О роли дезинформации в современных конфликтах и войнах ч2 Полковник Л. Серов В первой части статьи1 были раскрыты понятие дезинформации, ее суть и содержание, дезинформация показана как составная часть информационной войны, приведены способы и средства ее распространения, отражены вопросы создания информационных и психологических технологий, приемы и способы манипулирования индивидуальным и массовым сознанием с целью создания соответствующих предпосылок для психологического давления на противника. Кроме того, были приведены примеры использования дезинформации из новейшей истории (Ирак, Афганистан, страны Магриба; тенденциозное освещение конфликта в сербском крае Косово; искажение и фальсификация сути грузино-российского конфликта в августе 2008 года, происходящих событий в Ливии). Стремительное развитие информационных технологий, компьютерных сетей, беспроводных средств связи и их интеграция привели к тому, что в XXI веке Интернет активно используется в интересах информационного противоборства. Это происходит благодаря тому, что «глобальная паутина» предоставляет широкие возможности влияния на формирование общественного мнения, принятие политических, экономических и военных решений посредством воздействия на информационные ресурсы и распространения специально подготовленной информации. Активное использование сети для манипулирования личностью обусловлено тем, что она обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с обычными СМИ. К их числу можно отнести следующие: неограниченный и персональный круг потребителей; непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; разнонаправленность взаимодействия коммуникатора и реципиента, возможность перемены их ролей; широкая аудитория, ограниченная лишь в техническом плане; возможность осуществлять общение в режиме реального времени, наличие обратной связи; способность сравнительно просто сохранять большие массивы интересующих данных на сменных носителях информации; отсутствие цензуры при неразвитости правовой базы работы «всемирной паутины»; оперативность, экономичность и доступность; скрытность источника воздействия; комплексность подачи информации и ее восприятия. Кроме того, готовность доверять информации, получаемой посредством электронных сетей, делает Интернет незаменимым каналом для манипулирования личностью. Глобальная сеть позволяет управлять общественным мнением, опираясь на особенности восприятия информации сознанием. Природа манипуляции заключается в наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, который должен разбудить в сознании адресата определенные образы и запустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия. При этом важнейшими мишенями, на которые оказывается подобное воздействие, являются память и внимание. С одной стороны, необходимо, чтобы человек запомнил какую-то мысль или метафору, с другой - требуется «отключить» его краткосрочную или историческую память, которые создают психологический барьер против внушения. Ученые детально изучили влияние эмоциональных элементов сообщения на его запоминаемость. Во всем разнообразии видов памяти (образной, словесной, звуковой и т. д.) главной для манипуляции сознанием является именно эмоциональная память, поскольку любая информация, если она не подкреплена эмоциями, быстро стирается и вытесняется. В связи с этим в информационной среде Интернета манипуляторы сознанием главную ставку делают на непроизвольное запоминание, создавая поток сумбурных, но эмоционально окрашенных сообщений, а не излагая одну связную идею, которую человек обдумает и преднамеренно запомнит. При этом для них даже не важно, как отнесся человек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно. Наиболее часто в глобальной сети применяются следующие приемы манипуляции: искажение информации, подтасовка фактов, смещение понятия по семантическому полю, фабрикация фактов, упрощение и стереотипизация. Как правило, искаженная информация предполагает соответствующие способы ее подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность и отсутствие альтернативных источников информации (или альтернативной информации). Помимо замалчивания ненужной информации и создания таким образом виртуальной реальности СМИ широко используют принцип информационного хаоса - потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной информации. Современные программные средства позволяют также манипулировать фотографиями и видеозаписями для создания картин событий и ситуаций, которые никогда не происходили и которые можно в дальнейшем распространять через Интернет в другие страны для провоцирования желательной реакции. Например, разведывательные службы могут пытаться убедить лидера какой-нибудь страны, что надвигается массированное вторжение, распространяя клипы видеоновостей, изображающие развертывание крупных военных сил, намного превосходящих реально существующие. Существует несколько направлений использования глобальной сети в интересах информационного противоборства. 1.Распространение специально подобранной информации (дезинформации) путем рассылки электронных писем e-mail, организации новостных групп, создания сайтов для обмена мнениями, размещения информации на отдельных страницах или в электронных версиях периодических изданий и сетевого вещания (трансляции передач радио- и телестанций). Так, во время военной кампании в Ираке в 2003 году ВС США активно использовали «всемирную паутину» для оказания информационно-психологического воздействия на противника - была проведена широкомасштабная акция с использованием электронной почты и рассылкой послания на арабском языке иракским генералам. В них содержался призыв к невыполнению приказов С. Хусейна. Кроме того, в электронных сообщениях, составленных американскими военными психологами, содержались призывы к гражданам Ирака помочь предотвратить применение ОМП и обозначать местонахождение складов химического, биологического и ядерного оружия «световыми сигналами»2. В ходе конфликта в Косово Интернет также использовался для проведения комплекса мероприятий информационно-пропагандистского и психологического характера. Югославской стороной широко применялась рассылка электронных писем в адрес различных новостных агентств и правительственных чиновников (в основном в США) с описанием результатов бомбардировок и ракетных ударов по гражданским объектам, жертв среди мирного населения и страданий рядовых граждан. В свою очередь, действия НАТО сопровождались мощнейшей информационной поддержкой в сети, для чего использовалось множество освещавших военную операцию сайтов. Большинство из них было создано непосредственно американскими специалистами по компьютерным технологиям или при их содействии. В течение только первых двух недель операции в Косово американское информационное агентство CNN подготовило свыше 30 статей, размещенных затем в Интернете. В каждой из них (до десяти раз) встречались слова «беженцы», «этнические чистки», «массовые убийства». 2. Изменение информационного содержания сайтов, которое заключается в подмене содержания страниц или их отдельных элементов в результате взлома. Помимо этого, широко используется регистрация в поисковых системах сайтов противоположного содержания по одинаковым ключевым словам, а также перенаправление на другой адрес, что приводит к открытию специально подготовленных противостоящей стороной интернет-страниц. 3. Семантические атаки, заключающиеся во взломе страниц и последующем незаметном размещении на них заведомо ложной информации. Подобным атакам, как правило, подвергаются наиболее посещаемые информационные страницы, содержанию которых пользователи полностью доверяют. Современное развитие электронных средств связи и возможность доступа к глобальной сети свидетельствуют о том, что роль электронных сетей в плане оказания манипулятивного воздействия на объект с каждым годом будет возрастать. Подтверждением этому является также программа Соединенных Штатов, согласно которой в 2005 году в странах «третьего мира» стали распространять дешевые 100-долларовые компьютеры, чтобы любой, даже бедный человек мог позволить себе домашний Интернет. Школьникам в Ливии, Ираке и Афганистане раздавали компьютеры бесплатно (только в Ливии молодежь получила 100 тыс. штук). К инструментам распространения дезинформации относятся слухи — массовое явление межличностного обмена искаженной, непроверенной и эмоционально окрашенной информацией, которые чаще всего возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу. По результатам влияния на сознание и поведение людей слухи подразделяются на: будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения; вызывающие антиобщественное поведение известной части населения; разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки. Так, слух о смерти С. Хусейна стал одной из основных причин резкого снижения боевого духа иракских солдат, слома их воли к сопротивлению войскам США и их союзников. К такого рода явлениям следует отнести «агрессивный слух», который не просто вызывает негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направлен на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого ответа, жесткого агрессивного действия. Слухи подобного рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Основная функция агрессивных слухов - не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Кроме того, слухи используются в ходе ведения психологических войн и военных конфликтов с целью изменения общественного мнение, деморализации противника и введения его в заблуждение. Последнее может осуществляться в направлении преуменьшения собственной силы и возможностей. Так, фашистская Германия посредством слухов старалась убедить жителей Великобритании в слабости и неспособности Берлина к активной борьбе, назывались даже конкретные даты его поражения. Когда же указанная дата наступала, Германия все еще продолжала активно сражаться, что вызывало недовольство англичан собственным правительством. В истории пропаганды зарегистрированы прецеденты преднамеренного распространения слухов с задачей деморализации людей в военных условиях. Так, гитлеровская агентура активно распускала в США слухи типа: «Война к рождеству кончится»; «Германии не хватит нефти и на полгода»; «Через два-три месяца в Германии будет государственный переворот». В
настоящее время особую актуальность приобретает слух о конце света в 2012 году
(библейские пророчества определяют конкретные условия совершения этого события,
которые пока еще только формируются), якобы подтверждаемый природными
катаклизмами естественного и, возможно, искусственного характера. Не исключено,
что инициированными таким образом всемирной истерией и паникой могут
воспользоваться ряд мировых держав Наиболее апробированным способом распространения дезинформации в ходе военных конфликтов являются использование листовок. Так, они стали основным материалом печатной пропаганды в Афганистане, разбрасываемым с помощью вертолетов, самолетов (С-130, С-141) и беспилотных летательных аппаратов с применением специальных авиационных тар (вместимость 20-40 тыс. листовок) и авиабомб (30-80 тыс.). В ходе наземных боевых действий листовки распространялись посредством 155-мм агитационных артиллерийских снарядов и артиллерии морской пехоты США3. С учетом низкой грамотности населения (до 40 проц.) основной упор при подготовке листовок делался на изобразительные средства наглядной агитации. Американские специалисты разработали десятки вариантов адресных листовок, предназначенных для различных социальных, этнических и религиозных слоев афганского общества. В целом все информационно-пропагандистские материалы условно делятся на две категории: для мирного населения и для членов вооруженных формирований. В информационно-пропагандистских материалах, направленных на членов вооруженных формирований, преобладали листовки устрашающего содержания. Боевикам заявлялось, что они обречены, что их лагеря будут «залиты смертоносным ливнем огня с вертолетов». Подчеркивалось техническое превосходство американского вооружения: «Вы будете уничтожены до того, как ваши устаревшие радары засекут наши вертолеты», «наши ракеты попадут точно в твое окно». В некоторых листовках говорилось, что единственный выход - «немедленная сдача в плен», как только в Афганистане появятся американские солдаты. Кроме того, предлагалось крупное вознаграждение за информацию о местонахождении террористов. Делались также попытки дискредитировать руководство «Талибана» и «Аль-Каиды». Наряду с этим имело место активное распространение листовок, содержание которых сводилось к дискредитации С. Хусейна, что лишило бы его поддержки со стороны широких масс населения и военнослужащих Ирака. В частности, он обвинялся в организации массовых убийств «лучших сынов Ирака» и геноциде собственного народа. С последующим развитием ситуации в этой стране содержание листовок стало более соответствоватьобстановке в зоне ведения боевых действий - в них говорилось уже о том, что коалиционные войска не хотят причинить вред мирным жителям, а также содержалась информация о возможном применении С. Хусейном химического оружия против иракцев. В листовках, адресованных военнослужащим национальных ВС, звучали призывы не подчиняться приказам президента, не использовать оружие массового поражения и не поджигать нефтяные месторождения. Кроме того, распространялись и листовки с призывом к населению Ирака с заботой относиться к сбитым летчикам США: кормить, поить, рассказывать им забавные истории и обеспечивать безопасное возвращение в американские воинские формирования. В целом, отмечая высокий полиграфический уровень исполнения большинства листовок, специалисты критически оценивают содержание этих информационно-пропагандистских материалов. Они отмечают, что листовки в основном имели общий характер и, очевидно, были подготовлены заблаговременно, без учета свежей оперативной информации и данных, отражающих изменения в обстановке. Цели и содержание некоторых материалов носили неопределенный характер, что затруднило понимание их пропагандистского смысла, особенно учитывая не очень высокий уровень образования основной массы населения Ирака. Тексты зачастую были написаны на классическом арабском языке, который с трудом воспринимается в современном арабском обществе, без использования распространенных в Ираке диалектов. Тем не менее, согласно утверждению командующего ВВС США в зоне Персидского залива генерал-лейтенанта М. Мозли, листовки, сброшенные над территорией Ирака, оказали «большое влияние на иракских военнослужащих, так как активность ПВО страны заметно снизилась, что значительно повысило безопасность полетов самолетов ВВС над ее территорией». Таким образом, дезинформация, как составная часть информационной войны, становится мощным оружием в глобальной политике и инструментом решения геополитических задач посредством манипуляции мировым общественным мнением, а также активного воздействия на политическую, экономическую и духовную жизнь современной цивилизации. При этом продолжающийся процесс глобализации только усиливает данную тенденцию. 1 Начало см.: Зарубежное военное обозрение. 2011. № 7. - С. 15-21. 2 Herbert A. Friedman. Operation Iraqi Freedom, 2005 год. 3 Herbert A. Friedman. Psychological Operations in Afganistan. Зарубежное военное обозрение. 2011. № 8. - С. 29-33 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 7007 | Комментарии: 4 | | |
Всего комментариев: 0 | |