Применение БЛА ВС США в военных конфликтах Полковник Е. Чекунов По оценкам зарубежных экспертов, одним из приоритетных направлений повышения эффективности применения войск (сил) считается оснащение ВС беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различного назначения. В частности, американские специалисты дают высокую оценку боевым возможностям БЛА, которые были продемонстрированы в ходе подготовки и проведения операций в Югославии, Афганистане и Ираке. В настоящее время в ВС США насчитывается более 4 200 БЛА свыше 20 типов. Интенсивность их использования в последнее время значительно выросла, в результате чего суммарный налет стратегических и тактических аппаратов в 2009 году (без учета разведывательных мини-БЛА) превысил 180 тыс. ч. а общий налет БЛА на январь 2010 года составил более 900 тыс. ч. Согласно проведенному зарубежными экспертами анализу применения сил и средств в последних военных конфликтах по окончании активной фазы операции наибольшую угрозу войскам, как правило, представляют действия негосударственных воинских формирований и террористических групп. В этой связи для выявления фактов передвижения живой силы, перемещения вооружений, организации засад и закладки взрывных устройств на маршрутах движения транспортных колонн либо другой активности противника, одним из наиболее действенных методов считается организация непрерывного воздушного наблюдения в заданном районе. Способность длительно и скрытно вести воздушную разведку позволяет беспилотным системам решать подобные задачи на качественно более высоком по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами уровне при значительно меньшем расходе сил и средств. Полученная с помощью разведоборудования БЛА информация об объектах атаки используется в ходе предполетной подготовки экипажей боевых самолетов или вертолетов, а также непосредственно в ходе выполнения ими задач, что позволяет повысить эффективность выхода на цель, ее идентификации и поражения в сложной обстановке, в частности, при действиях в условиях населенных пунктов. В последнее десятилетие руководство ВВС интенсивно применяет стратегические разведывательные аппараты. Например, в ходе активной фазы военных действий в Ираке в течение марта 2003 года один аппарат RQ-4A «Глобал Хок» совершил 16 боевых вылетов с общим налетом около 360 ч. Это составило всего 3 проц. общего количества разведывательных полетов авиационной группировки. При этом аппарат передал более 55 проц. всей информации о критичных по времени целях противника. Отмечается также, что к концу 2007 года только тремя аппаратами, задействованными в Афганистане и Ираке, было выполнено около 400 вылетов с суммарным налетом около 8 тыс. ч. Напряженность боевого применения машин составила 8-12 вылетов в месяц продолжительностью более 24 ч каждый. Полет аппарата осуществляется по заранее подготовленной и введенной в бортовую систему управления программе. Основу его бортового оборудования составляют радиолокационная станция бокового обзора с синтезированием апертуры антенны, оптоэлектронная станция и аппаратура радиотехнической разведки, построенные по модульному принципу и комплектуемые в зависимости от выполняемой задачи. Разведывательная информация транслируется на наземный пункт управления с помощью бортовой аппаратуры спутниковой связи и по каналам передачи данных на дальность прямой видимости. Постом радиоэлектронной разведки пункта управления осуществляются просмотр, обработка и хранение разведданных, а также их кодирование и передача со скоростью до 50 Мбит/с. До 2011 года намечено ввести в состав 9-го разведывательного авиакрыла ВВС США на авиабазе Бил (штат Калифорния) все запланированные 54 серийные машины «Глобал Хок». На этой АвБ будут базироваться 18 машин, а остальные - на АвБ Эглин (Флорида) и Андерсен (о. Гуам, Тихий океан). В качестве одного из важных элементов повышения эффективности применения сил и средств общего назначения на ТВД командование вооруженных сил США рассматривает многоцелевые БЛА, поскольку считает, что их задействование для решения задач, обычно выполняемых тактической и армейской авиацией, будет более результативным. Оснащение БЛА комплексами бортового вооружения позволяет широко применять их не только в интересах организации непрерывного патрулирования заданных районов, но и для поражения, в том числе избирательного, критичных по времени или вновь выявленных целей, а также оказания непосредственной авиационной поддержки подразделениям и частям наземных сил. Такой способ применения авиации наиболее распространен при боевых действиях низкой интенсивности в условиях достигнутого господства в воздухе и отсутствии реального противодействия со стороны противника, что характерно, например, для текущей фазы вооруженных конфликтов в Афганистане и Ираке. Применение разработанных американской фирмой «Дженерал атомикс» БЛА «Предатор» в интересах вооруженных сил и спецслужб США началось в 1995 году - еще на стадии демонстрации перспективной технологической концепции. Эти машины с максимальной продолжительностью полета до 48 ч, имеющие в составе бортового оборудования РЛС с синтезированием апертуры антенны, телевизионную и инфракрасную камеры, а также лазерный дально-мер-целеуказатель, продемонстрировали высокую эффективность решения задач воздушной разведки на различных ТВД. Кроме того, благодаря оснащению управляемым авиационным вооружением аппараты активно использовались для уничтожения наземных целей. Например, в ноябре 2002 года в Йемене с помощью БЛА «Предатор» был обнаружен и по команде с земли уничтожен автомобиль с членами террористической организации «Аль-Каида». Впоследствии аналогичные операции были успешно проведены на территории Афганистана, Ирака и Пакистана. Вместе с тем наличие вооружения на внешних подвесках БЛА «Предатор» приводит к ухудшению его летно-технических характеристик, в частности, к сокращению максимальной продолжительности полета. По этой причине из состава бортового оборудования многоцелевого варианта машины обычно исключается РЛС. Считается, что таких недостатков лишен поступающий с марта 2007 года на вооружение ВВС США и специально разработанный для выполнения ударных задач новый многоцелевой БЛА MQ-9 «Рипер». Машина, оснащенная турбовинтовым двигателем 331-10Т фирмы «Ханиуэл» мощностью 560 кВт, отличается от аппарата «Предатор» увеличенными практическим потолком, скоростью и массой полезной нагрузки. В состав вооружения БЛА. подвешиваемого на шести подкрыльевых узлах, могут входить управляемые авиационные бомбы калибра до 250 кг, ракеты класса «воздух - земля» и «воздух - воздух», а также самонаводящиеся авиационные боеприпасы. Основу бортового оборудования составляет радиолокационная станция APY-8 «Линкс» с синтезированием апертуры антенны (максимальное разрешение около 0,1 м на дальности до 40 км и 2 м на дальности 75 км), а также оптоэлектронная станция MTS-B фирмы «Рейтеон», в состав которой входят телевизионная и тепловизионная камеры, лазерный дальномер-целеуказатель. Программное обеспечение наземной станции управления позволяет в автоматическом режиме выявлять объекты искусственного происхождения, что облегчает задачу оператора разведоборудования БЛА по поиску наземных целей. Максимальная масса полезной нагрузки позволяет дополнительно оснащать данный аппарат комплексом радиотехнической разведки, который предназначен для обнаружения радиолокационных станций, а также средствами перехвата каналов радиосвязи и систем управления противника. В сентябре 2007 года первый аппарат MQ-9 «Рипер» поставлен на авиабазу Баграм в Афганистане. Среднее напряжение применения аппаратов (интенсивность расходования летного ресурса) в настоящее время составляет один боевой вылет в день. Значительная высота ведения разведки и дальность обнаружения целей, а также сниженные демаскирующие признаки БЛА в акустическом и оптическом диапазонах позволяют ему скрытно вести разведку в заданном районе для выявления активности противника. Наблюдение за потенциальным объектом атаки с задействованием одного аппарата может, при необходимости, продолжаться более 12 ч. Для выполнения аналогичной (по боевой производительности) задачи по вскрытию обстановки в районе такой же площади силами тактической авиации требуется не менее шести самолето-вылетов. Учитывая особенности аппаратов «Предатор» и «Рипер», специфику решаемых ими задач, а также особенности обучения, боевой подготовки и поддержания требуемого уровня натренированности операторов*, в составе боевого авиационного командования ВВС США было сформировано 432-е авиационное крыло беспилотных аппаратов (АвБ Крич, штат Невада). В его состав входят четыре разведывательные авиационные эскадрильи стратегических многоцелевых аппаратов «Предатор», одна ударная (БЛА «Рипер»), а также эскадрильи обеспечения и технического обслуживания.
Это формирование применяется в интересах боевого обеспечения подразделений вооруженных сил США и их союзников. На базе авиакрыла также осуществляется подготовка специалистов по эксплуатации и обслуживанию беспилотных систем в интересах всех видов вооруженных сил, разведсообще-ства и других ведомств США, а также иностранного персонала. Личный состав части задействуется в процессе отработки концепций боевого применения перспективных машин. В настоящее время в боевом составе эскадрилий авиакрыла имеется 118 аппаратов «Предатор» и 27 машин «Рипер». Около половины парка этой техники постоянно задействовано в Ираке и Афганистане, а суммарный налет аппаратов составляет около 4 тыс. ч в месяц. При этом непосредственно в составе экспедиционных авиационных формирований на ТВД развернуты только летательные аппараты с группой обеспечения взлета, посадки и управления воздушным движением в зоне аэродрома базирования, решающей свои задачи с помощью наземной станции управления (НСУ). Контроль выполнения остальных этапов полетного задания, в том числе санкционирование применения оружия, осуществляется по волоконно-оптическим и спутниковым каналам связи глобальной информационной сети министерства обороны с территории США. В связи с этим на базе 432-го авиакрыла развернут центр планирования и применения БЛА с наземными станциями управления, средствами приема, обработки и визуализации получаемой от них разведывательной информации. Для более качественной идентификации цели и принятия решения на ее уничтожение могут привлекаться дополнительные группы специалистов, включая лиц из военного и политического руководства страны.
Всего к 2011 году на вооружении ВВС США предполагается иметь 15 авиаэскадрилий стратегических многоцелевых беспилотных аппаратов общей численностью 170 машин «Предатор» и до 70 «Рипер». Сухопутные войска США располагают наиболее многочисленным парком БЛА, преимущественно тактического назначения. В зависимости от масштаба решаемых задач введено условное разделение машин на три уровня: первый (батальон и ниже), второй (полк) и третий (дивизия и бригада). К основным задачам, возлагаемым на беспилотные системы, относятся: разведка, наблюдение, выдача целеуказания и корректировка огня систем оружия; охрана районов рассредоточения войск; обеспечение действий боевых вертолетов армейской авиации в ходе огневой поддержки наземных частей; ретрансляция сигналов связи. Кроме того, одним из перспективных направлений использования БЛА является задействование их в составе смешанных групп поиска и спасения военнослужащих, в частности, попавших в окружение, терпящих бедствие и др. Тактический разведывательный беспилотный аппарат RQ-5A «Хантер», разработанный израильской корпорацией IAI («Израэль эркрафт индастриз», в настоящее время «Израэль аэроспейс индастриз») и американской фирмой TRW, состоит на вооружении американских СВ с 1995 года. Всего развернуто семь систем в составе 62 БЛА. В настоящее время завершены испытания его многоцелевой модификации MQ-5B, которая может оснащаться различными типами управляемого оружия, в частности, противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр», самонаводящимися боевыми элементами «Бэт» и «Вайпер страйк». С 2003 года на вооружение СВ США поступает тактическая беспилотная разведывательная система на базе БЛА RQ-7A «Шадоу-200». По оценкам американских военных специалистов использование этих БЛА для патрулирования маршрутов движения транспортных колонн значительно сократило потери личного состава и техники благодаря своевременному выявлению и предотвращению фактов минирования и организации засад. Например, одно подразделение БЛА, оснащенное тремя системами «Ша-доу-200»(по четыре летательных аппарата в каждой), способно осуществлять круглосуточное разведывательное обеспечение с суммарной продолжительностью вылетов до 60 ч в сутки. При общей высокой оценке эффективности развернутых в войсках беспилотных систем, американскими военными экспертами отмечается недостаточный радиус действия машин, а также ограниченные возможности бортового разведывательного оборудования. В этой связи на базе аппарата «Предатор» был разработан многоцелевой БЛА «Скай Уорриор». В феврале 2010 года было принято решение на завершение стадии разработки и начало предсерийного производства БЛА MQ-1C «Скай Уорриор». Комплекс бортового опто-электронного оборудования БЛА включает телевизионную камеру, инфракрасную станцию переднего обзора и лазерный дальномер-целе-указатель, размещенные на гиростабилизированной подвеске в носовой части фюзеляжа. Кроме того, для эффективного выполнения разведывательных задач в условиях ограниченной видимости (пыль, туман, осадки, задымление) используется бортовая радиолокационная станция миллиметрового диапазона «Линкс-2» с синтезированием апертуры антенны и селекцией движущихся целей (максимальная наклонная дальность ведения видовой разведки более 70 км). Все компоненты и обслуживающий персонат беспилотной системы «Уорриор» в основном, в отличие от машин ВВС. первоначально планировалось разворачивать непосредственно на ТВД. Ее наземный комплекс строится на базе унифицированной станции управления тактическими БЛА сухопутных войск с антенными терминалами приема и передачи информации. Однако в 2010 году руководство СВ приступило к разработке концепции удаленной работы операторов БЛА MQ-1C «Скай Уорриор», считая, что это позволит оперативно перебрасывать аппараты в пределах ТВД туда, где они наиболее необходимы. Также в этом случае отпадает необходимость организовывать транспортировку и развертывание наземных центров управления. В настоящее время продолжаются войсковые испытания комплекса бортового вооружения машины, в состав которого планируется включить управляемые противотанковые ракеты AGM-114 «Хеллфайр», а также самонаводящиеся боеприпасы «Вайпер Страйк» и «Бэт». Этими системами планируется оснащать отдельные батальоны БЛА в составе дивизий сухопутных войск США. Поставка серийных образцов ожидается в конце 2010 года. Всего планируется закупить 11 беспилотных систем «Уорриор», каждая из которых включает 12 летательных аппаратов, пять наземных станций управления, терминал спутниковой связи и вспомогательное оборудование. В зарубежных СМИ отмечается, что подразделениями сил специальных операций сухопутных войск и морской пехоты успешно применяются принятые на вооружение в 2003-2006 годах мини-БЛА RQ-11 «Равен» и RQ-14 «Драгон Ай». Данные БЛА, оборудованные телевизионной и/или тепловизионной камерой, могут включаться в состав штатного вооружения тактических подразделений (от роты и ниже). Ввиду того, что в настоящее время для организации воздушной разведки с применением этих БЛА не требуется подавать заявки в вышестоящие штабы или получать какие-либо разрешения, при необходимости командир низового звена сможет в кратчайшие сроки получить информацию о противнике и обстановке, что наиболее критично при ведении боя в сложных условиях, например в условиях населенных пунктов. Это позволит эффективно управлять действиями подразделения и уменьшить потери. Всего в составе американских сухопутных воск в Ираке и Афганистане задействовано более 400 летательных аппаратов «Равен». Текущими планами предусматривается в 2010-2011 годах полностью завершить поставки более 3 300 систем «Равен» (по три аппарата в каждой), 227 систем «Драгон Ай» (по 3-4 аппарата в каждой). Фирма «Ханиуэлл» в рамках финансируемой СВ программы «Перспективная боевая техника» разработала беспилотную систему на базе мини-БЛА вертикального взлета и посадки RQ-16 «Мав». Она рассматривается в качестве средства разведывательного обеспечения действий подразделений в звене взвод/рота. Аппарат, выполненный по схеме «винт в кольце», а также компактная наземная станция управления размешаются в специальных контейнерах и могут переноситься одним военнослужащим. В состав бортового оборудования БЛА, размещаемого в двух цилиндрических обтекателях, входит система управления аппаратом, приемник КРНС NAVSTAR, телевизионная и инфракрасная камеры, а также аппаратура передачи развединфор-мации на дальность до 10 км. Система прошла успешные войсковые испытания на территории США, в ходе которых, в частности, отрабатывалась возможность передачи видеоизображения с БЛА на борт ударного вертолета АН-64 «Апач». Благодаря высокому уровню автоматизации машина проста в управлении, а время обучения оператора ее эксплуатации составляет около 16 ч. В зарубежных СМИ сообщалось, что в 2007 году около 20 аппаратов «Мав» поступило на вооружение объединенной группы по разминированию местности в Ираке. Они используются для дистанционного обследования обнаруженных мин, неразорвавшихся бомб, снарядов и самодельных взрывных устройств в условиях городской застройки, в том числе в разрушенных зданиях. Важным направлением применения БЛА считаются совместные (групповые) действия боевых вертолетов и беспилотных систем различных типов. По оценкам американских специалистов, обеспечение возможности получения экипажами вертолетов информации о целях или потенциальных угрозах от бортовых разведывательных систем БЛА считается одним из перспективных путей снижения потерь армейской авиации. Кроме того, реализация такого взаимодействия позволит увеличить глубину ведения разведки и обеспечит своевременное принятие решения на атаку цели или выполнение маневров обхода зон поражения огневых средств ПВО противника. Операторы вооружения вертолетов, оснащенных унифицированной аппаратурой управления армейскими беспилотными аппаратами, смогут задавать маршрут полета БЛА, режим работы разведывательных систем, а в перспективе - выдавать целеуказание и команды на применение их бортового вооружения. В целях обеспечения возможности доведения разведданных от беспилотных машин непосредственно ударным средствам и командирам наземных подразделений разрабатываются удаленные терминалы приема видеоинформации «Ровер». Они позволяют получать в реальном масштабе времени видеоизображение цели от оптоэлектронных средств разведки БЛА и вести двусторонний обмен данными с отображением на дисплеях назначенных для поражения объектов.
В целом анализ опыта применения вооруженными силами США беспилотных систем различных классов подтверждает высокую эффективность этого вида вооружения в условиях современных военных действий любой интенсивности. Дальнейшее совершенствование этих систем осуществляется путем улучшения тактико-технических характеристик их наземных и воздушных компонентов, а также благодаря совершенствованию способов применения БЛА как самостоятельно, так и во взаимодействии с пилотируемыми летательными аппаратами. По мнению военных экспертов, несмотря на достаточно серьезные проблемы, связанные с применением БЛА (например, ограничения систем связи по передаче сигналов управления и развединформации, сложность интеграции в единую систему управления воздушным движением и др.), количество БЛА в войсках, а также круг решаемых ими задач будут неуклонно возрастать. * Подробнее см.: - Зарубежное военное обозрение. - 2009. - №4. - С. 69-73. Зарубежное военное обозрение №7 2010 С. 41-50 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 23070 | | |
Всего комментариев: 0 | |