Универсальные десантные корабли ВМС США Капитан 2 ранга Ю. Нефедьев В агрессивных планах американского империализма важное место отводится амфибийным силам ВМС, корабли и суда которых с подразделениями морской пехоты на борту предназначены, по замыслам Пентагона, для быстрого и решительного вмешательства во внутренние дела государств, не согласных с внешнеполитическим курсом Вашингтона Поэтому, как считают американские военно-морские специалисты, амфибийные силы США должны обладать высокой мобильностью, которая обеспечила бы им в случае обострения международной обстановки своевременное прибытие в район возможного конфликта. Особенно важная роль отводится этим силам в ограниченных войнах. Эти взгляды командования ВМС США не могли не отразиться на состоянии и тенденциях развития корабельного состава амфибийных сил. Для последних лет характерно снижение численности устаревших, тихоходных кораблей и судов и замена их новыми, быстроходными. Так, с 1960 по 1973 год из состава ВМС США было выведено около 100 десантных кораблей и судов и введено более 50 новых, в том числе: семь десантных вертолетоносцев типа "Иводзима", 12 десантно-вертолетных кораблей-доков типа "Остин", пять десантных транспортов-доков типа "Энкоридж", пять десантных грузовых транспортов типа "Чарлстон", два штабных корабля амфибийных сил типа "Блю Ридж" и 20 танкодесантных кораблей типа "НьюПорт". Обновляя состав десантных кораблей, командование ВМС предъявляет к ним требования, возникшие в результате обобщения опыта агрессивных войн в Корее и Вьетнаме. При атом учитывается, что десантирование войск в условиях решительного противодействия противника требует создания таких десантных средств, с помощью которых в нужный момент можно было бы быстро концентрировать большие силы, не увеличивая при этом их уязвимости от современного оружия. К таким средствам командование ВМС США относит прежде всего универсальные десантные корабли. Впервые необходимость создания таких кораблей была обоснована американскими военно-морскими специалистами в 1966 году, а с 1969 года началась их разработка и строительство. По замыслу специалистов, универсальный десантный корабль (LHA) должен сочетать в себе качества десантного вертолетоносца (LPH), десантного грузового транспорта (LKA) и десантно-вертолетного корабля-дока (LPD). Он должен обладать повышенной десантовместимостью, улучшенными условиями обитаемости личного состава и большой скоростью хода (20 узлов и выше). Считается также, что оснащение корабля быстроходными плавающими высадочными средствами и транспортно-десантными вертолетами повысит темп высадки наземных сил десанта. Обновление корабельного состава амфибийных сил связано, как сообщалось в зарубежной печати, с намерением командования ВМС США создать десантный флот, обеспечивающий одновременную переброску морем со скоростью не менее 20 узлов личного состава, вооружения и предметов материально-технического обеспечения примерно полутора дивизий морской пехоты. В настоящее время в США ведется строительство серии из пяти универсальных десантных кораблей LHA типа "Тарава", передача которых флоту запланирована на 1975-1976 годы. Универсальные десантные корабли тина "Тарава" будут иметь следующие основные тактико-технические данные: полное водоизмещение 39300 т; длина 237,8 м. ширина 32,3 м, осадка 8,5 м; мощность энергетической установки (два ТЗА) 70 000 л.с; скорость хода наибольшая 24 узла, полная 20 узлов, экономическая 18 узлов; дальность плавания при скорости хода 20 узлов 11000 миль; вооружение - система ЗУРО "Си Спарроу", три 127-мм универсальные артустановки и шесть 20 мм автоматов. Экипаж 810 человек. Десантовместимость корабля: 1924 морских пехотинца, 30-39 вертолетов, четыре танкодесантных катера типа LCU, шесть десантных катеров типа LCM-6. четыре пехотно-десантных катера типа LCPL. За счет уменьшения числа вертолетов корабли могут принимать на борт самолеты AV-8A ".Харриер". На этих кораблях предусматривается установить радиолокационные станции AN/SPS-40B,-32 (обнаружения воздушных целей), AN/SPS-10 (обнаружения надводных целей|, AN/SPN-35 (управления вертолетами), а также боевые информационно-управляющие системы ITAWDS (Integrated Tactical Amphibious Warfare Data System). Обработка информации, выработка решений и контроль за их выполнением будут осуществляться с помощью ЭВМ AN/UYK-7, объединенной с подсистемами управления оружием корабля, средствами радиоэлектронной борьбы, десантно-высадочными средствами Радиоаппаратура корабля должна обеспечить надежную связь с командованиями и штабами ВМС, расположенными на любом континенте.
Корабли типа "Тарава" предназначены для действии в составе десантного маневренного соединения. Каждый такой корабль и два танкодесантных корабля (LST) смогут обеспечить переброску батальонной десантной группы морской пехоты вместе с тяжелыми боевыми машинами и предметами материально технического обеспечения. Оснащение корабля различным радиоэлектронным оборудованием и средствами связи позволяет использовать его и в качестве штабного для управления разнородными силами в морской десантной операции. Вооружение его универсальными артиллерийскими установками и системой ЗУРО ближнего действия дает возможность вести борьбу с низколетящими целями и оказывать десанту огневую поддержку. По оценке американских военно-морских специалистов, затраты на постройку и эксплуатацию в течение 20 лет одного универсального десантного корабля типа "Тарава" эквивалентны аналогичным расходам на десантный вертолетоносец и десантно-вертолетный корабль-док (вместе взятые). По боевой эффективности корабль типа "Тарава" превосходит последние: по вместимости ангара для вертолетов - в 1,5 раза, количеству взлетно-посадочных площадок - в 1,6, по количеству перевозимых транспортных средств десанта - в 1,1, но количеству боеприпасов десанта - в 1,2, по весу грузов десанта - в 1,7, по темпам высадки десанта - в 1.15 раза. По мнению американских специалистов, универсальные десантные корабли смогут длительное время находиться в передовых районах о высокой степени готовности и участвовать в стратегических и оперативных десантных операциях (по американской классификации "Вторжение" и "Захват"), а также в высадке десанта тактического характера ("Рейд"). В период проведения десантной операции универсальные десантные корабли предназначаются в основном для выполнения следующих задач: высадка десанта с корабля на берег с помощью вертолетов и десантных катеров, непосредственная авиационная поддержка высадки десанта и его действий на берегу с помощью вертолетов и самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, управление силами десанта, эвакуации раненых it оказание медицинской помощи, материально-техническое обеспечение сил десанта. Постройка универсальных десантных кораблей ведется с учетом последних достижений науки и техники в области кораблестроения. Так, корпуса кораблей формируются из готовых укрупненных модулей (блоков), каждый из которых собирается из нескольких секций. Эти модули имеют полное насыщение, и корабль спускается на воду в высокой степени готовности. Строительство кораблей из отдельных стандартных модулей, как считают американские специалисты, должно резко повысить стандартизацию кораблей, упростить их техническое обслуживание и ремонт, а также последующую модернизацию. На этих кораблях будут использоваться новейшие системы загрузки и выгрузки грузов, состоящие из плиточных конвейеров, подвесных монорельсовых путей, подъемников, автопогрузчиков, а также других механизмов, которые обеспечивают обработку до 500 т грузов в час. При строительстве кораблей большое внимание обращается на улучшение условий обитаемости. Для достижения наибольшей эффективности ведения боевых действий в любых климатических районах силы десанта на переходе морем будут проходить тренировку в специальном отсеке акклиматизации площадью 464 м2. На корабле после высадки десанта предусматривается развертывание госпиталя на 300-1000 человек. Медицинское оборудование корабля включает: две операционные, станцию переливания крови, два рентгеновских и три зубоврачебных кабинета, лабораторию, изолятор На полетной палубе (рис. 1) расположены девять взлетно-посадочных площадок, два вертолетоподъемника (кормовой и бортовой), щитки электропитания постоянного и переменного тока, колонки пресной воды и азота, кранцы для хранения боезапаса вертолетов, шесть заправочных станций авиатопливом JP-5, выгородки в надстройке для хранения вертолетного оборудования, подъемный кран, станция проверки газотурбинных двигателей Т-64, Т-58 и Т-400, надстройка. Ангарная палуба универсального десантного корабля предназначена для размещения вертолетов, их технического обслуживания и ремонта. В ангаре имеются два монорельсовых крана грузоподъемностью 3 629 кг и 1 814 кг и два подъемника грузоподъемностью по 907 кг. Там же находятся мастерские по ремонту авиационных радиоэлектронных средств, двигателей вертолетов, гидравлики, пневматики, спасательного оборудования, зарядке аккумуляторов, по ремонту десантно-высадочных средств, авиационные лаборатории, станция обмыва вертолетов пресной водой, колонки для подачи воздуха, кислорода и азота, а также две заправочные станции. На корабле для хранения ЗИП вертолетов на полетной, ангарной и других палубах расположены 12 складских помещений общим объемом более 450 м3. В кормовой части корпуса корабля под ангарной палубой находится док-камера размером 81,6х23.8 м. Перед вводом в боевой состав ВМС универсальный десантный корабль типа "Тарава" пройдет всесторонние испытания, которые намечено провести в три этапа. Первый этан - приемо-сдаточные испытания. Па втором этапе будут проверяться возможности корабля по приему, переброске и выгрузке на необорудованное побережье сил десанта, а также устанавливаться необходимые нормативы и варианты загрузки корабля. В этот период будет определен максимальный радиус действия вертолетов и десантно-высадочных средств, при котором может осуществляться практическое управление ими с универсального десантного корабля. Возможности боевой информационно-управляющей системы будут проверены как в ходе непосредственной высадки десанта, так и в период проведения командно-штабных учений Заключительный этап (сентябрь - октябрь 1975 года) планируется провести с участием универсального десантного корабля в 17-дневных учениях амфибийных сил с фактической высадкой десанта, в ходе которых будет проверена надежность всех корабельных систем в условиях, приближенных к боевым. Во время учений намечено осуществить обратный прием сил десанта и боевой техники с целью определения нормативного времени, а также времени, необходимого для перехода корабля в другой район и высадки там десанта. Запланировано также проведение ряда других испытании, одно из которых - проверка возможности одновременного использования самолетов "Харриер" и вертолетов. Кроме того, будет определено оптимальное количество самолетов "Харриер". которые можно размещать на корабле. В зарубежной прессе приводилось несколько вариантов состава авиагруппы универсального десантного корабля.
Общая схема участия корабля в десантной операции приведена на рис. 2 По
окончании планирования и постановки боевой задачи универсальный десантный
корабль прибывает в порт погрузки десанта (рис. 2, пункт 1), где на него
производится посадка личного состава батальона морской пехоты, погрузка
вооружения и боевой техники, боеприпасов, предметов материально-технического
обеспечения, тяжелой техники, автотранспорта и т, п. С прибытием в район высадки начинается формирование десантных волн (рис 2, пункт 3), высадка наземных сил десанта на участок побережья протяженностью 700-2000 м (для батальона морской пехоты) как вертолетами, так и плавающими десантно-высадочными средствами; переброска на берег оружия, техники, боеприпасов и необходимых предметов снабжения. В американской печати рассматриваются три основных варианта использования вертолетов в период высадки десанта на берег. При первом варианте (взлет девятки вертолетов со всех взлетно-посадочных площадок) вертолеты одновременно могут поднять в воздух 320 или 505 морских пехотинцев с личным оружием (в первом случае используются шесть вертолетов CH-46 и три вертолета СН-53Е, а во втором - девять вертолетов СH-53Е). При втором - шесть вертолетов с личным составом производят взлет с шести взлетно-посадочных площадок (1-6), а три вертолета с грузами с трех площадок (7-9). В этом случае одновременно может быть поднято до 150 морских пехотинцев (шесть вертолетов СН-46) и 48 т груза (три вертолета СH-53Е). Третий вариант предполагает взлет шести вертолетов с личным составом с 1, 2, 4, 5, 6 и 7-й взлетно-посадочных площадок, двух вертолетов с грузами с 8-н и 9-й площадки и двух вертолетов огневой поддержки (UH-1N) с 3-й взлетно-посадочной площадки. Вертолеты одновременно могут поднять до 150 морских пехотинцев (шесть вертолетов СH-46) и 32 т груза (два вертолета СH-53Е). При десантировании личного состава, оружия и боевой техники будут использоваться также плавающие десантно-высадочные средства, В зарубежной печати приводятся возможные варианты состава десантных волн. Первые две десантные волны могут состоять из шести вертолетов CH-46, трех вертолетов СН-53Е и 16 плавающих гусеничных бронетранспортеров LVTP-7; общая численность десанта около 720 морских пехотинцев. В другом примере предлагается состав из девяти вертолетов СН-53Е, восьми плавающих гусеничных бронетранспортеров LVTP-7, четырех танкодесантных катеров LCU-1610 и десантного катера LCM-6; численность десанта при этом до 790 морских пехотинцев и 12 тяжелых (или средних) танков. Из приведенных двух примеров видно, что в первом случае половина сил десанта доставляется на берег при помощи плавающих десантно-высадочных средств, а вторая - на вертолетах. Во втором случае до 2/3 личного состава десанта доставляется на берег вертолетами и лишь 1/3 плавсредствами. Предполагается, что с вводом в боевой состав ВМС США универсальных десантных кораблей будет изменен существующий в настоящее время порядок десантирования сил, при котором в большинстве случаев 2/3 личного состава высаживаются на берег при помощи плавающих десантно-высадочных средств и 1/3 вертолетами. С выполнением тактическим десантом своей задачи на берегу производится, как правило, обращая погрузка сил десанта на универсальный десантный корабль (рис. 2, пункт 4), в ходе которой осуществляется переброска на корабль воздухом и морем личного состава, вооружения и техники. После окончания погрузки в зависимости от поставленных задач корабль может быть направлен в новый район высадки десанта (рис. 2, пункт 6) или в порт разгрузки сил десанта (рис. 2, пункт 5). Таким образом, ввод в боевой состав ВМС США пяти универсальных десантных кораблей типа "Тарава" позволит командованию ВМС США повысить мобильность и оперативность использования амфибийных сил, а также увеличить темп высадки десанта. С вводом в строй этих кораблей амфибийные силы США смогут одновременно перебросить морем и высадить па необорудованное побережье соединение, на 1/з превышающее дивизию морской пехоты. По заявлению командования ВМС США, универсальные десантные корабли тина "Тарава" явятся основой амфибийных сил флота до конца текущего столетия. Зарубежное военное обозрение №6 1975 С. 69-74 Смотрите также | |||||
| |||||
Просмотров: 6778 | | |
Всего комментариев: 0 | |