search
menu
person

NEWS AND UDATES


Обеспечение стратегической мобильности вооружённых сил США (1983)

Обеспечение стратегической мобильности вооружённых сил США
(заблаговременное складирование американского вооружения)

Полковник Ю. Викторов

В основе внешнеполитического курса администрации Рейгана лежат самый оголтелый антикоммунизм и антисоветизм, стремление любыми средствами дестабилизировать обстановку в странах социалистического содружества, подорвать как систему в целом. Вмешательство во внутренние дела других государств, открытое выступление против национально-освободительного движения возведены в ранг государственной политики. Из Белого дома все чаще раздаются голоса об "американском руководстве" миром, опирающемся на силу. Сферой "жизненно важных интересов" США объявлены целые регионы, и под предлогом "защиты" этих интересов туда направляются многочисленные контингенты вооруженных сил.
Для достижения глобального и регионального превосходства, обеспечения "защиты американских интересов" в самых удаленных точках земного шара (а фактически для осуществления агрессивных замыслов) необходимо, как считают заокеанские стратеги, чтобы их вооруженные силы обладали наряду с другими качествами высокой стратегической мобильностью. Под этим понятием подразумевается прежде всего их способность к быстрой переброске в любой район для наращивания уже созданных или развертывания новых группировок вооруженных сил, а также организация их материально-технического обеспечения.
О значимости стратегической мобильности и намерении повышать ее и дальше неоднократно заявляли на страницах зарубежной военной печати и в публичных выступлениях представители Пентагона. Например, министр обороны К. Уайнбергер утверждал, что военную политику необходимо рассматривать в глобальном контексте, что США не могут позволить себе пренебречь каким-то одним районом ради укрепления другого, они должны быть достаточно сильными для того, чтобы отстаивать свои интересы. Ратуя за дальнейшее наращивание американской военной мощи, он призывает иметь такие вооруженные силы, которые можно было бы быстро развернуть в любом районе мира.
Согласно сообщениям иностранной печати, основными направлениями обеспечения стратегической мобильности Пентагон считает воздушные и морские переброски, а также высокий уровень боевой и мобилизационной готовности стратегического резерва, содержащегося на континентальной части США.
Подготовка к осуществлению таких мероприятий четко проявляется в конкретных делах военно-политического руководства США, в частности в принятии им стратегии "прямого противоборства", что в свою очередь вызвало появление новых и изменение главных положений в ряде ранее принятых, касающихся, например, применения и развития сил общего назначения. Так, была провозглашена новая концепция "географической, или горизонтальной, эскалации", суть которой заключается в том, что при возникновении вооруженного конфликта в каком-либо одном районе мира Соединенные Штаты должны быть способны развязать и вести боевые действия "до полной победы" в нескольких других, наиболее "уязвимых для противника регионах".
Поэтому не случайно в планах строительства сил общего назначения предусматривается дальнейшее усиление их боевых возможностей, повышение стратегической и тактической мобильности. В сухопутных войсках количество дивизий к 90-м годам планируется довести до 26, в тактической авиации ВВС к 1986 финансовому году намечается иметь 40 авиационных крыльев полного состава (с учетом формирований национальной гвардии). К концу текущего десятилетия планируется существенно увеличить и корабельный состав ВМС, доведя его до 600 единиц.
Для обеспечения развертывания и ведения боевых действий существующих и новых соединений и частей намечается увеличить количество самолетов военно-транспортной авиации. В военное время для воздушных перевозок американских войск и грузов будут привлекаться самолеты гражданских авиакомпаний. Под давлением Пентагона отдельные страны НАТО обязались выделить транспортные самолеты большого радиуса действия для переброски войск США в Европу. Ведется обработка и некоторых других правительств, чтобы заставить их взять на себя подобные обязательства.
С целью повышения эффективности использования военно-транспортных самолетов для переброски войск и грузов на большую дальность в США осуществляется широкий комплекс мероприятий. В частности, удлинен фюзеляж самолетов С-141 и на них установлена система дозаправки в воздухе, в результате чего на 30 проц. должен был увеличиться объем грузовой кабины и возросла дальность беспосадочного полета. Ведутся закупки запасных частей к транспортным самолетам, предусматривается дальнейший рост количества обслуживающего персонала и погрузочно-разгрузочного оборудования, а также доставка их в районы предполагаемого развертывания сухопутных войск.
Как считают зарубежные специалисты, в кризисных ситуациях потребуется значительно расширить объем перебросок морем судами командования морских перевозок с широким привлечением сил и средств торгового флота. Для транспортировки американских войск морем в Европу страны НАТО обязались выделить более 400 судов. Высадка соединений и частей вооруженных сил США, по мнению западных экспертов, может осуществляться даже в разрушенных портах, а также на необорудованное побережье. Поэтому уже сейчас заблаговременно создаются различные вспомогательные средства для разгрузки судов.
Чтобы обеспечить высокую мобильность вооруженных сил США, проводятся многочисленные специальные тренировки и учения по стратегическим перевозкам войск и грузов. В чрезвычайной обстановке Пентагон рассчитывает перебросить за первые 10 сут в Западную Германию из США дополнительно шесть дивизий и до 1000 боевых самолетов. Однако аппетиты американской военщины постоянно растут. Перед командованием ВВС США ставится задача создать к 1986 году необходимые условия для перебросок в Европу до 80 эскадрилий тактических истребителей (около 1900 самолетов).
Наряду с обеспечением воздушных и морских перебросок (Более подробно по этому вопросу см.: Зарубежное военное обозрение, 1981, № 9, с. 7 -12. - Ред.), содержанием в высокой степени боевой и мобилизационной готовности сил общего назначения командование вооруженных сил США тратит огромные средства в целях создания необходимой инфраструктуры как на своей территории, так и на наиболее вероятных ТВД, а также для развертывания системы складов на важнейших заморских театрах военных действий.
В данной статье будет более подробно рассмотрен вопрос заблаговременного складирования американского вооружения, оборудования и предметов снабжения на чужих территориях, что является одним из важных направлений обеспечения стратегической мобильности вооруженных сил США.
Заблаговременное размещение оружия, боевой техники и прочих материально-технических средств в других странах, по оценке американских специалистов, позволяет в значительной степени сократить сроки и увеличить темпы переброски соединений и частей из США на удаленные ТВД, так как в этом случае потребуется доставлять только личный состав с легким оружием. Как отмечалось в иностранной прессе, военно-транспортная авиация (с учетом привлечения широкофюзеляжных самолетов гражданских авиакомпаний) имеет большие возможности по перевозкам личного состава.
Впервые заблаговременное складирование нашло свое практическое применение в 1961 году, когда командование США после "берлинского кризиса" заскладировало на территории ФРГ тяжелое оружие и военную технику по так называемой программе "2-)-10", то есть для двух дивизий и десяти отдельных частей боевого и тылового обеспечения. В конце 60-х годов Пентагон вывел из Западной Германии в США механизированную дивизию и отдельный бронекавалерийский полк, оставив их вооружение в Европе, добавив к нему оружие и военную технику для 74 отдельных подразделений (не дивизионного подчинения). Складирование этих запасов проводилось в соответствии с программой "Рефорджер" (в переводе означает "Возвращение войск в Германию"). Тогда же под этим условным наименованием начали проигрываться одноименные ежегодные учения вооруженных сил США, на которых отрабатываются вопросы переброски войск с Североамериканского континента для усиления европейской группировки блока НАТО, получения ими со складов оружия и ведения боевых действий против стран Варшавского Договора.
В конце 70-х годов одновременно с отходом от курса на разрядку международной обстановки и переходом к политике конфронтации Вашингтон принял решение об увеличении запасов тяжелого оружия и доведении их до размеров, необходимых для оснащения шести дивизий сухопутных войск. В соответствии с ним к 1981 году было завезено оружие для четвертой по счету дивизии, а до конца 1983-го планируется заскладировать его еще для двух соединений. Создав такие запасы, руководство Пентагона рассчитывает, как отмечается в иностранной прессе, при обострении обстановки перебросить на Европейский театр войны в течение 10 сут личный состав шести бронетанковых и механизированных дивизий для усиления уже развернутой там группировки.
В западной военной печати эти запасы в целом называются ПОМКУС (POMCUS - Pre-positioned Material Configurated to Unit Sets). Они хранятся на складах в виде комплектов, приписанных к конкретным частям и подразделениям.
Задачи по поддержанию высокой боевой готовности запасов ПОМКУС возложены на группу обслуживания и обеспечения боевой техникой (Мангейм, ФРГ), входящую в состав 21-го командования тыла сухопутных войск США в Европейской зоне. К ним относятся, в частности, выполнение мероприятий по хранению вооружения на специально выделенных складах, выдача его частям и подразделениям в случае войны, при проведении учений, например "Рефорджер", и других оперативных мероприятий, связанных с переброской частей и подразделений сухопутных войск с континентальной части США в Европу.
Организационно группа состоит из штаба, четырех батальонов (восточного, западного, северного и северо-западного), отдела обеспечения перевозок боевой техники в чрезвычайных условиях, а также батальона обслуживания и группы охраны.
Восточный батальон имеет три роты, которые обслуживают четыре склада ПОМКУС, расположенных в районах Мангейм, Карлсруэ и Гермесгейм. Они поддерживают определенные условия, необходимые для хранения вооружения, проводят регламентные работы, отвечают за своевременную выдачу оружия и военной техники прибывающим с континентальной части США частям и подразделениям и принимают их обратно на хранение. Западный батальон, насчитывающий четыре роты, несет ответственность за пять складских комплексов в районах Пирмазенс, Мизау, Кайзерслаутерн и Идар-Оберштейн, а северный (двухротного состава) обслуживает такие комплексы в Мюнхен-Гладбах и Херонген. За всеми этими подразделениями закреплены склады с уже созданными запасами вооружения для четырех дивизий на территории Федеративной Республики Германии. Северо-западный батальон, который находится в стадии формирования, будет отвечать за склады, создаваемые на территориях Бельгии (Гроббендонк, Сютендаль) и Нидерландов (Эммен, Кёркрейд) для пятой и шестой по счету дивизий американских сухопутных войск. Все склады ПОМЕУС, развернутые в тыловом районе зоны боевых действий, объединены в крупные войсковые складские комплексы.
Общая численность личного состава группы около 5 тыс. человек, из них свыше 700 военнослужащих и до 50 гражданских служащих, имеющих американское подданство, остальные - местные наемные специалисты.
В отличие от принятого способа хранения материальных средств (по видам техники и предметам снабжения) запасы ПОМКУС хранятся в комплектах для каждого конкретного подразделения, например для батальона или роты. В настоящее время такие комплекты, большую часть которых составляет автобронетанковая техника, заскладированы примерно для 450 подразделений. С боевых машин сняты стрелковое оружие, радиостанции, лазерные прицелы, приборы ночного видения и управления огнем и другие элементы, находящиеся также в комплектах в специальных помещениях (под усиленной охраной).
Каждые шесть месяцев проводится проверка общего состояния всего заскладированного вооружения, а раз в четыре года - тщательный осмотр с проведением необходимых регламентных и ремонтно-профилактических работ.
Как сообщалось в западной печати, выдача оружия и боевой техники прибывающим из США войскам организуется обычно следующим образом. На склад первыми приходят приемщики вооружения от частей и подразделений, приписанных к нему, которые начинают получать военную технику и комплектующие элементы. По прибытии боевых расчетов и экипажей в зону склада начинается расконсервация и приведение оружия в рабочее состояние, загрузка съемного оборудования, боеприпасов, имущества, индивидуальных боекомплектов, осуществляется частичная заправка машин. По мере готовности боевой техники подразделения убывают в пункт сосредоточения, назначаемый в районе каждого склада. В нем производятся окончательная установка приборов, укладка и крепление всего комплектующего оборудования, дозаправка техники топливом, а также проверка ее работоспособности. Полностью оснащенные оружием подразделения выдвигаются в пункты формирования колонн, откуда в составе своих частей следуют в районы оперативного предназначения. Проанализировав ряд учений, американские специалисты установили, что, например, на выдачу автобронетанковой техники боевому батальону, его подготовку и выход в район сосредоточения требуется до 10 ч.
Как отмечается в иностранной военной печати, общая стоимость созданных запасов ПОМКУС составляет свыше 1,5 млрд. долларов, а с учетом их полного доукомплектования и планируемого складирования оружия и боевой техники еще для двух дивизий она достигнет 3,5 млрд.
Чтобы повысить стратегическую мобильность и сократить сроки переброски на Европейский театр войны морской пехоты, в конце 1981 года Соединенные Штаты заключили соглашение с правительством Норвегии о заблаговременном складировании в районе г. Тронхейм (Северная Норвегия) тяжелого вооружения для экспедиционной бригады морской пехоты, перебрасываемой по планам стратегического развертывания НАТО из США с целью ведения боевых действий на северном фланге блока. К 1984 году предполагается заскладировать 24 гаубицы калибра 155 мм и тягачи к ним, около 250 автомобилей и 100 прицепов, комплектующее оборудование для двух авиационных эскадрилий морской пехоты, боеприпасы, топливо и продовольствие. В соответствии с этим соглашением Норвегия обязалась для развертывания американских войск предоставить около 150 машин повышенной проходимости (снегоходов) две автотранспортные роты (по 90 автомобилей), медицинскую роту (35 санитарных машин), отделение ГСМ (шесть топливозаправщиков), необходимое инженерное и вспомогательное оборудование.
Выполнение всех перечисленных мероприятий, как отмечается в западной военной печати, позволит перебросить по воздуху личный состав экспедиционной бригады морской пехоты с легким вооружением с континентальной части США в Северную Норвегию в первые же дни после начала стратегического развертывания ЭБ МП блока В настоящее время для транспортировки ее морем требуется 15-20 сут.
В целях сокращения сроков переброски тактической авиации и обеспечения ее боевой деятельности в районах оперативного предназначения командование ВЬЬ LU1A планирует осуществить заблаговременное складирование вспомогательного и навигационного оборудования, а также предметов снабжения для перебрасываемых на заморские ТВД авиационных частей и подразделений. Как считают иностранные специалисты, это даст возможность высвободить часть самолетов военно-транспортной авиации для осуществления перебросок сухопутных войск.
Новое значение приобрел вопрос заблаговременного складирования тяжелого оружия, военной техники и предметов снабжения в связи с созданием в 1980 году "сил быстрого развертывания" (СБР) (С 1 января 1983 года преобразованы в объединенное центральное командование вооруженных сил США. - ред). Они предназначены для использования главным образом на удаленных ТВД, имеющих слаборазвитую инфраструктуру, сложные географические и климатические условия. По оценке руководства Пентагона, как никогда, остро встал вопрос о создании благоприятных условий для быстрой переброски и 'развертывания в вероятных районах оперативного предназначения необходимого контингента войск из состава СБР, а также для организации их МТО.
В качестве одного из основных направлений решения данной проблемы американское командование избрало заблаговременное складирование оружия, военной техники и предметов снабжения вблизи районов предполагаемого использования "сил быстрого развертывания". Учитывая сложную военно-политическую обстановку в наиболее вероятных районах применения СБР (Юго-Западная Азия), нестабильность внутриполитической обстановки в странах региона, а также отрицательную позицию по этому вопросу ряда их правительств, Соединенные Штаты пока не решились пойти на развертывание системы заблаговременного размещения боевой техники и средств МТО на территориях других государств, а создают систему складирования на судах. В июле 1980 года в Индийском океане в районе о. Диего-Гарсия было развернуто семь судов-складов с вооружением, оборудованием, средствами МТО и пресной водой для экспедиционной бригады морской пехоты численностью до 12 тыс. человек и нескольких эскадрилий тактической авиации ВВС США, что позволит им, по оценке иностранных специалистов, вести боевые действия в течение 15 сут. В качестве судов-складов были использованы три транспорта класса "ро-ро" ("Метеор", "Меркурий" и "Юпитер") с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которые предназначены для складирования бронетанковой техники (рис. 2), артиллерии и другого крупногабаритного вооружения и оборудования, два коммерческих транспорта ("Америкэн чемпион" и "Америкэн курьер") и два танкера - один для ГСМ и другой для пресной воды.
Все суда-склады укомплектованы гражданскими экипажами. Их существенным недостатком, как считают западные военные специалисты, является неспособность выгружать вооружение на необорудованное побережье, что в значительной мере затрудняет передачу боевой техники подразделениям морской пехоты, перебрасываемым в районы оперативного предназначения по воздуху.
По данным западной печати, в конце 1981 года количество судов-складов в районе о. Диего-Гарсия было увеличено до 13, что позволило создать на них запасы предметов снабжения, рассчитанные на ведение боевых действий в течение 30 сут.
Однако в настоящее время развернутые в Индийском океане суда-склады уже не удовлетворяют запросы американской военщины. Стремясь к дальнейшему наращиванию военного присутствия США в этом регионе, к всемерному повышению возможностей по быстрому усилению группировки американских вооруженных сил и их способности по ведению длительных боевых действий в условиях слабо оборудованного ТВД, Пентагон разработал перспективную программу. Согласно ей к 1987- 1988 годам на судах-складах, позволяющих выгружать оружие и боевую технику на необорудованное побережье, намечено разместить комплекты тяжелого вооружения и средств МТО для трех экспедиционных бригад морской пехоты. В частности, как сообщалось в иностранной печати, планируется заскладировать до 160 танков, более 300 бронетранспортеров, 18 самоходных и 72 буксируемые гаубицы, свыше 1000 автомобилей.
Рассматривая заблаговременное складирование в качестве одной из действенных мер по повышению стратегической мобильности американских вооруженных сил, военно-политическое руководство США продолжает расширять программу складирования в Индийском океане и завершает создание запасов оружия и боевой техники для шести дивизий сухопутных войск и одной бригады морской пехоты в Европе, ведет поиски путей совершенствования существующей системы складирования, изыскивает возможности по развертыванию новых складов, в первую очередь на европейских ТВД, увеличивает ассортимент хранящегося вооружения, в том числе авиационной техники. В частности, с января 1982 года проводятся работы по заблаговременному складированию вертолетов армейской авиации.
Планы и практические мероприятия Пентагона по повышению стратегической мобильности вооруженных сил убедительно показывают, что милитаристы США активно претворяют в жизнь стратегию "прямого противоборства", стремятся к наглому вмешательству во внутренние дела суверенных государств в любом регионе.

Зарубежное военное обозрение 1983 №2
Смотрите также
Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (10.12.2007) | Автор: Полковник Ю. Викторов
Просмотров: 3485 | Теги: логистика, двойное базирование, ВТАК, мобильность, Ю. Викторов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar