Подготовка операторов беспилотных летательных аппаратов
Капитан 2 ранга С. Прокофьев
Начиная с войны в зоне Персидского залива (1990-1991) применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в вооруженных силах США для ведения разведки и наблюдения, обеспечения целеуказания и определения результатов нанесения ударов в ходе различных операций и боевых действиях значительно расширилось. Были сформированы отдельные подразделения, оснащенные этими аппаратами. Количество БЛА, находящихся на вооружении различных видов американских ВС, а также финансирование работ по разработке и производству новых беспилотных средств постоянно увеличивается.
В зарубежных СМИ отмечается, что по состоянию на январь 2004 года насчитывалось 280 БЛА различных типов, то к 2010 году их количество должно достичь 1 000 единиц. Так. в 2003 году в составе сухопутных войск (СВ) США находилось восемь беспилотных разведывательных комплексов «Шэдоу-200» (см. цветную вклейку), к концу 2004-го должно быть развернуто еще 13. а всего командование СВ намечает иметь на вооружении 33 таких комплекса, каждый из которых включает четыре БЛА. две наземные станции управления и средства МТО). В 2002 году подразделение БЛА RQ-5A «Хантер» существовало только в составе 3-го армейского корпуса (АК). В течение 2003 года подобные подразделения были сформированы в 5 АК и 18 ВДК. На десятилетний период (2000-2009 финансовые годы) МО США запланировало выделить на разработку и закупку БЛА 10,6 млрд долларов.
|
В процессе обучения эксплуатации БЛА RQ-7A «Предатор» широко применяются современные тренажеры |
|
Отработка действий оператора на встроенном тренажере БЛА «Шэдоу» |
|
Тренажер БЛА «Шэдоу» в учебном центре |
|
Тренажер БЛА «Предатор» |
|
Тренажер фирмы «Элбит системз» |
Расширяется применение беспилотных авиационных комплексов в различных операциях, проводимых американскими ВС. Например, в ходе военной операции США и их союзников в Ираке (2003) общий налет аппаратов составил 7 500 ч. На долю высотного стратегического БЛА большой высоты и продолжительности полета RQ-4A «Глобал Хок» пришлось только 3 проц. всех вылетов американской авиации для ведения разведки и 5 проц. высотных полетов. При этом было собрано 55 проц. всех данных о расположении позиций иракских средств ПВО, в том числе выявлено не менее 13 позиций ЗРК, 50 пусковых установок, 300 ракетных контейнеров и 70 транспортно-заряжающих машин. Он также передал изображения 300 танков, составлявших 38 проц. парка танков ВС Ирака.
Зарубежные эксперты отмечают, что по окончании операции «Союзническая сила» (Югославия, 1999) остро встал вопрос о массовой подготовке операторов для БЛА. Однако в разных видах ВС этот вопрос решается по-разному.
В военно-воздушных силах оператор управления БЛА - это прежде всего офицер, имеющий летную подготовку, поэтому будущих специалистов данного профиля отбирают из числа летчиков или штурманов истребителей, транспортных самолетов либо вертолетов. Как правило, это довольно опытные офицеры, имеющие хорошую летную подготовку в звании капитан или майор, иногда - подполковник. Все они назначаются на должности операторов управления БЛА сроком на два-три года. В настоящее время примерно 80 проц. будущих операторов - это летчики тактических истребителей, остальные - пилоты и штурманы военно-транспортных и других типов самолетов и вертолетов. По заявлениям представителей центра подготовки операторов наземных станций управления (НСУ) БЛА «Предатор» ВВС США (центр входит в состав 11 -й разведывательной эскадрильи 57-й оперативной группы и расположен на авиабазе Индиан Спрингс, близ АвБ Неллис, штат Невада), среди летчиков, в отличие от штурманов, почти нет добровольцев. Исключение составляют пилоты, не допущенные к полетам по состоянию здоровья. Это, безусловно, приводит к большой текучести кадров. То же самое относится и к операторам БЛА «Глобал Хок», подготовка которых началась в марте 2003 года на АвБ Бил (Калифорния). Они назначаются на свои новые должности на три года. В то же время операторы средств разведки и наблюдения для БЛА «Предатор» отбираются из числа более молодых военнослужащих, в основном выпускников учебного центра подготовки операторов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на АвБ Гудфеллоу (штат Техас). По окончании центра подготовки они назначаются на должность операторов БРЭО БЛА.
Изыскания, проведенные в научно-исследовательской лаборатории ВВС среди операторов управления БЛА RQ-'А. показали, что наличие навыков управления самолетом необходимо. Вместе с тем отрыв летчиков от их основной специальности приводит к еще большей нехватке летного состава ВВС, и к тому же сами пилоты рассматривают двух-трехгодичную «командировку» в качестве операторов БЛА как серьезное препятствие для своей дальнейшей летной карьеры. Целью проводимых в настоящее время исследований является попытка обобщить опыт и дать ответы на следующие вопросы: как отличаются возможности по обучению у имеющих навыки летной работы военнослужащих и теми, кто таких навыков не имеет? Действительно ли навыки управления самолетом (вертолетом) положительно влияют на усвоение программы управления БЛА? Если да, то насколько и какой опыт летной подготовки предпочтительней? Могут ли тренажеры заменить отсутствие летной подготовки?
По окончании исследований предполагается провести в рамках ВВС два эксперимента, в ходе которых офицеры военно-воздушных сил и обучающиеся из числа гражданских служащих с разным уровнем летной подготовки пройдут курс обучения по программе операторов управления БЛА RQ-7A «Предатор». Одновременно предусматривается сравнить программы обучения в разных видах ВС.
Подготовка операторов управления БЛА RQ-7A «Предатор» проводится в течение 15 недель (48 учебных дней) и включает 50 ч теоретических занятий, 28,5 ч занятий на тренажере и 50-60 ч практического управления аппаратом в полете. В программу обучения кроме управления БЛА на взлете и посадке входят выполнение разведывательных полетов, нанесения ударов по наземным целям, целеуказание и определение результатов нанесения ударов. Большинство занятий по наземной подготовке и 30-40 проц. занятий по управлению полетом БЛА проводят инструкторы из числа гражданского персонала. Офицеры-инструкторы проводят занятия по тактике применения БЛА и квалификационные зачеты.
В течение года подготовку проходят четыре учебные группы, в каждой из которых 10-12 операторов управления БЛА и столько же операторов БРЭО. В ходе обучения используется тренажер, разработанный совместно научно-исследовательской лабораторией технических средств обучения ВВС и фирмой «Паркер интернэшнл», имеющий места для двух обучаемых (операторы управления и БРЭО) и инструктора. По заявлениям инструкторов учебного центра, несмотря на очевидные преимущества использования тренажера при обучении, он не дает в полной мере необходимых навыков будущим операторам управления, особенно при отработке вопросов взлета и посадки при боковом ветре, скорость которого 2,6-3,5 м/с (ограничения для БЛА «Предатор»: 4,46 м/с при взлете и 7,1 м/с при посадке). Особенностью обучения операторов управления этими аппаратами является то. что один и тот же специалист вручную осуществляет управление при взлете и посадке. В процессе обучения операторы обеих специальностей часто занимаются вместе. Тем самым уже в ходе подготовки из них комплектуются будущие экипажи. По окончании учебы в центре операторы направляются для дальнейшего прохождения службы в 15 и 17 раэ. В составе разведывательно-ударного беспилотного комплекса «Предатор» (четыре БЛА и один НСУ, общая численность личного состава 55 человек) планируется иметь 2,5 экипажа на каждый аппарат. Командование ВВС намерено развернуть две дополнительные эскадрильи БЛА «Предатор».
Обучение применению УР AGM-114 «Хеллфайр» класса «воздух-земля» проводится на дополнительных четырехнедельных курсах. С учетом того что в настоящее время БЛА RQ-7A вооружаются этими ПТУР, планируется отбирать будущих операторов только из числа летчиков тактических истребителей. Кроме того, командованием ВВС изучается возможность установки на мониторах в НСУ устройства, аналогичного индикатору на лобовом стекле самолета, а также об увеличении в 2 раза численности расчета БЛА, чтобы они могли сменять друг друга с интервалом в 4 ч для предотвращения ошибок операторов из-за усталости.
Руководство подготовкой операторов БЛА RQ-4A «Глодал Хок» осуществляет командование 12 раэ боевого авиационного командования национальных ВВС. Первоначально два инструктора компании «Нортроп-Грумман» (разработчик и производитель БЛА) подготовили группу инструкторов из четырех офицеров ВВС и двух гражданских служащих. Эти специалисты должны к сентябрю 2004 года завершить обучение двух групп операторов управления БЛА (по восемь человек). К этому сроку должен быть сформирован центр подготовки операторов БЛА «Глобал Хок» ВВС.
Подобным образом осуществляется программа подготовки операторов БРЭО для данных аппаратов, но с меньшим количеством обучаемых. Один инструктор фирмы должен подготовить одного служащего и двух военнослужащих-операторов БРЭО, которые в дальнейшем образуют группу инструкторов по подготовке операторов БРЭО в составе центра.
С развертыванием центра предполагается каждую неделю начинать занятия новой группы обучаемых (всего шесть) по четыре обучаемых. По мере поступления на вооружение ВВС новых БЛА1количество обучаемых в группе операторов управления будет возрастать. Кроме того, намечается начать обучение трех из шести планируемых в 2005 финансовом году групп подготовки операторов БРЭО. Продолжительность занятий по обеим специальностям 3,5 месяца. Всего в настоящее время программой финансирования обучения предусматривается подготовка 120 операторов управления полетом и 60 операторов БРЭО.
Программа обучения операторов управления полетом БЛА предполагает отработку необходимых навыков в течение не менее 100 ч на тренажере, разработанном фирмой-производителем аппаратов. Всего в ходе обучения проводится 8-12 тренировочных полетов БЛА. Американские специалисты считают, что поскольку каждый полет длится около 36 ч, то все обучаемые имеют достаточно времени для качественной отработки необходимых умений. Так как каждый полет БЛА происходит на большой высоте и на большую дальность его маршрут может пересекать или совпадать с трассами воздушного движения, программой обучения операторов предусматривается отработка взаимодействия с необходимыми службами управления воздушным движением. Операторы БРЭО свои навыки отрабатывают в основном в ходе реальных полетов аппаратов.
В ВМС и морской пехоте операторов управления БЛА RQ-2A «Пионер» и планируемых к поступлению на вооружение аппаратов вертолетного типа RQ-8A «Файр Скаут» также стремятся отбирать среди летного состава. Однако в настоящее время большинство операторов составляют военнослужащие категорий Е-5 - Е-9 (сержант, штаб-сержант, сержант 1 -го класса, мастер-сержант и сержант-майор), закончившие курс наземной подготовки частной школы летчиков. Отбор ведется преимущественно среди добровольцев. Операторы БРЭО имеют категорию Е-4 - Е-9 (капрал - сержант-майор2), а техники по обслуживанию - Е-2 - Е-8 (рядовой - мастер-сержант). После соответствующей подготовки они проходят службу на этих должностях в течение двух-трех лет.
Подготовка всех специалистов для обслуживания БЛА ВМС И МП США с октября 2001 года ведется в учебном центре, расположенном на авиабазе Пенсакола (штат Флорида). Расчет управления аппаратом RQ-2A состоит из четырех человек: оператор выносного пульта управления (управляет БЛА, когда он находится в пределах визуальной видимости), оператор НСУ (управляет БЛА, находящимся за пределами визуальной видимости), оператор БРЭО и командир расчета - офицер управления (как правило, летчик палубной авиации или руководитель полетов3). Общим критерием отбора кандидатов является наличие у них соответствующей практики, поскольку им придется осуществлять подготовку к полету и управление БЛА не только с земли, но и с борта корабля. Курс обучения оператора выносного ПУ составляет 18 недель, операторов НСУ и БРЭО - восемь и техников по обслуживанию этих аппаратов - шесть недель. При подготовке операторов управления БЛА «Пионер» не требуются специальные тренажеры - обучаемые используют те же оборудование и пульты управления, что и в реальных условиях. Средний налет БЛА в центре подготовки 80 ч в месяц.
Операторы выносного ПУ начинают курс практического обучения с управления БЛА типа «Стирофоам». Получив достаточные навыки в этом, они переходят к управлению полетом модели БЛА «Пионер», выполненной в масштабе 1:2, не имеющей ПН, которая позволяет отработать навыки наблюдения за БЛА под различными углами в ходе выполнения эволюции при выполнении его полета. Только выполнив зачетные упражнения по управлению модели, они переходят к тренировкам по управлению реальным аппаратом. Кроме того, они должны практически не менее девяти раз осуществить управление полетом БЛА с борта корабля: по четыре полета днем и ночью и один - зачетный. Навыкам работы других членов экипажа они не обучаются. Общий налет за период подготовки у них составляет 33 ч.
Операторы НСУ отрабатывают навыки управления полетом непосредственно на реальном БЛА только с помощью инструментальных средств (без визуального наблюдения за БЛА). Однако перед началом этих тренировок, они проходят специальный курс технической подготовки, где ознакамливаются с устройством и эксплуатацией аппаратуры, которой оборудован НСУ, и обучаются управлению БЛА в ходе обычного взлета, а также с использованием катапультной установки, посадки, действиям в аварийных ситуациях. Кроме того, обучаемые получают навыки работы оператора БРЭО. Общий налет в ходе подготовки управлению беспилотным летательным аппаратом составляет 41 ч.
Командиры расчетов (экипажей) проходят подготовку на АвБ Пенсакола в течение двух недель. За это время они знакомятся с общим устройством БЛА и принципами его работы. Большая часть времени отводится на изучение основ руководства членами расчета, планирования выполнения полетных заданий, а также взаимодействия с вышестоящими органами управления. Они должны не менее 3 раз практически отработать руководство экипажем по подготовке к выполнению задания с реальным полетом БЛА. включая планирование задания, организацию подготовки аппарата к вылету (подготовка полетной палубы, развертывание/свертывание катапультного устройства, развертывание сетки-улавливателя, согласование вопросов полетов с командованием корабля, руководство подразделением в аварийных ситуациях, включая организацию подъема БЛА из воды).
Операторы БРЭО тоже обучаются непосредственно в ходе полетов БЛА, предварительно закончив курс по устройству и эксплуатации этого оборудования. Они, так же как и командиры расчетов, должны не менее 3 раз отработать вопросы использования БРЭО в ходе практических полетов аппарата, включая подготовку оборудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и на карту командира корабля, решение навигационных задач управления полетом БЛА с учетом параметров движения корабля.
В настоящее время командование центра подготовки рассматривает вопрос о приобретении компьютерных тренажеров для операторов выносного ПУ. В частности, намечается их поставка в действующие эскадрильи с целью подержания навыков операторов, так как, по мнению американских специалистов, реальных полетных часов БЛА в действующих эскадрильях недостаточно для подержания устойчивых навыков операторов выносного ПУ. Текущими планами предусматривается, что ежегодно в центре будут проходить подготовку 12 операторов НСУ из состава ВМС и 18 - морской пехоты, три оператора выносного ПУ из ВМС и шесть из МП, а также четыре командира расчета для ВМС и 12 для МП. Предполагается, что подготовка операторов для аппаратов RQ-2A «Пионер» будет проводиться по 2008 финансовый год включительно.
Как считают специалисты учебного центра, с поступлением на вооружение новых БЛА вертикального взлета и посадки типа RQ-8A «Файр Скаут» (ожидается, что они заменят в 2005-2007 годах «Пионер») должна измениться и система подготовки членов экипажа. Прежде всего, по их мнению, отпадет необходимость в использовании оператора выносного ПУ. Кроме того, при подготовке операторов нового БЛА нужно учитывать и возможность использования в ходе управления его полетом автоматизированных рабочих мест (АРМ) типа Q-70, которые установлены на крейсерах и эсминцах, оснащенных системой «Иджис». Такие АРМ позволяют получать изображение обнаруженных целей непосредственно от БЛА. Планируется, что подготовка операторов для БЛА этого типа будет проходить в учебном центре, расположенном на АвБ Уайтинг-Филд.
В сухопутных войсках, в отличие от других видов ВС, иметь летную подготовку для операторов БЛА не обязательно. Даже самый старший по званию военнослужащий во взводе БЛА «Шэдоу-200»4имеет штатную категорию лейтенант и, как правило, подготовку по одной из разведывательных специальностей. То же самое относится и к операторам БЛА из числа сержантов. Заместитель командира взвода имеет категорию W-1 (уорент-офицер) и назначается на эту должность из числа сержантов, прошедших подготовку по специальности «оператор БЛА» и прослуживших на этой должности не менее четырех лет.
Подготовка операторов для БЛА «Хантер» и «Шэдоу-200» осуществляется в течение 24 недель5в учебном центре, сформированном на базе роты Е 305-го разведывательного батальона 111-й разведывательной бригады (Форт- Хуачука, штат Аризона) с октября 2001 года. В отличие от других видов ВС она предполагает не только обучение управлению полетом БЛА. но также и управлению БРЭО, тем самым обеспечивая взаимозаменяемость членов расчета управления.
Весь курс общения состоит из трех этапов: наземная подготовка (10-15 недель), тренировки на тренажерах (четыре) и практическое управление полетом БЛА (пять-шесть недель). В учебном центре имеется 22 тренажера для отработки навыков управления БЛА и работы с БРЭО, а также четыре разведывательных комплекса на базе аппарата «Шэдоу-200» (четыре БЛА и два НСУ в каждом комплексе). Прежде чем перейти к практическому управлению полетом БЛА, обучаемые должны отработать на тренажере не менее 15-20 ч. В дальнейшем для поддержания своих навыков в отсутствие полетов БЛА необходимо отрабатывать нх на тренажере, встроенном в НСУ. Эти тренировки проводятся под руководством сержанта взвода или специально назначенного из числа операторов БЛА. находящихся во взводе, который, в свою очередь, проходит дополнительный курс обучения для работы с тренажером. Кроме того, фирмой-изготовителем AAI создан переносной тренажер для операторов управления и БРЭО.
В настоящее время по программе подготовки операторов БЛА «Шэдоу-200» в учебном центре ежегодно проходят обучение около 200 военнослужащих (10 учебных групп по 20 человек) и 40 операторов БЛА «Хантер». Их готовят 75 инструкторов, из которых около 50 проц. - это военнослужащие, остальные - гражданские служащие, в основном бывшие военнослужащие - операторы БЛА.
Использование тренажеров для подготовки операторов управления и БРЭО БЛА, по мнению американских специалистов, позволяет значительно сократить время и затраты на обучение, а также количество реальных полетов БЛА; проводить обучение в условиях, максимально приближенным к реальным действиям операторов в НСУ; осуществлять контроль со стороны инструктора за правильностью обнаружения и опознавания цели в различных условиях обстановки; моделировать использование различных вариантов БРЭО; проводить занятия независимо от условий погоды; тренировки по выполнению конкретного задания перед полетом, поддерживать необходимые навыки у операторов при отсутствии практических полетов БЛА.
В настоящее время министерства видов вооруженных сил уже на стадии разработки БЛА требуют от фирм-изготовителей создания тренажеров для обучения и поддержания необходимых навыков. При этом они должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать отработку всех задач, для которых предназначен БЛА, включая планирование полетного задания, управление полетом, ведение разведки и наблюдения, корректировку огня артиллерии, определение результатов нанесения ударов и т. д.;
- максимально приближенно к реальным условиям моделировать полет БЛА и наблюдаемое оператором изображение на мониторе НСУ;
- инструктор должен иметь возможность планировать тренировку максимально сложную и приближенною к реальным условиям, вмешиваться в действия обучаемого в процессе тренировки, давать вводные задания;
- обеспечить возможность моделирования полета БЛА днем и ночью;
- возможность моделирования особых условий полета БЛА, в том числе в условиях тумана, песчаных бурь, дождя и т. д.;
- моделировать действия в аварийных ситуациях и в случае выхода из строя отдельных систем БЛА.
Таким образом в настоящее время в США создана дифференцированная система подготовки операторов БЛА для каждого вида вооруженных сил, учитывающая не только технические особенности типов данных аппаратов, но и оперативно-тактические требования каждого вида ВС.
1Командование ВВС планирует закупить 51 БЛА «Глобал Хок» и 10 НСУ. Количество сменных экипажей на один БЛА должно быть таким же, как и на широкофюзеляжных самолетах ВВС.
2Здесь и далее все воинские звания приведены в соответствии с воинскими званиями СВ США.
3Организационно БЛА RQ-2A «Пионер» сведены в эскадрильи, каждая из которых включает пять командиров расчетов, пять операторов выносного ПУ и 33 оператора НСУ.
4Взвод БЛА «Шэдоу 200» насчитывает 22 человека: 13 операторов, семь техников, командир взвода и его заместитель.
5Для занимающихся по программе операторов БЛА «Шэдоу-200», подготовленных по программе БЛА «Хантер», продолжительность обучения составляет 12 недель.
"Зарубежное военное обозрение" 2004 №8 с.37-43
Смотрите также
|