Организация подготовки специалистов по эксплуатации БЛА в Вооружённых силах СШАПолковник Б. Львов В военно-воздушных силах США отбор кандидатов на должности операторов (лиц, непосредственно осуществляющих пилотирование) беспилотных летательных аппаратов (БЛА) проводится из военнослужащих трех категорий. К первой категории относятся военнослужащие летного состава авиации ВВС (всех родов авиации), имеющие опыт летной работы, в том числе в боевых условиях. Как правило, в эту категорию входят военнослужащие, которые назначаются на должности операторов БЛА сроком на три-четыре года. Второй источник комплектования операторов БЛА - выпускники академии ВВС и курсов вневойсковой подготовки офицеров при гражданских высших учебных заведениях. К третьей категории относятся военнослужащие, которые ранее не были связаны с пилотированием летательных аппаратов (офицеры боевого управления, офицеры тыла и т. д.). В связи с тем что уровни подготовки указанных категорий военнослужащих, планируемых к назначению на должности операторов БЛА, различные, то отличаются и программы их обучения (см. схему). При этом общая продолжительность обучения офицеров, не имевших летную подготовку, составляет десять месяцев.
На первом этапе (два месяца) кандидаты, отобранные из числа военнослужащих, не имеющих летной специальности, проходят курс начальной летной подготовки (НЛП) на учебных самолетах командования обучения и подготовки кадров ВВС США. В ходе полетов они на практике знакомятся с вопросами, касающимися устойчивости и управляемости самолета, влияния метеорологических условий на выполнение полетного задания, отрабатывают технику пилотирования, самолетовождение, построение маневра захода и непосредственно посадку самолета. По окончании курса НЛП летно-инструкторский состав принимает решение о целесообразности дальнейшего обучения того или иного кандидата. В случае принятия положительного решения военнослужащему, успешно сдавшему теоретический курс и освоившему технику пилотирования в необходимом объеме, выдается лицензия пилота установленного федеральным агентством гражданской авиации США образца.
Второй этап обучения (два месяца) предполагает тренажерную подготовку, в ходе которой обучаемые совершенствуют технику пилотирования самолетов на соответствующих средствах и знакомятся с условиями выполнения полетов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. На третьем этапе (один месяц) кандидаты знакомятся с устройством БЛА и аппаратуры управления, изучают их ТТХ и эксплуатационные ограничения, порядок действий в особых случаях в полете, а также вопросы, касающиеся применения бортовых систем навигации, наблюдения, целеуказания, управления оружием и наведения огневых средств. Начиная с данного этапа обучение всех категорий военнослужащих проводится по единой программе. В течение этого периода обучения слушатели выполняют не менее семи полетов на тренажере БЛА. Четвертый этап (два месяца) предусматривает изучение основных руководящих документов по применению беспилотной авиации, форм и способов ее задействования, основ организации полетов БЛА, функциональных обязанностей должностных лиц, занимающихся вопросами организации и применения БЛА, а также принципов взаимодействия с другими видами и родами войск. На пятом этапе (три месяца) слушатели получают практические навыки применения беспилотных летательных аппаратов. В военно-морских силах отбор кандидатов для обучения управлению беспилотными летательными аппаратами осуществляется как среди летного состава подразделений ВМС США (в основном для управления тактическими БЛА), так и среди военнослужащих, не имеющих летного образования (для управления тактическими мини-БЛА), после окончания ими курса наземной подготовки, организуемого в школах летчиков частной авиации. Отбор ведется преимущественно среди добровольцев. Длительность курса обучения оператора управления полетом тактического разведывательного БЛА составляет 18 недель, операторов бортовою радиоэлектронного оборудования (БРЭО) - восемь и техников по обслуживанию летательного аппарата - шесть недель. Перед началом практических тренировок операторы проходят специальный курс теоретической подготовки, в процессе которого изучают устройство БЛА и аппаратуры управления, их ТТХ и эксплуатационные ограничения, порядок действий в особых случаях в полете, а также основы аэродинамики и воздушной навигации. Кроме того, обучаемые получают навыки работы оператора БРЭО. Командиры расчетов проходят подготовку в течение двух недель. За это время они знакомятся с общим устройством БЛА и принципами сю работы. Большая часть времени отводится на изучение основ руководства расчетом, планирования полетных заданий, а также на взаимодействие с вышестоящими органами управления. В ходе курса подготовки они должны не менее трех раз отработать на практике навыки руководства расчетом при подготовке к выполнению задания реальным БЛА, включая разработку плана полета, организацию подготовки аппарата к вылету (подготовка полетной палубы, развертывание/ свертывание катапультного устройства, развертывание сетки-улавливателя. согласование вопросов полетов с командованием базы (корабля), руководство действиями подчиненных при возникновении аварийных ситуаций на борту (в том числе организация подъема БЛА из воды). Операторы БРЭО обучаются непосредственно в ходе полетов БЛА, предварительно закончив курс по устройству и эксплуатации оборудования. Они, как и командиры расчетов, должны не менее трех раз отработать вопросы использования БРЭО в ходе практических полетов аппарата, включая подготовку оборудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и карту командира, решение навигационных задач управления полетом БЛА (с учетом параметров движения судна). В сухопутных войсках, в отличие от других видов американских ВС, должность оператора БЛА не предполагает наличия у него обязательной летной подготовки. Штатная категория командира взвода БЛА RQ-7 "Шздоу-200", который имеет подготовку по одной из разведывательных специальностей, лейтенант. То же самое относится и к операторам аппаратов из числа сержантов. Заместитель командира взвода (категория уоррент-офицер) назначается на эту должность из числа сержантов, прошедших подготовку по специальности "оператор БЛА" и прослуживших в этой должности не менее четырех лет. Подготовка операторов для эксплуатации БЛА RQ-5 "Хантер" и RQ-7 "Шэ-доу-200" в сухопутных войсках занимает в среднем 24 недели. Обучение организовано в одном из учебных центров СВ, где имеются тренажерные комплексы для отработки навыков управления БЛА и работы с бортовым радиоэлектронным оборудованием. Для практической отработки техники пилотирования центр располагает четырьмя разведывательными комплексами БЛА RQ-7 "Шэдоу-200", в состав каждого из которых входят две наземные станции управления и четыре таких аппарата. Курс обучения оператора БЛА включает три этапа: В ходе первого этапа наземная подготовка - слушатели изучают ряд документов и теоретические дисциплины по основам применения беспилотной авиации, такие как: На втором этапе - обучение на тренажерах будущие операторы БЛА получат первоначальные навыки работы с оборудованием наземных комплексов управления полетами этих аппаратов, в технике управления БЛА, а также ведения воздушной разведки в различных условиях обстановки. Тренировки проводятся под руководством сержанта взвода или специально назначенного оператора БЛА, которые также проходят дополнительный курс обучения для работы с тренажером. За время обучения 15-20 ч отводится на тренажёрную подготовку каждого слушателя. В ходе третьего этапа военнослужащие отрабатывают практические навыки управления беспилотными летательными аппаратами и получения с их борта разведывательных данных. Ежегодно в центре около 200 военнослужащих сухопутных войск проходят обучение по программе подготовки операторов БЛА RQ-7 "Шэдоу-200" и 40 -RQ-5 "Хантер". Подготовка инженерно-технического персонала БЛА. В военно-воздушных силах отбор на переподготовку как инженерного состава, так и младшего технического персонала (авиационные техники, механики) производится из числа военнослужащих, имеющих профильное образование и практический опыт эксплуатации авиационной техники различного типа. Программа переподготовки на конкретный тип беспилотного летательного аппарата рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся на базе учебно-тренировочного авиационного крыла командования обучения и подготовки кадров ВВС. В течение первых двух недель инженерно-технический персонал слушает обзорные лекции по организации и основам боевою применения подразделений, эксплуатирующих беспилотную авиатехнику. В последующем происходит разделение на потоки в соответствии с изучаемыми типами, где слушателей знакомят с конструкцией конкретного летательного аппарата. Далее, в течение трех месяцев, осуществляется профильная подготовка специалистов (самолет-двигатель, авиационное, радиоэлектронное оборудование и авиационное вооружение). В этот период детально изучаются системы, узлы и агрегаты, технический регламент, а также проводятся практические занятия на учебных тренажерных комплексах. Заключительный этап переподготовки включает контроль теоретических знаний слушателей и проверочные практические занятия на авиационной технике. В военно-морских силах длительность курса обучения техников и механиков БЛА шесть недель. Учебная программа сопоставима с курсом подготовки специалистов инженерно-технического состава военно-воздушных сил. Более короткий срок объясняется относительной простотой конструкции состоящих в настоящее время на вооружении ВМС БЛА по сравнению с беспилотными летательными аппаратами с большой дальностью и продолжительностью полета, эксплуатируемыми в ВВС. В сухопутных войсках программа переподготовки и сроки ее реализации зависят от типа БЛА. Для обслуживания аппаратов RQ-5 "Хантер" и RQ-7 "Шэ-доу" технические специалисты проходят шестинедельный курс обучения (как в ВМС), а эксплуатанты MQ-1C "Грей Игл" - четырехмесячный курс, сопоставимый с программой подготовки инженерно-технического состава ВВС по эксплуатации аппарата MQ-1B "Предатор". Техническое обслуживание, регламентные и ремонтные работы мини-БЛА возложены непосредственно на эксплуатирующие расчеты. Следует отметить, что в вооруженных силах США существует практика задействования специалистов компаний - изготовителей аппаратов для их технического обслуживания и ремонта. Как правило, бригады гражданских авиационных инженеров и механиков привлекаются к проведению регламентных работ и восстановительных ремонтов на авиабазах постоянной дислокации. Тем не менее контрактные обязательства производителя предусматривают выезд и выполнение гарантийных работ на авиационной технике в том числе на аэродромах передового базирования вне пределов национальной территории. Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №7. - С. 54-58 Смотрите также | ||||||
| ||||||
Просмотров: 7635 | | |
Всего комментариев: 0 | |