Адъюнктура ВМС США Полковник В. Гаврилов Адъюнктура ВМС США (Naval Postgraduate School) расположена в г. Монтерей (штат Калифорния). Она ведет свою историю с 9 июня 1909 года, когда в Военно-морском училище в г. Аннаполис (штат Мэриленд) было создано отделение адъюнктов, насчитывавшее десять офицеров и трех преподавателей. В 1919 году оно было преобразовано в адъюнктуру при училище. Во время Второй мировой войны адъюнктура значительно расширилась в соответствии с возросшими потребностями ВМС США в квалифицированных кадрах. После войны американский конгресс принял решение о создании в г. Монтерей самостоятельной Адъюнктуры ВМС с правом присвоения ученых степеней бакалавра, магистра и доктора наук. Ее официальное открытие состоялось 22 декабря 1951 года. Девиз учебного заведения, расположенный в нижней части герба, гласит: «Praestantia per Scientiam» («Превосходство через науку»). В настоящее время в этом учебном заведении обучается одновременно около 2000 слушателей, большинство которых составляют офицеры ВМС и морской пехоты США (65 проц.), офицеры сухопутных войск, ВВС, ряда служб министерства обороны США, представители НАСА и других организаций (23 проц.). Около 200 слушателей (12 проц.) - иностранцы, главным образом офицеры вооруженных сил из более чем 30 стран. Ежегодно Адъюнктуру заканчивает до 900 слушателей (выпуски проводятся 4 раза в год по окончании очередной четверти обучения: в марте, июне, сентябре и декабре). Структура Адъюнктуры
и задачи подразделений. В ней имеются 14 факультетов (авиационной безопасности;
авиационно-космической техники; компьютерных технологий; электронной техники;
математический; инженерно-механический; метеорологии; национальной безопасности
и разведки; океанографии; операционного анализа; физический; системного
управления и менеджмента; подводной войны; международных программ) и три
академические группы (по проблемам командования, управления и связи;
информационной войны; космоса). Помимо этого, на территории Адъюнктуры действует институт управления оборонными ресурсами (Defense Resources Management Institute). Обучение в нем по ряду отдельных программ проводится в рамках курсов различной продолжительности - от одного до трех месяцев. Контингент слушателей. Средний возраст слушателей 28 - 30 лет, подавляющее большинство имеют воинские звания капитан-лейтенант - капитан второго ранга. Это свидетельствует о том, что упор делается на подготовку молодого образованного пополнения для вооруженных сил Соединенных Штатов. В процессе учебы слушатели должны получить необходимые профессиональные навыки и преодолеть существующие стереотипы. С этой целью активно практикуется совместное обучение слушателей-американцев с иностранцами, что, по мнению руководства учебного заведения, способствует лучшему пониманию позиций сторон, порой разделенных прошлыми конфликтами. Необходимо отметить, что все командные должности в Адъюнктуре замещаются, как правило, ее выпускниками в соответствии со специальностью (так, выпускник инженерного факультета может быть назначен на должность только в рамках этого факультета). Иностранные слушатели составляют значительную часть контингента обучаемых и являются представителями стран - членов НАТО, а также других государств. Возможность общаться с ними как в учебной, так и неформальной обстановке способствует налаживанию взаимопонимания. В задачи обучения иностранных слушателей входит профессиональная подготовка по имеющимся в Адъюнктуре программам, а также знакомство со страной, ее историей и культурой. Необходимые учебники и пособия выдаются бесплатно. Большое внимание уделяется налаживанию быта слушателей: семейным предоставляется благоустроенное жилое помещение в военном городке за умеренную (по американским стандартам) плату, холостяки имеют возможность снимать жилье в городе. Те, кто обучается в рамках программы IMET (International Military Education and Training), субсидируемой правительством США, имеют возможность не только платить за жилье, полноценно питаться и одеваться (продукты и товары в магазинах военной торговли продаются со значительными скидками), но и приобретать необходимую для учебы компьютерную технику. Учебная программа построена таким образом, чтобы, с одной стороны, дать каждому слушателю возможность для самовыражения, а с другой - постараться максимально использовать потенциал обучаемых. На занятиях, которые проходят в непринужденной обстановке, часто устраиваются дискуссии, в ходе которых сталкиваются различные точки зрения, что, как полагают преподаватели, должно способствовать «поиску истины». Широко практикуется такая форма работы, как «домашний экзамен», когда слушатель должен в конце прослушанного курса написать доклад на одну из предложенных тем с привлечением любых источников по его выбору. Методика оценки успеваемости достаточно жесткая. В Адъюнктуре четко соблюдаются воинские традиции, ритуалы, церемонии, особенно ежедневная церемония подъема национального флага. Интересной является практика лекций «специальных гостей» - выступлений перед слушателями высших офицеров и высокопоставленных чиновников министерства обороны США, государственного департамента и других учреждений и ведомств. Они делятся с молодыми офицерами мыслями относительно событий в мире, хода военного строительства в США и т. д. Часто после таких лекций проводятся встречи в неформальной обстановке, позволяющие прояснить многие из проблем, поднятых в выступлениях. Материально-техническое и информационное обеспечение в Адъюнктуре находятся на высоком уровне. Аудитории и лаборатории компьютеризованы и связаны в единую сеть, функционирующую 24 ч в сутки и имеющую постоянный доступ к глобальной компьютерной сети INTERNET. Каждому слушателю выделяется в личное пользование около 3 Мб межсетевой компьютерной памяти. В процессе преподавания активно используются мультимедийные технологии и видеоконференции. Изучаются возможности обучения слушателей без отрыва от их мест службы (по крайней мере на курсах переподготовки), что, как полагают американские специалисты, позволит сократить общее время их пребывания в Адъюнктуре и тем самым добиться экономии средств. Программа научных
исследований Адъюнктуры ВМС США разработана в соответствии с задачей,
поставленной перед этим учебным заведением и записанной в «Стратегическом плане
на 1997 год», - обеспечивать высокое качество обучения и тем самым
способствовать повышению боевой эффективности вооруженных сил США. При этом
программа должна отвечать самым высоким академическим требованиям. В ходе ее
разработки специалисты руководствовались следующими принципами: Программой предусматриваются два вида научно-исследовательских работ: прямого финансирования, которые стимулируют научные исследования молодого профессорско-преподавательского состава, в том числе целевые - в интересах ВМС США, а также хозрасчетные, финансируемые внешними организациями и проводимые профессорско-преподавательским составом. Оба вида работ должны предоставлять обучаемым возможность подготовки проблемных и творческих диссертаций, взаимно дополнять друг друга, а также обеспечивать гибкость и сбалансированность всех научных исследований в целом. По данным американской военной печати, в 1995 году профессорско-преподавательский состав разработал 127 научно-исследовательских проектов, из которых 75 проц. хозрасчетных и 25 проц. прямого финансирования, 68 проц. работ было выполнено по проблематике ВМС и 32 проц. - по другим темам. В Адъюнктуре подготовлены 812 диссертаций, 190 журнальных статей, 78 технических разработок, 240 докладов, 481 выступление на конференциях, написаны 31 книга и отдельные главы к ним, выдан один патент. Кроме того, профессорско-преподавательский состав получил различные национальные и международные награды в знак признания достижений в научных исследованиях. Таким образом, Адъюнктура ВМС США является уникальным военным учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифицированных военных кадров, имеющих необходимые, с точки зрения американского командования, внешнеполитические воззрения и установки. Выпускники Адъюнктуры после окончания учебы, защиты диссертаций и получения соответствующих ученых степеней возвращаются на корабли и в войска для последующего прохождения службы на новых, более ответственных и перспективных командных должностях. Сайт Naval Postgraduate School Wiki - Зарубежное военное обозрение №10 1998 С.49-51 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3833 | | |
Всего комментариев: 0 | |