search
menu
person

NEWS AND UDATES


Подводные средства доставки сил специальных операций ВМС США (2023)

Капитан 1 ранга Д. Феданов

Атомные подводные лодки (ПЛА) со специализированными отсеками и стыковочными узлами для подводных средств доставки. Силы специальных операций (ССО) ВМС США (US Navy SEAL) предназначены для решения задач по выявлению и уничтожению объектов инфраструктуры на побережье противника, подводно-диверсионных действий против его кораблей и судов на стоянках, инженерной разведки прибрежной зоны и береговой полосы в районах планируемой высадки морских десантов. К перечисленным задачам также относятся: вскрытие систем противодесантной обороны и уничтожение ее элементов; разминирование проходов в ходе морских десантных операций; борьба с подводно-диверсионными силами противника в прибрежных морских зонах и на прилегающих участках побережья.

Перед американскими ВМС стоит основная задача, которую выполняют подводные силы и средства в прибрежных районах в мирное и военное время: скрытная высадка и последующая эвакуация подразделений сил специальных операций. Наиболее эффективно, по мнению командования ССО, это обеспечивают атомные подводные лодки, оборудованные специальными средствами. С учетом данного факта определенной тенденцией в подводном кораблестроении стало расширение их возможностей для выполнения поставленных задач. Модернизация существующих лодок, проектирование и создание новых позволили обеспечить условия для достаточно длительного пребывания на их борту, подготовки, а также высадки и эвакуации боевых пловцов (БП) ССО.

ПЛАРК "Флорида" (SSGN 728) с контейнером-доком для размещения подводных средств доставки "мокрого" типа

ПЛАРК "Мичиган" (SSGN 727) с ПСД "сухого" типа

Размещение на палубе ПЛАРК: 1 – ангар "Ддс" с ПСД "мокрого" типа; 2 – ПСД "сухого" типа
ПЛА типа "Лос-Анджелес" с контейнером-доком "Ддс"
Швартовое устройство для приема ПСД "Асдс" на верхней палубе ПЛА
ПЛА "Гринвилл" в ходе испытаний ПСД "Асдс"
ПЛА "Джимми Картер" с дополнительной секцией
Размещение двухкорпусной секции для ССО
ПЛА типа "Виргиния"
Контейнеры-доки для размещения ПСД: А – базового размера; Б – увеличенного размера; 1 – ПСД Мк 8 мод. 1; 2 – ПСД "Свкс"; 3 – люк док-камеры; 4 – док-камера; 5 – выдвижная платформа; 6 – переходной люк; 7 – переходной отсек со шлюзом; 8 – барокамера
Концептуальное изображение НПЛ "Свс"

На первом этапе (с 2003 по 2007 год) для повышения уровня оперативных возможностей и скрытности действий ССО переоборудовали две–три шахтные пусковые установки баллистических ракет "Трайдент-2" для выпуска подводных средств доставки (ПСД) БП в рамках комплексных мероприятий по оснащению четырех ПЛАРБ типа "Огайо" ("Огайо", "Мичиган", "Флорида" и "Джорджия") крылатыми ракетами типа "Томахок" в ходе их планового среднего ремонта и перезарядки активной зоны ядерной установки. Каждая из этих подлодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) обеспечивает размещение 66 БП в течение 30–45 сут.

При необходимости на непродолжительное время на лодке могут находиться до 102 человек из состава сил специальных операций. В этом случае предполагается замена в шахтах многозарядных пусковых модулей с крылатыми ракетами "Томахок" на герметичные контейнеры с вооружением и специальным оборудованием для БП ССО. На верхней палубе ПЛАРК предусмотрено крепление двух контейнеров-доков "Ддс" (DDS – Dry Deck Shelter) или вместо одного из них – герметичного ПСД, так называемого сухого типа. Кормовой отсек контейнера-дока (док-камера) соединен с ПЛАРК переходным шлюзом. Она предназначается для размещения негерметичного ПСД "мокрого" типа "Сдв" (SDV – Swimmer Delivery Vehicle) Мк 8 мод. 1 или ПСД двойного назначения (в варианте большого автономного необитаемого подводного аппарата) "Протеус". Имеется вариант хранения до четырех надувных резиновых лодок в сложенном виде для 20 БП.

Вместо ПСД и лодок можно установить другое специальное оборудование или 14 морских мин Мк 57 и Мк 60 "Кэптор" в каждом. Такая ПЛАРК по своим боевым характеристикам рассматривается командованием ВМС США в качестве самостоятельной ударной оперативной группы.

На ПЛАРК две переоборудованные ракетные шахты из имеющихся 24 также обеспечивают переход БП из отсека лодки, находящейся в подводном положении, непосредственно в док-камеру или через переходные шлюзы на верхнюю палубу, в том числе для скрытной высадки самостоятельно.

На второй палубе размещены душевые, тренажерный комплекс и места для обслуживания оружия, на третьей – камеры для сушки и хранения гидрокомбинезонов (по 16 в каждой), в нижних частях шахт – хранилища оружия и снаряжения объемом по 4,2 м3. Следует отметить, что по имеющимся данным срок службы ПЛАРК типа "Огайо" будет завершен в период с 2026 по 2028 год, а задачи носителя для обеспечения операций ССО американских ВМС будут выполнять в основном многоцелевые атомные подводные лодки типа "Виргиния" и "Усовершенствованная Виргиния".

На втором этапе, шесть ПЛА типа "Лос-Анджелес" прошли модернизацию по установке креплений для контейнеров-доков "Ддс", а также увеличению количества пусковых установок крылатых ракет "Томахок". На подлодке могут размещаться до 18–20 боевых пловцов ССО.

Первая из них, ПЛА "Даллас", после переоборудования в первой половине 2000 года успешно прошла ходовые испытания, имея на борту подразделение сил специальных операций в количестве 35 человек. В это время была проведена высадка на побережье и последующая эвакуация четырех разведывательно-диверсионных групп с использованием ПСД Мк 8 мод. 0 и надувных лодок. По результатам действий эти ПЛА были сертифицированы в качестве носителей подразделений ССО. В настоящее время в составе американских ВМС осталось 28 ПЛА типа "Лос-Анджелес" и "Усовершенствованный Лос-Анджелес". Все они в короткий срок могут быть переоборудованы для установки контейнера-дока.

На двух модернизированных ПЛА по программе "Усовершенствованный Лос-Анджелес" ("Шарлотт" и "Гринвилл"), а также ПЛА специального назначения типа "Сивулф" ("Джимми Картер") было установлено палубное причальное оборудование для испытания ПСД "сухого" типа "Асдс" (ASDS – Advanced SEAL Delivery System). В целях обеспечения швартовки и крепления ПСД "Асдс" на корпусе этих лодок в районе кормового выходного люка были наварены кильблоки и стыковочное устройство, усиленное стальным воротником.

Главное назначение ПЛА "Джимми Картер" – обеспечение специальных операций в прибрежной морской зоне и на приморских направлениях. Основным конструктивным отличием этой подлодки является дополнительная двухкорпусная секция длиной 30,5 м, размещенная в виде песочных часов в средней части прочного корпуса.

Благодаря подобной компоновке между внешней обшивкой и прочным корпусом образовалась "полость" для размещения комплекса "Оушен Интерфейс", состоящего из глубоководных батискафов, ПСД, автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) для ведения разведки, поиска и обезвреживания мин.

Там же имеется пространство для надувных лодок, снаряжения и боеприпасов, транспортных контейнеров для грузов различных габаритов.

Внутри секции установлены: контейнер-док с док-камерой диаметром 1,7 м для запуска и приема ПСД "Свкс" (SWCS – Shallow Water Combat Submersible); декомпрессионная камера; реконфигурируемый командный и грузовой отсеки; система контроля и управления, позволяющая выводить через боковые ворота выходного шлюза АНПА, не прибегая к их запуску через торпедный аппарат. Кроме того, там же расположены: отсек хранения и подготовки к применению ПСД и снаряжения БП; боевой информационный пост управления действиями подразделений ССО; жилые помещения для 50 БП. В отдельном модуле размещаются до семи контейнеров с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) подводного старта со складывающимся крылом. По оценке командования ССО, ПЛА "Джимми Картер" при максимальной загрузке 28 БПЛА обеспечит эффективное решение задачи непрерывного наблюдения одновременно в трех приморских районах площадью по 3 500 км2 каждый.

Кроме того, возможна установка специального разведывательного модуля с устройством для развертывания в прибрежной морской зоне системы гидроакустического наблюдения "Си Тэлон", которая будет состоять из гидрофонов, выставляемых в виде полей или барьеров и связанных между собой волоконно-оптическими кабелями.

При этом скрытый контроль и управление данной системой могут осуществлять БПЛА или АНПА гидроакустической и минной разведки AN/BLQ-11, запускаемые с этой подлодки.

Для ведения минно-заградительных действий ПЛА "Джимми Картер" сможет нести в каждом модуле до 14 морских мин Мк 57 и/или Мк 60 "Кэптор".

В целях скрытой установки регистрирующей аппаратуры на подводные кабели связи и ее эвакуации, подъема затонувших специальных объектов и техники на ПЛА установлен электромеханический манипулятор. Оснащение лодки стандартными по габаритам, но имеющими различное назначение модулями-контейнерами позволит готовить ее к выполнению боевых задач в короткие сроки (до 3 сут) не только в основных, но и в передовых пунктах базирования. Применение этой подлодки в составе передовых группировок американских ВМС существенно повышает боеспособность и гибкость применения ССО в морских прибрежных районах.

Дальнейшее расширение оперативных возможностей сил специальных операций по выполнению поставленных задач обеспечивается ПЛА типа "Виргиния", на которых между отсеком вспомогательных механизмов и центральным постом на каждой из лодок оборудован дополнительный отсек длиной около 2,1 м с оружием и специальным снаряжением для подразделения ССО. В целях скрытого выхода и входа боевых пловцов он оборудуется шлюзовой камерой, вмещающей девять человек в легководолазном снаряжении. Предполагается, что она может использоваться также для эвакуации экипажа с подводной лодки, терпящей бедствие. Кроме того, рассматриваются варианты использования в качестве контейнера-дока для ПСД и АНПА переоборудованных вертикальных шахтных пусковых установок "Томахок".

Существуют два типа палубных контейнеров-доков "Ддс" для всех ПЛАРК и ПЛА: базовый вариант док-камеры для ПСД "Сдв" Мк 8 мод. 1 и увеличенный – для ПСД "Свкс", который может вместо ПСД вмещать до 6–8 буксировщиков БП или большой автономный необитаемый подводный аппарат (LDUUV – Large Displacement Unmanned Underwater Vehicles). Они состоят из трех отсеков, выполненных из стали HY-80 и рассчитанных на оперативную глубину погружения подводной лодки. Массо-габаритные характеристики базовой док-камеры: длина 6,7 м, ширина 1,6 м, высота 2,7 м; увеличенного варианта "Ддс" – длина 8 м, ширина 1,7 м, высота 2,9 м.

Для придания контейнеру оптимальной формы отсеки закрыты обтекателем, выполненным из композитных материалов. Носовой отсек сферической формы используется в качестве барокамеры, средний или переходной – служит для перемещения личного состава из помещений ПЛА в концевые отсеки контейнера.

Каждый из них герметизируется индивидуально. Внутри док-камеры может создаваться давление, соответствующее забортному на глубине 45 м.

Контейнер-док "Ддс" устанавливается на крепления, наваренные на верхнюю палубу ПЛА таким образом, чтобы люк его переходного отсека совпадал с кормовым выходным люком подводной лодки, образуя стыковочный узел. Кроме того, ПЛА оснащается дополнительными кабельными разъемами, вдувной и вытяжной системой вентиляции, арматурой и трубопроводами осушительной системы. Наличие контейнера на палубе ПЛ снижает скорость подводного хода на 0,5 уз и приводит к некоторому повышению уровня шумности.

Палубные контейнеры-доки устанавливаются на ПЛА временно для выполнения боевой задачи или проведения учений как в базах континентальной части США, так и в передовых пунктах базирования, куда они могут доставляться самолетами C-5M "Супер Гэлакси", автомобильным и морским транспортом. Для этого каждому контейнеру придается транспортная платформа. Работы по монтажу "Ддс" на палубе подлодки занимают 12 ч, а полный цикл, включающий его переброску, монтаж и последующие испытания, составляет 1–3 суток.

Вместе с тем у ПЛАРК и ПЛА, оснащенных палубными контейнер-доками "Ддс", есть недостаток. Это неспособность находиться в мелководных прибрежных морских зонах из-за существенного снижения скрытности и увеличения уязвимости. В таких условиях они не могут лечь на дно или сохранять неподвижность в толще воды на малых глубинах. Также стоит упомянуть о недостаточном объеме док-камеры для загрузки большого количества подводных буксировщиков для БП при их массовом выходе из лодки. Существует проблема применения таких ПЛ в интересах ССО в ходе решения их основной задачи – ударам по берегу, кораблям и судам противника. По мнению командования сил специальных операций, может возникнуть ситуация, когда такие носители в ходе полномасштабного конфликта будут задействованы в первую очередь для решения своих основных задач, оставаясь недоступными для ССО, поэтому его внимание привлекают другие типы подводных лодок. Они не такие дорогие, как ПЛАРК и ПЛА, но более подходят для условий прибрежных акваторий.

Несмотря на отсутствие объективных данных о состоянии работ в этой области, следует обратить внимание на концептуальную разработку неатомной подводной лодки (НАПЛ) для прибрежных акваторий "Свс" (Shallow Water Submarine). По своим главным размерениям она значительно меньше ПЛА типа "Виргиния". При концептуальном проектировании сравнительные размерения НАПЛ составили: 60% от длины ПЛА, 80% от диаметра корпуса и 50% от ее водоизмещения.

Отличительной особенностью такой НАПЛ могло бы стать отсутствие рубки в качестве ограждения выдвижных устройств различного назначения, которое компенсировалось бы наличием многофункциональной оптикоэлектронной мачты. В таком случае это позволило бы ей оставаться незаметной на малых глубинах. Также концепция НАПЛ "Свс" предполагает наличие двух контейнеров-доков, расположенных в ограждении легкого корпуса и объединенных одной шлюзовой камерой и одной барокамерой.

Информация о разработке и создании такой НАПЛ имеет крайне ограниченный характер, так как связана с оснащением ССО. Но опыт создания ПСД "сухого" типа для ВМС США и сверхбольших АНПА дает основания предположить, что опытно-конструкторские работы в данном направлении ведутся.

Следует отметить, что современное состояние атомных подводных лодок, оснащенных средствами обеспечения ССО ВМС США, демонстрирует высокий уровень их готовности к применению. Общая численность таких носителей превышает 20–25 единиц, что дает возможность сконцентрировать на прибрежных морских ТВД до 1 000 боевых пловцов в относительно короткое время. Дальнейшее развитие ПЛА идет по пути проектирования и строительства новых образцов, в которых конструктивно учтена возможность установки на них контейнеров-доков или быстрого переоснащения для нужд ССО шахтных пусковых установок ракет.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. - 2023. - №10. - С. 75-81

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (10.10.2023) | Автор: Капитан 1 ранга Д. Феданов
Просмотров: 42 | Теги: ВМС, Д. Феданов, доставка, SEAL | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar