«Невидимки» над планетой А. Машин На состоявшейся 10 ноября 1988 года пресс-конференции официальный представитель министерства обороны США Д. Говард объявил об использовании в ВВС США истребителя «Стеле», известного ранее под обозначением F-19, и представил его фотографию. Как было заявлено, истребитель, имеющий пониженные уровни демаскирующих признаков, имеет официальное обозначение F-117A. Его полномасштабная разработка началась в декабре 1978 года, а в июне 1981 года состоялся первый полет. Освоение и эксплуатация F-117A не обошлись без летных происшествий, в том числе и двух авиационных катастроф. На вооружение истребитель стал поступать с октября 1983 года. К середине ноября 1988 года поставлено пятьдесят два самолета. По сообщениям зарубежной печати, еще семь самолетов находятся в стадии постройки и поступят в ВВС США в 1990 году. Истребители F-117A входят в состав 4450-й тактической авиационной группы, располагающейся на авиабазе Неллис в штате Невада (США), и базируются на испытательном аэродроме полигона Тонопа. До последнего времени их полеты выполнялись скрытно, главным образом в темное время суток. Доставка истребителей, оборудования и запасных частей с завода фирмы Локхид на полигон Тонопа осуществлялась самолетами С-5 военно-транспортной авиации. Что же представляет собой истребитель,, вокруг которого было столько различных толков? Это моноплан, имеющий фюзеляж довольно необычной формы, которую американские специалисты называют «пирамидальной». Поверхность фюзеляжа образована большим числом плоских граней, несколько отклоненных для отражения и рассеивания сигналов радиолокационных станций. Зарубежные специалисты утверждают, что использование таких плоских граней позволит обеспечить ослабление отраженных радиолокационных сигналов и «уменьшит» эффективную отражающую поверхность истребителя. В конструкции планера использованы композиционные материалы на основе волокон кевлара. Для изготовления панелей части обшивки крыла, некоторых лонжеронов и нервюр использован материал «Файберлой». Обшивка в зоне расположения двигателей и носков крыла, а также передняя часть фюзеляжа выполнены из углепластикового материала. Необычна слоистая конструкция обшивки двигательных отсеков. Заполнителем ее является матрица, состоящая из пирамид, имеющих квадратное основание 12,7 X 12,7 мм, сужающихся внутрь. Самолет покрыт радиопоглощающей краской с использованием частиц феррита. Ею же покрашены и отдельные металлические элементы конструкции планера, которые могут подвергаться облучению радиолокационными станциями. На самолете установлены два бесфорсажных двигателя с тягой по 4,9 тс. Воздухозаборники расположены позади кабины летчика и имеют необычно массивную конструкцию. Выхлопные сопла размещены сверху фюзеляжа вдоль корневых частей крыла непосредственно впереди хвостового оперения. Отработанные газы истекают над верхней поверхностью фюзеляжа, который служит тепловым экраном. А это наряду с охлаждением их воздухом второго контура двигателей уменьшает вероятность обнаружения самолета в инфракрасном диапазоне. Необычна и конструкция фонаря «невидимки». Он состоит из пяти стекол - одного лобового и четырех боковых. Истребитель F-117A - дозвуковой, одноместный самолет. Основное его предназначение - скрытное проникновение в воздушное пространство противника и нанесение ударов по наиболее приоритетным целям. Поэтому более правильно считать его ударным самолетом. Опубликованные в разное время некоторые тактико-технические данные F-117A хоть и носят оценочный характер, все же дают представление о его характеристиках. Длина самолета - 15-18 м, размах крыла максимальный - 12,2 м, со сложенными консолями - 5,0 м, высота - 4,0 м. Максимальная взлетная масса - 15 000 кг. Практический потолок до 20 000 м. Радиус действия около 1500 км. Вооружение размещается в двух встроенных отсеках и может состоять из авиационных управляемых ракет класса «воздух-воздух», «воздух- поверхность» и «воздух-РЛС». Другим представителем самолетов этого семейства является бомбардировщик В-2. Программа его создания считается едва ли не самой секретной. И хотя о «самолете-невидимке» стало известно во второй половине 70-х годов, достоверных сведений о нем не публиковалось. Зато не было недостатка в предположениях о характеристиках и внешнем виде. И только 22 ноября 1988 года во время публичной демонстрации на заводском аэродроме фирмы Нор-троп стало ясно, что этот самолет существует. Бомбардировщики В-2, по сообщению агентства ЮПИ, предназначены для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу, в первую очередь по хорошо укрепленным подземным командным пунктам и мобильным ракетам в условиях противодействия современных средств противовоздушной обороны. Специалисты министерства обороны США утверждают, что он, по всей видимости, будет находиться на вооружении ВВС США в течение тридцати лет. Всего министерство обороны США предполагает закупить 132 бомбардировщика этого типа. По оценкам западных специалистов, на одном таком самолете можно разместить до 24 единиц ядерного вооружения. Это значит, что из 4845 ядерных боеприпасов, планируемых к применению на самолетах стратегического авиационного командования ВВС США, эти бомбардировщики будут способны поднять около 2000 зарядов. Вооружение самолета, состоящее из свободнопадающих бомб и управляемых авиационных ракет, размещается только внутри фюзеляжа в специальных отсеках на вращающихся пусковых установках револьверного типа. В-2 первоначально предназначался для действий со средних и больших высот, однако впоследствии его конструкция была оптимизирована для действий и на малых высотах, а также над морем. Что представляет собой это очередное «детище» военно-промышленного комплекса США? Форма самолета в плане образуется двенадцатью прямыми линиями. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 35°. Законцовки крыла «срезаны» под большим углом, а задняя кромка внешних частей расположена почти параллельно передней кромке крыла. Задняя кромка внутренних частей крыла имеет излом назад, а по бокам от продольной оси имеются вырезы, расположенные под соплами двигателей. С точки зрения аэродинамики и конструкции такая компоновка сохраняет преимущества «летающего крыла» по распределению нагрузок вдоль его размаха. Масса и подъемная сила крыла распределяются сходным образом, благодаря чему изгибающие моменты будут уменьшены. Этому же способствует и резкое сужение законцовок крыла, что в свою очередь приведет к распределению подъемной силы по размаху к «колоколообразной» форме. Западные специалисты надеются таким образом решить проблему боковой неустойчивости, которая усугубляется тем, что на самолете В-2 отсутствует вертикальное оперение. Угол стреловидности крыла обеспечивает получение необходимых величин моментов сил при отклонении рулей высоты, закрылков и элевонов. Требование обеспечить полеты на малой высоте привело к значительной переделке первоначальной конструкции В-2. Внешние его обводы изменились незначительно, зато конструкция стала более прочной и жесткой. Представляет интерес крыло самолета. Оно имеет кессонную конструкцию. Передний и задний лонжероны, которые воспринимают основную часть нагрузок, служат одновременно и стенками кессонов. Они продолжены и далее, внутрь центральной части корпуса. Лонжероны центроплана выполнены так же. При постройке самолета широкое применение нашли композиционные материалы, причем предпочтение было отдано радиопоглощающим компонентам сотовых конструкций, а не радиопоглощающим покрытиям, которые хотя и в незначительной степени, но все же используются для окраски носка и законцовок крыла. В центральной части фюзеляжа размещаются кабина экипажа, состоящего из двух человек (имеется еще одно резервное место для третьего члена экипажа), а также отсеки приборного оборудования и вооружения. Доступ к экипажу осуществляется через нишу передней стойки шасси. Управление машиной двухпостовое, с центральными ручками управления. Большую часть приборной доски занимают электронные индикаторы, на которые выводится информация о режиме полета, состоянии систем самолета и оружия. Самолет оснащен электродистанционным управлением и усовершенствованной системой повышения устойчивости в полете. Четыре нефорсированные ТРДД с тягой по 8620 кгс находятся по бокам кабины в двух двигательных гондолах с отогнутыми вниз обечайками воздухозаборников, внутренние поверхности задней части которых также имеют сложную форму. Их изогнутые вниз каналы экранируют передние лопатки " двигателей самолета от облучения радиолокационных станций. Имеются также небольшие воздухозаборники, которые используются, вероятно, для дополнительного охлаждения отработанных газов двигателей. Западная печать неоднократно сообщала, что такая конструкция не лишена недостатков, и не исключено, что она может быть изменена. Приведем некоторые летно-технические и боевые характеристики этого самолета. Длина - 21,03 м, размах крыла - 52,4 м, высота - 5,18 м. Взлетная масса достигает 180 т, а боевая нагрузка - около 18 000 кг. Боевой радиус действия (в зависимости от профиля и высоты полета) - до 9000 км. Скорость полета - дозвуковая, а потолок может достигать 15 250 м. Самолет В-2 оборудован системой связи МИЛСТАР, использующей сигналы искусственных спутников Земли. Западные специалисты предполагают, что они будут передаваться короткими сериями или с перестройкой частоты по псевдослучайному закону. Программа приобретения самолета В-2 из-за высокой стоимости и спорной эффективности вызвала немало критических замечаний в адрес министерства обороны США. По данным бюро технических оценок при конгрессе США, общие расходы на программу самолета В-2 составят около 60 млрд. долларов. Главное счетное управление конгресса США допускает, что и эти баснословные цифры - не предел для бомбардировщика, и называет стоимость программы в 68,8 млрд. долларов. Но даже такие расходы не гарантируют того, что самолет В-2 будет полностью отвечать предъявляемым требованиям. По мнению М. Броуэра, специалиста по военным вопросам организации «Союз обеспокоенных ученых», самолет В-2 не будет располагать достаточно точными средствами для распознавания малогабаритных подвижных целей, что сделает его практически бесполезным для борьбы с такими целями, как межконтинентальные баллистические ракеты. Но несмотря на это, Пентагон всячески поощряет работы, связанные с созданием нового поколения летательных аппаратов, таких, как самолеты В-2 и F-117A. Уж очень хочется заокеанским стратегам изменить в свою пользу военно-стратегический паритет, заполучив «самолеты-невидимки», призванные служить составной частью ядерной «триады» США.
Авиация и космонавтика №6 1989 С.46-47 | |
| |
Просмотров: 2351 | | |
Всего комментариев: 0 | |