search
menu
person

NEWS AND UDATES


Направления разработки американского легкого танка нового поколения ч.2 (2022)

В. Соколенко,
кандидат технических наук;
В. Борюшин
майор В. Блоцкий

В первой части статьи* были раскрыты основные направления создания легких танков в ведущих странах мира, изложена информация о концепциях создания перспективных машин по взглядам военных специалистов США. В статье освещены также главные положения американской комплексной программы "Новое поколение боевых бронированных машин многоцелевого назначения".

Маневренность. Ее планируется обеспечить за счет применения нового силового блока с мощным дизельным двигателем, усовершенствованной трансмиссии, перспективной конструкции гусеницы и модернизированной (усиленной) ходовой части.

Наибольший объем работ предстоит выполнить по доводке ходовой части танка и двигателя, чтобы получить заданные показатели подвижности как при боевой массе 25 т, так и при максимально ожидаемой около 42 т, без значительных изменений их конструкции. В случае, если будет принята к реализации концепция трех уровней защиты, ходовая часть танка будет иметь семь спаренных обрезиненных опорных катков на каждый борт (на опытных образцах сегодня установлено шесть опорных катков), три поддерживающих ролика, при этом ведущее колесо переднего расположения, а направляющее – в задней части корпуса.

На машине будет применена усиленная торсионная независимая подвеска. На первом и двух последних катках устанавливаются лопастные амортизаторы с двумя степенями жесткости. Для натяжения гусеницы предусматривается гидравлическая система, управляемая с места водителя.

Величина, характеризующая "потенциал модернизации" ходовой части ЛТ при увеличении боевой массы танка с 25 до 42 т (без изменения ее конструкции), составляет 80% На сегодняшний день это наибольшая величина данного показателя в мировом танкостроении. Такой подход к проектированию ходовой части, корпуса танка и систем его защиты встречается в американском и европейском танкостроении не первый раз, но величина "потенциала модернизации" ходовой части была намного ниже.

До создания такого ЛТ максимальную величину этого показателя имела германская БМП "Пума". Ее боевая масса на разных вариантах защиты достигала на уровне А – 31 т, В – 40,7 т и С – 45,2 т, что соответствовало потенциалу модернизации ходовой части (43,7%). По оценке зарубежных экспертов, высокая величина именно этого показателя в будущем обеспечит защиту ЛТ не только от современных, но и от перспективных средств поражения, которые могут появиться в течение жизненного цикла машины. При этом не потребуется проведения сложной и дорогостоящей модернизации корпуса и ходовой части машины в заводских условиях.

На опытных образцах проектируемого танка устанавливается дизельный восьмицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом конструктивного ряда 199 фирмы MTU (ФРГ). По своим эксплуатационно-техническим характеристикам двигатель оптимизирован для работы в условиях жаркого климата и большой запыленности воздуха. Первый серийный двигатель был изготовлен в 2016 году, а последний из заказанной партии 600 штук, планируется передать заказчику в 2022-м.

В разработке находится силовой блок с 10-цилиндровым V-образным двигателем этого же конструктивного ряда с максимальной мощностью свыше 1 000 л. с.

О конструктивных мероприятиях, направленных на модернизацию двигателя с целью достижения заданных показателей удельной мощности танка на каждом уровне защиты, в открытой печати не сообщается. Вероятно, это будет дизельный двигатель с несколькими уровнями максимальной мощности, чтобы обеспечить требуемые показатели топливной экономичности, надежности и удельной мощности танка в пределах 25–27 л. с./т при изменении боевой массы машины от 25 до 45 т. Известно, что в 1980-е годы за рубежом предпринимались попытки разработки таких двигателей, но до создания серийных образцов дело не дошло.

Значительный объем доводочных работ предстоит выполнить по гусеничной ленте. Штатная резино-металлическая гусеница будет оснащена грунтозацепами для повышения проходимости в период весенне-осенней распутицы, а также при движении по заснеженным или обледенелым участкам местности.

В ближайшей перспективе на таких машинах может появиться полностью резиновая гусеница. Это, как считают специалисты, должно снизить шум и вибрации внутри и повысить боеспособность экипажа и десанта при совершении длительных маршей. В настоящее время резиновые гусеницы стоят дороже резино-металлических, но по расчетам экспертов, суммарные затраты на машину с такой гусеницей в течение всего жизненного цикла, будут меньше. Решение об установке на танк резиновой или обычной гусеницы будет зависеть от требований заказчика, массы машины, характера выполняемой задачи.

Одним из приоритетных направлений повышения оперативной подвижности машины стало в последние годы улучшение транспортабельности, особенно воздушным транспортом.

С этой целью на опытных образцах ЛТ были проведены обширные испытания по оценке возможностей погрузки, выгрузки и выбору рациональной схемы крепления машины в грузовых отсеках самолетов C-17A "Глоубмастер-3" и A.400M "Атлас". Они стали частью большого этапа испытаний, направленных на обеспечение быстрой переброски танков к местам боевых или миротворческих операций.

Огневая мощь. Приоритетными направлениями работ в области вооружения ЛТ заявлены: доводка башенной системы со 105-мм пушкой; завершение разработки дистанционно управляемого модуля.

Ожидается, что новая башенная система будет иметь до 80% общих элементов конструкции с аналогичной системой, ранее разработанной фирмой "Локхид-Мартин" (США).

Командная управляемость. На всех машинах разрабатываемого семейства планируется устанавливать цифровые информационно-управляющие системы нового поколения.

Эти системы с масштабируемой открытой архитектурой включают интернет-коммутаторы, процессоры, серверы данных и видеосерверы. Вся радиоэлектронная аппаратура новой машины будет интегрирована в единую систему, построенную в соответствии с требованиями американских стандартов, что позволит экипажам своевременно обнаруживать цели, анализировать поступающую разведывательную информацию, управлять вооружением и сохранять полученные данные посредством сетевых накопителей.

Рабочие места членов экипажа планируется оснастить цветными дисплеями для визуальной автоматизированной передачи команд и донесений. По объему информации, предоставляемому новым комплектом оптоэлектроники ЛТ, он будет более чем в 2 раза превосходить комплект существующих систем аналогичного назначения.

Разрабатываемый ЛТ будет оснащен: системой цифровой связи последнего поколения; системой учета и контроля рабочего состояния и ресурса узлов, агрегатов, расхода топлива, масла, боекомплекта; встроенной системой диагностики. В боевом отделении в качестве штатной намечается установить объединенную систему кондиционирования воздуха обитаемых отделений и охлаждения радиоэлектронного оборудования танка.

Фирма-разработчик планирует выполнить большой объем НИОКР по созданию новых технологий, обеспечивающих получение всепогодной видовой информации, которая позволит экипажу танка своевременно обнаруживать цели, наводить на них оружие и вести огонь с места и в движении.

В состав электрооборудования ЛТ будут входить: два спаренных 550-А генератора переменного тока, вспомогательная силовая установка (ВСУ) с дизельным двигателем мощностью 25 кВт и аккумуляторные батареи, разработка которых на современном этапе развития ЛТ осуществляется по двум направлениям. Первое – создание свинцово-гелевых (Pb/PbO2) аккумуляторов, обладающих удельной мощностью 400 Вт/кг, второе – литийионных (Li-Ion) и литий-полимерных (Li-Po), удельная мощность которых достигает 2 000 Вт/кг.

Мощность ВСУ планируется увеличить до 120 кВт, что обеспечит электроэнергией не только существующие потребители, но и создаст возможности энергоснабжения будущих разработок.

На первом этапе разработки ЛТ основное назначение танка было определено как "огневая поддержка десантных подразделений экспедиционных сил и подразделений сил быстрого реагирования. Боевые свойства танка планировалось оптимизировать для ведения боевых действий как на открытой, так и на урбанизированной местности, в условиях преимущественно локальных войн, миротворческих, антитеррористических и специальных операций. К новой машине предъявлялись относительно низкие требования к ее материально-техническому обеспечению, обслуживанию и ремонту в полевых условиях. Однако были значительно повышены требования к любой переброске всеми видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, морским и авиационным).

В варианте авиатранспортабельного бронированного средства для ВДВ и морской пехоты (МП) США боевая масса машины не превышала 25 т, а в варианте авиатранспортабельного танка для СВ США – не выше 38 т. Таким образом, три танка с боевой массой 25 т каждый могли бы перебрасываться американским военно-транспортным самолетом (ВТС) серии C-17А "Глоубмастер", или две машины с боевой массой 38 т с установленными модулями дополнительной брони, основными элементами динамической и активной защиты.

ЛТ планировалось вооружить 120-мм гладкоствольной пушкой XM360. Однако, до окончания ее доводки на нем была смонтирована 105-мм танковая пушка ХМ35 с автоматом заряжания. Башня танка была изготовлена из алюминиевой брони. На другом опытном образце установили 120-мм пушку и навесную броню.

Еще один опытный образец был представлен общественности впервые на ежегодной выставке вооружений МП США в сентябре 2019 году.

Данный проект ранее был выбран руководством СВ для дальнейшей разработки фирмой "Дженерал дайнэмикс" в качестве ЛТ и МОП с пушечным вооружением калибра 120 мм.

Фирмы – разработчики конкурсного проекта танка "БАэ системз" и "Дженерал дайнэмикс" получили от СВ денежные средства на разработку проекта перспективной машины в размере 375,9 и 335 млн долларов США соответственно. На изготовление 12 опытных образцов фирмам отводится 18–20 месяцев с момента заключения контракта.

Демонстрационный образец ЛТ фирмы "БАэ системз" был впервые показан в 2018 году. Танк имел классическую компоновку с двигателем в кормовой части.

Боевая масса 19,3 т. Экипаж три человека. ЛТ был оснащен 105-мм пушкой, двумя пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм, двигателем мощностью 550 л. с. Усовершенствованный вариант отличался башней увеличенных размеров, 120-мм пушкой и АЗ в нише башни. Машина могла транспортироваться ВТС C-130 "Геркулес".

Опытный образец ЛТ фирмы "Дженерал дайнэмикс" был впервые показан также в 2018 году. Танк имел оригинальную компоновку с передним расположением двигателя и башней, смещенной в заднюю часть корпуса машины.

В базовую комплектацию ЛТ планируется включить: 105-мм пушку, спаренный пулемет калибра 7,62 мм, дистанционно управляемый модуль с пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм, многоцелевые управляемые ракеты типа "выстрелил –забыл" в двух контейнерах по бортам башни. Прорабатываются варианты оснащения 76-мм гранатометом (для пуска дымовых гранат, ИК-ловушек), системой управления огнем, унифицированной с существующими системами образцов БТВ, дополнительным съемно-навесным бронированием (модульное, панельно-сотовое), обеспечивающим защиту бортов и кормы корпуса от кумулятивных средств поражения.

По требованию заказчика базовая комплектация ЛТ может быть дополнена: системой предупреждения о лазерном облучении, многофункциональным комплексом оптоэлектронного противодействия; системой акустического обнаружения цели по звуку выстрела; системой контроля и мониторинга параметров окружающей среды.

По результатам сравнительных испытаний опытных образцов легкого танка руководство СВ должно выбрать в 2022 году окончательный вариант, с тем чтобы начать его серийное производство в 2024-м. Первый заказ на изготовление двух предсерийных партий машин планируется выдать подрядчикам до конца 2022 года. Но западные военные эксперты считают, что до сих пор сохраняются серьезные риски, способные повлиять на общую продолжительность программы и сроки ее завершения.

При этом не следует забывать о возможности увеличения общей стоимости всей программы по разным причинам, связанным в том числе и с выводом американских войск из Афганистана, что станет очередной помехой для выполнения утвержденных ранее планов.

Таким образом, руководство СВ США рассматривает создание легкого танка нового поколения в числе наиболее важных и перспективных направлений дальнейшего развития бронетанкового вооружения. Программа разработки ЛТ является сегодня одной из приоритетных, занимая главное место в стратегии формирования количественного состава танкового парка сухопутных войск и морской пехоты.

По сообщениям западных военных СМИ, первые предсерийные образцы в количестве около 50 единиц могут поступить в опытную войсковую эксплуатацию до 2026 года.

* Начало см.: Зарубежное военное обозрение. – 2022 – № 1. – С. 39–43.

Зарубежное военное обозрение. - 2022. - №2. - С. 35-39

Смотрите также
Категория: Армия | Добавил: pentagonus (26.02.2022) | Автор: В. Соколенко
Просмотров: 494 | Теги: В. Борюшин, В. Соколенко, Лёгкий танк, Танк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar