search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основные аспекты развития системы тылового обеспечения ВС США (2012)

Основные аспекты развития системы тылового обеспечения ВС США

Капитан 1 ранга Н. Резяпов,
кандидат военных наук

Тыловое обеспечение группировок вооруженных сил как вид обеспечения боевых действий приобретает в современных условиях особое значение для поддержания их в постоянной готовности к выполнению поставленных задач. Системе тылового обеспечения (СТО) отводится также серьезная роль в реализации оперативно-стратегических концепций развития и применения ВС США, где сформулированы оперативно-стратегические требования к перспективной СТО:

Эмблема управления тыла ВС США
Эмблема управления тыла ВС США

- Роботизация и информатизация тылового обеспечения, а также улучшение показателей своевременного материального обеспечения, качества регламентного обслуживания и ремонтно-восстановительных работ.

- Оперативность и адаптивность планирования МТО как части планирования действий группировок сил в реальном масштабе времени в условиях быстро меняющейся обстановки («целенаправленное тыловое обеспечение»), достижение превосходства над управлением системой тыла противника и соответствие циклу управления обеспечиваемой группировки ВС.

- Ориентация на обеспечение «экспедиционности» ВС США и глобальности их действий в любом районе земного шара.

- Удовлетворение запросов «объединенных» сил (группировок разнородных сил) согласно концепции «Единых сил» американских ВС, модульность комплектов средств материально-технического обеспечения (МТО).

- Тыловое обеспечение многонациональных сил - возможность информационной интеграции, стандартизации и унификации в сфере тылового обеспечения в составе коалиционных сил.

- Надежность СТО, высокая боевая устойчивость и живучесть.

- Минимизация стоимостных затрат при оперативности функционирования, снижение объемов и номенклатуры МТО по всем видам довольствия.

Кроме того, на развитие СТО оказывает влияние концепция «сетецентрических» боевых действий с учетом нового облика и вероятного характера будущей войны, где планируется широкое задействование автоматизированных распределенных ро-бототехнических беспилотных необитаемых разведывательно-ударных комплексов. Боевые действия планируется вести при условии их интеграции в единую аппаратно-программную взаимодействующую структуру, функционирующую на основе принципов систем искусственного интеллекта. Каждая боевая платформа будет способна дистанционно управлять множеством других малоразмерных (беспилотных, безэкипажных, необитаемых) систем, организуя их действия по единому замыслу, цели и задачам.

Согласно Стратегическому плану развития тыла на 2010-2017 годы бюджет данной организации в 2011 году составил около 40 млрд долларов. В различных подчиненных тыловых подразделениях ВС США заняты более 26 тыс. человек, которые находятся в 28 странах мира. Всего на учете управления тыла находится около 5 млн видов предметов снабжения, а на обслуживании - более 1 700 систем оружия. Ежедневно в систему поступает более 130 тыс. заявок на обслуживание, в том числе обрабатываются заявки на более чем 13 млн галлонов горюче-смазочных материалов. Количество контрактов с различными организациями достигает почти 10 тыс.

В целом «сетецентризм» перспективной СТО, отражая современные организационно-функциональные достижения коммерческого сектора экономики в области логистики, выражается через такие специфические концепции, как «Целенаправленное тыловое обеспечение», «Чувствительное и быстрореагирующее тыловое обеспечение» (S&RL - Sense and Respond Logistics) и «Всеохватывающая материально-техническая готовность» (360 Logistic Readiness), «Объединенное тыловое обеспечение (распределение)» и другие. В конечном счете эти концепции предполагают реализацию таких направлений развития СТО ВС США, как:

- полная ситуационная осведомленность о ресурсах (обозримость ресурсов -оперативное отслеживание наличия, местоположения материальных средств и средств их доставки) в режиме реального времени на основе единой базы данных и информационно-коммуникационного пространства (JTAV - Join Total Asset Visibility);

- своевременное реагирование на текущие и прогнозируемые потребности группировок сил (адаптивности) - быстрая и адресная доставка и распределение средств обеспечения с отказом от заблаговременного создания масштабных запасов средств МТО на удаленных ТВД;

- проведение операций по обеспечению группировок сил на ТВД с удаленных баз -в основном с континентальной части США (двухуровневое построение СТО);

- полная интеграция мероприятий по развертыванию распределенных средств МТО в ходе объединенных операций;

- гибкое приспособление системы тылового обеспечения к условиям реальной оперативной обстановки в операциях любого типа на любом ТВД, а также однородность процессов функционирования СТО в режиме мирного и военного времени;

- создание перспективных боевых подразделений, имеющих значительно меньшие потребности в тыловом обеспечении, в том числе за счет оснащения их новейшими образцами вооружения и военной техники на основе робототехники;

- непрерывность процессов технического обслуживания и ремонта, обеспечение эксплуатационной надежности и ремонтопригодности.

В рамках достижения намеченных целей за последние годы значительные изменения претерпела организационная структура тылового обеспечения ВС США, и в первую очередь сухопутных войск.

В настоящее время реализуется инициатива «тыловое обеспечение будущего» (2010-2015), активно внедряется система автоматической идентификации всей номенклатуры предметов снабжения на основе штрих-кодов, активных и пассивных радиочастотных меток, а также систем спутниковой навигации транспортных средств. С целью улучшения показателей своевременности и качества регламентного обслуживания и ремонтно-восстановительных работ претворяются в жизнь программы полного автоматизированного обеспечения жизненного цикла ВВТ и их тылового обеспечения CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support). Значительные усилия прилагаются в плане унификации технического обеспечения и функционально-технической совместимости основных узлов, агрегатов и механизмов. На этой основе создаются модульные ремонтно-восстановительные комплекты запчастей, инструмента и приспособлений (ЗИП).

Подчеркивается, что улучшение топливной экономичности двигателей платформ ВВТ, создание унифицированной номенклатуры топливных элементов взамен традиционных аккумуляторов и гальванических батарей, а также альтернативного топлива могут существенно сократить потребность в объемах и перечне поставляемых ГСМ, значительно снизить затраты на перевозки. Появление высокоточных боеприпасов унифицированного применения также позволит снизить потребности в объемах и номенклатуре боеприпасов. Одновременно оптимизируется перечень платформ доставки (средств подвоза) по показателям скорости, объема полезной нагрузки и подключения к информационным системам тылового обеспечения.

Организационно-технологическая структура перспективной системы тылового обеспечения на тактическом уровне уже немыслима без подразделений автоматизации, ответственных за техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем, устранение неполадок и корректировку программного обеспечения информационных систем ВВТ.

Совершенствуется существующая автоматизированная система управления тылом ВС США - BCS3 (Battle Command Sustainment Support System), выполняющая функции своей предшественницы - АСУ тылом армейского корпуса - CSSCS (Combat Service Support Command System). Кроме того, модернизируется система управления стратегическими перебросками войск и воинских перевозок, что предполагает доработку оперативного прототипа глобальной сети управления перевозками - GTN (Global Transportation Network).

Прогресс в развитии систем автоматизации управления тыловым обеспечением особенно очевиден на примере американских ВВС, где подобная система базируется на системе боевого управления экспедиционными силами ECSS (Expeditionary Combat Support System), в качестве подсистемы которой выступает система отслеживания тыловых ресурсов АМТ (Asset Marking and Tracking).

ECSS - это система тылового обеспечения, позволяющая управлять тыловыми ресурсами в масштабе времени, близком к реальному, сводя в единый процесс все мероприятия тылового обеспечения с отображением единой полной картины тыловой обстановки. Она является основой экспедиционного и «сетецентричного» тылового обеспечения XXI века. Разработка этой системы ведется с 2004 года, и сейчас создано несколько прототипов - пилотных проектов, один из которых функционирует на авиабазе Хэн-ском. По опыту эксплуатации ECSS время решения задач тылового обеспечения, на что ранее требовалось около 1 ч, сократилось до 15 мин. В конце 2010 года в эксплуатацию сдан первый образец системы.

«Всеобщая обозримость ресурсов» обеспечивается системой АМТ, которая предполагает автоматическую идентификацию и радиочастотное маркирование более чем 12,4 млн предметов снабжения. В настоящее время в рамках этой системы обслуживается более 700 тыс. предметов снабжения. Программа АМТ осуществляется совместно с программой модернизации парка боевых и обеспечивающих машин EVTI (Enterprise Vehicle Transformation Initiative). ECSS и АМТ стали основой следующих систем тыла ВВС США:

\- системы управления обслуживанием ВВТ AFEMS (Air Force Equipment Management System);

- объединенного центра координации МТО ВВС AFGLSC (Air Force Global Logistics Support Center), который заменил прежний центр тылового обеспечения ВВС LRC (Logistics Readiness Center) и эскадрильи тылового снабжения на удаленных ТВД;

- глобального пункта снабжения боеприпасами GACP (Global Ammunition Control Point);

- единого центра координации финансовых и других ресурсов тыла САМ (Centralized Asset Management);

- единой сети ремонта и техобслуживания ВВТ ВВС RNI (Repair Network Integration).

Указанные системы позволяют осуществлять тыловое обеспечение всех существующих в мире группировок ВВС США на основе единого планирования, оптимизации ресурсов и исходя из единых приоритетов. Ранее данный процесс происходил на нескольких подчиненных уровнях со своими приоритетами на каждом из них.

В настоящее время отсутствует единый орган централизованного управления ремонтом и обслуживанием ВВТ с оптимизацией ресурсов, тогда как ремонтная база ВВС включает более 150 менеджеров, около 50 тыс. персонала и бюджет в 14 млрд долларов.

Другим положительным моментом новой СТО ВВС США является возможность боевых подразделений ВВС полностью сосредоточиться на решении боевых задач, избегая излишних и многочисленных согласований и координации с другими органами по вопросам тылового обеспечения.

Одно из технологических новшеств демонстрирует развиваемая с 2010 года программа TEMP (Tactically Expandable Maritime Platform) по разработке модулей на основе стандартных морских контейнеров для реализации функций тылового обеспечения. На их базе планируется создать модули различного предназначения: организации связи и управления, сбора и обработки информации; обеспечения энергией (топливом); реализации систем защиты (самообороны); ремонта и обслуживания ВВТ; медицинского обеспечения и т. д.

Особый интерес представляют две концепции: «модульный морской склад» (Modular Sea Depot) и «модульная морская база» (Modular Sea Base). Суть этих концепций состоит в возможности создания крупной автономной плавучей тыловой инфраструктуры морского базирования из самодвижущихся и стыкуемых между собой морских контейнеров-модулей. Например, структура из десяти модулей может образовать взлетно-посадочную площадку для вертолетов или выполнять функции топливозаправочной станции для десантно-высадочных катеров, катеров сил спецопераций, а также для других малоразмерных кораблей и судов в прибрежной зоне.

Планируется, что с помощью контейнерных модулей можно будет собрать крупную базу для обеспечения действий объединенных американских экспедиционных сил. Подобная морская подвижная база обеспечит размещение и действия всех платформ и носителей оружия, включая самолеты палубного и наземного базирования.

При этом она будет обладать необходимыми мореходными качествами, грузоподъемностью, остойчивостью и плавучестью. Доставку контейнеров-модулей базы в любую точку Мирового океана намечается осуществлять обычными коммерческими судами-контейнеровозами.

Продолжается передача многих видов деятельности в сфере тылового обеспечения из министерства обороны США в частный сектор при условии снижения затрат и исключения дополнительного риска для вооруженных сил. Это осуществляется в соответствии с программой Пентагона, предусматривающей привлечение гражданских организаций для тылового обеспечения ВС (LOGCAP - Logistic Civil Augmentation Program). Сюда же следует отнести внедрение программ электронной коммерции, заключение долговременных и самых выгодных контрактов, выбор главного подрядчика.

Для сокращения избыточных запасов материально-технических средств, складируемых на территории США и за ее пределами, предполагается провести следующие мероприятия:

- реализовать концепции «Ускоренная доставка материальных средств», «Точное тыловое обеспечение» и «Прямая доставка от поставщиков»;

- осуществить переход от создания больших запасов материально-технического имущества на поле боя к системе его эффективного подвоза и распределения - к принципу снабжения «с колес», а также оптимизацию поставок с разных баз;

- перейти к системе снабжения ВС по индивидуальным заказам запасов имущества в наборах, специально подготовленных для соответствующих частей и подразделений;

- обеспечить синхронизацию действий подразделений обеспечения;

- ускорить погрузку/разгрузку с использованием специальных платформ (паллетизированных систем) и стандартных морских грузовых контейнеров.

В качестве критериев оценки эффективности функционирования системы тылового обеспечения западные военные эксперты выделяют следующие:

- время ожидания поставки (выполнения заявки) - с момента регистрации заказа в системе снабжения до подтверждения о получении заказанных ресурсов;

- точность по времени поставки (выполнения заявки) - в переделах установленного интервала.

Кроме того, важными критериями могут служить:

- способность обеспечить развертывание группировок сил (в эквивалентных формированиях, тыс. человек);

- быстрота развертывания (обеспечение мобильности) группировок сил, сут;

- способность обеспечить автономность действий сил (длительность боевых действий, сут);

- интенсивность боевого обеспечения (доставки материальных средств, т/ч) в ходе боевых действий и др.

Отличительными особенностями перспективной системы тылового обеспечения станут: высочайший уровень автоматизации всех основных функций, способность выполнять бесперебойное снабжение и любые требования группировок сил в чрезвычайных условиях; гибкость и адаптивность системы обеспечения.

Система тылового обеспечения ВС США нацелена на полное удовлетворение потребностей группировок сил во всех фазах их задействования: развертывание в районах боевого предназначения; подготовка к первым операциям, началу боевых действий; обеспечение сил в ходе боевых действий (снабжение, перегруппировка и эвакуация, восстановление боеспособности); свертывание боевых действий и передислокация в места постоянного базирования. Рассматривая территорию Соединенных Штатов как стратегическую базу, военно-политическое руководство (ВИР) страны нацеливает СТО на проведение операций обеспечения по распределенной схеме с удаленных баз без создания системы снабжения непосредственно в тыловых районах боевых формирований. Информатизация и роботизация вооруженной борьбы выдвигают на первый план ряд вопросов: технического снабжения и перевозок; технического обслуживания и ремонта; восстановления боеспособности ВВТ наряду с сохранением, и, возможно, определенным снижением актуальности медицинского и других видов обеспечения. В результате будет создана экспедиционная и «сетецентрическая» система тылового обеспечения XXI века.

Таким образом, ВПР США планирует существенно улучшить систему тылового обеспечения национальных вооруженных сил в будущем, что, несомненно, скажется на повышении эффективности их боевого применения как в возможной глобальной, так и в региональных войнах.

Зарубежное военное обозрение №3, 2012, С.24-29

 

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (13.05.2012) | Автор: Капитан 1 ранга Н. Резяпов
Просмотров: 9486 | Теги: Н. Резяпов, логистика, Управление тыла, тыловое обеспечение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar