search
menu
person

NEWS AND UDATES


Полигонный комплекс обучения лётчиков воздушному бою

Полигонный комплекс обучения лётчиков воздушному бою

Полковник В.Бердов

Судя по сообщениям зарубежной печати, в странах агрессивного империалистического блока НАТО подготовка летчиков тактической авиации проводится с помощью различных технических средств, наиболее распространенными из которых являются авиационные тренажеры. По мнению западных военных экспертов, использование таких тренажеров в значительной степени способствует более надежному закреплению теоретических знаний, ускоряет приобретение практических навыков пилотирования, позволяет отрабатывать отдельные наиболее сложные элементы боевого применения самолетов и их систем. Однако, как считают многие иностранные специалисты, учебная обстановка, создаваемая на тренажерах я обычных авиационных полигонах, в значительной степени отличается от реальной. Это приводит к тому, что летчики в боевых условиях допускают ошибки при выборе маневра и применении оружия. В результате снижается эффективность их действий и растут потери.

Учитывая изложенное выше, в странах НАТО, и прежде всего в США, пришли к выводу о необходимости разработки специальных полигонных комплексов, позволяющих обучать летный состав в условиях, максимально приближенных к реальным.
Так, изучив опыт использования своей авиации в Юго-Восточной Азии, американские эксперты решили, что одной из причин потерь самолетов и экипажей было отсутствие у последних навыков ведения маневренного воздушного боя. Кроме того, они считают, что авиационное оружие, в частности ракеты класса "воздух - воздух", применялось не всегда из наиболее выгодного положения.
Стремясь устранить эти недостатки, специалисты ВВС и авиации ВМС США в 1971 году начали разрабатывать принципиально новую систему (полигонный комплекс) для обучения летчиков ведению маневренного воздушного боя в реальном полете с имитацией применения оружия. Первая такая система, получившая наименование "Полигонный комплекс для ведения маневренного воздушного боя" (сокращенно ACMR), была принята на вооружение авиации ВМС в 1973 году. Его усовершенствованный вариант ("Замер параметров при маневрировании самолета", ACMI) поступил в ВВС США в 1976 году. К концу 70-х годов возможности ACMR были значительно расширены, и он стал называться "Системой подготовки экипажей тактических истребителей к ведению маневренного воздушного боя" (TACTS). Развитие таких комплексов продолжалось. В настоящее время они имеют единое для ВВС и авиации ВМС обозначение - TACTS/ACMI.
Каждый полигонный комплекс состоят из четырех основных подсистем: бортового оборудования (AIS), сопровождения (TIS), управления и расчета параметров (CCS), регистрации и отображения данных (DDS).
Подсистема AIS представляет собой контейнер длиной 3,6 м и диаметром 12,7 см. В нем размещается аппаратура измерения параметров полета самолета, электронный имитатор управляемой ракеты класса "воздух - воздух", датчик пространственной ориентации самолета и запросчик-ответчик. Этот контейнер может подвешиваться на тактические истребители любого типа, способные нести УР "Сайдвиндер". Время его подвески расчетом из трех человек не более 5 мин. На новых самолетах, в частности F-18, вместо подвесного контейнера будет использоваться встроенное оборудование аналогичного назначения.
Данные от AIS передаются на подсистему сопровождения TIS, состоящую из одной центральной и семи (или более) дистанционно управляемых периферийных приемопередающих станций. Последние предназначены для определения точного местоположения самолетов и располагаются на полигоне в окружности диаметром около 80 км (в пределах прямой радиовидимости от центральной станции). Комплекс позволяет обрабатывать данные от 20 самолетов, находящихся в районе полигона, но связь поддерживается только с восемью из них. Иностранная пресса сообщала, что в последующем планируется довести эти показатели до 36 и 16 соответственно.
От подсистемы сопровождения TIS сведения о координатах самолетов поступают на станцию управления и расчета параметров (подсистема CCS), которая является основным элементом комплекса. В нее входят несколько ЭВМ обработки полученной информации для определения пространственного положения самолетов (последовательность посылки запросного получения ответного сигналов приведена на рис. 1).

Рис.1. Последовательность прохождения запросного и ответного сигналов полигонного комплекса TACTS/ACMI: 1 - станция управления и расчёта параметров; 2 - центральная станция подсистемы сопровождения; 3 - периферийная станция подсистемы сопровождения, посылающая запросный сигнал на самолёт; 4 - самолёт с бортовым оборудованием AIS; 5 - периферийная станция подсистемы сопровождения; 6 - прицеп с аппаратурой регистрации и отображения информации

Кроме того, ЭВМ осуществляют расчет данных для имитации пуска УР класса "воздух - воздух", определяют наивыгоднейшие параметры полета атакующего самолета в целях получения оптимальных условий для применения оружия. Одной из важных функций подсистемы CCS является выработка и накопление информации для последующего воспроизведения воздушного боя на экранах при послеполетном разборе.
Подсистема DDS предназначена для отображения воздушной обстановки в реальном масштабе времени в графической и цифровой формах. На двух цветных экранах размером 1,2X1,2 м показывается воздушная и наземная обстановка на полигоне, пространственное положение самолетов, вид с кресла летчика-инструктора (хотя он во время полета находится на земле) и критические параметры, влияющие на безопасность полета. К последним американские специалисты относят опасное сближение ведущих бой самолетов, а также недопустимые значения скорости, высот, углов атаки и перегрузок.
При приближении к таким режимам на экране летчика-инструктора начинают мигать метки (символы) соответствующих самолетов, и он подает команды экипажам на устранение допущенных ошибок. Кроме того, на экране высвечиваются фамилии летчиков, типы самолетов, результаты применения оружия и оценка выполнения задания в целом. На других экранах в цифровой форме отображаются основные параметры полета самолетов, работы их бортовых систем, показания приборов и состояние бортового оружия.
В процессе боя летчик-инструктор указывает на причину промаха при стрельбе, помогает обучаемому установить правильный режим полета и выбрать оптимальное положение самолета для применения оружия. Подсистема DDS дает возможность записывать весь учебный бой на магнитную ленту для последующего его воспроизведения при разборе полета.
Как сообщается в зарубежной военной печати, объем памяти и быстродействие ЭВМ комплекса позволяют моделировать любые режимы полета самолетов, выбирать наивыгоднейшие из них, имитировать ошибки в пилотировании с отображением всех этих параметров на экранах обоих типов в реальном масштабе времени.

Рис.2. Схема нашлемного индикатора энергетических возможностей самолёта: 1 - шлем; 2 - 2электронный блок; 3 - комплекс светоизлучающих диодов; 4 - защитное стекло; 5 - призма; 6 - отражатель.

В целом благодаря использованию комплекса TACTS/ACMI обучение летчиков осуществляется в условиях, максимально воссоздающих боевые. При этом отмечается, что наибольшее внимание уделяется привитию навыков эффективно применять оружие, предугадывать действия противника и предпринимать меры по выходу из-под удара.
Совершенствуя комплекс TACTS/ACMI, американские специалисты разработали два типа индикаторов энергетических возможностей самолета, которые оказывают большую помощь в ходе выбора оптимальных режимов полета при маневрировании. Одни из них используются в системе наземного оборудования комплекса, а другие являются нашлемными (рис. 2). Оба типа предназначаются для обучения летчиков тактической авиации наиболее эффективно реализовывать энергетические возможности самолета при маневрировании, поскольку воспроизводят ключевые параметры, характеризующие маневренность. К последним за рубежом относят: максимальную установившуюся угловую скорость разворота, максимальную мгновенную скорость разворота, а также области приобретения и потерь энергии самолета.
Опыт эксплуатации полигонных комплексов TACTS/ACMI с применением индикаторов энергетических возможностей самолета при маневрировании, по мнению западных военных экспертов, выявил следующие преимущества такого метода подготовки: обучение ведется на обычных боевых самолетах любых типов, нет необходимости в специальных учебно-боевых машинах; летчик-инструктор находится на земле и может руководить действиями нескольких обучаемых; система отображения боя на экранах позволяет инструктору с земли в реальном масштабе времени сообщать находящимся в воздухе обучаемым причину допущенных ошибок и помогать им правильно выбирать тот или иной режим полета, маневр, способ применения оружия и т. д.
Кроме того, оборудование комплекса дает возможность воспроизводить все этапы полета, а также рассчитанные ЭВМ оптимальные решения для выполнения задачи в конкретных условиях, что очень важно при разборе полета.
В целом, по оценке американских специалистов, благодаря таким полигонным комплексам значительно сокращается потребное число самолето-вылетов и повышается эффективность обучения в каждом из них. При этом не требуются дорогостоящие воздушные мишени, не надо выполнять пуски управляемых ракет и вести огонь из пушек.
Как сообщается в западной прессе, такие комплексы, помимо обучения летчиков ведению воздушного боя, позволяют оценивать действия экипажей при выполнении условных бомбометаний, маневров и при применении средств радиоэлектронной борьбы, а также испытывать новые УР класса "воздух - воздух", беспилотные аппараты и различное самолетное бортовое оборудование.
Согласно материалам зарубежной печати, в настоящее время в США развернуто пять таких комплексов. Один из них размещен в районе авиабазы Неллис (штат Невада) и широко используется для подготовки летчиков самолетов F-16, состоящих на вооружении ВВС США, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии и Израиля. В Западной Европе имеется пока один. Он установлен на полигоне на о. Сардиния (Италия) и применяется для обучения экипажей тактических истребителей ВВС стран НАТО. К концу 1982 года такой комплекс планировалось развернуть на авиабазе Коулд-Лейк (Канада) для обучения канадских летчиков самолетов CF-18.
В дальнейшем предполагается расширить область применения TACTS/ACMI, в частности, использовать их для обучения экипажей самолетов-заправщиков, военно-транспортных машин, самолетов ДРЛО и РЭБ. Такие комплексы планируется применять также при проведении совместных учений всех родов авиации с частями сухопутных войск.

"Зарубежное военное обозрение" 1983 №2

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (23.01.2003) | Автор: Полковник В.Бердов
Просмотров: 4748 | Теги: подготовка ВВС, В.Бердов, ACMR | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar