Система отслеживания партии грузов НАТО
Полковник С. Птицын
В процессе реформирования военной организации Североатлантического союза руководство НАТО предпринимает усилия по совершенствованию системы тылового обеспечения коалиционных вооруженных сил, которая до последнего времени по многим параметрам не была приспособлена к эффективному функционированию за пределами зоны ответственности альянса.
Опыт проведения операций США и их союзников в Ираке и Афганистане показал несовершенство транспортного и материально-технического обеспечения экспедиционных войск (сил). При этом одной из главных проблем являлась нескоординированность действий органов тыла стран — участниц операций при организации и осуществлении подвоза материальных средств, что приводило к дублированию функций, перегрузке портовой инфраструктуры и, как следствие, к несвоевременной доставке предметов снабжения в войска.
По мнению натовских специалистов, один из наиболее эффективных способов устранения указанных недостатков - это
внедрение систем, позволяющих отслеживать движение материальных средств от момента документального оформления и погрузки на транспортные средства до прибытия их к месту назначения (получателю груза).
Сама по себе проблема отслеживания состояния и местоположения материальных средств не нова, и в гражданском секторе ее давно и достаточно успешно решают. Работа вышеупомянутых систем построена на принципе радиочастотной идентификации того или иного груза с помощью специальных приемо-передающих устройств. Согласно статистическим данным, капиталовложения в эту отрасль постоянно растут. Так, в 2005 году они составили 500 млн долларов США и, по расчетам аналитиков, к 2010-му могут увеличиться до 3 млрд.
В настоящее время в вооруженных силах США и ведущих западноевропейских государств созданы и функционируют национальные системы отслеживания грузов. Вместе с тем многонациональный характер будущих операций и заявленная готовность НАТО к реагированию на кризисы
в любой точке мира требуют объединения различных систем и создания условий для их совместного функционирования. В начале 2006 года Пентагон выступил с инициативой формирования в рамках альянса глобальной системы контроля за транзитом воинских грузов, перевозка которых осуществляется как в интересах ОВС НАТО, так и ВС отдельных стран-участниц.
В качестве основы было предложено использовать систему отслеживания грузов, применяемую в ВС США в интересах материально-технического обеспечения американских войск в Ираке. При этом отправляемые контейнеры маркируются индивидуальным перевозочным кодом и оборудуются аппаратурой его радиочастотной идентификации. На узловых пунктах, через которые осуществлялся транзит грузов, были установлены приемные устройства, настроенные на излучение радиочастотных идентификаторов и объединенные в глобальную компьютерную сеть, подключенную к серверам баз данных командования МТО СВ США.
Использование автоматизированной системы контроля позволило командованию МТО СВ США исключить случаи потери грузов и значительно сократить время на их доставку в войска. Кроме того, была получена возможность своевременно корректировать маршруты доставки, а также совершать маневр запасами материальных средств в соответствии со складывающейся обстановкой.
В Североатлантическом союзе работа по внедрению аналогичных технологий в области транспортного обеспечения началась еще после Пражского саммита альянса (2002), на котором были определены направления дальнейшего развития объединенных вооруженных сил. Начиная с 2003 года вопрос о системе отслеживания партий грузов (ОПГ) НАТО обсуждается практически на каждом заседании группы транспортного обеспечения и конференции руководящего состава тыла блока.
Руководство Североатлантического союза выработало следующие требования к системе ОПГ: она должна согласовываться тылом АС НАТО (LO-GFAS), обеспечивать всем владельцам предметов снабжения, содержащихся в партии груза, возможность проследить за «грузом» на всех промежуточных этапах процесса его перемещения из одного узла в другой, поступления на узел и его прохождения; производить автоматическую запись статуса и местоположения партий грузов в ходе перевозки и предоставлять возможность проверки их движения; обладать способностью
отвечать на запросы, касающиеся статуса состояния груза, и составлять основные коммерческие донесения; присваивать новые номера партиям грузов, прибывшим на узел ОПГ без установленных в НАТО данных и символики, и сохранять соответствие имевшихся данных и нового номера на том или ином узле ОПГ; информация о грузе должна предоставляться в масштабе времени, близком к реальному.
В рамках исследований, целью которых являлась оценка действующих условий ведения деловых операций при перевозке грузов, были определены возможные потребности для создания новой системы. При этом было решено упростить схему ведения деловых операций, связанных с транспортными перевозками, использовав для этого процессы, дающие значительный экономический эффект. Одновременно проводилась работа по доведению имеющейся аппаратуры радиочастотной идентификации до норм, отвечающих требованиям по защите и скорости передачи информации.
Новая схема ведения деловых операций по отслеживанию партий груза включает 11 правил:
-
В пакет входит один или несколько предметов, перевозимых в качестве одного груза, снабженного собственным кодовым обозначением. Перевозимый пакет является самым низшим уровнем в структуре партий грузов, который может быть отслежен. Он отмечается специальным ярлыком (схема 1).
-
Партия грузов состоит из одного или нескольких перевозимых пакетов, следующих одним грузом и получивших собственное кодовое обозначение. Страны снабжают каждую партию грузов стандартным идентификатором партии грузов НАТО, работающим по принципу радиочастотной идентификации.
-
Процесс отслеживания партий грузов должен осуществляться как в мирной обстановке, так и в ходе операций многонациональных сил (МНС), с использованием военных и коммерческих транспортных средств.
-
Источниками подробной информации о содержимом груза и структуре партий грузов являются национальные системы или система НАТО. С согласия стран — участниц операции подробные сведения о национальных материальных средствах могут передаваться в последнюю. Вся информация о грузах, перевозимых в интересах воинских контингентов этих государств, должна быть доступна командующему группировкой ОВС альянса по согласованию с заинтересованной стороной.
-
Возможность отслеживания грузов необходимо обеспечивать на всех этапах операции.
-
Отслеживание партии груза ведется от точки погрузки до точки распределения груза или получения его заказчиком.
-
С целью соблюдения общих требований по перевозкам наряду с идентификатором каждую партию груза должна сопровождать соответствующая погрузочная документация, например документация на опасный груз или таможенная декларация.
-
Национальные системы (в частности, альянса) будут получать данные о партии грузов в порту погрузки, порту выгрузки и других узлах ОПГ. Когда система отслеживания партий грузов одной страны получает данные о партиях груза другой страны, она должна организовать обмен информацией с государством-грузоотправителем или с НАТО.
-
Страны должны направлять самостоятельно или по запросу в централизованную базу данных НАТО информацию, касающуюся отслеживания партий грузов определенной классификации.
-
В операции МНС на каждом транспортном узле ведущая страна или страна с ролевой специализацией должна использовать систему отслеживания партий грузов для получения и направления данных о партии груза (масса, габариты и т. д.).
-
Данные об отслеживании партий грузов должны включать отметку о времени их получения, чтобы обеспечить их последовательное выстраивание в базах данных систем отслеживания партий грузов.
В качестве примера, разъясняющего принципы и порядок функционирования системы отслеживания партий грузов, разработчики продемонстрировали возможные варианты ее задействования.
По сценарию две страны (А и В) направляют партии грузов в третью (С). Материальные средства этих трех государств должны быть сведены в объединенную партию грузов и доставлены их национальным частям (подразделениям) тылового обеспечения, развернутым в районе совместных действий, где четвертый участник выполняет функции страны размещения.
Страна А для вывоза материальных средств со склада подрядной организации пользуется услугами поставщика, формирует перевозимые пакеты и партию грузов, а для дальнейшей их транспортировки прибегает к соответствующим услугам коммерческой фирмы, которая, в свою очередь, получив партию грузов, размещает ее на национальном пункте со-
средоточения и далее перевозит третьему участнику воздушным транспортом.
Страна В вывозит материальные средства с национального склада своим транспортом, упаковывает их в контейнеры, каждому из которых присваивается индивидуальный перевозочный код. Далее они направляются в национальный пункт сосредоточения, где объединяются с другими контейнерами и получают определенный номер партии грузов. Перевозка в третью страну осуществляется национальными транспортными средствами по морю.
По прибытии в страну С партии грузов стран А и В, а также других государств -участников многонациональной операции объединяются, а код им присваивают идентификаторы НАТО. В национальной системе отслеживания партий грузов страны С делается перекрестная ссылка. Объединенные партии грузов в контейнерах международной организации по стандартизации проходят таможенный контроль страны размещения и страны С, взявшей на себя обязанности ведущей страны в вопросах обеспечения встречи партий грузов в порту назначения.
По прибытии груза в назначенный пункт страна С организует его разгрузку, прохождение таможенного контроля страны размещения, разбивку объединенных партий грузов на более малые партии, хранение и передачу национальным частям (подразделениям) тылового обеспечения.
Испытания прототипа системы отслеживания партий грузов НАТО проводятся с начала 2004 года под руководством специалистов командования стратегических исследований НАТО на базе органов транспортного обеспечения группировки Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане.
В рамках данного проекта многонациональному центру координации перевозок НАТО и командованию МССБ были выделены средства для размещения и использования аппаратуры идентификации по сигналам радиопередатчика.
Оборудование для приема и обработки сигналов радиочастотных идентификаторов партий грузов было размещено в узловых пунктах на территории стран - участниц операции МССБ и в афганских аэропортах, используемых МНС (схема 2).
Для исследовательской работы с прототипом системы были сформированы группы отслеживания материальных средств, укомплектованные специально подготовленным персоналом.
Испытания подтвердили эффективность новой системы, использование которой позволило снизить трудозатраты персонала транспортных подразделений по контролю движения грузов и оптимизировать структуру органов тылового обеспечения, развертываемых на ТВД. Это способствовало сохранности дорогостоящих имущества и техники, а также своевременной доставке их в войска.
В настоящее время достигнута оперативная совместимость прототипа с системами отслеживания грузов США и Дании. Благодаря сопряжению с системой складского обеспечения НАТО полностью автоматизирован процесс отслеживания партий грузов на маршруте Брюнсюм - Кабул. Кроме того, продолжается работа по согласованию новой системы с АС управления тылом альянса LOGFAS и национальными АС отслеживания грузов, развертыванию дополнительных узлов ОПГ в Европе и Афганистане. Согласно планам руководства НАТО, задействование прототипа системы отслеживания
партий грузов альянса в интересах тылового обеспечения группировки МССБ в Афганистане будет продолжено. После завершения испытаний (намеченных на конец 2008 года) этого прототипа предполагается дальнейшее его совершенствование и сопряжение с АСУ тылом блока в течение последующих трех лет. Начальную оперативную готовность системы отслеживания партий грузов как неотъемлемой части «пакета возможностей» ОВС НАТО в области тылового обеспечения планируется достигнуть к 2012 году.
Зарубежное военное обозрение 2007 №5 с. 16-17
Смотрите также
|