search
menu
person

NEWS AND UDATES


Политика США по усилению экономического и военного влияния в азиатско-тихоокеанском регионе (2022)

Политика США по усилению экономического и военного влияния в азиатско-тихоокеанском регионе

Полковник Ю. Васильев,
кандидат технических наук,
кандидат военных наук

Соединенные Штаты главным конкурентом в борьбе за региональное лидерство и основной угрозой американским интересам в Юго-Восточной Азии рассматривают Китай. По мнению Вашингтона, предпринимаемые КНР меры позволяют республике создавать систему передовых баз для осуществления военной и хозяйственной деятельности: ведения радиолокационной и гидроакустической разведки, временного размещения, обслуживания и ремонта морской и авиационной техники, складирования средств материально-технического обеспечения, рыбного промысла, добычи углеводородного сырья.

В этой связи определяющим для сохранения доминирования США является достижение политической и экономической изоляции КНР, для чего предусматривается окружение ее лояльными проамериканскими государствами и использование их территориальных разногласий с китайской стороной в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Вашингтон использует также территориальные противоречия в интересах дальнейшего укрепления существующих в регионе блоковых структур антикитайской направленности.

Размещение военно-морских и военно-авиационных баз США в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Белый дом в этих целях активно задействует площадку неофициального стратегического форума по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе "союз четырех демократий" с участием Австралии, Индии и Японии. Данный формат был предложен Токио в 2007 году, но под давлением Пекина в 2008-м из него вышла Канберра. Возобновление многостороннего союза инициировано Соединенными Штатами в 2017 году с заявленной целью сдерживания возрастающих геополитических амбиций Китая. Основными направлениями сотрудничества стран-участниц в военной сфере являются расширение военной инфраструктуры США в регионе, обеспечение безопасности судоходства и мореплавания, противодействие киберугрозам, обмен разведывательными данными, проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Последние инициативы Вашингтона по созданию в сентябре 2021 года совместно с Великобританией и Австралией военного союза АУКУС ставят под удар архитектуру безопасности уже в Азии. Его цель – противодействие влиянию Китая в спорной акватории Южно-Китайского моря.

Кроме того, в сентябре 2021 года реанимировал свою деятельность созданный в 2007 году четырехсторонний диалог по безопасности КУАД (Quadrilateral Security Dialogue) – стратегический диалог между США, Австралией, Индией и Японией по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе с задачами разработки и реализации широкого круга инициатив, направленных на противодействие растущему влиянию Пекина в этом регионе.

В связи с этим Китай выступил с резкой критикой КУАД, полагая, что США по-прежнему стремятся сохранить международный порядок, в котором "американская гегемония, запугивание и доминирование" могут продолжаться.

В рамках данной организации в 2021–2022 годах состоялся ряд встреч, в ходе которых в июне 2021 года Индия подписала с Австралией, а в сентябре с Японией "Соглашения о взаимном материально-техническом обеспечении вооруженных сил". Аналогичный формат отношений установлен также между Индией и США, Австралией и Японией. Это позволило создать законодательно-правовую базу регулирования совместного использования объектов инфраструктуры вооруженных сил (ВС) стран союза в интересах временного базирования боевой авиации и кораблей.

Очередная сессия данного форума состоялась в июне 2022 года, на которой стороны заявили о намерениях выполнить взятые на себя обязательства.

В то же время заявления стран-участниц в приверженности развитию данного форума и полной поддержке американских принципов "открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона", а также желаемого осуждения ими "экспансионистской политики" КНР в оспариваемых акваториях не находят практического подтверждения.

Так, Канберра, имеющая тесные экономические связи с Пекином, не намерена вступать с ним в открытое противостояние. Индия избегает проблем в отношениях с Китаем. Токио опасается вызвать своими действиями ответную негативную реакцию Пекина в Восточно-Китайском море. Австралия стремится сохранить нейтралитет в оценках действий США и КНР.

Руководство Индонезии, придерживаясь суверенного статуса, взвешенно подходит к вопросу политической интеграции с зарубежными странами. Растущая мощь Пекина рассматривается руководством страны как условие для установления баланса сил в регионе и возможность выбора политических и экономических партнеров для диалога.

Вместе с тем в 2022 году отмечена активизация военно-технического сотрудничества этой страны с США, в рамках которого планируется подписание контрактов на поставку Индонезии вооружения и военной техники (ВВТ) американского производства, ожидается расширение контактов по военной линии. Намечено активизировать совместную оперативную и боевую подготовку (ОБП), а также взаимодействие при проведении миротворческих операций и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Внешнеполитический курс Камбоджи ориентирован на расширение дальнейшего сотрудничества с КНР, предоставляющей ей масштабную экономическую и военную помощь. Руководство данного государства традиционно придерживается принципов нейтралитета и неучастия в военных блоках в мирное время и неприсоединения к воюющим сторонам в ходе военных конфликтов. В условиях ужесточения политики со стороны ЕС и США считает поддержку КНР гарантией сохранения внутриполитической стабильности, а с учетом предоставляемой экономической помощи рассматривает Китай в качестве потенциального союзника.

Военно-политическое руководство страны коррелирует планы строительства вооруженных сил с учетом объема военно-технической помощи Пекина. Как правило, закупка ВВТ китайского производства осуществляется Пномпенем на предоставляемые КНР кредиты, размер которых в 2021 году на эти цели составил 84 млн долларов. В последнее время в западных СМИ появляются сведения о строительстве в районе камбоджийского порта Реам (провинция Сиануквиль) военно-морской базы Китая. Однако Пномпень категорически отвергает данную информацию.

Правительство Камбоджи в целом рассматривает деятельность Вашингтона в отношении страны как агрессивную. В то же время не следует исключать, что при определенных условиях в интересах сохранения внутренней стабильности и получения инвестиций, в том числе от стран проамериканской направленности, оно может пойти на углубление политических и военных связей с США.

Характерным содержанием политики Вашингтона по ограничению влияние КНР в регионе, является укрепление связей с традиционными союзниками в Юго-Восточной Азии: Сингапуром, Таиландом и Филиппинами.

В частности, США выстраивают отношения с Сингапуром в рамках так называемого "Диалога Шангри-ла" по вопросам региональной безопасности, где в том числе обсуждаются проблемы Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.

Это позволяет ВМС США контролировать Сингапурский и Малаккский проливы. Согласно достигнутым в 2011 году договоренностям ряд аэродромов на территории данного государства каждые три месяца используется для временного развертывания американских самолетов базовой патрульной авиации.

В пункте базирования Чанги (Сингапур) сформирована 7-я эскадра эсминцев ВМС США, в составе которой на ротационной основе задействуются четыре фрегата типа "Индепенденс".

Кроме того, в интересах противодействия КНР в АТР Пентагон проступил к разработке плана создания 1-го оперативного флота (ОФ), в зону ответственности которого предполагается включить акваторию восточной части Индийского океана. По замыслу руководства ВМС США, это позволит высвободить ресурсы 7-го ОФ для решения первоочередных задач в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, активизировать военную деятельность (в том числе по линии сотрудничества с Индией) в Южной и Юго-Восточной Азии в интересах сдерживания Пекина. Штаб нового объединения намечено разместить в пункте базирования Чанги, а завершить формирование нового флота – в 2024-м. Для базирования и материально-технического обеспечения кораблей и судов может задействоваться инфраструктура военно-морских баз Сембаванг, Туас и Чанги.

В рамках сотрудничества с Таиландом создан учебно-тренировочный центр по подготовке спецподразделений национальных силовых структур (г. Лопбури), осуществляется работа постоянной группы американских военных советников (г. Бангкок), на регулярной основе американские самолеты используют авиабазы Донмуанг и Утапао, а боевые корабли – ВМБ Саттахип, порты Лаемчабанг и Пхукет.

Следует отметить, что после военного переворота 2014 года позиции США в королевстве заметно ослабли, во внешнеполитическом курсе Бангкока наметилась ориентация в сторону Пекина. Это позволило китайской стороне активизировать торгово-экономические связи, дальнейшее развитие получило сотрудничество двух стран в области региональной безопасности, увеличилось число совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Заключен ряд контрактов на поставку КНР для Таиланда танков VT-4, БТР VN-1, дизельных подводных лодок и десантного корабля.

В свою очередь Пентагон в интересах снижения роли Китая в этой стране в ноябре 2019 года добился от Бангкока подписания соглашения о расширении двустороннего военного сотрудничества, в рамках которого США поставили до 2022 года на льготных условиях 60 БТР "Страйкер" общей стоимостью 175 млн долларов США. Планируется увеличить количество этих машин в СВ Таиланда до 120 единиц.

Другим направлением ослабления роли КНР в регионе США считают развитие сотрудничества со странами, противоречия которых с Пекином могут быть использованы для изменения баланса сил в регионе: Брунеем, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией. Наряду с этим в целях нарушения интеграционных процессов между Ассоциацией и КНР они продолжат политику давления в отношениях с Камбоджой, Лаосом и Мьянмой.

Содержание политики США по расширению связей с Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ) включает не только демонстрацию ее в качестве потенциального союзника в территориальных спорах с Пекином в Южно-Китайском море, но и стремление заручиться посредничеством Ханоя в налаживании отношений с Камбоджей и Лаосом, а также получение доступа на долговременной основе в ВМБ Камрань.

Данные усилия находят поддержку у руководства СРВ, которое в целях повышения боевых возможностей национальных ВС и снижения преимущества КНР в военно-экономической сфере активно взаимодействует с США в военно-технической области. В качестве жеста доброй воли Вашингтон заявил о готовности передать Вьетнаму три сторожевых корабля береговой охраны, выведенных из боевого состава ВМС США.

Белый дом заинтересован в развитии торгово-экономических и военных связей с Малайзией. Куала-Лумпур в целом не против "временного ограниченного американского присутствия" в регионе как гаранта безопасности, однако не допускает размещения на постоянной основе контингентов ВС США на своей территории.
В то же время военно-техническое сотрудничество двух стран включает проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, при содействии США ведутся работы по модернизации малайзийской системы радиотехнического контроля надводной обстановки в Малаккском проливе и на побережье морей Сулу и Сулавеси, изучается возможность поставки американского вооружения и военной техники для ВС Малайзии.

США считают, что руководство Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) стремится использовать результаты противоборства между Пекином и Вашингтоном для решения собственных прагматичных задач. С одной стороны, Вьентьян добивается увеличения объема торговли, расширения американской финансовой и гуманитарной помощи, а также инвестиций в строительство объектов инфраструктуры. С другой – Лаос выступает против позиции Вашингтона и ряда стран Запада, считающих нормой вмешательство во внутренние дела государств и готовых применять политические и экономические санкции в отношении неугодных режимов.

По мнению руководства страны, поддержка позиции США по сдерживанию Китая может привести к его ответной реакции и нарушению скоординированных планов оказания военно-технической и финансовой помощи ЛНДР.

Политика Вашингтона в отношениях с Мьянмой, в первую очередь, преследует цель ослабить китайское влияние в контроле за использованием китайско-мьянманского газонефтепровода. Он построен в обход Малаккского пролива и используется Пекином для транспортировки углеводородного сырья из стран Африки и Ближнего Востока, что при обострении отношения с КНР не позволяет США нарушать его работу.

Военные связи между Вашингтоном и Брунеем осуществляются согласно "Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в области обороны", подписанного в 1994 году. На основании документа проводятся встречи руководства военных ведомств и осуществляется обмен военными делегациями, вооруженные силы двух государств участвуют в совместных мероприятиях ОБП, в Бруней регулярно заходят корабли ВМС США.

Вашингтон в развитии отношений с Демократической Республикой Восточный Тимор (ДРВТ) преследует цель получить доступ к запасам углеводородов на шельфе Тиморского моря и контроль глубоководных проливов Ветар и Омбай (море Банда). При содействии Пентагона осуществляется строительство объектов инфраструктуры в Восточном Тиморе для оперативного развертывания американских войск. Регулярно проводятся двусторонние консультации представителей военных ведомств и гуманитарные операции, направленные на популяризацию положительного образа Соединенных Штатов среди местного населения.

Вместе с тем Вашингтон обеспокоен усилением роли Китая в ДРВТ, развитием двусторонних военных и военно-технических связей, а также стремлением Пекина получить доступ к источникам углеводородного сырья. КНР активно и последовательно наращивает усилия по укреплению своего влияния в стране посредством фактически бесплатной военной помощи и значительных инвестиций в инфраструктурные проекты.

Наряду с развитием двустороннего сотрудничества со странами ЮВА, Вашингтон стремится активизировать взаимодействие с АСЕАН в целом. Однако Ассоциация осторожно отреагировала на утверждение американцев, что "претензии Пекина на ресурсы бóльшей части Южно-Китайского моря – как и его усилия по установлению контроля над ними силовым путем – полностью незаконны". При этом руководство большинства стран-участниц полагает, что обострение отношений между Пекином и Вашингтоном могут негативно повлиять на развитие государств Юго-Восточной Азии.

Важными направлениями взаимодействия США и стран АСЕАН рассматриваются обмен разведывательной информацией и развитие связей для обеспечения безопасности морских торговых коммуникаций. Сотрудничество осуществляется в рамках принятой в 2020 году "Инициативы США по морской безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе" (IndoPacific Maritime Security Initiative), которая предусматривает создание к 2025 году в регионе единой системы контроля ситуационной обстановки в Южно-Китайском, Сулу и Андаманском морях, а также Малаккском проливе.

Данная инициатива предусматривает интеграцию национальных морских центров на Филиппинах и центра обработки информации о ситуации на море в Сингапуре. На этой базе создается структура, позволяющая в режиме реального времени осуществлять обмен данными между 20 странами региона. Прорабатывается возможность ее объединения с индийской морской информационной системой наблюдения (Indian Maritime Surveillance Information System). Кроме того, США в дополнение к уже переданным системам контроля морских акваторий "Аэростат" и "Сабир" в 2022 году намерены поставить дополнительно 38 БПЛА на сумму около 42 млн долларов во Вьетнам, Индонезию, Малайзию и на Филиппины.

Следует отметить, что Соединенные Штаты в рамках ОБП совершенствуют формы ведения совместных операций в регионе, имеющих антикитайскую направленность. При этом ограниченное и, зачастую, символическое участие представителей союзных ВС в процессе планирования свидетельствует о сохранении ключевой и монопольной роли американского командования в определении целей и задач, отрабатываемых на учениях.

По этой причине руководство ряда стран АСЕАН старается ограничить свое участие в совместных с американцами мероприятиях ОБП, понимая, что в условиях обострения отношений между США и КНР это может вызывать раздражение Пекина, побудить его к принятию ответных мер, что в целом ведет к дальнейшему обострению ситуации.

Вашингтон демонстрирует Пекину возможности в решении задач контроля ситуации в АТР, в том числе в районах спорных акваторий Восточного и Южно-Китайского морей, за счет передового присутствия авианосных ударных и амфибийно-десантных групп, подводных лодок и надводных кораблей, а также стратегической, базовой патрульной, разведывательной и тактической авиации.

Наряду с этим корабли ВМС США регулярно проходят вблизи Спратли и Парасельских о-вов и пересекают Тайваньский пролив в рамках так называемой операции по обеспечению свободы судоходства (Freedom of Navigation Operation, FONOP). С 2021–2022 года указанные действия проведены более 25 раз в Южно-Китайском море и до 15 – в Тайваньском проливе.

Самолеты американской стратегической бомбардировочной (СБА) и разведывательной авиации осуществляют полеты в районах спорных акваторий. Всего в 2022 году СБА ВВС США выполнила около 30 боевых патрулирований в воздушном пространстве над Южно-Китайским, Восточно-Китайским морями и о. Тайвань.

Объединенное командование ВС США в Индо-Тихоокеанской зоне для финансирования мероприятий по наращиванию боевого потенциала подчиненных сил на период 2022–2027 годов запросило у конгресса 20 млрд долларов. В случае принятия положительного решения средства намечено направить на реализацию пяти программ:
– повышение боевой мощи (Joint Force Lethality, стоимость – 5,85 млрд долларов);
предусматривается развернуть систему ПВО/ПРО на о. Гуам (Марианские о-ва, 1,67 млрд долларов), разместить там же крылатые ракеты "большого радиуса действия (1 млрд долларов), построить высокочастотную РЛС в Республике Палау для обнаружения воздушных и надводных целей (185 млн), РЛС на Гавайских о-вах для обнаружения гиперзвуковых, баллистических и крылатых ракет (1 млрд долларов) и РЛС космического базирования (1,9 млрд);
– развитие инфраструктуры передового базирования (Force Design and Posture, стоимость – 5,85 млрд долларов);
– укрепление военных связей со странами региона (384 млн долларов). Предполагается создать защищенную информационно-коммуникационную сеть, объединяющую объекты инфраструктуры связи государств-союзников, а также три центра по решению специальных задач, в частности борьбы с терроризмом;
– реализация мероприятий ОБП (Exercise, Experimentation and Innovation, 2,87 млрд долларов); программа направлена на повышение интенсивности проведения учений с одновременным расширением перечня решаемых задач;
– создание необходимых запасов материально-технических (Logistic and Security Enablers, 5,11 млрд долларов).
На реализацию мероприятий в 2022 финансовом году запланировано выделение 5,5 млрд долларов.

Таким образом, приоритетом политико-дипломатических усилий Вашингтона остается создание условий для формирования в регионе блоковых структур антикитайской направленности, координирующих решение существующих проблем с проамериканских позиций. Наиболее важным фактором является стремление вовлечь в реализацию процесса как можно больше стран ЮВА в коллективную борьбу против "экспансионистской политики" КНР в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Зарубежное военное обозрение. - 2023. - №1. - С. 17-22

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (04.01.2023) | Автор: Полковник Ю. Васильев
Просмотров: 868 | Теги: Ю. Васильев, АТР, США-Китай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar