search
menu
person

NEWS AND UDATES


Направления разработки американского легкого танка нового поколения ч.1 (2022)

В. Соколенко,
кандидат технических наук;
В. Борюшин;
майор В. Блоцкий

В последнее десятилетие во многих ведущих зарубежных странах (США, Германия, Италия, Китай, Швеция и других), возросло количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание нового поколения легких (ЛТ) и средних танков (СТ). На их активизацию оказали значительное влияние результаты анализа и обобщения опыта боевого применения основных боевых танков (ОБТ) в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности, включая участие в проведении миротворческих и антитеррористических операций, а также научно-технический прогресс в области разработки новых технологий. В результате это привело к тому, что боевые машины данной категории по массе, защите и вооружению вновь оказались в центре внимания военного руководства многих стран мира.

В публикуемых западными военными СМИ материалах отмечается, что состоящие на вооружении ОБТ, разработанные для крупномасштабной войны, по отдельным боевым свойствам имеют избыточные тактико-технические характеристики (ТТХ) для локальных войн и по этой причине им необходимо найти эквивалентную замену или альтернативные варианты.

Например, легкие и средние боевые бронированные машины (ББМ) имеют по отдельным ТТХ реальные преимущества, а по другим – близкое сходство с ОБТ, состоящими в настоящее время на вооружении. Указанные выше ББМ обладают заметным превосходством в маневренности на пересеченной местности (бóльшая средняя скорость и проходимость), отличаются меньшей боевой массой и габаритными размерами, оснащены близким по калибру и составу вооружением, имеют примерно одинаковую с ОБТ командную управляемость, более низкую стоимость жизненного цикла, включая производство, ремонт и эксплуатацию, лучшую транспортабельность, особенно воздушным транспортом, чем у состоящих в настоящее время на вооружении ОБТ. Эти принципиальные положения отражают широкий спектр взглядов и мнений как представителей военно-промышленного комплекса ведущих зарубежных стран, так и отдельных военных специалистов на будущее легких и средних танков.

По классификации, принятой в США и некоторых других странах НАТО, к легким относятся ББМ, имеющие боевую массу до 30 т. Однако применение на этих машинах штатных съемно-навесных листов брони и других элементов защиты может приводить к превышению установленного выше предела.

Тем не менее, по действующей классификации, машина продолжает оставаться в категории легких, хотя ее боевая масса из-за установки дополнительной защиты может увеличиться с 30 до 45 т, то есть соответствовать категории средних ББМ.

За последние годы в программы создания зарубежных ЛТ и СТ были вложены большие средства, а к разработкам были привлечены значительные военно-научные и конструкторские силы. НИОКР проводились по всем ключевым направлениям развития этих боевых машин, включая обоснование рациональной компоновки, выбора оптимального уровня защиты, огневой мощи, подвижности, командной управляемости.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия и финансовые затраты, проблема создания парка легких и средних танков в странах НАТО до сих пор остается нерешенной. В небольших количествах машины этой категории по массе имеются сегодня на вооружении армии Китая (около 900 единиц) и некоторых стран Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

В США очередной виток разработки легкого танка нового поколения начался в 2015 году. Работы проводятся по программе создания "мобильного защищенного средства огневой поддержки" (MPF – Mobile Protected Firepower). В настоящее время разработка машин находится в стадии завершения этапа "демонстрации предсерийного образца" и перехода к следующему – испытания в войсках.

До начала серийного производства запланирована всесторонняя проверка эксплуатационно-технических показателей ЛТ в различных климатических зонах и условиях эксплуатации. Для получения необходимых статистических данных намечено проведение опытной войсковой эксплуатации примерно 50 машин в период с 2025 по 2028 год.

Программа MPF является составной частью комплексной программы СВ США под названием: "Новое поколение боевых бронированных машин" Кроме разработки ЛТ она предусматривает создание и других типов бронетанковой техники:
– основного боевого танка нового поколения (программа МВТ NG), предназначенного для замены ОБТ М1А2D (М1А2 SEPv4) "Абрамс";
– гусеничной боевой машины пехоты (программа OMFV) для замены в перспективе БМП М2А3 "Брэдли";
– бронированной гусеничной машины (программа AMPV), которая придет на смену устаревшим и выработавшим свой моторесурс БТР М113;
– роботизированной боевой машины будущего (программа RCV).

Новая программа отличается своей масштабностью, комплексным решением поставленных задач, новым подходом к методологии проектирования. В частности, в практику проектирования вводится новый метод, получивший название "метод быстрой разработки демонстрационного образца" или "быстрого макетирования". В его основу положена идея использования полностью электронного проектирования ББМ, в том числе широкого применения компьютерной графики и компьютерного моделирования. Внедрение данного метода, по оценке американских специалистов, позволит за 3–5 лет разработать предсерийный образец новой машины.

Из других важных направлений работ, проводимых по программе MPF, необходимо выделить следующие: унификацию и стандартизацию всех принятых к внедрению технических решений; повышение ряда тактико-технических и экономических требований, в том числе к комплектам съемно-навесного оборудования, обеспечивающего усиление защиты и увеличение боевой эффективности танка в городских условиях, к потенциалу модернизации танка и его составных частей, к надежности, транспортабельности, стоимости; к системам дистанционного управления огнем, защитой, движением, в тех случаях, когда экипаж находится вне боевой машины.

Для обоснования инновационных направлений развития ЛТ американские специалисты все чаще используют: результаты аналитических исследований боевого применения ОБТ в локальных войнах в Ираке, Афганистане, Йемене (1991–2019), которые, по их мнению, уже "невозможно игнорировать", а также результаты научно-технического прогресса в области технологий. По оценке военного руководства СВ США, реализация новой программы обеспечит поддержание ТТХ разрабатываемых ББМ с учетом их последующей модернизации до 2050 года.

При разработке ЛТ нового поколения широко использовался опыт работ, предыдущих лет и инновационные технологии, которые нашли применение на ранее созданных прототипах.

Прототипы ЛТ нового поколения. С конструктивно-компоновочной точки зрения наибольшее влияние на технический облик и боевые свойства легких танков нового поколения оказали следующие прототипы, над которыми работали американские конструкторы в период с 1995 по 2018 год: М8 "Риджевэй"; "Стингрей-2" и "Теледайн". Указанные образцы разрабатывались в рамках конкурсных программ "Боевая бронированная система" и "Боевая система будущего".

ЛТ М8 "Риджевэй" имел классическую компоновку с двигателем в кормовой части. Боевая масса базового варианта 18 т, экипаж 3 человека. Пушка калибра 105 мм с автоматом заряжания (АЗ). Корпус и башня выполнены из алюминиевых сплавов.

Новизна проекта ЛТ М8 состояла в применении трех уровней баллистической защиты в зависимости от характера и условий боевых действий. Первый уровень обеспечивал защиту от бронебойных пуль калибра 14,5 мм и осколков 155-мм снарядов. В комплект защиты входили керамические плитки, на которые была нанесена эпоксидная смола. Масса танка с защитой уровня I около 20 т.

Второй уровень обеспечивал защиту от снарядов 30-мм пушек при атаке снаряда под углом ±30°. В комплект защиты входили листы титановой брони, расположенной поверх защитных элементов первого уровня. Масса брони и элементов защиты I и II уровней достигала 5,5 т, а боевая масса машины с такой защитой – 23,5 т.

Третий уровень обеспечивал защиту от гранат РПГ-7 и ПТУР под углом ±90°. В комплект также входили динамическая защита (ДЗ) и "решетчатая" броня. Элементы защиты располагались на корпусе и башне. Масса машины с защитой III уровня была 26,4 т.

Другой новинкой ЛТ М8 являлось разделение внутреннего пространства башни на два отделения. Справа располагались командир и наводчик, слева находился АЗ. Экипаж был отделен от отсека с боекомплектом 30-мм бронированной перегородкой. Еще одна конструктивная новинка этого проекта – система автоматической (контейнерной) загрузки боеприпасов в полевых условиях. Она позволяла загружать боеприпасы в танк и выгружать их с использованием автоматических устройств.

Скорость загрузки/выгрузки составляла 15 снарядов/мин. В 1996 году эта программа была закрыта из-за сокращения финансирования.

ЛТ "Стингрей-2" имел классическую компоновку с двигателем в кормовой части. Боевая масса танка 26,3 т, экипаж 4 человека. Пушка калибра 105 мм с боекомплектом 36 выстрелов. В башне располагались командир, наводчик и заряжающий, а водитель – в передней части корпуса.

Башня и корпус изготовлены из стальных катаных броневых листов "кэдлоу" (бронированная сталь высокой твердости), защищающих от бронебойных пуль калибра 14,5 мм во фронтальной плоскости и от 7,62-мм пуль – во всех других.

Модернизированный вариант ЛТ "Стингрей-2" имел улучшенные характеристики защиты, огневой мощи, подвижности. Защита танка возросла за счет установки дополнительных модулей брони и "сотовых" панелей. Система управления огнем была полностью заимствована у последней модификации танка М1 "Абрамс", а подвижность была улучшена за счет увеличения мощности дизельного двигателя с 535 до 550 л. с.

ЛТ "Теледайн" отличался оригинальной компоновкой: двигатель и трансмиссия располагались в передней части корпуса, на необитаемой башне смонтировано вынесенное вооружение, экипаж в составе 3 человек располагался в корпусе машины. Боевая масса танка 19 т. $IMAGE3-right$

Пушка калибра 105 мм (М68А1 аналогичная, установленной на танке М60А1) с автоматом заряжания. Боекомплект 42 боеприпаса.

В ходе разработки проекта было внедрено много новых технических решений. В частности, необитаемая башня с вынесенным вооружением стала новинкой американского танкостроения для гусеничных ЛТ. Переднее расположение силового блока и размещение экипажа в корпусе машины на уровне ходовой части способствовали повышению боевой живучести танка без существенного увеличения его массы.

Концепция ЛТ нового поколения. При разработке этой концепции, американские специалисты использовали основные положения программ создания ОБТ предыдущих поколений, которые строились еще в 1970-е годы. В зарубежных материалах отмечается, что основанием для разработки нового принципа легких танков стали изменения, произошедшие в военно-политической обстановке в мире, а также значительные научно-технические трудности, с которыми встретились разработчики при решении технико-экономических задач, связанных с обеспечением защиты и живучести ОБТ на современном поле боя и требованиями военных по снижению боевой массы, габаритных размеров, стоимости изготовления, ремонта и эксплуатации танка.

Отдельные положения концепции проектирования нового ЛТ были направлены также на разрешение противоречия и несоответствия между сложностью и дороговизной внутреннего оборудования ОБТ, особенно радиоэлектронного, и теми простыми тактическими задачами, которые реально приходится решать этим танкам в последние несколько десятков лет в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Первоначально предполагалось, что легкие танки будут задействованы в основном при выполнении разведывательных задач, для охранения колонн, патрулирования и сопровождения войск.

Однако такие задачи могли успешно решать и существующие БМП, БТР, различные типы бронированных автомобилей с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ). В основном по этой причине ни одна из программ разработки ЛТ того времени так и не была доведена до серийного производства, хотя военные специалисты признавали, что подобная его замена не является полноценной. Положение изменилось, когда к этим задачам добавили огневую поддержку танковых и пехотных подразделений на поле боя.

Машины этого типа стали вооружать пушками крупного калибра, больше внимания начали уделять командной управляемости и подвижности. Однако существенным недостатком таких машин по-прежнему оставалась недостаточная броневая защита, что потребовало внедрения большого количества конструктивных мероприятий. Коренные изменения в техническом облике танка произошли в начале 2000-х годов, когда были разработаны многие инновационные технологии в области защиты, огневой мощи, подвижности и особенно командной управляемости перспективных машин и началось их внедрение.

Концепция легкого танка получила в этот период новое направление развития, а именно расширение круга решаемых тактических задач, в том числе и тех, которые ранее возлагались на существующие типы ОБТ. В результате было принято решение о значительном усилении защиты и живучести, а также существенном повышении других боевых свойств танка.

Это дало очередной импульс для быстрого развития легких ББМ нового поколения и разработки теоретических принципов их применения в войнах будущего.

Характерной чертой современного этапа создания ЛТ нового поколения стало военно-теоретическое сопровождение программы.

Военные эксперты, участвующие в разработке и теоретическом обосновании подобных концепций, утверждают, что ББМ легкой и средней категории по массе смогут эффективно решать задачи огневой поддержки танковых и пехотных подразделений при ведении наступательных и оборонительных действий, выполнять разведывательные задачи, осуществлять патрулирование, охранение, сопровождение колонн. В соответствии с назначением, подразделения, на вооружении которых состоят легкие танки нового поколения, планируется использовать на труднопроходимой для тяжелых ОБТ местности, а также на ТВД, где преобладают плохие, необустроенные дороги и мосты небольшой грузоподъемности.

Разработка современного варианта концепции легкого танка не является новым шагом для американского и европейского танкостроения. Подобные задачи ставились и решались руководством СВ США, Германии в период с 1995 по 2012 год.

Новизна выполнения этой задачи состоит сегодня в использовании передовых военно-научных и технико-экономических теорий, способных на более высоком научном уровне обосновать технический облик и боевые свойства разрабатываемых ЛТ и концепцию их применения в будущих войнах.

Технический облик ЛТ нового поколения. В настоящее время основные усилия разработчиков направлены на повышение уровня защиты, живучести и подвижности машины. Решение проблемных задач, связанных с огневой мощью и командной управляемостью, объявлены в основном решенными и находятся в стадии завершения конструкторско-доводочных испытаний.

Защита. Повышение защиты/живучести является приоритетным направлением разработки ЛТ. Наибольшее внимание уделяется: повышению противоминной стойкости днища и бортов корпуса; внедрению специальных систем защиты (динамической, активной, оптоэлектронного противодействия и др.); обеспечению взрывопожаробезопасности наружных и внутренних топливных баков, боеукладки; снижению заметности машины в различных диапазонах волн.

Для повышения защиты ЛТ от мин и СВУ внедряется новая (запатентованная) конструкция днища корпуса. Особое внимание уделяется разработке мероприятий, направленных на предотвращение повреждений внутренних стеллажей и оборудования, которые могут поражать экипаж "вторичными осколками", на снижение вертикальных и боковых нагрузок, действующих на экипаж при подрыве машины на минах, СВУ.

Корпус перспективной машины будет цельносварной, из стальных катаных гомогенных броневых листов. Для защиты от снарядов среднего калибра кинетического и кумулятивного действия, осколков снарядов крупного калибра планируется использовать композитные и керамические материалы.

ЛТ нового поколения будет иметь три уровня защиты. Каждому уровню соответствует определенная величина боевой массы танка: на 1-м уровне защиты – примерно 25 т, на 2-м – до 38 т, на 3-м – около 45 т. Работы по установке на машину дополнительной брони могут проводиться в полевых условиях силами экипажа и ремонтного подразделения. Конкретных сведений по составу оборудования и характеристикам защиты на каждом уровне не сообщается.

Известно, что для каждого из трех уровней защиты предлагается следующее распределение масс отдельных составных частей ЛТ (один из вариантов): 12–18–18 т – на шасси; 6–8–10 т – на башню и основное вооружение, 4–8–13 т – на дополнительное съемно-навесное модульное бронирование, системы динамической и активной защиты и 3–4–4 т – на полезную нагрузку (боекомплект, ГСМ, экипаж, военно-техническое имущество).

Первоначально танк планировалось разрабатывать с предельной боевой массой не более 42 т. Однако проведенные натурные испытания показали, что ходовая часть и силовой блок позволяют увеличить максимальную боевую массу танка до 45 т. В настоящее время завершается этап оценки эффективности отдельных элементов съемно-навесной защиты машины. Испытания проводятся на экспериментальных образцах ББМ в различных условиях окружающей среды (проводились в том числе и в реальной боевой обстановке в Афганистане).

Снижению боевой массы ЛТ также способствовало уменьшение его габаритных размеров по сравнению с другими типами ББМ.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. - 2022. - №1. - С. 39-43

Смотрите также
Категория: Армия | Добавил: pentagonus (22.01.2022)
Просмотров: 1835 | Теги: Лёгкий танк, Танк, В. Соколенко, В. Борюшин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar