search
menu
person

NEWS AND UDATES


Автоматизированная система управления тактической авиацией

 Автоматизированная система управления тактической авиацией

Майор-инженер В. Владиславский.
кандидат технических наук

Командование вооруженных сил США, руководствуясь стратегией "реалистического устрашения", направленной против СССР и других стран социалистического содружества, одновременно с наращиванием боевой мощи стратегических наступательных сил придает большое значение развитию сил общего назначения, в том числе тактической авиации. Американские военные специалисты отмечают, что тактическая авиация является одним из основных средств обеспечения боевых действий сухопутных войск на ТВД.

Для управления боевыми действиями тактической авиации в условиях скоротечного и динамичного боя, массированного применения авиации, широкого маневра силами и средствами в США разработана и поступила на вооружение ВВС! комплексная автоматизированная система управления (АСУ) 407L. Она находится в ведении командующего ВВС на ТВД и его штаба и позволяет им осуществлять непрерывное управление боевыми действиями тактической авиации при выполнении ею боевых задач как самостоятельно, так и совместно с сухопутными войсками.

По сообщениям иностранной печати, АСУ 407L выполняет следующие операции: сбор, обработка и отображение информации, необходимой для оценки обстановки и принятия решении; своевременное предупреждение и управление самолетами тактической авиации при отражении воздушного нападения противника: управление тактической авиацией при нанесении ударов по объектам противника в тактической и оперативной глубине; быстрое доведение до подчиненных частей и подразделений боевых приказов, распоряжений и донесении; управление воздушным движением в районе ответственности; обеспечение взаимодействия с сухопутными войсками и координация боевых действий с армейской авиацией и авиацией ВМС (на приморских ТВД).

АСУ 407L состоит из сети наземных органов управления авиацией, радиолокационных постов, узлов связи, комплексов вспомогательного оборудования. Все эти компоненты функционально подразделяются на три подсистемы: управления тактической авиацией, управления воздушным движением и непосредственной авиационной поддержки. Примерное расположение основных органов АСУ показано на рис. 1.

Рис.1. Схема основных органов АСУ 407L

Главным органом управления тактической авиацией на ТВД является центр управления тактической авиацией (ЦУТА). На основании решений, принимаемых командующим ВВС на ТВД, ЦУТА осуществляет оперативное руководство авиационными частями и подразделениями. Здесь оценивается воздушная обстановка, обобщаются данные об авиации противника, вырабатываются решения на боевые действия, планируются и организуются воздушные операции и вылеты отдельных групп самолетов, распределяются силы и средства авиации по заявкам сухопутных войск, даются задачи авиационным частям в виде боевых приказов или распоряжений. При центре развертывается значительное количество различной аппаратуры, предназначенной для получения и обработки всей необходимой информации, для эффективного управления авиацией. ЦУТА является центральным органом, координирующим работу всех трех подсистем АСУ 407L. Он размещается совместно с командным пунктом командующего ВВС на ТВД. В нем установлены: средства связи, аппаратура отображения данных и другое оборудование, с помощью которого осуществляется планирование, контроль и управление наступательными и оборонительными операциями тактической авиации. Как сообщалось в иностранной печати, для развертывания центра в боевое положение требуется около 2 ч.

В состав средств связи ЦУТА входят: узел буквопечатающей связи AN/TGC-28, узел KB радиосвязи AN/TSC-60 (-60А и -60В), электронный коммутатор AN/TTC-30. узел передачи данных AN/GSQ-119 (V), УКВ радиостанция AN/TRC-87, радиостанция тропосферной связи AN/TRC-97А и пункт технического контроля AN/TSC-62.

Узел буквопечатающей связи AN/TGC-28 обеспечивает прием и передачу информации внутри АСУ и по линиям связи с соседними и вышестоящими органами управления. Его оборудование весом около 2300 кг размещается на автомобиле в специальном кузове.

Узел KB радиосвязи AN/TSC-60 разработан фирмой "Коллинз" и обеспечивает телефонную, телеграфную и буквопечатающую связь в звеньях "земля-земля" и "земля-воздух". Он состоит из двух приемопередающих KB радиостанций и размещается в стандартном кузове автомобиля. Время развертывания узла командой из четырех человек 4 ч.

Узел связи AN/TSC-60A отличается от вышеназванного тем, что входящие в него радиостанции имеют большую мощность передатчика (2,5 кВт вместо 1 кВт) и несколько улучшенную антенную систему. Узел связи AN/TSC-60B аналогичен центру AN/TSC-60A, но имеет дополнительный усилитель мощности (до 10 кВт).

Электронный коммутатор AN/TTC-30 обеспечивает коммутацию 460 четырехпроводных линий связи и взаимосвязь с другими автоматическими и ручными телефонными коммутаторами, в частности с армейским электронным коммутатором AN/TTC-25 и коммутаторами, входящими в систему связи министерства обороны США "Автовон". Его аппаратура размещается на двух автомобилях в стандартных кузовах. Время его развертывания командой из четырех человек составляет 1 ч.

Узел передачи данных AN/GSQ-119 (V) предназначен для передачи различных данных в аналоговой и цифровой форме. Он обеспечивает телефонную, фототелеграфную и буквопечатающую связь. В состав оборудования узла входит радиорелейная станция, аппаратура уплотнения каналов передачи радиолокационных изображений, телефонной и буквопечатающей связи и блок питания.

Радиостанция тропосферной связи AN/TRC-97A обеспечивает дуплексную телефонную, цифровую и буквопечатающую связь на дальностях до 185 км. По данным иностранной печати, она может использоваться также в качестве обычной радиорелейной станции. В ней используются две антенны высотой 2,4 м и устройство управления, кото рое может выноситься от станции на расстояние до 800 м. Аппаратура станции размещается в специальном укрытии размерами 2,7х2,72х2.72 м. Вес станции 900 кг. Время развертывания 1 ч (командой из трех человек).

Пункт технического контроля AN/TSC-62 предназначен для проверки качества и совместимости линий связи, распределения основных и запасных радио- и буквопечатающих линий связи. Он обеспечивает решение следующих задач: коммутация и контроль 276 дуплексных телефонных цепей, связанных с вынесенными блоками управления или с телефонными подстанциями, на которых установлены рабочие и контрольные приемопередатчики; проверка и оценка телефонных и буквопечатающих цепей; контроль за выходными сигналами удаленных радиостанций; совмещения с другими средствами связи. Оборудование пункта размещается на автомобиле в стандартном кузове. Время развертывания его командой из трех человек не превышает 1 ч.

Подсистема управления тактической авиацией, по данным американской печати, осуществляет: сбор, обработку и отображение данных о воздушной обстановке и боевой готовности своих частей; планирование и координацию действии частей и подразделений тактической авиации; управление самолетами при выполнении ими боевых задач. В эту подсистему входят центры управления и оповещения (ЦУО), посты наведения и оповещения (ПНО) и передовые посты наведения (ППН).

Центр управления и оповещения, как отмечается в американской печати, осуществляет обнаружение, сопровождение, опознавание и управление самолетами в своем секторе ответственности и является запасным центром управления тактической авиацией (при выходе из строя последнего выполняет его функции). ЦУО осуществляет руководство оборонительными операциями по завоеванию превосходства в воздухе. В центр поступают сообщения о воздушной обстановке от постов наведения и оповещения, а также от своих РЛС. На основе полеченных данных боевой расчет ЦУО отдает приказы на срочный вылет находящимся в его распоряжении истребителям ПВО и руководит их действиями. Аппаратура ЦУО предназначена для решения следующих основных задач: сбор, отображение, оценка и передача в вышестоящие и соседние органы управления данных о действиях своей авиации и авиации противника; управление боевыми действиями и навигационное обеспечение полетов самолетов тактической авиации в зоне ответственности ЦУО; передача на КП частей и подразделений ПВО сухопутных войск и в другие органы данных воздушного наблюдения; оказание помощи экипажам самолетов и вертолетов при проведении ими спасательных операций.

По данным иностранной печати, в состав основной аппаратуры центра входят: ЭВМ НМ-4118, трехкоординатная РЛС AN/TPS-43, двухкоординатная РЛС AN/TPS-44, узел буквопечатающей связи AN/TGC-28, узел KB радиосвязи AN/TSC-60, УКВ радиостанции AN/TRC-87, радиостанция тропосферной связи AN/TRC-97A, электронный коммутатор AN/TTC-30, пункт технического контроля AN/TSC-62, пульты управления с устройствами отображения данных.

Универсальная быстродействующая ЭВМ HM-4118 обеспечивает автоматическую обработку поступающих в ЦУО данных, Она выполнена на интегральных схемах (вес 56 кг). Для ввода и вывода данных в ЭВМ одновременно может использоваться до 16 каналов связи, при этом данные передаются в виде 18-разрядных слов. Кроме того, они могут вводиться с помощью перфокарт и клавиатуры пульта управления. Вывод данных из машины производится на перфоленту, магнитную ленту или на печатающее устройство. Потребляемая мощность 2,2 кВт.

По данным американской печати, ЭВМ НМ-4118 работает по четырем программам: рабочей, моделирующей, вспомогательной и диагностической. По рабочей программе ЭВМ производит сбор, обработку и передачу на устройство отображения данных по текущей обстановке и данных, связанных с управлением самолетами. Программа моделирования используется при подготовке личного состава для имитации различных ситуаций боевой обстановки. Диагностическая программа предназначена для проверки исправности работы радиоэлектронного оборудования ЦУО, а вспомогательная - для отладки ЭВМ.

Трёхкоординатная РЛС AN'/TPS-43 и двухкоординатная AN/TPS-44 обеспечивают сбор данных о воздушной обстановке. Как отмечается в иностранной печати, они работают в диапазонах частот 2900- 3100 и 1250-1350 МГц и позволяют обнаруживать цели на дальностях до 280 и 490 км; вес станций 1,59 и 1,78 т соответственно. Их можно перебрасывать наземным и воздушным транспортом. Время приведения РЛС A\/TPS-43 командой из шести человек в боевое положение 1 ч, а РЛС AM/TPS-44 - 2 ч. Первая работает совместно со станцией опознавания AN/TPX-47, а вторая со станцией AN/TPX-48 системы опознавания Мк10 (SIF). Антенны станции опознавания смонтированы на антенных системах соответствующих РЛС. Обе станции можно расположить как в непосредственной близости от ЦУО, так и на значительном расстоянии от него. В первом случае данные от РЛС на ЦУО перелаются по коаксиальному кабелю, а во втором - с помощью специальной аппаратуры.

На пультах управления РЛС смонтированы выносные индикаторы кругового обзора, собранные на электронно-лучевых трубках (диаметр экрана 40,6 см), и квадратный индикатор табличных данных (сторона квадрата 10,8 см). Каждый пульт управления с помощью четырех линий связи подсоединен к коммутатору ЦУО, а с помощью радиосредств связан с коммутаторами других центров и постов.

В зависимости от объема решаемых задач в ЦУО может быть установлено 4-16 пультов управления с устройствами отображения. Кроме того, для обеспечения аварийных и спасательных работ могут быть установлены также УКВ радиостанции AN/FRC-110 (144 - 174 МГц) и AN/FRC-116 (70-80 МГц) американской фирмы "Электроникс", позволяющие поддерживать связь с личным составом, оснащенным переносными радиостанциями AN/PRC-58 и AN/PRC-78.

По данным иностранной печати, в боевой расчет ЦУО входят: офицеры слежения за воздушной обстановкой, операторы РЛС обнаружения воздушных целей, диспетчеры управления воздушным движением, старший офицер наведения, офицер и диспетчеры распределения сил и средств ПВО по целям, офицер связи с ПВО сухопутных войск.

При решении боевых задач аппаратура ЦУО может работать в автоматическом или ручном режиме.

В автоматическом режиме вся информация о воздушной обстановке, полученная с помощью РЛС, вводится в ЭВМ, которая производит ее обработку (определяет координаты п направление полета целей), а также расчет данных для автоматического слежения за целями и наведения на них истребителей-перехватчиков. Данные о воздушной обстановке, поступающие от ЭВМ, отображаются на специальном экране на фоне карты местности.

При работе в ручном режиме вся информация о воздушной обстановке, полученная с помощью РЛС, отображается па выносных индикаторах, по которым личный состав осуществляет распределение целей и наведение на них истребителей-перехватчиков.

Пост управления и оповещения подчиняется ЦУО и выполняет аналогичные с ним функции. Для решения поставленных задач на нем развернуто такое же оборудование, что и в центре управления и оповещения, по в меньшем количестве, поэтому он имеет меньшие возможности но управлению самолетами. В функции пункта входит передача данных воздушного наблюдения, которые он получает с помощью РЛС, и управление действиями выделенных ему самолетов.

Передовой пост наведения (ППН) подчиняется соответствующему посту управления и оповещения. По данным иностранной печати, в состав аппаратуры ППН входит оперативный центр AN/TSQ-61, РЛС AN/TPS-44 и средства связи.

Оперативный центр Af^SQ-61 совместно с РЛС AN/TPS-44, аппаратурой опознавания и аппаратурой передачи данных обеспечивает обнаружение, опознавание и управление самолетами. Оборудование центра размещено на рабочих местах трех операторов (обнаружения, управления, технического обслуживания) и планшетиста. Оно включает два комплекта индикаторов, два комплекта декодирующих устройств системы опознавания Мк10, устройство дистанционного управления AN/TPS-44, генератор меток дальности, формирующий для двух индикаторов метки дальности 9 и 18 км, связное оборудование. Обмен информацией с другими органами управления осуществляется с помощью узла связи AN/TSQ-53 и станции тропосферной связи AN/TRS-97A.

Подсистема управления воздушным движением обеспечивает решение задач навигации, а также управления воздушным движением и посадкой самолетов. Она развернута в центре управления воздушным движением (ЦУВД), организационно входящем в центр управления и оповещения, а также на аэродромах. Основными элементами ее являются центры управления посадкой самолетов AN/TPN-19, контрольно-диспетчерские пункты AN/TSW-7 и узлы передачи данных AN/GSQ-119 (V).

Центр AN/TPN-19 обеспечивает управление движением самолетов в районе аэродрома и их посадку в простых и сложных метеорологических условиях. Как отмечает американская печать, он способен одновременно управлять посадкой шести самолетов с интервалом 3 мин. Время перевода посадки па второе направление этой же ВПП или на соседнюю ВПП около 5 мин.

В состав центра входят диспетчерская и посадочная РЛС, аппаратура управления и средства связи, контрольно-проверочная аппаратура и автономный источник питания. По сообщению иностранной печати, аппаратура управления и средства связи размещаются в контейнерах, которые, так же как и РЛС, можно транспортировать любым видом транспорта.

Диспетчерская и посадочная РЛС, обеспечивающие обнаружение и управление посадкой самолетов, работают в диапазонах 1200-1300 и 9000-9299 МГц. Они имеют дальность действия 110 км (360 км при использовании систем опознавания) и 40 км соответственно.

В качестве средств связи в центре управления посадкой самолетов применяются УКВ и KB радиостанции и аппаратура проводной связи. Кроме того, для передачи команд управления от оператора к РЛС и видеосигналов от РЛС на пульты управления операторов используются линии передачи данных с соответствующей аппаратурой уплотнения каналов.

Контрольно-диспетчерский пункт AN/TSW-19 представляет собой транспортабельную аэродромную вышку со средствами связи и навигации. В состав аппаратуры пункта входят УКВ и KB радиостанции, УКВ радиопеленгатор с цифровым индикатором, оборудование измерения направления и скорости ветра, средства телефонной связи, источники питания и вспомогательное оборудование. Питание аппаратуры осуществляется от сети переменного трехфазного тока напряжением 120-208 В и частотой 50, 60 или 400 Гц. Аварийными источниками питания являются аккумуляторные батареи напряжением 28 В.

Подсистема непосредственной авиационной поддержки, по данным американской печати, обеспечивает взаимодействие тактической авиации с сухопутными войсками и предназначена для решения следующих основных задач: сбор и обработка заявок на авиационную поддержку, согласование по времени и месту ударов тактической авиации с действиями наземных средств, управление самолетами непосредственной поддержки.

Основными элементами подсистемы являются центры непосредственной авиационной поддержки (ЦНАП), команды управления тактической авиацией (КУТА) и передовые авианаводчики (ПА), ЦНАП осуществляют согласование и управление при выполнении непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, тактической разведки и воздушных перевозок. Кроме того, они координируют действия частей ВВС, армейской авиации к авиации ВМС. Они подчиняются ЦУТА и развертываются при центрах управления боевыми действиями армейских корпусов (в некоторых случаях могут придаваться оперативному центру управления полевой армии).

КУТА подчиняются центру непосредственной авиационной поддержки и обеспечивают управление боевыми действиями самолетов при нанесении ими ударов по объектам противника. Передовые авианаводчики выделяются из команд управления. Количество, состав команд управления и передовых авиаиаводчиков зависят от обстановки. Иногда передовые авианаводчики находятся на самолетах или вертолетах армейской авиации.

Для выполнения ЦНАП и КУТА своих функций в подсистеме используются следующие средства связи: узлы передачи данных AN/GSQ-119 (V), узлы KB и УКВ радиосвязи AN/MRC-107 и AN/MRC-108, радиостанция тропосферной связи AN/TRC-97A. УКВ радиостанция AN/PRC-41, узлы KB радиосвязи AN/TSC-60 и радиостанции AN/PRC-47.

Узлы KB и УКВ радиосвязи AN/MRC-107 и AN/MRC-108, по данным иностранной печати, могут использоваться в качестве подвижных (размещаются на 0,25-т автомобилях), транспортируемых на прицепах, и полустационарных средств радиосвязи в звеньях "земля-земля" и "земля-воздух". В состав аппаратуры узлов входят KB и УКВ радиостанции и устройства дистанционного управления.

Американские специалисты отмечают, что АСУ 407L обладает высокой мобильностью и надежностью. По их мнению, высокая мобильность достигается за счет того, что все оборудование системы смонтировано в кузовах автомобилей или в стандартных контейнерах, которые легко транспортируются на автомобилях, вертолетах и самолетах. Высокая надежность системы обеспечивается достаточной надежностью отдельных ее компонентов и их дублированием. Сообщается, что аппаратура рассчитана на работу в различных климатических условиях и может использоваться в любом районе земного шара.

По сообщениям зарубежной печати, АСУ 407L применялась для управления боевыми действиями авиации во время развязанной американским империализмом агрессивной войны во Вьетнаме. Учитывая опыт боевого использования системы в Юго-Восточной Азии, американские специалисты пришли к выводу, что она не вполне отвечает современным требованиям. Поэтому в настоящее время в США ведутся работы по созданию на базе АСУ 407L более совершенной автоматизированной системы управления тактической авиацией - 485L. По данным американской печати, уровень автоматизации в новой АСУ будет значительно выше, что позволит расширить возможности органов управления тактической авиацией на ТВД.

Зарубежное военное обозрение. 1975 .№7. С.56-63

 

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (20.10.2011) | Автор: Майор-инженер В. Владиславский
Просмотров: 9522 | Теги: системы управления, В. Владиславский, АСУ, 407L | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar