Подготовка лётного состава в ВВС США полковник в отставке А. Дрожжин, д.в.н. подполковник А. Кокорев, к.в.н Роль авиации в военных конфликтах, ведущихся с применением обычных средств поражения, непрерывно возрастает. В то же время потенциальные возможности боевой техники и оружия могут быть реализованы только высококвалифицированным летным составом, что еще раз подтвердила война многонациональных сил с Ираком, где пилоты оказались хозяевами положения, В связи с этим' читатели журнала просят рассказать о подготовке военных авиаторов и зарубежных странах. При ведении боевых операций американцы всегда отдавали приоритет своим военно-воздушным силам. В комплексе мероприятий по повыше нию их воздушной мощи руководство вооруженных сил США немаловажную роль отводит авиационным кадрам, особенно летному составу. Сис-тема его подготовки охватывает широкую сеть военных и гражданских учебных заведений и состоит из следующих этапов: 1 - отбор кандидатов; 2 - первоначальная подготовка; 3 - подготовка боевого летчика; 4 - освоение тактического истребителя, штурмовика, разведчика: 5 - отработка способов боевого применения; 6 -- дальнейшее совершенствование летного мастерства в авиационных частях и подразделениях. Первые два этапа характерны для летчиков всех видов авиации ВВС США, включающих тактическую, военно-транспортную и стратегическую, последующие -- только для истребителей, штурмовиков и разведчиков.- Что касается подготовки летчиков бомбардировочной, транспорт ной авиации и заправщиков, то после окончания летной школы они направляются в строевые части вторыми пилотами к тренируются в ходе боевой подготовки. В стратегическую авиацию назначаются только опытные кадры, имеющие большой налет и сдавшие специальные экзамены. 1. Отбор кандидатов осуществляется весьма тщательно и постоянно совершенствуется. Желающий стать летчиком ВВС подает заявление о приеме на службу на вербовочном пункте. Кандидат должен соответствовать установленным требованиям по многим показателям: уровню физического и умственного развития, судебно-юридической неподотчетности, лояльности к государственному строю, технической подготовленности. непристрастию к. алкоголю и наркотикам. Поступающим из числа военнослужащих, кроме того, нужна положительная служебная характеристика. При первоначальном профессиональном отборе отсеивается до двух третей подавших заявления. Необходимый конкурс поддерживается за счет рекламирования высокого денежного содержания, возможности за время срока службы по контракту учиться заочно и приобрести престижную гражданскую специальность. Но делать это по ряду причин становится все сложнее и дороже. Физическое состояние американской молодежи в последние годы непрерывно ухудшается по причинам малоподвижного образа жизни, неумеренного увлечения видеозаписями, компьютерными играми и ездой на автомобиле, лишнего веса, потребления наркотиков и др. Под влиянием экологических и пацифистских движений служба в вооруженных силах становится все менее привлекательной. Правда, после успешных боевых действий авиации в Ираке престижность ВВС возросла, но это окончательно проблему не решило. Потребности в личном составе вынуждены восполнять также за счет увеличения удельного веса выходцев из Южной Америки и Азии, привлечения к военной службе женщин, снижения требований к интеллекту и здоровью абитуриентов. В то же время новая авиационная техника и системы обслуживания ужесточают требования к образованию и технической грамотности. Статистические расчеты показывают, например, что к 2000 году потребность ВВС США в специалистах по электронике возрастет в 3 раза.
Для первоначального летного обучения в школах командования подготовки кадров
(КПК) принимаются абитуриенты из числа: Военное авиационное училище (академия) ВВС является самым престижным вузом. В него поступает молодежь 17-22 лет, закончившая общеобразовательные колледжи. Срок обучения -- четыре года. Обучаются одновременно до 4500 курсантов (12 процентов - девушки) при ежегодном выпуске в среднем около 1000 человек. В училище изучаются технические, гуманитарные науки, иностранные языки, самолетовождение и др. Можно приобрести знания по кадровой работе, закупкам, финансам и разведке. В процессе учебы все шире используются персональные ЭВМ. Во время обучения более 500 курсантов выпускного курса совершают ознакомительные полеты на планерах и мотопланерах, вертолетах и самолетах Т-41. Общий налет на Т-41 - 22 ч. Этот самолет считается , наиболее простым: в гражданских организациях на его освоение отводится от 1,5 до 4,5 ч налета. За период обучения т училища отчисляют до 27 процентов посту пивших. Выпускникам вручают дипломы о высшем общем и среднем военном образовании с присвоением первичного офицерского звания «второй лейтенанта и степени бакалавра. Почти все высшие командные должности в ВВС заняты представителями окончившими в свое время это учебное заведение.
При 600 гражданских высших учебных заведениях - университетах и колледжах -
существуют курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва -ВВС (курсы РОТС). Они
готовят до 60 процентов всего офицерского состава, в том числе ежегодно до 1000
- 1100 будущих летчиков. Студентам университетов и колледжей, занимающимся на курсах РОТС, МО ежемесячно выплачивает пособие - до 100 долларов, а в период летних лагерных сборов - до 200 долларов, покрывающее расходы на обучение, учебники и лабораторные работы. Лица, прошедшие полный курс среднего или четырехгодичного, но без курсов РОТС, гражданского колледжа, в соответствии с желанием могут пройти обучение в школе подготовки офицеров ВВС на авиабазе Лекленд (штат Флорида). Ежегодный ее выпуск - 2-3 тыс. офицеров («вторых лейтенантов»), часть из которых по желанию направляют в летные школы.
Военнослужащие, сержантского состава и служащие МО (преимущественно из ВВС)
составляют значительный контингент будущих летчиков. Перед поступлением в летное
училище они заканчивают школу подготовки офицеров ВВС за 12 недель и получают
звание «второй лейтенант». Абитуриенты, ранее не служившие в вооруженных силах, проходят шестинедельную общевойсковую подготовку в единственной в ВВС школе основной войсковой подготовки на авиабазе Лекленд. По существу, это курс молодого бойца. В ходе учебы прививаются военные навыки, продолжается отбор по физической подготовке, нравственным и моральным качествам, дисциплине. Важнейшим считается обучение курсанта подчинению, умению работать в коллективе. Мужчины и женщины обучаются совместно. Отводимое на курс время - 1008 ч - распределяется следующим образом: 360 ч - строевая подготовка; 336 - сон; 126 - прием пищи; 50 - личное время; 40 - физическая подготовка; 40 -- оружие, уставы, субординация; 26 - общеобразовательная подготовка; 30 ч - медосмотры, прививки, тесты и т. п. Стоимость подготовки - 105 долларов в сутки. Число отчисленных составляет до 8 процентов поступивших. Окончившие данное учебное заведение поступают в школу подготовки офицеров ВВС, находящуюся на этой же базе. Учеба в школе дает возможность получить первичное офицерское звание и на уровне других офицеров - возможность приступить к летному обучению. 2. Первоначальная подготовка летчиков ведется в пяти летных школах КПК ВВС США. Как уже отмечалось, для обучения в них принимаются только офицеры из числа выпускников военного авиационного училища, закончивших четырехгодичные курсы РОТС в гражданских вузах, выпускников школы подготовки офицеров ВВС, а также офицеры-летчики, возобновившие контракты после длительного перерыва. В этих же летных школах на краткосрочных ознакомительных курсах осваивают азы летной подготовки и военнослужащие, назначенные на нелетные должности: офицеры оперативного планирования, штурманы наведения, авиационные врачи, руководители отделов различных научно исследовательских организаций, участвующих в разработке, испытаниях и оценке авиационных систем оружия. Первоначальный курс обучения летчика - 49 недель. На этот период планируются 500 ч теоретических занятий, налет на самолетах Т-37 и Т-38 ~~ 179,3 ч (из них 42,7 ч самостоятельно), «налет» на тренажерах - 72 ч и физическая подготовка - 120 ч. Процесс обучения делится на три этапа. Первый этап - четыре недели - посвящен только наземной подготовке, в процессе которой осуществляется планирование полетных заданий, отрабатываются в кабине самолета действия в особых случаях в полете и меры безопасности, изучаются инструкции, радиотехнические средства, основной и запасные аэродромы, системы спасения экипажа. Второй этап -- начальная летная подготовка - продолжительностью 20 недель осуществляется на учебно-тренировочном самолете Т-37. В процессе обучения отрабатываются взлет, посадка, простой пилотаж в зоне, даются четыре полета по приборам, девять по маршруту (из них один самостоятельный), 11 полетов строем (два самостоятельных). Всего 58 полетов (десять самостоятельных) с налетом 75,7 ч (12,4 ч самостоятельно). На тренажере 28 «полетов» с налетом 35,5 ч распределяются следующим образом: 22 «полета» (32,5 ч) - отработка техники пилотирования по приборам и по маршруту; 6 - обучение действиям летчика в особых случаях в полете. Считается необходимым, чтобы с первого же полета на учебном самолете между инструктором и слушателем установились дружеские от ношения, Указания, при максимуме самостоятельности, должны быть простыми и понятными, а воздушная обстановка должна непрерывно усложняться и приближаться к боевой (реальной), что повышает интерес к летному обучению. На весь период учебы за каждым инструктором закрепляются один-два основных и два-три прикрепленных слушателя. За основных он несет персональную ответственность, а за прикрепленных - только в части выполнения ими заданий (каждый прикрепленный является основным у другого инструктора). В среднем на десять слушателей приходится 26-29 инструкторов и преподавателей (военнослужащих и гражданских). Третий этап - основная летная подготовка - продолжительностью 24 недели осуществляется на самолете Т-38. При этом продолжаются отработка элементов полета «по кругу», обучение высшему пилотажу в зоне, полеты по приборам, по маршруту, на групповую слетанность, ознакомительные полеты с инструктором на сверхзвуковой скорости - всего 80 полетов продолжительностью 101 ч (из них 24 полета самостоятельно с налетом 30 ч). На тренажере --соответственно 26 «полетов» и 33,8 ч. На втором и третьем этапах слушатели одновременно проходят курсы теории и профессионального совершенствования. В ходе теоретической подготовки (267 ч) изучаются: самолет и двигатель, аэродинамика, самолетовождение, метеорология, авиационная медицина, психология, организация и планирование летной подготовки, меры безопасности на земле и в воздухе, особые случаи в полете, особенности ночного полета. Курс совершенствования офицера (140 ч) включает изучение роли и места США в мире, прав и обязанностей офицера ВВС, порядка прохождения службы, основ руководства подчиненными. Все разделы программы завершаются зачетами, которые принимают преподаватели других летных школ, авиационного училища, а также высших военных учебных заведений. При несдаче зачета слушателю дают три дня для подготовки и пересдачи, при повторной неудаче его отстраняют от полетов и предоставляют возможность готовиться еще в течение 10 дней, после третьей безуспешной попытки отчисляют по неуспеваемости. В ходе обучения рабочий день слушателя продолжается 10-12 ч. При выполнении полетов с инструктором планируется один вылет на два рабочих дня, при смешанных полетах - еще один, самостоятельный, на два рабочих дня. Не выполненные в течение недели, независимо от причин, полеты переносятся на воскресные дни. Успешно окончившие все три этана подготовки молодые пилоты для дальнейшего обучения Делятся на две категории: первая - FAR - истребители, штурмовики, разведчики (их обычно около 40 процентов) и вторая - ТТВ - заправщики, транспортники и бомбардировщики. Распределение осуществляют специальные комиссии с учетом профессиональных данных, рекомендаций инструктора и. желания самого летчика. Затем, на 49-й неделе, летчики категории FAR выполняют по три самостоятельных полета строем с налетом 4,2 ч и по одному (1,2 ч) - на групповой пилотаж, летчики категории ТТВ выполняют по четыре полета по приборам (5,4 ч). После этого обучаемому присваивается квалификация летчика с вручением диплома, нагрудного знака пилота «Золотые крылья» и направления для прохождения дальнейшей службы. Первоначальная летная подготовка одного пилота, по ценам 1986 года, обходилась в среднем в 370 тыс. долларов. Однако к концу 80-х годов эта система обучения летчиков перестала удовлетворять запросы ВВС США. Поступление на вооружение новых боевых авиационных комплексов потребовало более ранней специализации слушателей по типам самолетов и замены устаревшего парка учебно-тренировочных машин. Поэтому начиная с 1989 года КПК ВВС США начало осуществлять переход в летных школах на концепцию специализированного двухцелевого (двухэтапного) обучения с налетом на начальном этапе на учебной машине Т-37 (или в дальнейшем на перспективном типе) 86 ч, из которых 13,7 ч самостоятельно. После его завершения проводится разделение обучающихся по категориям, и для них начинается второй этап подготовки на учебно-боевых машинах - основная летная подготовка. Слушатели категории FAR получают при этом по 107 ч налета на модернизированном самолете Т-38. Основу их подготовки составляют пилотаж на малых высотах, полеты в строю, одиночное маневрирование. Слушателям категории ТТВ дается по 102,5 ч налета на специализированном самолете «Бичджет» Ч00А (его еще называют Т-1 А), пилотажно-навигационное оборудование которого позволяет отрабатывать навыки пилотирования тяжелых самолетов КС-10, КС-135, С-5, С-141, С-17. После 2000 года для летчиков-истребителей, штурмовиков и разведчиков планируется замена самолета Т-38 машиной, создаваемой по концепции, получившей название RAFT. В этом случае начальное летное обучение на учебном самолете останется неизменным. Основная летная подготовка пилота FAR будет осуществляться на новом самолете с налетом уже 132,6 ч, а летчика ТТВ - на самолете Т-1 А с налетом 102,5 ч. С поступлением в училища нового типа учебно-тренировочного истребителя будет введен значительный по количеству полетов и налету курс боевой подготовки. Что касается курса обучения летчиков категории ТТВ, то их программа будет состоять из десяти упражнений: 78 полетов - 102,5 ч налета. Она предусматривает обучение пилотированию днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на малых, средних и больших высотах, самолетовождению, выполнению дальних перелетов, предпосадочному маневрированию и посадке. После ее завершения молодые летчики будут направляться в строевые части, где пройдут свое становление до уровня боеготовых, осваивая самолеты с правого сиденья и принимая участие во всех мероприятиях по боевой подготовке. Более сложная программа дальнейшего обучения ожидает выпускников категории FAR при освоении ими боевых машин в частях ТАК. Она состоит из следующих трех этапов: подготовки боевого летчика (вводный курс), освоения боевого самолета и курса отработки способов боевого применения с общим налетом 120 ч. Эту программу пилоты проходят сразу же по окончании летной школы в течение 20 недель. 3. Подготовка боевого летчика осуществляется в 479 ТИАКр на авиабазе Холломэн (штат Нью-Мексико), имеющем около 120 самолетов. За десять недель молодые офицеры получают по 28 полетов (36 ч налета) на самолете Т/АТ-38, который по сравнению с ранее освоенным Т-38 имеет усиленное крыло, прицел, фотопулемет, пульт управления оружием, пилоны для подвески учебных авиабомб, ракеты и контейнер с пулеметом калибра 7,62 мм. На восстановление навыков планируется 18 полетов: один ознакомительный, шесть строем, два по приборам, один зачетный и восемь самостоятельных для отработки элементов сложного пилотажа. Последующие специализированные полеты - их десять - распределяются в зависимости от категории летчиков так. Для истребителей завоевания превосходства в воздухе (F-15): шесть - на сложный пилотаж и четыре - на отработку элементов воздушного боя. Для штурмовиков (А-10) и тактических истребителей (F-111): четыре - по маршруту на предельно малой-высоте, пять - на отработку нанесения ударов по наземным целям с простых и сложных видов маневра, один - строем в составе звена на предельно малых высотах. Для летчиков многоцелевых самолетов (F-16, А-7): три - в зону на отработку техники пилотирования и семь - на отработку нанесения ударов по наземным целям. 4 На курс освоения боевого самолета летчикам выделяется до трех недель. При этом командиры учебно-тренировочных эскадрилий могут изменять программу и последовательность выполнения полетов или их элементов, исходя из местных условий, возможностей подразделений и индивидуальных особенностей летчиков (экипажей). За это время летчики (экипажи) проходят 100 ч теоретической подготовки и выполняют от четырех до семи полетов в боевых частях, входящих в тактическое авиационное командование. В каждый ТИАКр могут входить от одной до четырех учебно-тренировочных авиационных эскадрилий, вооруженных боевыми самолетами. Количество полетов зависит от типа самолета: например на А-10 - четыре, F/RF-4 и F-16 - по пять, F-15 - шесть и на F-111 - семь. 5. Отработка способов боевого применения считается основным курсом обучения летчиков. За это время они проходят около 200 ч теоретических занятий и выполняют в среднем по 54 полета с пребыванием в воздухе до 75 ч (в зависимости от типа самолета). Основные разделы курса: общая летная подготовка; тактические приемы нанесения ударов по наземным объектам и атак воздушных целей; ведение воздушной разведки (только для разведчиков); боевое применение самолетов радиоэлектронной борьбы (только для экипажей машин этого типа). Каждому прибывшему в эскадрилью пилоту, независимо от его опыта, разрешается выполнять самостоятельные полеты только в простых метеоусловиях при высоте нижней кромки облаков не ниже 300 м и горизонтальной видимости не менее 5500 м. При освоении данной программы строго соблюдается последовательность выполнения упражнений, и каждый последующий полет проходит на непрерывно усложняющемся тактическом фоне. В таблице представлена в качестве примера программа подготовки летчика на тактическом истребителе F-16, состоящая из десяти разделов. Помимо зачетных полетов летчик (оператор) должен сдать письменный зачет по знанию бортового оружия, изучить район полетов, расположение целей на полигоне и получить положительную аттестацию командира эскадрильи. При успешной сдаче зачетов и окончании курса боевого применения летчик (оператор) получает статус боеготового. Далее начинается его обычная служба в строевой части (возможно, в той же, в которой он заканчивал свою подготовку). Таким образом, подготовка летчика тактической авиации в ВВС США до уровня боеготового занимает 15-16 месяцев, в течение которых он совершает 230 полетов с налетом 313 ч, из них 61 полет - на боевом самолете с налетом 85 ч. 6. Дальнейшее совершенствование летного мастерства авиаторов осуществляется в строевых частях, причем весьма напряженно, и сочетается с обязательным участием в учениях. За первые полгода пребывания в части летчик должен налетать не менее 120 ч на боевом самолете и 60 ч - на тренажере, сдать письменные экзамены по вооружению, материальной части, тактике и другим дисциплинам. В настоящее время более 60 процентов летчиков ВВС США (офицеры. в других видах вооруженных сил - 25) составляют выпускники престижных университетов и других высших учебных заведений, плата за обучение в которых весьма высока. Около 10 процентов авиаторов окончили военное авиационное училище (академию) ВВС, и примерно 30 процентов составляют бывшие военнослужащие сержантского состава, служащие МО, офицеры-летчики, вернувшиеся в строй. Таким образом, наиболее характерными особенностями обучения летных кадров в ВВС США являются: тщательный, непрерывно совершенствуемый профессиональный отбор молодых офицеров по конкурсу, почти обязательное высшее образование, полученное до направления в летную школу, прочные технические знания, безукоризненное здоровье, предельная загруженность слушателя в течение рабочего дня, комплексность каждого полета и самостоятельность его планирования, дружеские взаимоотношения между инструктором и слушателем (их количественное соотношение 1-2:1), обязательное выполнение плана подготовки вплоть до полетов по воскресеньям, активное использование тренажеров, все возрастающее применение персональных ЭВМ для теоретических и практических занятий.
Авиация и космонавтика №9 1997 С.32-35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 46413 | | |
Всего комментариев: 0 | |