Национальная стратегия США по противодействию терроризмуКапитан 1 ранга Э. Шумский В последние годы международный терроризм представляет собой особую опасность в связи с тем, он что стал угрожать общему мировому правопорядку и межгосударственным отношениям. В настоящее время террористическая деятельность преследует следующие цели: дезорганизация государственного управления и общественного порядка; создание общей атмосферы хаоса и страха; нанесение политического, экономического и морального ущерба властям и населению; дестабилизация ситуации в той или иной стране либо регионе; провоцирование вооруженных конфликтов и столкновений между группами населения на этноконфессиональной или другой почве. Отличительными чертами международного терроризма на современном этапе являются: мощная финансовая поддержка со стороны спонсоров; опора на экстремистскую идеологию, в первую очередь на политизированный ислам радикального толка; применение в своей преступной деятельности новейших достижений в области науки и техники, таких как информационные технологии, кибертерроризм, оружие массового поражения (ОМП) и другие; стремление лидеров террористических организаций не просто организовать теракт, но и сделать так, чтобы он получил международный резонанс с помощью СМИ и интернет-ресурсов. Кроме того, характерным становится сращивание международного терроризма с организованной преступностью, наркобизнесом, высокий уровень конспирации и разбросанность по всему миру агентурных сетей и отдельных, не связанных между собой, ячеек террористов («Аль-Каида», ИГИЛ – запрещены в РФ), все более широкое использование организаторами терактов террористов-смертников, автомобилей, начиненных взрывчаткой, захваченных самолетов, больших групп заложников, попытки хищений и угрозы применения ядерного, химического, биологического или других видов ОМП. Таким образом, не случайно проблема борьбы с этим явлением и порождающими его причинами уже несколько десятков лет присутствует в повестке дня большинства международных организаций и стран, в том числе и США. В октябре 2018 года администрация Д. Трампа подготовила новую национальную стратегию по противодействию терроризму. Предыдущие версии данного документа, утвержденные в 2006 и 2011 годах, были ориентированы на закрепление американского лидерства в данной области и борьбу с террористической организацией «Аль-Каида». За истекший период Соединенные Штаты, рассматривая противодействие международному терроризму и насильственному экстремизму в качестве основного направления внешней политики, так и не смогли решить эту проблему. Более того, их участие в военных конфликтах в Ираке и Афганистане способствовало появлению новых террористических группировок, включая «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а также совершению резонансных терактов в странах Запада, в первую очередь на территории самих США. Развитая система идеологического воздействия на молодежь с опорой на активное использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволила ИГИЛ вести вербовочную деятельность в различных регионах мира и «вдохновлять» отдельных сторонников радикального ислама на совершение противоправных действий. Мощный поток мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу в значительной мере способствовал росту экстремистской и террористической активности в ряде государств Европейского региона. Для обеспечения своей противозаконной деятельности террористы и их пособники продолжали использовать финансовые средства, полученные от преступлений в экономической сфере, незаконного оборота наркотиков и оружия, продажи предметов исторического и культурного наследия, а также от спонсоров, ведущих легальный бизнес. При этом для направления финансовых средств адресатам активно используются «альтернативные банковские системы» и механизмы электронных платежей. Осознавая необходимость противодействия новым формам и методам деятельности международных террористических организаций, администрация Д. Трампа обновила стратегию, сделав при этом акцент на реализацию принципа «Америка прежде всего» и обеспечение национальной безопасности путем ужесточения пограничного режима и защиты элементов критической инфраструктуры. Отличительной особенностью этого варианта документа от предыдущих является новый подход к сотрудничеству с партнерами в данной сфере, предусматривающий передачу им части «контертеррористического бремени». Подчеркивается, что принцип «Америка прежде всего» не означает, что Соединенные Штаты будут действовать в одиночку. К числу главных целей нового концептуального документа отнесены: снижение уровня террористической угрозы США, их объектам и гражданам за рубежом; перекрытие каналов финансирования и снабжения террористов; принятие мер по недопущению распространения этой идеологии и вербовочной деятельности международных террористических организаций, в том числе ведущейся с использованием ИКТ (в первую очередь глобальной сети Интернет); воспрещение использования террористами ядерного, химического и биологического оружия, а также современных образцов вооружения и военной техники; повышение контртеррористических возможностей американских союзников по НАТО и других стран – партнеров Вашингтона. В стратегии указывается, что межведомственные усилия Белого дома и их международная деятельность в области борьбы с терроризмом должны выйти за рамки традиционных военных, разведывательных и правоохранительных функций. В этом контексте подчеркивается актуальность более активного задействования потенциала дипломатии и частного бизнеса, разработки и реализации целевых проектов в сфере антитеррористической пропаганды. Указывается, что Соединенные Штаты нацелены на более «быстрый и широкий ответ по всему спектру угроз и вызовов террористической направленности». К представляющим угрозу интересам Вашингтона, помимо ИГИЛ и «Аль-Каиды», отнесены также разделяющие цели и идеологию насилия террористические структуры и отдельные экстремисты, в том числе действующие самостоятельно, а также такие организации, как ХАМАС, «Хизболлах», «Боко Харам», «Движение талибов Пакистана» и «Лашкар-е-Тайиба». Впервые обращено внимание на такие европейские националистические организации, как «Северное движение сопротивления»* и «Национальное движение» (Великобритания), а также на индийских сепаратистов из «Баббар Халса Интернэшнл». В новой стратегии Иран неоднократно упоминается как «государство – спонсор терроризма номер один». Согласно комментарию помощника президента США по национальной безопасности Дж. Болтона, это отражает стремление Белого дома ограничить иранское влияние на Ближнем Востоке, заставить Тегеран прекратить реализацию ракетной программы и перестать поддерживать экстремистские структуры в регионе. Дж. Болтон также добавил, что, «начиная с 1979 года, Иран стал «центральным банком» международного терроризма». Корпус стражей исламской революции обвиняется в оказании финансовой и материально-технической помощи «Хизболлах», ХАМАС и другим шиитским движениям в Бахрейне, Ираке, Йемене и Сирии. Одним из ключевых элементов стратегии определено идеологическое противоборство с целью демонстрации международному сообществу, прежде всего исламскому миру, что террористы «исказили» истинную веру для оправдания жертв не только среди людей других конфессий, но и среди самих мусульман. Кроме того, подчеркивается важность социальной реинтеграции бывших боевиков и возвращение их к нормальной жизни. Согласно положениям стратегии Белый дом намерен сконцентрироваться на следующих направлениях противодействия терроризму: Ведущей структурой в области координации деятельности по предупреждению терактов на национальной территории, снижению уязвимости страны для террористов, минимизации потенциальных угроз, а также восстановления и ликвидации последствий террористических нападений стало министерство внутренней безопасности (МВБ), которое начало функционировать с января 2003 года. В качестве основных его задач определены следующие: Расширяется участие национальных вооруженных сил в решении задач обеспечения внутренней безопасности государства. Американским вооруженным силам отводятся обеспечивающие функции, связанные с оказанием разведывательно-информационной, военно-технической и других видов помощи гражданским структурам, правоохранительным органам и спецслужбам. На международной арене Белый дом планирует добиваться от «финансово состоятельных» союзников США увеличения объемов помощи государствам с недостатком средств, а также расширять масштабы взаимодействия с «нетрадиционными» партнерами, обладающими «уникальными» контртеррористическими инструментами, что должно снизить нагрузку на Соединенные Штаты. Вместе с тем важным направлением борьбы с международным терроризмом является также нормализация отношений между Западом, с одной стороны, и Россией, Китаем, Ираном – с другой, что позволило бы в условиях заинтересованности в повышении уровня глобальной и национальной безопасности эффективно противодействовать подобному явлению. При этом необходимо отказаться от политики «двойных стандартов», когда в одной стране организация признается террористической, а в другой ее представители могут свободно перемещаться, жить и работать и при этом заниматься противоправной деятельностью. За основу борьбы с таким явлением может быть взят единый список террористических организаций, принятый в соответствии с международным правом в Совете Безопасности ООН. Террористы не должны также иметь стран-укрытий или базироваться на неподконтрольных мировому сообществу территориях. В целом характер и направленность деятельности Вашингтона в области борьбы с терроризмом не претерпели принципиальных изменений. При этом, несмотря на стремление США разделить с другими странами ответственность за противодействие террористической угрозе, Белый дом не готов к полномасштабному и равноправному сотрудничеству с Российской Федерацией в данной области * «Северное движение сопротивления» – североевропейская национал-социалистическая организация, ставящая целью посредством революции создать отдельную республику в составе Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Исландии и стран Прибалтики. Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 2149 | | |
Всего комментариев: 0 | |