В поисках новой тактики В, Дубров, к.в.н. Еще только готовилась к опубликованию серия статей под названием «В поисках новой тактики», как в районе Персидского залива вспыхнул новый военный конфликт с участием США. Официальным поводом для него явилась оккупация иракскими войсками Кувейта. Несмотря на участие в войне под флагом ООН ряда других государств, включая арабские, в целом здесь просматривается реакция американцев на угрозу интересам их нефтяных компаний. Однако и до этого Пентагон не скрывал, что американская военная мощь в будущем будет ориентироваться на противодействие «региональным угрозам интересам США», а не на гипотетическую возможность «войны в Европе», как это было раньше. Особую роль при боевых действиях сыграла авиация, использовавшая опыт, накопленный в предыдущих локальных войнах, а также применявшая ряд способов ведения вооруженной борьбы, не имевших ранее аналогов. По просьбам читателей продолжаем публиковать материалы о дальнейшем поиске новой тактики боевых действий авиации. На примере войны в Персидском заливе предполагается рассказать об операциях, получивших названия: «Щит пустыни», «Буря в пустыне» и «Меч пустыни». Предлагаем первую статью из этой серии. 1. Операция «Щит пустыни» С августа 1990 года - момента оккупации Ираком Кувейта - началась операция по подготовке многонациональных сил (МНС) к войне с захватчиками. Она длилась до января 1991 года и получила кодовое название «Щит пустыни». В этот период авиацией ВВС США осуществлялась перевозка войск в район будущего конфликта, а также шла подготовка летного состава, сориентированная на достижение конкретной цели: освобождение оккупированной территории от иракских войск. В ходе операции командование МНС руководило воздушными перевозками и размещением средств ведения войны на театре военных действий (ТВД). Задачу переброски личного состава и грузов на ТВД выполняло военно-транспортное авиационное командование (ВТАК), основу которого составляли стратегические транспортные самолеты С-141 «Старлифтер», С-5 «Гэлекси», а также грузовые С-130 и заправочные КС-10 «Икстендер». ВТАК выделило на операцию до 90 процентов своих сил - 476 самолетов. К перевозкам также привлекались около 120 пассажирских и транспортных самолетов С-9, С-10 и «Боинг-707» из резерва гражданского воздушного флота. Характерным для данной операции явилось довольно резкое повышение интенсивности действий ВТАК по сравнению с предыдущими локальными войнами и учениями. Средний ежемесячный налет экипажей увеличился втрое и доходил до 300 ч. Экипаж самолета С-5, состоявший из десяти человек (из них три летчика), совершил за время операции до 20 рейсов на Ближний Восток, причем продолжительность некоторых из них доходила до 30 ч. Готовность к обратному вылету - 12-14 ч. Протяженность маршрута составляла 11,5-15 тыс. км, которые преодолевались в среднем за 20-25 ч. Промежуточные посадки осуществлялись на Азорских островах, в Германии и Испании, где экипажи при необходимости менялись. Дозаправка «транспортников» производилась в воздухе с самолетов КС-10. По итогам операции, усилия распределились следующим образом: транспортные самолеты С-141 (грузоподъемность 34 т) выполнили за 162 суток 5440 рейсов, С-5 (грузоподъемность около 80 т) - 2600, гражданские - 1900, С-130 и КС-10 - 1000 рейсов. Число перевезенного личного состава - 385 тыс. человек, масса доставленного груза - 320 тыс. т. Для переброски одной штатной дивизии с полным комплектом вооружения потребовалось 1538 рейсов самолетов С-141 и 269 - С-5. При общем объеме воздушных перевозок в этой операции 5,3 млрд. т-км (во второй мировой войне - 1,1 млрд. т-км) надежность техники составляла 85-90 процентов (один самолет, С-5, разбился при посадке на аэродроме в Германии). Потери личного состава - 105 человек, погибших из-за несоблюдения мер безопасности. Не было секретом, что основная ставка делается на авиацию. Наземное наступление должно было начаться после завершения воздушной операции и завоевания превосходства в воздухе. Гарантией достижения полного контроля воздушного пространства не только над Кувейтом, но и над Ираком считалось тройное численное преимущество в самолетах (при четком централизованном управлении ими и налаженном боевом обеспечении). Одной из главных проблем являлась организация взаимодействия между авиацией союзников, ВВС, армейской и морской авиацией США. Боевые действия планировалось осуществить в два этапа: до и после перехода в наступление сухопутных войск. На первом из них авиация должна была решать две «классические» задачи: завоевания превосходства в воздухе и изоляции района боевых действий; на втором - обеспечения непосредственной и огневой поддержки наступающих войск. План ведения боевых действий составлялся с учетом данных стратегической разведки, которую вели пилотируемые самолеты U-2 и TR-1, а также космической, осуществляемой со спутников типа КН-11, «Лакросс», «Магнум» и др., оснащенных фотоаппаратурой с высокой разрешающей способностью (на снимках можно было различать конкретные объекты, отстоящие один от другого на метр). Оперативная информация поступала со стороны тактической разведки, представленной самолетами RF-4C и отрядами беспилотных летательных аппаратов, поставлявших данные в реальном масштабе времени. В систему разведки были включены также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Е-ЗА «Сентри» (ВВС) и Е-2С «Хокай» (ВМС), несшие круглосуточное посменное дежурство в воздухе и контролировавшие район предполагаемых боевых действий. По установленному графику на ТВД прибывали подразделения боевых самолетов США, Англии, Франции, Италии, Канады и других стран антииракской коалиции. В соответствии с заданным (тройным) преимуществом количество самолетов предполагалось довести примерно до 2000 (по данным разведки, Ирак располагал 600-700 боевыми машинами). Конфликт в районе Персидского залива должен был отличаться от прошлых локальных войн возросшим процентом применения новейшей авиационной техники. Впервые намеревались проверить боевые возможности в условиях реального противодействия ПВО противника пилотируемого высотного разведчика TR-1, комплекса ВКП - ДРЛО Е-ЗА «Сентри», самолета РЭБ EF-111 (ранее использовался только в налете на Ливию), истребителя-бомбардировщика «Торнадо», многоцелевого F-15E, малозаметного тактического самолета F-117A, истребителя-штурмовика флота F/A-18, штурмовика А-10, дистанционно пилотируемого летательного аппарата «Пионер», электронного разведчика-целеуказателя «поля боя» Е-8. Внушителен также перечень видов нового вооружения: крылатые ракеты «Томагавк» корабельного и подводного базирования, авиационные управляемые ракеты SLAM большой дальности, кассетное оружие JP233 для вывода из строя ВПП аэродромов, противорадиолокационные ракеты ALARM. Новая авиационная техника дополнялась образцами, уже испытанными «на прочность» во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. К ним относились: стратегический бомбардировщик В-52, разведчик U-2, истребитель-бомбардировщик F-111, истребители F-15 и F-16, комплекс ВКП - ДРЛО Е-2С «Хокай», штурмовики флота А-6 и А-7, самолет РЭБ F-4C «Фантом». Характерно, что «ветераны» локальных войн В-52 и F-4 различных модификаций поступили на вооружение ВВС США в конце 50-х годов, но, по отзывам экспертов, продолжают исправно служить. Новая авиационная техника и высокоточное вооружение обязывали летный состав добиваться максимальной боевой эффективности. Выбранные методы подготовки к боевым действиям отличались от практикуемых «полигонных» прежде всего целенаправленностью. Известными были особенности района предполагаемой борьбы, противник, состояние которого выявлялось и уточнялось всеми видами разведки, а также содержание основных боевых задач, предусмотренных планом операции. Летный состав знал, с кем воевать, оставалось уяснить, как воевать. После войны во Вьетнаме в американских ВВС начал практиковаться метод, основанный на воспроизведении действующего противника в естественных условиях. На исследовательском полигоне Неллис удалось создать систему ПВО «вероятного противника», состоявшую из находившихся у него на вооружении поисковых и огневых средств. Сюда же придавались две эскадрильи «агрессора», которые были оснащены истребителями F-5, игравшими роль МиГ-21, и укомплектованы опытными летчиками, имитировавшими тактику противника. На этом полигоне летный состав строевых частей участвовал (один раз в 18 месяцев) в учениях «Рэд флэг» («Красный флаг»). С началом операции «Щит пустыни» личный состав 4440-й группы подготовки, проводившей учения «Рэд флэг», был командирован в Саудовскую Аравию. Здесь совместно со штабом МНС в программу учений были внесены изменения, диктовавшиеся требованиями конкретной обстановки. В соответствии с ними наземные цели на полигоне, а также зоны поражения зенитных комплексов были основательно модифицированы. После полутора месяцев работы появились (в натуральную величину) макеты нескольких иракских аэродромов, склады боеприпасов, бункеры, резервуары хранения нефти, мосты, позиции ракет класса «земля - земля» и зенитных ракетных комплексов. Радиолокационные станции-имитаторы излучали сигналы на частоте будущего противника. После перехвата (приема) этих сигналов бортовой аппаратурой оповещения летчику автоматически давалось предупреждение о входе в зоны обнаружения, сопровождения («захвата») РЛС противника, а также о' пуске зенитных ракет. Предпринятые маневры уклонения (способы защиты) фиксировались видеокамерами, установленными на границах зон. Принятые летчиками решения на преодоление ПВО и их практическая реализация демонстрировались и оценивались на разборе полетов. В роли «воздушного агрессора» выступал реальный самолет «Мираж» F-1 французского производства (аналогичные машины были ранее закуплены Ираком и находились на вооружении его ВВС). Впервые после восьмилетнего перерыва отрабатывались способы ведения воздушного боя на средних дистанциях в ночных условиях. Особую заботу у командования вызывала проблема обеспечения истребителями ударных групп тактической и палубной авиации (подробно она изложена в статье «Групповой воздушный бой», см. «Авиация и космонавтика», 1991, № 8). Однако в ходе практических поисков найти вариант классического соотношения 2:3 не удалось. По-прежнему состав наряда истребителей обеспечения вступал в противоречие с принципом экономного расхода сил. На учениях «Дезэт флэг» («Флаг пустыни» - временное наименование учений «Рэд флэг») особую важность представляла отработка оптимального состава ударных групп, построения боевых порядков и их трансформации в ходе налета. За основу был взят отработанный ранее в локальных войнах «принцип оружия»: головные группы составляли самолеты «прорыва» с противо-радиолокационными ракетами, за ними следовали самолеты с управляемыми бомбами (ракетами), действовавшие по важным выборочным целям, затем - бомбардировщики в обычном варианте: с неуправляемыми средствами поражения. Впервые рассматривалась возможность организации оперативного взаимодействия ударных групп с боевыми вертолетами, выполнявшими специальные вспомогательные задания. На данных учениях оценка принимавшихся тактических решений велась также с демонстрацией фактов «сбития» самолетов. Высота, скорость, маневр летательного аппарата записывались регистрирующим устройством, а факт его поражения зенитным снарядом или ракетой помечался яркой меткой на дисплее. По количеству понесенных потерь устанавливались уязвимость выбранного способа ведения боя (групповой атаки), тактического приема или боевого порядка. Подразделения, успешно прошедшие программу «Дезэт флэг», считались готовыми к ведению боевых действий в зоне Персидского залива. (окончание следует) Авиация и космонавтика №9 1991 С.36-37 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3227 | | |
Всего комментариев: 0 | |