Наступление механизированной дивизии США с форсированием водной преграды
Полковник И. Храмов, Руководители Пентагона считают Центральную Европу выгодным плацдармом для возможных агрессивных акций против Советскою Союза и других социалистических стран, а наступательные операции, по их мнению, являются главным способом достижения поставленных целей в будущей войне. В американской военной печати подчеркивается, что при ведении здесь боевых действий необходимо ориентироваться на борьбу за водные преграды и что умение сухопутных войск преодолевать такие рубежи - важный фактор их боеспособности. Сообщается, например, что дивизия при темпе наступления до 50 км в сутки может встретить на своем пути пять - десять узких водных преград (шириной до 30 м), одну-две средние (до 100 м) и каждые третьи сутки - одну широкую (более 100 м). Преодоление этих рек потребует тщательного планирования, специальной разведки, хорошей организации и управления, а также своевременного обеспечения войск достаточным количеством переправочных средств. Поэтому тема "Форсирование водных рубежей" является ведущей на многочисленных учениях и маневрах, проводимых в последние годы на Центрально-Европейском ТВД. Отмечается, что для наступления с преодолением водных преград обязательно требуется специальная тактическая и техническая подготовка войск. В зависимости от сложившейся боевой обстановки, характера сопротивления противника и наличия переправочных средств форсирование водной преграды, по взглядам командования армии США, может осуществляться с ходу или с планомерной (предварительной) подготовкой. Наиболее эффективным способом считается первый, сущность которого заключается в стремительном выходе войск к водной преграде на широком фронте, преодолении ее без задержки и развитии наступления в глубину на противоположно" берегу. Его рекомендуется проводить в ходе наступления и преследования противника в том случае, если наступающие части и соединения имеют большое количество плавающей техники, а инженерные войска - десантных и паромно-мостовых средств*. Форсирование с планомерной подготовкой организуется обычно после неудачной попытки форсирования с ходу, или при наступлении непосредственно с водного рубежа, или когда противник на нем создал прочную оборону и водная преграда представляет собой серьезное препятствие. В этом случае осуществляются детальное планирование, необходимая перегруппировка сил и средств дивизии, подтягивание боевых частей и переправочных средств к участкам форсирования. По данным зарубежной прессы, современная механизированная дивизия располагает значительным количеством десантно-переправочных средств. На ее вооружении находятся понтонный парк, девять десантных лодок, шесть мостовых конструкций, четыре танковых мостоукладчика и около 700 плавающих гусеничных и колесных бронетранспортеров. Кроме того, для производства наиболее трудоемких инженерных работ на период форсирования водных преград (как правило, широких) дивизия, действующая на главном направлении, может усиливаться одним-двумя саперными батальонами, двумя-тремя ротами наплавных (самоходных наплавных) мостов. Для высадки тактических воздушных десантов она может получить необходимое количество транспортных вертолетов. Как отмечается в американских уставах, механизированная дивизия, как правило, должна форсировать водные преграды с ходу с незначительным снижением темпа наступления п при минимальном сосредоточении войск. Иностранные военные специалисты преодоление водной преграды считают не самостоятельной задачей. Как правило, оно является частью боевой задачи дивизии на наступление и в зависимости от расположения водного рубежа может входить в содержание ее ближайшей или конечной задачи. В соответствии с этим в штабе дивизии на основе общего замысла на наступление разрабатывается план форсирования. Американские уставы определяют, что в этом документе должны отражаться такие вопросы, как построение боевого порядка дивизии, задачи передовых и обеспечивающих частей и подразделений, фронт форсирования, количество пунктов переправ, пути выдвижения и маневра и т. п. Боевой порядок дивизии при наступлении с преодолением водной преграды с ходу, по мнению американского командования, не должен отличаться от общепринятого. Как правило, он строится в два эшелона с назначением в авангард усиленных подразделений, основная задача которых - быстрое выдвижение к водной преграде с целью захвата переправ и выгодных участков реки. В первый (штурмовой) эшелон выделяются наиболее боеспособные и укомплектованные подразделения, которые предназначаются для уничтожения противника на подступах к реке, быстрого форсирования водной преграды, захвата и закрепления плацдармов на противоположном берегу. В него обычно включаются мотопехотные (танковые) батальоны, усиленные достаточным количеством поддерживающих огневых п табельных переправочных средств. Части и подразделения, выделенные в его состав, сводятся в тактические группы, которые первыми форсируют реку на штатных плавающих бронетранспортерах и автомобилях или перебрасываются через нее на вертолетах. Танки переправляются на паромах либо преодолевают водную преграду по дну. Как правило, паромные переправы рекомендуется организовывать после первых рейсов десантно-переправочных средств, на которых через водную преграду будет переправлен личный состав передовых подразделений штурмового эшелона. Остальные боевые части дивизии вместе с подразделениями усиления и обеспечения следуют к водной преграде в составе ее второго эшелона.
Форсирование дивизией реки с ходу рекомендуется проводить на широком фронте (обычно 30 км и более) без дополнительной подготовки войск и исходных районов, не ожидая подхода главных сил. При этом, как отмечается в зарубежной прессе, ее частям и подразделениям заранее определяются участки форсирования (из расчета по одному на батальон первого эшелона). Каждый участок (на картах и схемах обозначаются различными цветами: белым, желтым, синим, красным и т. д.) может включать пункты десантной, мостовой и паромной переправы, а также пункты переправ колесных машин вброд и танков по дну водной преграды (см. рисунок). Их количество будет зависеть от замысла боя, тактической обстановки, заданных темпов форсирования, характера реки и наличия переправочных средств. Так, по опыту учений последних лет в полосе наступления механизированной дивизии создавались шесть - восемь пунктов десантной переправы (по два на мотопехотный батальон первого эшелона), 10-12 пунктов паромных переправ, переправ машин вброд и по дну водной преграды (пять-шесть на каждую бригаду первого эшелона), один-два пункта мостовой переправы (обычно один мост на бригаду) и один-два пункта ложной или демонстративной переправы. Всего организовывалось до 30 пунктов переправы. В целях выдвижения дивизии к водной преграде в полосе ее наступления намечаются колонные пути для подразделений от исходного рубежа до каждого пункта переправы, дивизионный путь подвоза и по одной дороге на бригаду первого эшелона, а также одна-две рокадные дороги, чтобы осуществлять маневр войск по фронту.
Американские военные специалисты считают, что успех преодоления водной преграды
с ходу в значительной степени зависит от внезапности и быстроты, с которой части
и подразделения дивизии выходят к преграде, их рассредоточения на широком
фронте, скорости форсирования и захвата объектов на противоположном берегу. По мнению американских военных специалистов, динамика наступления механизированной дивизии с преодолением водной преграды в общих чертах может быть сведена к следующему варианту. Дивизия выдвигается к водной преграде обычно в той группировке, в которой она вела наступление. Действующие впереди ее боевых порядков разведывательные группы получают задачу на разведку реки. В ходе ее решения устанавливаются состав обороняющегося противника на противоположном берегу, наличие бродов и удобных участков для наведения десантных и паромных переправ и т. п. Эти сведения, поступающие в штаб дивизии, служат для корректировки отдельных пунктов плана форсирования. По мере приближения дивизии к водному рубежу ее авангарды, не ввязываясь в затяжные бои, стремительно выдвигаются к реке, чтобы захватить имеющиеся переправы н выгодные участки для форсирования, а также, если позволяет обстановка, и плацдармы на противоположном берегу. В американских уставах подчеркивается, что при благоприятных условиях на противоположном берегу может быть высажен (выброшен) тактический воздушный десант. Его состав зависит от конкретной обстановки. Как правило, это усиленный мотопехотный батальон, который может получить задачу по захвату и удержанию до подхода главных сил плацдарма или существующих переправ, сковыванию резервов обороняющихся и другие. В этом случае дивизия, действующая на направлении главного удара корпуса, получает на усиление один-два батальона вертолетов армейской авиации. Уставы не исключают возможности применения ядерного оружия для обеспечения высадки тактических воздушных десантов. Одновременно подразделения и части первого эшелона решительными действиями наносят поражение противнику, срывают его попытки закрепиться на подступах к реке, выходят на исходный рубеж для форсирования, находящийся на удалении 3-5 км от нее. Здесь же находятся места посадки личного состава на приданные плавающие бронетранспортеры и автомобили, а также районы герметизации танков. Для достижения успеха наступления с преодолением водного рубежа рекомендуется танки штурмового эшелона иметь в голове походных колонн. Штатная и приданная артиллерия следует за передовыми подразделениями. Саперные подразделения с десантно-переправочными средствами, предназначенными для штурмового эшелона, движутся к водной преграде обычно за их вторыми эшелонами в готовности сразу же выдвинуться к передовым подразделениям, переправляющимся первым рейсом. Понтонные наряд, предназначенные для оборудования паромных и мостовых переправ, продвигаются за подразделениями штурмового эшелона. Огневая поддержка форсирования осуществляется тактической и армейской авиацией, полевой артиллерией и может включать удары ядерным и химическим оружием. Непосредственная артиллерийская подготовка, продолжительность которой может быть 25-30 мин, начинается с выходом передовых батальонов штурмового эшелона на рубеж, удаленный на 5-8 км от реки. В период артиллерийской подготовки мотопехотные батальоны штурмового эшелона на штатных плавающих бронетранспортерах выходят к реке на всем фронте наступления дивизии и начинают преодолевать водный рубеж. Всего, по взглядам американского командования, в составе штурмового эшелона дивизии могут одновременно форсировать водную преграду четыре-пять усиленных мотопехотных батальонов. Вместе с мотопехотой переправляются группы передовых артиллерийских наблюдателей со средствами связи, команды управления тактической авиацией, а также группы связи и взаимодействия от подразделений второго эшелона (резерва). Танковые подразделения штурмового эшелона, если позволяет обстановка, преодолевают водную преграду по дну и действуют совместно с мотопехотными подразделениями. Когда это невозможно, они переправляются на паромах, которые вводятся в действие обычно сразу же после первых рейсов мотопехоты на десантных средствах. Части и подразделения штурмового эшелона при поддержке огнем артиллерии и другими средствами, а также при самом активном инженерном обеспечении, стремительно продвигаясь, овладевают объектами противника на противоположном берегу с целью захвата плацдарма и создания необходимого района для маневра частей дивизии и уменьшения нх уязвимости для огня и контратак противника. После захвата участков местности на противоположном берегу батальонам штурмового эшелона рекомендуется быстро продвигаться вперед для соединения с воздушным десантом. Совместно с ним они стремятся как можно быстрее захватить выгодную в тактическом отношении местность в расположении обороняющегося противника и тем самым не дать ему возможности перегруппировать свои силы и организовать контратаку. Считается, что этим подразделением следует действовать быстро и, используя результаты огня артиллерии, ударов авиации и вертолетов огневой поддержки, продолжать наступление на противоположном берегу до тех пор, пока не будет захвачен и закреплен плацдарм. Второй эшелон дивизии в этот период должен находиться в готовности содействовать штурмовому эшелону в овладении объектами на плацдарме и его закреплению, а также развить достигнутый успех наступления на противоположном берегу пли вести боевые действия по уничтожению оставшихся сил противника. Его подразделения и части переправляются на противоположный берег по паромным и мостовым переправам, на плавающих бронетранспортерах и автомобилях, а также перебрасываются на другой берег вертолетами. По опыту последних учений в зависимости от наличия переправочных средств передовые батальоны со средствами усиления обычно переправлялись через реку средней ширины примерно за 1-1,5 ч, первый эшелон дивизии - за 2-3 ч и полностью дивизия - за 5-6 ч, а иногда и в более короткие сроки. Преодоление водной преграды с планомерной подготовкой. судя по сообщениям иностранной печати, как правило, проводится в такой последовательности: подготовка и сосредоточение частей дивизии для форсирования (в это время осуществляется и планирование), выдвижение частей дивизии к водному рубежу и их развертывание в боевой порядок для форсирования, преодоление водной преграды, наращивание сил и средств на плацдарме.
Отмечается, что для достижения внезапности форсирование должно проводиться на
широком фронте с одновременным нанесением ударов на различных участках. В целях
введения противника в заблуждение рекомендуется проводить демонстративные
действия, создавать ложные переправы, широко использовать постановку дымов в
полосе действия дивизии. Если части дивизии выдвигаются для форсирования реки из районов сосредоточения под прикрытием войск, занимающих оборону на водном рубеже, то артиллерийскую подготовку, как и при форсировании с ходу, рекомендуется начинать с выходом батальонов штурмового эшелона на рубеж в 5-8 км от реки. После артиллерийской подготовки от дивизии может высаживаться тактический воздушный десант. В дальнейшем боевые действия частей дивизии осуществляются в основном так же, как и при форсировании реки дивизией с ходу. Приведенные выше положения свидетельствуют о том, что командование сухопутных войск США рассматривает ведение наступления механизированной дивизией с преодолением водной преграды как один из наиболее вероятных способов боевых действии. *О переправочных средствах армий стран НАТО см. "Зарубежное военное обозрение". 1978. №12. с 31-39. 1975. . №9. с. 28 - 33. - Ред. Зарубежное военное обозрение №6 1980 С.27-31 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 5273 | | |
Всего комментариев: 0 | |