Развитие американской военно-транспортной авиацииПолковник В. Кондратьев Несмотря на разрядку международном напряженности, происходящую под влиянием активной миролюбивой политики СССР и других с гран социалистического содружества, военные приготовления в ведущих капиталистических государствах, и прежде всего в США. не только не ослабевают, но даже форсируются. В процессе милитаристских приготовлений Пентагон уделяет большое внимание повышению мобильности вооруженных сил По мнению американских специалистов, одним из важнейших элементов, обеспечивающих высокую мобильность, является военно-транспортная авиация По данным зарубежной печати, основная задача американской военно-транспортной авиации состоит в выполнении стратегических воздушных перевозок, а именно: переброска живой силы, военной техники и средств материально-технического обеспечения боевых действии войск на заморские ТВД. Решение этой задачи возложено на военно-транспортное авиационное командование (ВТАК) ВТАК также несет ответственность за выполнение ряда вспомогательных задач, в частности: ведение разведки погоды в интересах всех видов вооруженных сил; поиск и спасение экипажей самолетов и вертолетов; эвакуация раненых и больных; перевозка американских и иностранных военных и государственных деятелей По данным иностранной печати, на вооружении ВТАК ВВС США на начало 1975 года состояло 392 самолета, из них: 77 самолетов С-5А. 276 С-141А, 39 транспортно-медицинских и специальных самолетов С-9А. С-118, VC-6A, VC-140, VC-137, С-131. С-135. Кроме того, в составе ВТАК имелось некоторое количество других вспомогательных самолетов и вертолетов различного назначения. Анализируя опыт воздушных перевозок, полученный во время агрессивной войны в Юго-Восточной Азии и при оказании помощи израильским захватчикам па Ближнем Востоке, а также в ходе различных маневров и учений, американское командование пришло к выводу, что возможности ВТАК по выполнению воздушных перевозок не полностью отвечают современным требованиям. В частности, командующий ВТАК генерал Карлтон считает, что потребный объём воздушных перевозок при непосредственной подготовке и ведении боевых действий на европейских ТВД даже при нормальном функционировании морских коммуникаций в два раза, а в случае нарушения последних в пять раз превысит объем перевозок, который может выполнить ВТАК (в боевом составе на начало 1975 года). Исходя из этого, генерал Карлтон в феврале 1975 года заявил, что в течение ближайших лет одной из важнейших задач военного руководства США является принятие энергичных мер с целью увеличения возможностей ВТАК как минимум вдвое. Для дальнейшего развития военно-транспортной авиации и наращивания ее боевых возможностей министерство обороны и командование ВВС США разработали и проводят следующие мероприятия: совершенствование организации частей, соединений, объединений и органов управления; модернизация самолетного парка, внедрение дозаправки военно-транспортных самолетов в полете; разработка перспективных военно-транспортных самолётов; усиление резерва ВТАК, выделяемого из состава гражданских авиационных компании и отработка планов его использования, а также повышение уровня летной подготовки экипажей. Организационные мероприятия. Как сообщает зарубежная печать, основные организационные мероприятия, проводимые военным руководством США, направлены на повышение эффективности использования самолетного парка и обеспечение больших возможностей маневра силами и средствами военно-транспортной авиации в различной обстановке. При этом большое внимание уделяется централизации управления ею. Одним из самых крупных мероприятий, проведенных за последние годы, явилась передача из состава тактического авиационного командования (ТАК) в распоряжение ВТАК 14 авиационных эскадрилий, оснащенных средними военно-транспортными самолетами С-130 "Геркулес". В результате проведения этого мероприятия самолетный парк ВТАК значительно возрос. По данным американского журнала "Эр форс", на начало 1976 года в составе ВТАК было более 1000 самолетов и вертолетов, из них 616 военно-транспортных самолетов (76 С-5A, 273 С-141A и 267 С-130); 73 самолета специального назначения (С-9А, VC-140 и 137, C-131 и 136, WC-130) и 317 других специальных и вспомогательных самолетов и вертолетов (HС-130, Т-39, VC-6A, НН-1, UH-1N, T/UH-1F/P и т. д.). По мнению вышеупомянутого генерала Карлтоиа, за счет централизации управления перевозками, выполняющимися одновременно тяжелыми и средними военно-транспортными самолетами, появилась возможность организовать более эффективно, чем при раздельном управлении, воздушные переброски живой силы и техники с континентальной части США в районы боевых действии войск на заморских ТВД. При этом часть средних военно-транспортных самолетов будет занята доставкой грузов с аэродромов, расположенных в глубине территории США и зачастую имеющих непригодные для посадки тяжелых самолетов ВПП, на главные, специально приспособленные для загрузки тяжелых самолетов авиабазы. Другая часть средних самолетов будет перевозить грузы из пунктов разгрузки тяжелых самолетов на аэродромы и посадочные площадки, находящиеся в районах расположения своих войск. Кроме того, некоторые американские специалисты считают, что все переданные в состав ВТАК средние военно-транспортные самолеты С-130 обладают достаточной грузоподъемностью и дальностью полёта для перевозок военных грузов с континентальной части США в основные пункты разгрузки на западноевропейских ТВД. Сообщается, что нагрузка на каждый самолет С-130 может быть до 11 т. В то же время американская печать отмечает, что введение военно-транспортных самолетов ТАК в состав ВТАК не исключает их использования для выполнения и тактических воздушных перевозок на ТВД. Эти самолеты будут по-прежнему участвовать в перевозках живой силы, техники, средств материально-технического обеспечения, в эвакуации раненых и больных, а также выполнять выброску десантов и другие задачи, возлагаемые на них командованием вооруженных сил на ТВД. По данным иностранной прессы, изучая опыт воздушных перевозок, командование ВВС США выявило, что самолетный парк ВТАК использовался недостаточно эффективно из-за нехватки летных экипажей. Некоторые американские специалисты считают, что для более успешного выполнения всех поставленных перед ВТАК задач количество экипажей на одни самолет уже в мирное время должно быть увеличено до четырех, что по их расчетам эквивалентно увеличению самолетного парка на 25%. Министерство обороны США изучает возможности решения этого вопроса. Значительное внимание в плане развития военно-транспортной авиации в США уделяется и дальнейшему совершенствованию органов управления. Особый упор делается на организацию надежной и непрерывной связи, автоматизацию всех процессов, особенно требующих больших затрат времени, например: сбор и обработка информации, выполнение необходимых расчетов и выбор оптимального варианта использования сил и средств ВТАК в различной обстановке. Модернизация самолетного парка. Американская фирма "Локхид", не гнушаясь в конкурентной борьбе с другими самолетостроительными фирмами никакими средствами, добилась практически абсолютного права на производство и поставку военно-транспортных самолетов как на внутренний, так и на внешний рынок. В результате на вооружении ВТАК ВВС США состоят созданные этой фирмой военно-транспортные самолеты С-5А, С-141А и С-130. Как сообщает зарубежная печать, в процессе эксплуатации этих самолетов выяснилось, что широко разрекламированные фирмой их тактико-технические характеристики не всегда соответствуют фактическим. Самолеты имеют значительное количество дефектов и существенных конструктивных недостатков. Поэтому они неоднократно подвергались различным доработкам и подлежат дальнейшей модернизации. Модернизация самолетов С-5А. Тяжелые военно-транспортные самолеты С-5А "Гэлекси" начали поступать на вооружение ВВС США в 1969 году. Они предназначены и широко используются Пентагоном для перевозки военной техники и других крупногабаритных военных грузов на заморские ТВД. По данным иностранной печати, фактический ресурс планера самолета оказался гораздо ниже расчетного и составил всего 7 тыс. ч вместо 30 тыс, ч. Основная причина этого - низкая усталостная прочность его крыла. Для увеличения срока службы на самолет были наложены большие ограничения, например, его максимальная грузоподъемность со 120 т была уменьшена до 50-70 т, ограничено число посадок и т. д. Однако, по мнению американских специалистов, эти ограничения и уменьшение максимального взлетного веса самолета за счет применения дозаправки его топливом в воздухе позволили увеличить ресурс планера только до 11-17 тыс. ч. С целью доведения характеристик самолета С-5A до расчетных была разработана программа его модернизации, основным элементом которой является проведение работ по усилению крыла самолета. В настоящее время по заключенному с ВВС контракту стоимостью 28,5 млн. долларов фирма "Локхид" проводит исследования в этом направлении. По предварительной оценке, стоимость всех работ составит около 900 млн. долларов (некоторые иностранные специалисты считают, что она превысит 1 млрд. долларов, а возможно, и 1,5 млрд.). К числу крупных доработок, выполняемых на самолете С-5А, относится создание и установка новой бортовой противопожарной системы, что вызвано довольно частыми пожарами, возникавшими на самолетах в полете и на стоянках. Кроме вышеизложенного, на самолете С-5A постоянно ведутся работы по совершенствованию силовой установки, пorрузочно-разгрузочного и другого бортового оборудования. Все эти меры, по расчетам американских специалистов, позволят значительно улучшить эксплуатационные характеристики самолета и тем самым повысить его возможности. Одновременно фирмой "Локхид" изучается возможность создания на базе самолета С-5А двух новых вариантов тяжелых многоцелевых машин С-5В "Гэлекси" и "Супер Гэлскси", которые предполагается использовать в качестве военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков. Модернизация самолета С-141А. Тяжелые реактивные военно-транспортные самолеты С-141A "Старлифтер" начали поступать на вооружение частей ВТАК ВВС США в 1965 году2. Наряду с С-5A они широко использовались для перевозок различных военных грузов в Юго-Восточную Азию и Израиль. Изучая опыт воздушных перевозок, американские военные специалисты пришли к выводу, что возможности самолетов С-141А зачастую в большей степени зависят от полезного объема грузовых кабин, чем от грузоподъемности. Поэтому программа модернизации самолета С-141A в первую очередь предусматривает выполнение работ в этом направлении, а во вторую - увеличение дальности полета. В соответствии с программой увеличить полезный объем грузовой кабины самолета С-141А планируется за счет удлинения его фюзеляжа на 7,16 м. По расчетам американских специалистов, это позволит увеличить объем кабины почти на 30% Они считают, что удлинение фюзеляжа не окажет существенного влияния на скорость и дальность полета самолета, но в то же время позволит перевозить большее количество груза. В частности, в модифицированный самолет можно будет загрузить 13 стандартных грузовых платформ, в то время как в обычный самолет входит десять таких платформ. По заявлению бывшего министра обороны США Шлесинджсра, удлинение фюзеляжей всех состоящих на вооружении ВТАК самолетов С-141А увеличит их возможности по перевозке военных грузов ровно на столько, сколько смогут перевезти примерно 90 самолетов этого типа. С целью увеличения дальности полета, а при полете не на максимальную дальность - грузоподъемности самолетов, их намечается оснастить бортовым оборудованием для дозаправки топливом в воздухе. Кроме того, предусматривается замена обтекателей корневых частей крыла, что, по расчетам специалистов фирмы "Локхид", должно при полете самолета на крейсерской скорости снизить аэродинамическое сопротивление на 8%. Как сообщалось в американском журнале "Эр форс", модернизация самолетов С-141А обойдется значительно дешевле закупки эквивалентного количества самолетов. Примерная стоимость всех работ, по оценке того же журнала, равна 666 млн. долларам. Модернизация самолета С-130. Средний турбовинтовое военно-транспортный самолет С-130 "Геркулес" вот уже 20 лет состоит на вооружении ВВС США и многих других капиталистических стран. В процессе многолетней эксплуатации для устранения выявившихся конструктивных недостатков, увеличения ресурса и улучшения тактико-технических характеристик он неоднократно модернизировался.
Большой объем работ был выполнен по модернизации крыла самолета и
совершенствованию силовой установки. По данным зарубежной печати, эти работы
выполнены на всех состоящих на вооружении ВВС США самолетах С-130, включая и
самолеты первого выпуска С-130А. В настоящее время фирма "Локхид" строит самолет С-130 последней модификации, получивший обозначение С-130Н. По данным иностранной печати, на новом самолете алюминиевые силовые элементы крыла заменены новыми, сделанными из более прочных и антикоррозийных материалов, улучшена антикоррозийная защита внутренних топливных баков, установлена более эффективная система удаления влаги. Кроме того, на самолете выполнены следующие работы: установлены более мощные турбореактивные двигатели Т56-А-15 мощностью на валу по 4590 л. с. (на самолете С-130А были двигатели Т56-А-1А мощностью на валу 3750 л. с.), новые, более эффективные многодисковые тормоза с противоюзовыми устройствами на каждом колесе, улучшена система кондиционировании воздуха, заменена вспомогательная энергетическая установка и т. д. По заявлению представителей фирмы, основные характеристики самолета С-130 последней модификации по сравнению с предыдущими значительно улучшились. В частности, его максимальная полезная нагрузка возросла на 20% скорость на 11%, радиус действия увеличился па 50%, значительно возросли ресурс и надежность. По данным зарубежной печати, фирма "Локхид" заявила о готовности приступить к созданию более совершенного варианта самолета С-130, который будет иметь новое прочное крыло с более эффективными закрылками, улучшенную систему управления полетом, увеличенный руль направления, удлиненный на 2,5 м фюзеляж По расчетам американских специалистов, в результате этой модернизации нормальная гру-зопоподъёмность самолета увеличится до 13,6 т. Новый вариант самолета предусматривается оснастить системой дозаправки топливом в воздухе, что позволит значительно увеличить дальность его полета. Дозаправка топливом в воздухе. По сведениям зарубежной печати, одним из важных мероприятии, проводимых Пентагоном для увеличения возможностей ВТАК по перевозкам войск и боевой техники на заморские ТВД, является организация дозаправки военно-транспортных самолетов в воздухе. Согласно расчетам американских специалистов, дозаправка топливом в воздухе позволит значительно увеличить дальность полета военно-транспортных самолетов и наиболее эффективно использовать их грузоподъемность. Кроме того, она уменьшит зависимость воздушных перевозок от наличия промежуточных аэродромов и топлива на аэродромах разгрузки, ускорит доставку грузов в заданные районы. Придя к такому мнению, американское военное руководство предпринимает конкретные меры по организации дозаправки военно-транспортных самолетов топливом в воздухе. В частности, иностранная печать отмечала, что все самолеты С-5А были оборудованы системами дозаправки, а с 1974 года их экипажи приступили к практическому выполнению полетов с дозаправкой топливом в воздухе. В ближайшие годы такими системами предусматривается оснастить самолеты С-141А. Одновременно, как сообщает зарубежная печать, командование ВВС США рассматривает вопрос о разработке нового транспортно-заправочного самолета, предназначенного для дозаправки современных военно-транспортных самолетов и перевозки грузов. В настоящее время американские специалисты изучают возможность создания такого самолета на базе широкофюзеляжных транспортных самолетов Боинг 747 и DC-10, которые, по их мнению, смогут отдавать в несколько раз больше топлива, чем КС-135A, а это позволит эффективнее использовать военно-транспортные самолеты. Разработка новых самолетов занимает важное место в планах дальнейшего развития военно-транспортной авиации США. Одним из направлений проводимых в этой области работ является создание самолетов, способных производить взлет и посадку на неподготовленных и ограниченных по размерам аэродромах. Как было опубликовано в иностранной печати, в США по программе AMST создается средний военно-транспортнын самолет с укороченным взлетом и посадкой, В соответствии с тактико-техническими требованиями, разработанными военными специалистами, две крупнейшие американские фирмы "Макдоннелл-Дуглас" и "Боинг" в конкурсном порядке спроектировали, построили и испытывают опытные образцы такого самолета. Опытный образец фирмы "Макдоннелл-Дуглас" получил обозначение YC-15, а фирмы "Боинг" - YC-14 Самолет YC-15 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом со сверхкритическим профилем, Т-образным хвостовым оперением и убирающимся трехстоечным шасси. Летные испытания первого опытного самолета YC-15 начались 27 августа 1975 года, а второго - 5 декабря 1975 года. Программой испытаний второго опытного самолета предусмотрены полеты с дозаправкой топливом в воздухе и парашютное десантирование личного состава. Самолет YC-14 - тоже моноплан с высокорасположенным прямым крылом со сверхкритическим профилем, Г-образным оперением и трехстоечным шасси. Крыло самолета имеет развитую механизацию. На нем установлены трехсекционные закрылки, спойлеры, элероны, семисекционные предкрылки. Летные испытания первого опытного образца самолета YC-14 начались 9 августа 1976 года, строительство второго заканчивается. По данным испытаний самолетов YC-14 и YC-15 командование ВВС примет решение о продолжении разработок и серийном производстве одного из них. Как сообщается в зарубежной печати, в последнее время в США и некоторых других странах - участницах агрессивного блока НАТО расширяются работы по созданию шасси на воздушной подушке для установки их на военных самолетах, в том числе военно-транспортных. Американские специалисты считают, что шасси на воздушной подушке обеспечивают более плавный и безопасный взлет и посадку самолетов на таких участках местности, которые непригодны для взлета и посадки современных самолетов, оснащенных обычным колесным шасси. По их расчетам, при использовании шасси на воздушной подушке самолет создаст давление на поверхность земли до 0,2 кг/см2, то есть во много раз меньше давления, создаваемого самолетами с колесным шасси. Это позволит эксплуатировать самолеты с неподготовленных посадочных площадок. По данным зарубежной печати, в настоящее время проходит испытания военно-транспортный турбовинтовой самолет YC-8A "Буффало" (взлетный вес около 26 т), оснащенный разработанными фирмой "Белл аэроспепс" шасси на воздушной полушке. Программа испытаний финансируется совместно ВВС США и министерством национальной обороны Канады. В марте 1975 гола экспериментальный самолет YC-8A совершил первый взлет с использованием шасси на воздушной подушке, посадка была выполнена на обычное шасси. В ходе последующих испытании он совершал взлеты и посадки с применением только шасси на воздушной подушке. Учитывая опыт, полученный при создании и испытании шасси на воздушной подушке, американская фирма "Боинг" разрабатывает такие шасси для установки на перспективный военно-транспортный самолет YC-14. По расчетам специалистов фирмы, использование на этом самолете шасси на воздушной подушке позволит уменьшить вес его конструкции и даст экономию средств при серийном производстве. В США, по сведениям иностранной печати, ведутся также работы по совершенствованию бортового оборудования военно-транспортных самолетов, создаются более мощные и экономичные двигатели, разрабатываются и используются новые конструкционные материалы, создаются мобильные наземные системы загрузки и разгрузки военно-транспортных самолетов и т. д. Усиление резерва. Наращивая боевые возможности ВТАК, Пентагон уделяет большое внимание подготовке его резерва. Как сообщает зарубежная печать, при объявлении мобилизации наряду с подразделениями командования резерва ВВС и ВВС национальной гвардии, на вооружении которых имеется около 340 тактических военно-транспортных самолетов С-130, С-7А, С-123, в распоряжение ВТАК может быть передано значительное количество транспортных самолетов из гражданских авиакомпаний. В состав этого резерва обычно включаются тяжелые коммерческие самолеты, имеющие большие грузоподъемность и дальность полета, в частности самолеты Боинг 707, DC-8, а особенно широкофюзеляжные самолеты Боинг 747, DC-10 и L-1011. По данным иностранной печати, в настоящее время в составе этого резерва насчитывается около 250 самолетов, из них более 70 грузовых, 84 грузопассажирских и 90 пассажирских. С целью усиления этого резерва министерство обороны США разработало специальную программу, в соответствии с которой предусматривается модернизировать часть самолетов гражданской авиации (усиление пола грузовой кабины, установка грузовых люков больших размеров, в том числе в виде откидных носовых и хвостовых частей фюзеляжа, и т. д.), а также создать новые коммерческие самолеты большой грузоподъемности (до 113 т) с соблюдением технических требований ВТАК. Мероприятия Пентагона по дальнейшему развитию военно-транспортной авиации и недвусмысленные высказывания разного рода военных специалистов о боевых действиях на так называемых заморских, а чаще европейских ТВД, куда ВТАК ВВС США намерено перебрасывать подкрепления, еще раз убедительно показывают агрессивную сущность американского империализма, острие которой направлено прежде всего против СССР и других стран социалистического содружества. Зарубежное военное обозрение, 1976, №12, с.60-67 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5356 | | |
Всего комментариев: 0 | |