Подготовка младших специалистов в ВМС СШАСтарший лейтенант И. Леонидов Комплектование и подготовка личного состава ВМС США являются важными элементами строительства вооруженных сил страны, призванных осуществлять агрессивные планы милитаристских кругов. В связи с этим вопросы подготовки технически грамотных и идеологически обработанных кадров постоянно находятся в центре внимания американского военно-политического руководства. Продолжающееся развитие вооружения и военной техники требует непрерывного совершенствования организации и качества подготовки, что достигается за счет применения современных методов обучения, улучшения учебно-материальной базы, повышения требований к отбору обучаемых и т. д. Подготовка младших специалистов ВМС США делится на начальную, обязательную и специальную (рис. 1).
Начальная подготовка. После зачисления в военно-морские силы новобранцы в течение одного-двух дней на пунктах приема проходят медицинское обследование, проверку умственных и физических способностей, а также уровня общеобразовательной и специальной (если она имеется) подготовки. Эти проверки проводятся с помощью специальных тестов. Исходя из результатов тестовых проверок и собеседований, а также наличия вакантных мест, новобранцы направляются на подготовку по определенной специальности в один из двух учебных центров, расположенных в Грейт-Лейкс (штат Иллинойс) и Сан-Диего (штат Калифорния) Там из них формируют учебные роты по 50 - 75 человек. Под руководством квалифицированных инструкторов, хорошо подготовленных по специальности и в идеологическом отношении, новобранцы проходят начальную одиночную подготовку (11 недель), а затем повышенную индивидуальную. Начальная одиночная подготовка предусматривает строевую и физическую подготовку, научение патрульной службы. Кроме того, изучаются: история и организация ВМС, порядок прохождения службы личным составом, права и обязанности военнослужащих, правила их поведения, кодекс чести, приемы самообороны и способы выживания на воде (включая умение проплыть около 50 м и продержаться на воде 5 мин), оказание первой медицинской помощи, теория и практика стрельбы из оружия, устройство и вооружение корабля, способы ликвидации на корабле последствии ядерного нападения противника, а также инструкции и уставы. Во время начальной одиночной подготовки большое внимание уделяется групповым спортивным играм (особенно С мячом) и гребле. По окончании подготовки новобранцы проходят медицинское обследование, включая стоматологическое. Американские военные специалисты считают, что, хотя продолжительность этого вида подготовки относительно невелика, она имеет важное значение для дальнейшей службы в ВМС, так как новобранцы успевают получить реальное представление о военной службе. Здесь же даются знании для дальнейшей подготовки по избранной специальности, а командование имеет возможность определить область, в которой новобранец наилучшим образом может быть в дальнейшем использован. Сразу после успешного окончания начальной одиночной подготовки новобранцы направляются на повышенную индивидуальную подготовку, которая проводится в специализированных школах, на курсах или во время службы на штатных должностях. Командование ВMC США считает, что этап начальной подготовки является достаточным для тех, кто не изъявляет желания остаться в ВМС после окончания обязательного срока службы и увольняется в запас. Повышенная индивидуальная подготовка имеет, как правило, техническую направленность. Ее проходят в подготовительных школах "Р". Продолжительность этой подготовки колеблется в очень широких пределах и зависит в первую очередь от военно-учетной специальности. В табл. 1 приводятся данные о продолжительности начальной подготовки по основным группам военно-учетных специальностей. Программы подготовки специалистов различного профиля отличаются друг от друга. Например, программа повышенной индивидуальной подготовки оператора РЛС предусматривает изучение основ электротехники и электроники (принципиальные схемы радиолокационного оборудования), принципов действия радиотелефонной связи и эксплуатации РЛС.
Лица, окончившие курс подготовки по данной специальности, при проверке (обычно
тестовой) должны знать: номенклатуру и принципы действия локационного
оборудования; типы РЛС, их возможности, меры противодействия, порядок и способы
опознавания объектов; порядок работы, оборудование и функции боевого
информационного поста; порядок действий при отказе в работе или повреждении
средств радиолокации; морские карты, публикации, используемые для корректировки
таких карт, определение местонахождения по ориентирам, порядок действий при
нанесении на карты расстояний, пеленгов и координат корабля.
Военнослужащие, готовившиеся по специальности связиста, должны знать: обязанности младшего дежурного по кораблю, правила оповещения и мореплавания, сигнальные флаги и флажки, используемые и ВМС, типы судов и самолетов, азбуку Морзе, порядок подъема государственного флага США, флагов командного состава вооруженных сил и гражданских официальных лиц, телетайпные и фототелеграфные аппараты (уметь на них работать), радиотелеграфную и радиотелефонную связь, инфракрасную аппаратуру и светосигнальные приборы. Специалисты по техническому обслуживанию ракет во время повышенной подготовки изучают электронные схемы систем контроля и наведения, гидравлические и пневматические системы, принципы действия при обнаружении и устранении неисправностей ракет, обслуживание и эксплуатацию измерительных приборов. Кроме того, с ними ПРОВОДЯТСЯ лабораторные занятия по практическому обслуживанию и подготовке к пуску УР. В вооруженных силах США, и в частности в ВМС, каждому назначению на новую должность предшествует этап обязательной или специальной подготовки. Его проходят в процессе службы лишь те военнослужащие, которые остались на дополнительный срок в ВМС Военные звания рядовых и унтер-офицеров, а также сроки выслуги приведены в табл. 2. Обязательная подготовка. Целью обязательной подготовки является расширение и углубление военных знаний унтер-офицерского состава, а также повышение уровня их квалификации по своей специальности. Она осуществляется в школах класса "А" и "В". Школы класса " А" готовят матросов-специалистов узкого профиля, которым присваиваются унтер-офицерские звания "петти-офицер" 3-го и 2-го класса. В эти школы направляются кандидаты, отобранный из числа новобранцев, прошедших курс молодого матроса, или лица, успешно прослужившие некоторое время на кораблях и в частях ВМС. Школы класса "В" готовят унтер-офицеров - специалистов широкого профиля , которым присваиваются унтер-офицерские звания до "чиф-петти-офицер" включительно.
Помимо вышеперечисленных, в ВМС функционируют школы старшего унтер-офицерского состава. Продолжительность подготовки в них обычно не превышает двух месяцев, но для некоторых технических специальностей достигает года. Типовая программа подготовки в таких школах включает следующие предметы: единый свод военных законов, история ВМС, управление подразделением в боевых условиях, административное руководство и ведение войскового хозяйства, организация службы связи и средства связи, порядок проведении совещаний и летучек, педагогика, строевой устав, физическая подготовка. Этот типовой перечень дополняется предметами по специальности. Цель подготовки в школах старшего унтер-офицерского состава - расширить его профессиональные знания, повысить уверенность в себе и научить руководству достаточно большими группами людей. В дальнейшем, воспитывая подчиненных, унтер-офицер совершенствует свои знания под руководством вышестоящих офицеров. Кроме того, знания унтер-офицеров регулярно проверяются командирами при помощи тестов и экзаменов, что заставляет старший унтер-офицерский состав уделять большое внимание самоподготовке. Специальная подготовка. В отличие от обязательной подготовки она имеет целью углубить знания военнослужащих только в определенной, узкой специальности. В основном в специальных школах изучают те же предметы, что и в процессе повышенной индивидуальной подготовки, но их количество сокращается, а программа изучения специальных предметов усложняется. Такая подготовка проводится в школах следующих четырех видов. Школы класса "С" готовят специалистов высокого класса, но узкой специальности, назначаемых обычно на должности инструкторов - специалистов боевых частей кораблей. В функциональных школах обучаются военнослужащие тех специальностей, по которым не готовят в обычных школах. В них же проходят подготовку боевые расчеты для новых видов оружия ВМС. Флотские школы осуществляют подготовку и переподготовку экипажей боевых кораблей. Подготовка на гражданских предприятиях проводится в связи с освоением и ремонтом нового вооружения. Таким образом, обучение младших специалистов в ВМС США начинается с подготовки новобранцев и продолжается в течение всей дальнейшей их службы, срок которой может быть от 4 до 30 лет. Зарубежное военное обозрение 1975 №12 С. 90-94 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7043 | | |
Всего комментариев: 0 | |