search
menu
person

NEWS AND UDATES


Система образования, подготовки и повышения квалификации лётного состава в ВВС США (2019)

Система образования, подготовки и повышения квалификации лётного состава в ВВС США

Д. Балашов

Система подготовки летного состава в военно-воздушных силах Соединенных Штатов Америки является многоуровневой и предусматривает несколько различных путей получения офицерского звания и дальнейшего прохождения военной службы.

Начальная подготовка. Программа подготовки юношей и девушек - потенциальных кандидатов для прохождения военной службы на летных должностях в авиационных частях носит название "Гражданский воздушный патруль" (ГВП). Учащиеся школ ГВП за время учебы знакомятся с основами военной службы в частях военно-воздушных сил, проходят строевую и физическую подготовку, изучают способы проведения поисково-спасательных работ, а также оказания первой медицинской помощи, радиосвязь, воздушную навигацию, аэродинамику и другие предметы.

Значительная часть времени отводится участию в мероприятиях, организуемых совместно с командованием ВВС. Это посещение авиационных полигонов, летних военных лагерей, проведение ознакомительных полетов, участие в соревнованиях внутри службы ГВП и в составе национальной сборной команды кадетов, а также в других организуемых местными властями мероприятиях. Выпускникам школ службы ГВП. успешно освоившим учебную программу, предоставляются льготы при поступлении в военно-воздушную академию, оказывается содействие в выборе специальности при поступлении на службу в ВВС и национальную гвардию.

Получение базового военного образования. Профподготовка и комплектование офицерских кадров осуществляются в специализированных высших военных учебных заведениях, на курсах вневойсковой подготовки офицеров резерва при гражданских вузах, а также за счет прямого назначения на должности гражданских лиц. имеющих необходимое профильное образование. Кроме того, первичное офицерское звание присваивается военнослужащим, окончившим школу подготовки офицеров военно-воздушных сил.

Основным учебным заведением, готовящим кадры для военно-воздушных сил Соединенных Штатов, является академия (училище) ВВС США, которая расположена в г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). В нее принимаются граждане США в возрасте от 17 до 22 лет, политически благонадежные, неженатые, физически здоровые, имеющие среднее образование, а также получившие рекомендации высокопоставленных государственных лиц. Срок обучения четыре года. Средняя численность обучающихся около 4000 человек, ежегодный выпуск до 1000 офицеров. Лица, благополучно закончившие академию, получают общее высшее гражданское образование и диплом бакалавра, военное образование и первичное офицерское звание второго лейтенанта.

Зачисление производится на конкурсной основе по результатам проведенного после сдачи общеобразовательных и спортивных тестов собеседования. При этом предпочтение отдается претендентам, обладающим качествами лидера. По опыту американцев, к ним относятся так называемые президенты, вице-президенты и 10% лучших учеников класса, капитаны спортивных команд, активисты скаутского движения, а также других школьных, студенческих и общественных организаций.

Высокий качественный уровень кандидатов на поступление в академию обеспечивается работой постоянно действующей отборочной комиссии (73 человека), которая имеет на всей территории США около 1 700 представителей (добровольцев из числа действующих и уволенных в запас офицеров кадра и резерва ВВС). Кроме того, при учебном заведении открыта подготовительная школа.

В ходе обучения основное внимание уделяется развитию у будущих офицеров лидерских качеств и командных навыков. С этой целью переменный состав академии сведен в авиационное кадетское крыло, по своей оргштагной структуре соответствующего авиационному крылу ВВС. В его состав входят 30 эскадрилий каждая численностью до 130 человек, которые, в свою очередь, делятся на звенья. Начиная со второго года обучения курсанты на ротационной основе (как правило, по одному семестру) замещают должности в этом крыле от командира звена до командира крыла.

Слушатели первого курса исполняют обязанности рядовых. Упор при их подготовке делается на развитие персональных качеств (самодисциплина, чувство долга, преданность служению родине и кодексу чести академии), умение работать и решать задачи в составе подразделения. Летом после первого года обучения курсанты осваивают обязанности рядового и сержантского состава подразделений обеспечения авиакрыла.

Курсанты второго курса, замещающие сержантские должности, принимают участие в обучении и воспитании первокурсников. В ходе их подготовки основное внимание уделяется развитию качеств лидеров через выполнение функций наставников для рядового состава кадетского крыла. Курсантам прививаются чувство ответственности за подчиненных и стандарты поведения, необходимые для успешного продвижения по службе, а также начальные основы руководства личным составом. По окончании этого этапа обучения они на практике закрепляют полученные знания, участвуя в качестве сержантов на курсе начальной военной подготовки зачисленных в академию слушателей, во время летнего периода обучения первокурсников, а также выступая в роли инструкторов по парашютному спорту и планеризму. Кроме того, предусмотрена трехнедельная войсковая стажировка в боевых частях ВВС для ознакомления с работой сержантов и офицеров ротного звена.

На третьем году обучения курсанты исполняют обязанности уорент-офицеров и отвечают за обучение и воспитание слушателей первого и второго курсов. Они осваивают основы руководства и административного управления в объеме, необходимом для младшего офицерского состава. В летний период обучения курсанты назначаются на офицерские должности в авиационном кадетском крыле и отвечают за организацию и проведение в это время военной профессиональной подготовки, а также факультативных программ обучения.

На завершающем году обучения слушателям присваивается звание офицера-кадета. В этом качестве они руководят деятельностью курсантов трех младших курсов и к моменту выпуска из академии считаются полностью подготовленными к исполнению обязанностей на первичных офицерских должностях в войсках.

Основными критериями оценки работы курсантов на командных должностях являются: уровень успеваемости подразделения по основной программе обучения и физической подготовке, соблюдение подчиненным личным составом воинской дисциплины и кодекса чести академии, а также общее место подразделения на курсе и в масштабе всего учебного заведения.

Лучшие подразделения поощряются увольнениями в город и послаблениями в распорядке дня. Наиболее успешные командиры получают дальнейшее "продвижение по службе" в структуре авиационного кадетского крыла. Полномочия курсантов, не справляющихся с выполнением обязанностей командного звена, могут быть прекращены раньше срока. Отчисление из академии предусмотрено в случае неуспеваемости по одной или нескольким дисциплинам, в результате с ерьезного нарушения кодекса чести или грубого дисциплинарного проступка.

Численность постоянного состава академии около 4000 человек, из которых до 2000 - военнослужащие и еще 2000 - гражданские специалисты. Они, в свою очередь, подразделяются на командный, профессорско-преподавательский и обеспечивающий состав.

На командные должности назначаются офицеры и сержанты с высокими морально-психологическими качествами, имеющие значительный опыт прохождения службы в войсках, в том числе на руководящей работе, а также склонность к воспитательной деятельности. В обязанности офицеров входит организация процесса обучения курсантов, их личностное формирование, руководство деятельностью соответствующих командиров из состава курсантской системы управления, разрешение конфликтных ситуаций и оказание помощи в процессе исполнения возложенных на них функций.

Профессорско-преподавательский состав почти на 70% представлен офицерами. Они должны иметь ученую степень не менее магистра как минимум в одной научно-прикладной области. При этом у половины из них есть степень доктора наук. Из педагогов академии 10% являются профессорами, 44% - доцентами, 18% - адъюнктами и 26% - старшими преподавателями.

Сержантский состав отвечает за общевойсковую и физическую подготовку курсантов, привитие им начальных командных навыков, а также понимания роли сержантов в системе управления ВВС США.

По выпуску из академии офицеры не имеют конкретной военно-учетной специальности (ВУС). Их дальнейшая подготовка по определенной ВУС проводится непосредственно в войсковых учебных центрах, гражданских институтах либо в других организациях в зависимости от текущих потребностей ВВС США в специалистах того или иного профиля. При этом учитываются соответствие выпускника предъявляемым к каждой специальности дополнительным требованиям и его личные пожелания по дальнейшему строительству своей военной карьеры. В настоящее время активная "вербовка" офицеров-выпускников академии осуществляется с целью замещения наиболее востребованной и недостаточно укомплектованной ВУС - "оператор стратегических многоцелевых беспилотных летательных аппаратов" для авиационных частей и соединений ВВС США.

Получение последующего (дополнительного) образования. Последующая профессиональная доподготовка офицеров жестко связана с порядком прохождения ими военной службы, а именно с наличием соответствующего воинского звания, выслуги лет, занимаемой должности, качества служебной аттестации, общей перспективности офицера.

Знаки различия (колонка слева) и нагрудные знаки классной квалификации (справа) военнослужащих ВВС США

Система подготовки офицерских кадров в американских военно-воздушных силах регламентируется уставами, наставлениями и инструкциями аппарата министра обороны, комитета начальников штабов, а также министерства ВВС США. Она представляет собой комплекс учебно-методических мероприятий, проводимых в целях получения новых знаний и умений, совершенствования навыков и командирских качеств офицеров, являясь составной частью боевой и оперативной подготовки.

Процесс профподготовки офицеров охватывает весь период службы военнослужащих и непосредственно связан с их карьерным ростом. Он включает: прохождение курсов повышения квалификации в учебных центрах, школах родов войск и служб, военных университетах, колледжах и институтах; совершенствование навыков исполнения функциональных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью в ходе повседневной деятельности, а также обязательную самостоятельную подготовку. Кроме того, офицерам предоставляется возможность повышать общеобразовательный уровень путем очного или заочного обучения в высших учебных заведениях других министерств и ведомств.

Всего за период прохождения службы офицер в звании полковника проходит три-четыре цикла обучения продолжительностью от 6 до 12 месяцев. Направление офицеров на курсы повышения квалификации, а также для обучения в колледжах и университетах, как правило, происходит на основе аттестации перед назначением на вышестоящую должность.

Отбор кандидатов на летные должности осуществляется поэтапно, при этом основным критерием к рассмотрению годности соискателей к летной работе является состояние их здоровья.

Летчиком ВВС может стать офицер любого вида вооруженных сил в возрасте до 27,5 лет, окончивший академию ВВС, колледж (или равное ему учебное заведение) и успешно завершивший конкурсные испытания по специальным квалификационным вопросам. Обязательным требованием является наличие у кандидата либо выданного федеральным управлением гражданской авиации удостоверения на право управления самолетом/вертолетом, либо свидетельства об окончании курса ознакомительной летной программы (выпускники академии ВВС).

Отобранные кандидаты направляются в учебно-тренировочные авиационные крылья командования обучения и подготовки кадров, где в течение 1,5 лет проходят курс профессиональной подготовки военных летчиков. В этот период они изучают конструкцию и правила эксплуатации учебных самолетов, воздушную навигацию, аэродинамику, динамику полета и практическую аэродинамику, а также общую тактику военно-воздушных сил. Кроме того, в этот период предусмотрено прохождение курсов выживания на суше и море, включая практические тренировки.

Для летного обучения используются учебно-тренировочные самолеты Т-б "Тексан", Т-1 "Джей Хок" и Т-38 "Талон". При этом в процессе обучения необходимо предварительно определить оперативное предназначение пилота. В последующем молодые летчики, ориентированные на летную работу на многодвигательных самолетах с двойным управлением, эксплуатируют учебный самолет T-L а кандидаты, отобранные для переподготовки на тактические истребители. - Т-38. Для совершенствования навыков пилотирования, отработки действий экипажа в особых случаях в полете, а также для подготовки к сложным элементам полетов на всем этапе обучения активно используются тренажерные комплексы, налет на которых превосходит тренировочный в реальных условиях. Общий налет на этапе первоначального летного обучения составляет 160-200 ч и около 220 ч "тренажерного" пилотирования. По статистике, на этом этапе негодными к летной работе по различным причинам признаются до 3% офицеров.

В дальнейшем летный состав направляется в авиакрылья командования резерва, где проходит теоретическое переучивание и летное обучение на авиационной технике, которую впоследствии и будет эксплуатировать в боевых эскадрильях. Процесс доподготовки составляет 1-1,5 года, в зависимости от типа самолета. В это время положительно аттестованным офицерам присваивается очередное воинское звание первого лейтенанта.

С получением основных допусков к пилотированию офицеры направляются для прохождения дальнейшей службы в авиакрылья основных командований ВВС Соединенных Штатов с целью дальнейшей их подготовки и повышения летной квалификации. Основными формами оперативной и боевой подготовки в ВВС США являются командно-штабные и летно-тактические учения, специальные тренировки и плановые полеты по программам совершенствования летного состава. Оценка готовности как летчиков, так и авиационных подразделений к выполнению поставленных задач осуществляется в ходе плановых проверок и инспекций.

Средний годовой налет экипажей (летчиков) самолетов военно-воздушных сил США составляет: в стратегической бомбардировочной и разведывательной авиации - более 180 ч, в тактической - около 150 ч, в военно-транспортной - свыше 180 ч. Продолжительность обучения каждого члена экипажа на тренажерах не менее 70 ч в год. Необходимо отметить, что в ВВС США имеется серьезная разница в годовом налете между молодыми летчиками и опытными пилотами, задействованными в операции "Непоколебимая решимость" на Ближнем Востоке в пользу последних. Особенно наглядно это проявляется среди летного состава стратегической разведывательной, военно-транспортной и транспортно-заправочной авиации, экипажи которых, с учетом работы в передовых зонах, имеют налет по 600-800 ч в год.

При переучивании летного состава на другие типы самолетов пилоты также проходят доподготовку в авиационных крыльях командования резерва. Однако такой алгоритм не распространяется на летчиков, переучивающихся на самолеты В-1В, В-2А, F-22A и F-35A. Кроме того, особый регламент распространяется на кандидатов, изъявивших желание переучиться на стратегические разведывательные самолеты U-2S, а также на летчиков, которым предстоит проходить дальнейшую службу в 89-м транспортном авиакрыле особого назначения, обеспечивающим воздушные перевозки президента, государственного секретаря и высшего руководства вооруженных сил США.

В основных командованиях предусматривается прохождение курсов доподготовки по программе совершенствования летного состава. Так, в командовании глобальных ударов есть курсы переподготовки пилотов на самолеты В-1В и В-2А, а также курсы подготовки командиров кораблей.

На курсы подготовки вторых пилотов стратегического бомбардировщика В-1В принимаются летчики, уже имеющие общий налет не менее 750 ч и прослужившие в частях командования глобальных ударов ВВС на летной должности не менее года. Курсы продолжительностью 22 недели включают наземную подготовку (13 недель) и полеты в составе экипажа на бомбардировщиках В-1В (девять недель). По завершении обучения летчик направляется в боевую часть и после дополнительной подготовки (40 дней) приступает к исполнению своих обязанностей в должности второго пилота.

Командирами экипажей стратегических бомбардировщиков В-1В и В-52Н назначаются только опытные летчики (в том числе проходящие службу в других командованиях и подавшие рапорты с просьбой о переучивании на стратегический бомбардировщик). В связи с этим для поступающих на 19-недельные курсы подготовки командиров кораблей В-1В и В-52Н разработаны специальные требования. Пилот должен иметь:
- 1 500 ч налета, в том числе 500 ч на реактивном самолете;
- не менее 1 000 ч налета, 500 из которых на В-52Н и/ипи В-1В, и быть вторым пилотом этого типа самолета;
- свыше 900 ч начета и быть не менее года летчиком-инструктором на других типах, включая самолеты первоначального летного обучения;
- письменную рекомендацию командира тяжелого бомбардировочного авиакрыла (при этом существует условие, что по завершении обучения молодой командир корабля будет направлен для прохождения службы в то авиакрыло, от командира которого он получил рекомендацию).

Как правило, положительно аттестованным офицерам, выслужившим в офицерских званиях четыре года (два в звании первого лейтенанта), присваивается очередное воинское звание "капитан".

В ВВС США, как и в других видах национальных вооруженных сил, практикуется периодическое перемещение (как правило, через каждые два-три года) офицеров в соответствии с воинским званием и служебным положением с командной на административную или преподавательскую должность, а также чередование службы в войсках с работой в штабах и центральном аппарате. Для летного состава такой регламент начинает активно применяться к офицерам в звании капитана и выше.

Необходимо отметить, что для летчиков существенным фактором для переназначения является их собственное согласие проходить дальнейшую службу на нелетной должности. Тем не менее большинство пилотов дают положительный ответ, что связано с их дальнейшими перспективами карьерного роста. Так. командир стратегического бомбардировщика В-52Н. изъявивший желание пройти обучение в штабном колледже вооруженных сил США (Норфолк, штат Виргиния) по его окончании может быть назначен в Центр управления воздушными операциями КГУ на одну из штабных должностей, где будет проходить службу в течение 1,5-2 лет. В этот период, при соответствии занимаемой должности, его могут повысить до майора.

В дальнейшем он также может вернуться на летную работу, в том числе и в свое соединение или же в другое авиационное крыло одного из основных командований с повышением в должности, а в перспективе - стать командиром эскадрильи с повышением в звании до подполковника.

По статистике в звании майора летную работу продолжают 58% пилотов от исходного количества, отобранных для первоначального летного обучения, а подполковника - 35-37%

Последующие назначения и направления офицера на учебу в гражданские или военные вузы напрямую зависят от результатов инспекционных проверок вверенного "подполковнику" подразделения. Кроме того, офицер не может быть представлен к присвоению воинского звания полковника, если он ранее не проходил службу на штабных должностях. В этой связи большинство офицеров, желающих продолжить карьерный рост в этот период уходят с летной работы и назначаются на руководящие и административные должности в штабах воздушных армий, командований, а также в министерстве военно-воздушных сил или Пентагоне. Кроме того, многие дают согласие на прохождение службы в штабах авиационных группировок, развернутых в передовых районах (Афганистан, Ближний Восток и др.). Как правило, к этому периоду их выслуга превышает 20 лет и они уже имеют право на получение военной пенсии. При соответствии занимаемой должности и наличия выслуги не менее 4 лет с момента присвоения предыдущего звания офицер может быль повышен в чине до полковника.

Возвращение полковника на летную работу в большинстве случаев сопряжено с его назначением на должность командира крыла. По статистике, в таком звании летную работу продолжают не более 15% пилотов от первоначального количества "однокашников". Должность командира крыла соответствует званию бригадного генерала.

Полковники, отобранные в качестве кандидатов на получение генеральского звания, в обязательном порядке должны пройти Кэпстоунские курсы высшего офицерского состава при национальном военном колледже (Форт-Мак-Нэйр, г. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия), по окончании которых предусматривается их возвращение на летную должность.

Для категории высших офицеров определяющим фактором использования на летной работе становится состояние здоровья. Воинские должности командующего воздушной армией и командующего авиационным командованием предусматривают самостоятельное пилотирование летательных аппаратов вверенных высшим офицерам объединений, проведение ими инспекторских проверок частей, соединений и объединений, а также личное участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки. Штатные категории в таких должностях соответствуют званиям генерал-майора и генерал-лейтенанта соответственно.

На службу в военно-воздушные силы США женщины принимаются наравне с мужчинами при условии наличия американского гражданства или вида на жительство, годности по состоянию здоровья, физическому и умственному развитию, в возрасте от 17 до 27 лет. При этом лица в возрасте до 18 лет поступают на военную службу с письменного разрешения родителей или опекунов. Не принимаются в вооруженные силы одинокие женщины, имеющие на иждивении детей в возрасте до 18 лет.

В настоящее время около 750 американских представительниц слабого пола являются пилотами и 270 - штурманами самолетов боевой и вспомогательной авиации, а 230 женщин замещают должности офицеров боевого управления. При этом на них распространяются те же требования, что и на военнослужащих-мужчин.

Классная квалификация летного состава ВВС США. В военно-воздушных силах Соединенных Штатов порядок присвоения классной квалификации летному составу кардинально отличается от принятой системы присвоения классности в воздушно-космических силах Российской Федерации. Присвоенная американскому военному летчику степень демонстрирует не столько достигнутый им уровень летной натренированности, сколько его выслугу и прохождение им службы в частях и соединениях ВВС. Среди летного состава квалификации подлежат должности пшюта и штурмана. Классная квалификация присваивается приказом командующего авиационным командованием, который дает разрешение на ношение соответствующего знака отличия.

Квалификация "летчик". Военнослужащий должен являться кадровым офицером, успешно прошедшим курс первоначального летного обучения, и соответствовать летной должности по состоянию здоровья.

Квалификация "старший летчик". Офицеру необходимо иметь минимум 7 лет выслуги в квалификации "летчик", не менее 2000 ч общего налета или 1 300 ч летной работы в качестве пилота-инструктора, а также прослужить б лет на летных должностях при общей продолжительности службы не менее 12 лет.

Квалификация "командир-пилот". Военный летчик должен иметь выслугу не менее 15 лет с момента присвоения ему квалификации "летчик", 3 000 ч налета в качестве пилота или 2 300 ч в качестве командира корабля (экипажа) и/или пилота-инструктора, а также прослужить 11 лет на летных должностях при общей продолжительности службы не менее 18 лет.

Квалификация "штурман". Военнослужащий должен являться кадровым офицером, успешно прошедшим курс первоначальной штурманской подготовки, и соответствовать летной должности по состоянию здоровья.

Квалификация "старший штурман". Офицер должен иметь не менее 7 лет выслуги в квалификации штурмана, не менее 2 000 ч общего налета или 1 300 ч летной работы в качестве штурмана-инструктора, а также прослужить 6 лет на летных должностях при общей продолжительности службы не менее 12 лет.

Квалификация "мастер-штурман" Военнослужащий должен иметь выслугу не менее 15 лет с момента присвоения ему квалификации "штурман", 3 000 ч налета в качестве штурмана или 2 300 ч, 2 000 ч из которых на реактивных самолетах а также прослужить 11 лет на летных должностях при общей продолжительности службы не менее 18 лет.

Таким образам, система подготовки летного состава в ВВС США позволяет обеспечить высокий, качественный уровень профессиональной, боевой и оперативной подготовки офицеров с привитием им лидерских качеств и командных навыков, а также дальнейшее успешное прохождение военной службы.

Зарубежное военное обозрение. - 2019. - №9. - С. 56-64

Смотрите также
Категория: Личный состав, подготовка | Добавил: pentagonus (20.10.2019) | Автор: Д. Балашов
Просмотров: 5877 | Теги: академия, Подготовка, подготовка ВВС, Д. Балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar