Основные объекты инфраструктуры военно-воздушных сил СШАПолковник Ю. Жеглов В распоряжении военно-воздушных сил (ВВС) США находится 36 проц. объектов, принадлежащих американскому министерству обороны1. Основные силы и средства ВВС размещаются на авиабазах (АвБ) и аэродромах совместного (с другими федеральными ведомствами) использования, представляющих собой составную часть аэродромной сети страны. Аэродромная сеть на территории США2, являющаяся наиболее развитой в мире, насчитывает около 13 730 аэродромов различного класса с капитальными или грунтовыми (гравийными) взлетно-посадочными полосами (ВПП). При этом 5 200 объектов имеют статус аэропортов, предназначенных для пассажирских перевозок как на внутренних, так и на международных авиалиниях. С военной точки зрения наибольший интерес представляют около 1460 аэродромов с капитальным покрытием ВПП (асфальт, асфальтобетон, бетон). На континентальной части США весьма развитая сеть аэродромов создана в прибрежных районах Атлантического океана и Мексиканского залива, а также на Тихоокеанском побережье страны в районах городов Сан-Франциско и Лос-Анджелес. В максимальной степени оборудованными, защищенными и приспособленными для размещения авиационной техники, состоящей на вооружении военно-воздушных сил США, являются авиабазы. По американской терминологии под авиабазой (АвБ) понимается участок местности, предназначенный для размещения, всестороннего обеспечения и применения находящихся на нем авиационных формирований ВВС и ВМС (авиация флота и морской пехоты). Классическая авиабаза, как правило, располагается на обособленной огражденной территории, принадлежащей конкретному виду вооруженных сил, и полностью находится на его финансовом обеспечении. Типовое оборудование авиабазы включает: одну-три ВПП, рулежные дорожки, групповые стоянки, ангары, укрытия для авиатехники, ремонтные мастерские, склады различного назначения, пункты заправки, средства связи, навигации, административные, жилые, технические здания и другие сооружения. Кроме того, непосредственно прилегающая к ней территория оборудуется средствами охраны (контрольно-пропускные пункты, ограждения, приборы видеонаблюдения и др.) и предназначена для обеспечения безопасности объекта. Чаще всего АвБ используется двумя-четырьмя функциональными командованиями ВВС, а также другими видами вооруженных сил и учреждениями министерства обороны США. На ряде подобных объектов кроме воинских частей могут размещаться формирования других федеральных ведомств (береговой охраны, национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства и пр.). Как правило, командиром авиабазы назначается должностное лицо из состава того авиационного командования, которому принадлежит основная часть сил и средств, базирующихся на данном объекте. Обычно на авиабазе дислоцируются одно-два авиакрыла при общей численности летного, инженерно-технического состава и обслуживающего персонала от 2 000 до 5 000 человек. Непосредственно военно-воздушным силам США принадлежат 79 АвБ, а также задействуются 72 гражданских аэродрома. Кроме того, ВВС используют четыре авиабазы, принадлежащие ВМС США. Таким образом, формирования национальных ВВС базируются (дислоцируются) на 155 объектах, находящихся на территории страны (включая Пуэрто-Рико). На континентальной части США 74 авиабазы ВВС размещаются практически равномерно, с небольшим увеличением их плотности на побережьях Атлантического океана, Мексиканского залива и в центральной части страны. Остальные пять находятся на Аляске (три), а также на Гавайских и Марианских о-вах (по одной) в Тихом океане. Необходимо отметить, что 14 авиабаз ВВС США вообще не имеют взлетно-посадочных полос или имеют недействующую (закрытую) ВПП. Наиболее крупными из таких "неклассических" авиабаз являются Боллинг, Гудфеллоу, Лос-Анджелес, Мальмстром, Онизука, Уоррен и Шривер. Кроме того, оборудованный в горе Шайенн (штат Колорадо) защищенный подземный комплекс объединенного американо-канадского командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД) в соответствии с американской терминологией также классифицируется как АвБ ВВС Шайенн. Площадь авиабаз варьируется в широком диапазоне - от единиц (например, не имеющая ВПП АвБ Боллинг - 2,5 км2) до тысяч квадратных километров (самая крупная АвБ Эглин - 1 836 км2). Кроме того, семь авиабаз размещены на территории гражданских аэродромов, как правило, имеющих статус международных аэропортов. При этом земля, на которой расположены данные авиабазы, находится в собственности военно-воздушных сил. Площадь этих авиабаз может быть как небольшой (3,4 км2 у АвБ Хэнском на территории одноименного аэропорта), так и достигать значительных размеров (178 км2 у АвБ Киртленд в международном аэропорту Альбукерке). Авиационное формирование авиабазы, размещенной на территории гражданского аэропорта, использует его инфраструктуру (ВПП, навигационное, радиотехническое и другое оборудование, ремонтные мастерские, ангары, склады ГСМ и пр.) на правах аренды. Поэтому реально задействуемая авиационным формированием инфраструктура аэродрома больше той площади, которая юридически находится в собственности военного ведомства (числится за данным объектом согласно инвентаризационной описи МО США). Аэродромы совместного использования, как правило, имеют статус аэропортов международного класса или региональных и принадлежат федеральному агентству гражданской авиации. В отличие от авиабазы, находящейся на территории гражданского аэродрома, при такой форме задействования аэродрома совместного использования министерство ВВС (или другого вида ВС) чаще всего не имеет на нем в своей собственности земельного участка, а только арендует существующую на аэродроме наземную инфраструктуру (ангары, здания, стоянки и другие сооружения). Для взлета и посадки военных самолетов на аэродромах такого типа выделены соответствующие ВПП, заранее согласованные с гражданской администрацией аэропорта. По мнению американских военных специалистов, такая форма задействования гражданской инфраструктуры министерством обороны США является оптимальной и экономически выгодной как для Пентагона, так и для федеральных властей. Она практикуется с середины прошлого века, когда относительно немногочисленные подразделения организованного резерва военно-воздушных сил (национальной гвардии и резерва ВВС) необходимо было рассредоточение размещать по всей территории Соединенных Штатов, а чисто военных объектов (авиабаз) для реализации подобных целей оказалось недостаточно. В этой связи местом базирования (дислокации) большинства формирований организованного резерва ВВС стали гражданские аэродромы (часть обособленной территории на них), которые в достаточном количестве имелись на континентальной части страны. Размеры арендуемой министерством ВВС территории на аэродромах совместного использования (по статусу не являющихся авиабазами) варьируются от 0,2 до 9,7 км2, а численность находящегося на ней личного состава - от нескольких десятков до 2000 человек. Аэродромы совместного использования военной и гражданской авиацией имеют обычно две-три и более капитальные ВПП длиной свыше 1 800 м, обособленные групповые стоянки самолетов, пункты централизованной заправки горючим, ангары, радиотехническое и навигационное оборудование, необходимое для обеспечения полетов военной авиации. В районе некоторых аэродромов оборудованы склады боеприпасов и военные городки. В
зависимости от возможностей обеспечения полетов самолетов оборудование
аэродромов подразделяется на четыре класса. Аэродромное оборудование 1-го класса
включает стационарные радиотехнические и светотехнические Следует отметить, что в конце 2010 года в США было завершено создание 12 так называемых объединенных баз (ОБ)3 вооруженных сил. При этом шесть таких ОБ были сформированы на основе объектов ВВС (объединенные базы Андрус - Вашингтон, Мак-Гвайр - Дике - Лейкхерст, Ланглей - Юстис, Сан-Антонио4, Чарлстон, Элмендорф - Ричардсон). Руководство данными ОБ возложено на представителей министерства ВВС. Основной целью создания таких объединенных баз является улучшение взаимодействия между формированиями СВ, ВВС и ВМС, повышение их стратегической мобильности, а также сокращение расходов на содержание объектов министерства обороны, тыловое и материально-техническое обеспечение войск (сил). Кроме авиабаз и аэродромов, предназначенных для базирования авиации, в распоряжении министерства ВВС имеются другие объекты, обеспечивающие боевую и повседневную деятельность данного вида вооруженных сил (арсеналы, склады ядерных, обычных боеприпасов, горючего и других материально-технических средств, навигационные и радиолокационные станции, узлы связи, авиационные полигоны, научно-исследовательские и другие учреждения). В сентябре 2011 года Пентагон завершил пятый этап программы закрытия и перепрофилирования баз (ЗПБ), санкционированный американским конгрессом в ноябре 2005-го. В ходе этого этапа в течение шести лет (2005-2011) реорганизации были подвергнуты 320 объектов министерства обороны США. При этом было закрыто 185 и перепрофилировано 135 военных объектов (баз) различного назначения, из которых ВВС принадлежало пять и 11 объектов соответственно. Так, в течение 2011 года в рамках программы ЗПБ были закрыты АвБ Брукс (Сан-Антонио, штат Техас) и Кулис (Аляска). При этом центр по охране окружающей среды ВВС и 311-е крыло авиационно-космической медицины командования материально-технического обеспечения, размещавшиеся на АвБ Брукс, были передислоцированы на другие объекты. Авиационная техника (самолеты С-130, HC-130N, вертолеты HH-60G) из состава 176-го авиакрыла национальной гвардии ВВС США, базировавшаяся на АвБ Кулис, была передислоцирована на ОБ Элмендорф - Ричардсон (Аляска). Ранее министерство ВВС США закрыло АвБ Поуп (штат Северная Каролина). Части и подразделения, размещенные на ней, были перебазированы в другие пункты дислокации, а ее инфраструктура - перепрофилирована и переподчинена командованию военного городка сухопутных войск Форт-Брэгг (Северная Каролина). Данные мероприятия были направлены на оптимизацию организационно-штатной структуры ВВС и позволили заметно снизить финансовые расходы, связанные с содержанием объектов военной инфраструктуры. В последние годы модернизация инфраструктуры ВВС помимо сооружения защитных укрытий для авиационной техники (ангаров) и расширения стоянок авиационной техники предполагает совершенствование системы охраны авиабаз, возведение жилья, строительство спортивных комплексов, мест отдыха для военнослужащих и членов их семей. По мнению американского командования, это способствует повышению престижа и привлекательности службы в военно-воздушных силах. В целом на территории Соединенных Штатов создана широко развитая сеть авиабаз (аэродромов), обеспечивающих базирование боевой и вспомогательной авиации ВВС США, а также ее наращивание и рассредоточение в угрожаемый период. По расчетам военного руководства США, имеющаяся в распоряжении военно-воздушных сил инфраструктура вполне достаточна для решения задач, стоящих перед этим видом вооруженных сил, который наиболее интенсивно задействуется для всестороннего обеспечения передового присутствия американских ВС в любом регионе мира. НС 1По данным иностранных СМИ, министерство обороны США владеет землями общей площадью около 114,8 тыс. км2, при этом военно-воздушные силы контролируют 34 проц. данной земельной собственности. 2Вся территория США состоит из трех удаленных друг от друга частей. Это собственно континентальная часть, расположенная в центре Североамериканского континента, Аляска и Гавайские о-ва. Кроме того, Соединенные Штаты имеют семь владений (заморских территорий США). 3 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 8. - С. 23-28. 4 В состав объединенной базы Сан-Антонио вошли авиабазы ВВС Лэкленд и Рандольф, а также военный городок сухопутных войск Форт-Сэм-Хьюстон (штат Техас), расположенные в районе одноименного города. Зарубежное военное обозрение 2011 №12 С.47-51 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 8019 | | |
Всего комментариев: 0 | |