морского базирования". Основная задача таких судов сводится к бесперебойному снабжению группировок кораблей в районах боевых действий всеми видами МТО (боеприпасами, ГСМ, продовольствием и т. п.), а также МТО при проведении морских десантных операций и боевых действий в глубине территории противника. Численность судов тылового обеспечения ВМС США представлена в табл. 2. Проверка и отработка положений концепции "морского базирования" осуществляются в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки (компьютеризированных военных игр, КШУ, морских и полевых учений), семинаров, разработки прототипов образцов ВВТ, научных исследований и оценок. Так, к данной концепции непосредственное отношение имеют периодически проводимые учения по отработке действий объединенных группировок сил, такие как "Юнифайд куэст" (Unified Quest), "Юнайтед коре" (United Course), "Си викинг" (Sea Viking), "Си трайл" (Sea Trial), "Юнифайд ингэйдмент" (Unified Engagement). В ходе этих мероприятий отрабатываются вопросы управления боевыми действиями, реализации сетецентрической среды управления, обеспечения ситуационной осведомленности и взаимодействия сил, в том числе огневой поддержки сил на берегу с "морской базы", совместного планирования и др. В целом мероприятия по созданию и размещению "морских баз" будут способствовать повышению стратегической мобильности ВС США и призваны обеспечить успешное решение возложенных на них задач в различных регионах земного шара как в мирное время, так и при возникновении кризисных ситуаций. При этом повысится способность ВС к их быстрой переброске в любой район мира для наращивания уже созданных или развертывания новых группировок сил, а также их МТО. * После окончания "холодной войны" резко сократилось число зарубежных военных баз США. Так, если в 1945 году США имели доступ к 170 военным базам в мире, то к 2005-му их насчитывалось только 26. Американские эксперты отмечают, что во многих странах усилилось негативное отношение к военным базам США. При этом такие объекты все чаще становятся предметом разногласий, поводом для протестов, объектом усиленного шпионажа и диверсий. Например, в 1998 году Греция отказалась предоставить Пентагону порт для размещения МСЗС, поскольку его доля во внешнем грузообороте страны составляет 33 % То, что командование военно-морских перевозок ВМС США регулярно ставит вопрос об увеличении количества судов-складов заблаговременного хранения ВВТ и запасов МТО, связано не в последнюю очередь с тем, что Белому дому до настоящего времени не удалось реализовать планы по дополнительному развертыванию стационарных баз складирования на территории таких государств, как Таиланд, Индонезия, Малайзия и Саудовская Аравия. Зарубежное военное обозрение 2013 №1 с. 73-83 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 10494 | | |
Всего комментариев: 0 | |