Потенциальные угрозы национальным интересам США (по оценкам американских спецслужб)Подполковник В. Якупов; Разведка рассматривается официальным Вашингтоном в качестве одного из важнейших инструментов, обеспечивающих формирование американской внешней политики. Разведывательному сообществу США предписано: обеспечивать национальное военное и политическое руководство информацией, которая позволяет ему принимать своевременные и обоснованные решения по ключевым вопросам обеспечения безопасности страны; отслеживать в масштабе времени, близком к реальному, развитие обстановки в ходе проведения американскими вооруженными силами военных операций за рубежом или при возникновении кризисных ситуаций в различных регионах мира; делать, исходя из характера и степени угрозы, упреждающие оценки и прогнозы, позволяющие предотвращать возможное негативное развитие событий или уменьшать ущерб интересам США на международной арене. С целью выработки всеобъемлющего и консолидированного подхода к оценке возможных угроз национальной безопасности Соединенных Штатов под эгидой Национального совета по разведывательной информации, который подчиняется директору национальной разведки, с 1997 года была выпущена серия из пяти докладов об изменениях геополитической ситуации в мире на предстоящие 10-20 лет под общим названием "Глобальные тенденции". Акцент в работах сделан на выявлении факторов и условий, которые с высокой степенью вероятности будут определять развитие военно-политической обстановки (ВПО) в долгосрочной перспективе, а также на создании соответствующего методологического подхода. Если первый выпуск "Глобальные тенденции-2010"1 был подготовлен в основном на основе рабочих материалов разведывательного сообщества США при согласовании их с другими американскими государственными структурами и научными учреждениями, то при подготовке следующего выпуска2 были привлечены многочисленные негосударственные "мозговые центры" и отдельные группы экспертов. При работе над третьим выпуском "Контуры мирового будущего-2020"3 организаторы задействовали информационно-аналитический потенциал зарубежных стран путем проведения тематических семинаров, консультаций и встреч в первую очередь со своими партнерами по НАТО. Четвертый доклад под названием "Мир после кризиса. Глобальные тенден-ции-2025: меняющийся мир"4, опубликованный после начала финансового кризиса, был подготовлен с использованием в том числе современных коммуникационных технологий обмена данными через глобальную компьютерную сеть Интернет. Тогда отмечались подъем новых держав, глобализация экономики, исторический переход относительного богатства и экономического могущества с Запада на Восток и растущее влияние негосударственных субъектов. Пятый доклад "Глобальные тенденции-2030: Альтернативные миры"5 в какой-то мере продолжает тезисы предыдущего, что видно из самого названия. И если в прошлом докладе речь шла о меняющемся мире, то сегодня это формирующаяся многополярная система. Следует отметить, что инициаторы последних двух докладов апробировали совершенно новый вариант организации информационно-аналитической деятельности в интересах оценки и прогноза развития ВПО на долгосрочную перспективу. Задавая тематику исследования, делая его формат открытым и доступным для дискуссий, они совершенно бесплатно и ненавязчиво получили доступ к интеллектуальным наработкам многочисленных научных коллективов по всему миру, а также создали солидную базу исходных данных, анализ которых позволит существенно скорректировать первоначальные взгляды на возможные .сценарии развития геополитической ситуации в долгосрочной перспективе. Не исключено, что наряду с открытыми вариантами "Глобальных тенденций" существуют закрытые документы, предназначенные сугубо для внутреннего пользования. Соединенные Штаты, с учетом того что отправной точкой стратегического планирования строительства и применения вооруженных сил является прогноз тенденций развития ВПО на долгосрочную перспективу и используя такой способ организации информационно-аналитического обеспечения в указанной сфере, расширяют практику применения инструмента глобализации. Ограничивая в соответствии со своими интересами рамки прогнозных состояний будущего, выстраивая иерархию факторов и условий, которые могут оказать на них влияние и, по сути, задавая единые для всех участников исходные данные, Вашингтон добивается проведения от своих конкурентов (в том числе и от ведущих государств Европы) "запрограммированной" военной политики по геополитическому мироустройству на долгосрочную перспективу. Анализ этих докладов, а также и ряда других официальных (табельных) документов США в области национальной безопасности позволил выявить и обобщить взгляды оперативного руководства и экспертного сообщества в целом на основные тенденции развития ВПО в мире и определяющие их факторы. Одним из ключевых изменений содержательного контента ряда американских документов стало появление понятия "многополярный мир", увязывающегося в контексте со способностью США к лидерству и "партнерской гибкости". Считается, что Вашингтону не удастся сохранить роль мирового гегемона. При этом хотя и допускается, что Евросоюз может превратиться в экономического гиганта, тем не менее его совокупный военный потенциал также будет недостаточен для глобального доминирования. Это приведет к созданию многополярной системы международных отношений и появлению на мировой арене новых глобальных центров силы, к которым западные эксперты относят прежде всего страны БРИКС, чей экономический рост связан в первую очередь с ростом цен на нефть и потребительские товары. Предполагается, что в рамках этого сценария значительно возрастет число вооруженных конфликтов и военно-политическая обстановка в целом станет более напряженной и нестабильной. Американские аналитики сходятся во мнении, что центр экономического влияния в долгосрочной перспективе переместится с Запада на Восток, причем это может сопровождаться сменой превалирующей на современном этапе экономической модели рыночного капитализма на конкурирующую с ней модель государственного капитализма, которая доминирует в государствах БРИКС. При этом перспективы экономического роста последних представляются неравнозначными. Так, к 2030 году Китай в экономическом развитии, вероятнее всего, превзойдет Соединенные Штаты и станет новым мировым полюсом. Индия, переживающая бурный экономический рост, к этому периоду также может составить конкуренцию Китаю не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире. Тем временем, по оценкам американских экспертов, экономики Европы, Японии и России, вероятно, продолжат свое относительно медленное сокращение. В военной и внешнеполитической сферах американские специалисты также отмечают, что серия неудач внешней политики Белого дома в предыдущее десятилетие (невозможность кардинально решать вопросы в Ираке и Афганистане) ставит под сомнение будущую роль США как мирового лидера и их возможность реализовать свои обещания по обеспечению безопасности своих союзников. В этом вопросе ряд экспертов Пентагона полагают, что существенная часть военных расходов должна быть урезана за счет масштабного сокращения американских сухопутных войск. По их мнению, многие задачи сегодня успешно решаются военно-воздушными и военно-морскими силами совместно с силами специальных операций, поэтому содержание значительных по численности СВ не оправдано. Весомым аргументом в пользу необходимости кардинальной реформы вооруженных сил является и оценка ситуации революционных событиях "арабской весны". В них не были активно вовлечены ни армия, ни ВВС, ни ВМС, поэтому разрабатывавшиеся в последние годы новейшие оперативно-стратегические концепции применения ВС оказались бесполезными. С другой стороны, как отмечают те же эксперты, если бы в силу непредвиденных обстоятельств ситуация в Египте приобрела иной оборот и под угрозой оказалась инфраструктура стратегического значения (прежде всего Суэцкий канал), то только американские войска могли бы взять под контроль эту инфраструктуру и обеспечить ее нормальное функционирование. В целом среди основных факторов, которые способны оказать серьезное влияние на развитие ВПО в будущем и, соответственно, на безопасность США и их союзников, американские специалисты выделяют следующие: обострение проблем демографического характера, обусловленное увеличением численности населения; глобализацию; развитие мировой экономики; рост мирового потребления энергоресурсов; возникновение продовольственных кризисов; сокращение мировых запасов пресной воды; изменение климата и природные катастрофы; возможность возникновения широкомасштабных пандемий; усиление противоборства в информационном пространстве; деятельность в космическом пространстве и др. Население Земли будет увеличиваться на 60 млн человек ежегодно и, по прогнозам, достигнет к 2030-му отметки 8,3 млрд. Для большинства развитых стран будет характерно резкое снижение показателей численности молодежи по отношению к населению пенсионного возраста. Доля развивающихся стран в показателе прироста населения составит 95 % При этом там, где отмечается значительный прирост населения на фоне тяжелой экономической ситуации и низкого уровня жизни, существует большая вероятность эскалации напряженности. Исходя из этого, правильная оценка демографического фактора чрезвычайно важна при проведении долгосрочного военного планирования. По мнению американских экспертов, при прогнозировании развития ВПО необходимо учитывать также миграционный фактор, который может стать причиной возникновения и эскалации напряженности на почве этнических и конфессиональных разногласий. Мусульмане и жители африканских государств переселяются в Европу, этнические китайцы - в Сибирь, мексиканцы и население других латиноамериканских государств передвигаются на север - в США и Канаду, граждане Филиппин и Индии обеспечивают рабочей силой и формируют основу малого бизнеса в странах Персидского залива. Потоки иммигрантов становятся причиной дисбаланса в устоявшихся культурных, политических и экономических системах. Следует отметить, что большинство развитых стран осознают свою роль в продолжающемся процессе глобализации. Несмотря на то что в современном обществе продолжается дискуссия относительно мнения о негативном влиянии глобализации, западные эксперты формируют единую точку зрения, будто более спокойный и целостный миропорядок возможен только в случае сохранения темпов глобализации. Одним из критических аспектов глобализации является нарастающее неравенство в распределении и доступе к материальным благам между богатыми и бедными, причем не только внутри какого-либо отдельного государства, но и между развитыми и развивающимися странами. При неблагоприятных условиях это приведет к росту конфликтности в мире. В качестве одного из аспектов глобализации зарубежные специалисты особо выделяют процесс перевода денежных средств иммигрантов на родину, что представляет самый существенный источник капитала для развивающихся стран. Сумма перемещенных таким способом денег превышает общий показатель мировых затрат на экономическую помощь иностранным государствам и инвестиций. Еще одним фактором, влияющим на развитие ВПО в мире, зарубежные специалисты считают устойчивость мировой финансово-экономической системы. Отмечается, что спад мировой экономики и финансовый кризис могут иметь глобальное значение. Хотя масштаб и последствия спада могут быть объяснимы в краткосрочной перспективе, вероятность их возникновения в среднесрочном и долгосрочном плане трудно предсказуема. Вместе с тем зарубежные аналитики замечают, что после нескольких лет с момента падения финансовых рынков устойчивого пути выхода из кризиса так и не найдено. Давление накопившихся проблем делает неэффективной конкуренцию американских и китайских товаров и услуг. При этом они отмечают, что нынешний кризис, затронувший основы мировой экономики, дал возможность целому ряду стран не только подняться в рейтинге развитых экономик, но и начать проводить в жизнь собственные геополитические проекты. Среди таких стран помимо Китая называются Индия, Турция и Бразилия. Несмотря на то что американская экономика остается наиболее крупной экономикой мира на современном этапе, постоянная торговая и валютообменная диспропорция в системе мировой экономики обострили как дефицит денежных средств для расчетов по текущим операциям США, так и суммарную задолженность правительства страны. Так, долговые государственные обязательства Соединенных Штатов перед зарубежными заемщиками выросли с 1,3 трлн до 3,5 трлн долларов, что составляет около 40 % суммарного долга государства. Предполагаемый годовой доход от налогов, по самому правдоподобному экономическому сценарию, намного ниже суммы, необходимой для удовлетворения текущих и вероятных обязательств федеральных властей. Растущие долги и дефицит финансирования правительственных программ потребуют более значительных расходов на уплату процентов по долговым обязательствам. Безусловно, если текущие тенденции продолжатся, США будут переводить за границу около 7 % дохода общего объема производства только в интересах погашения внешнего долга. Прогнозируется резкий рост процентных платежей, что в дальнейшем будет усугубляться недавними усилиями по стабилизации и стимулированию экономики, отчисления на которые перекрывают доходы от текущей налогооблагаемой базы. Выплаты по процентам совместно с ростом отчислений на программу социального обеспечения и медицинского обслуживания превысят затраты на все прочие бюджетные статьи, в том числе на национальную оборону. Еще одним фактором, угрожающим безопасности Соединенных Штатов и их союзников, американские специалисты считают рост мирового потребления энергоресурсов. К 2030 году потребность в энергоресурсах вырастет на 50 % от текущих показателей. Для того чтобы ее удовлетворить (даже если прибегнуть к более эффективным мерам), мировому сообществу каждые семь лет потребуется увеличивать количественные показатели энергетического производства на величину, равную текущей добыче углеводородов в Саудовской Аравии. Американские аналитики полагают, что в случае сохранения тенденции нехватки энергоресурсов и взглядов большинства государств на возможность применения военной силы как средства обеспечения безопасности сокращающихся источников энергии, вполне возможно возрастание конфликтного потенциала, вплоть до развязывания крупномасштабных войн. Тенденция сохранения странами ОПЕК статуса основных зон интересов великих держав, видимо, будет существовать длительное время. Эти страны могут быть заинтересованы в сдерживании темпов производства как в интересах сбережения имеющих пределы запасов, так и для удержания высоких цен на нефть. Увеличивающийся дефицит энергоресурсов может привести к усилению государствами контроля над заграничными источниками энергии и к геополитической борьбе среди основных держав, испытывающих дефицит энергоресурсов и, возможно, к мировой войне. В случае если одна из стран-потребителей использует для вмешательства силу, нестабильность, охватывающая Северную Африку и Юго-Восточную Азию, с легкостью может перерасти в вооруженный конфликт с участием сразу нескольких государств. На текущий момент около 600 млн человек в 21 стране страдают из-за неадекватного водоснабжения, а к 2030-му приблизительно 1,4 млрд человек в 36 странах окажутся перед лицом этой опасности. Дефицит воды будет нарастать в регионах Ближнего Востока, Африки и юга Центральной Азии, что, безусловно, способно вызвать обострение обстановки в этих регионах. В Африке основными деструктивными факторами могут стать нехватка питьевой воды и интенсивная миграция в поисках лучшей жизни, что обусловит тенденцию обострения отношений между странами, расположенными по берегам Нила. Страны региона могут начать споры за доступ к прибрежным районам и портам. При негативном сценарии к 2020 году континент погрузится в анархию и превратится в зону неразрешимого военного конфликта. Хроническая засуха на Африканском континенте определит тенденцию неконтролируемой миграции в Европу. В ответ европейские страны, особенно на Средиземноморском побережье, может захлестнуть волна национализма. Сдерживать волны беженцев придется огромными гуманитарными финансовыми вливаниями в охваченные голодом государства. В Южной Америке постоянная засуха поставит под угрозу Амазонию. Отсюда тенденция - Андские страны столкнутся с двойной угрозой - недостатком питьевой воды и политической нестабильностью, препятствующей любому долгосрочному планированию. В Азии, несмотря на достаточные ресурсы питьевой воды, климатические изменения могут привести к циклонам и повышению уровня воды в дельте Ганга. В результате Бангладеш затопит, а реки Пакистана, наоборот, пересохнут, что приведет к росту напряженности в регионе. Китай будет страдать как от засухи и ураганов, так и от обильных осадков. В его северных районах произойдет опустынивание, а юг ожидают постоянные наводнения и оползни. По пессимистичному сценарию к 2025 году побережье КНР будет опустошено тайфунами. Тенденцией может стать то, что массы беженцев сконцентрируются на юге страны, а китайская армия, следуя тому же сценарию, что и Соединенные Штаты, будет пресекать чрезмерный их наплыв, прибегая к кровопролитию. Климатический хаос может угрожать и странам Карибского бассейна. Здесь к разрушительным циклонам и спровоцированной ими миграции прибавятся еще и тропические ураганы, угрожающие в том числе объектам нефтяной промышленности. Таким образом, глобальные изменения климата способны привести к значительному обострению напряженности в мире. Глобальное потепление еще больше усилит ресурсное напряжение, особенно относительно воды и пищи. Для многих стран уменьшение урожая сельскохозяйственной продукции будет разрушительным, потому что этот сегмент превалирует в их экономических системах, а многие граждане живут на грани прожиточного минимума. На примере Японии, в которой землетрясение и цунами унесло более 14 тыс. жизней, а причиненный при этом совокупный ущерб оценивается в 250-600 млн долларов, можно оценить последствия стихийных бедствий, бороться с которыми можно только в формате международного взаимодействия. Итогом оценки тенденций или сценариев развития военно-политической обстановки в мире, а также факторов их обуславливающих, является формирование и ранжирование по степени опасности и актуальности в прогнозной перспективе угроз национальной безопасности зарубежным государствам. Вместе с тем необходимо критично подходить к их результатам, которые в большинстве случаев носят политический контекст. Это хорошо демонстрируется на примере анализа ежегодных докладов по оценке угроз национальной безопасности Соединенных Штатов директором национальной разведки комитетам по разведке сената и палаты представителей конгресса США. Так, в докладе от 2007 года6 Дж. Негропонте отмечал необходимость контроля и оказания помощи демократическим реформам в мире, так как нехватка свободы в одном государстве подвергает опасности мир и свободу в других с точки зрения возможности распространения экстремизма. В докладе от 2008 года7 М. Макконнелл также выразил обеспокоенность развитием демократии. При этом основной упор был сделан на "недемократичном" характере президентских выборов в России и авторитарной политике РФ в отношении военной поддержки сепаратистов (Абхазии и Южной Осетии) в Грузии. В докладе от 2009 года8 внимание уделяется глобальному экономическому кризису. Д. Блэр призывает развитые демократические страны объединиться вокруг США, чтобы безболезненно преодолеть кризис. В докладе от 2010 года9 Д. Блэр на первое место среди угроз национальной безопасности США ставит киберугрозы. Кроме того, этот документ примечателен сенсационными заявлениями главы американской разведки в разделе о террористических угрозах США. Во-первых, американские граждане, перешедшие на сторону террористических организаций, могут быть уничтожены силами спецслужб, на что должна быть получена санкция вышестоящей инстанции. Кто именно из американского руководства должен выдавать это "специальное разрешение", уточнено не было, однако, судя по всему, речь может идти и о самом верховном главнокомандующем. Во-вторых, американские спецслужбы считают неизбежной попытку совершения сетью "Аль-Каида" нового теракта на континентальной части США в ближайшие три-шесть месяцев. Доклад, представленный сенату в 2011 году10, примечателен тем, что директор национальной разведки Дж. Клэппер сделал сенсационное заявление, идущее вразрез с политическими установками Белого дома. Он объявил, что Китай и Россия являются "смертельными врагами" Америки. Но при этом он ни слова не сказал о главных странах антиамериканской "оси зла" - Иране и Северной Корее. Более того, он заявил, что Муаммар Каддафи разобьет своих противников и останется лидером Ливии. Доклад, представленный Дж. Клэппером в 2012 году11, в качестве внешних угроз выделяет государства, которые не приемлют одностороннюю гегемонию США в мире. Это прежде всего Россия, Китай и Иран. На первое место среди глобальных угроз в докладе 2013 года12 были поставлены киберугрозы. По мнению аналитиков, одна из наиболее серьезных угроз -кибертерроризм, из-за которого целые регионы могут быть отключены от электросетей, ядерные электростанции могут взорваться, как в Чернобыле или Фукисиме, а электронный шпионаж позволит хакерам на госслужбе узнать все самое сокровенное - от чертежей гиперзвукового бомбардировщика до кодов запусков и целей межконтинентальных ракет. В числе самых опасных стран в плане кибертерроризма упоминаются Россия и Китай. Доклад, представленный в 2014 году13, содержит две главы. В первой раскрываются "Глобальные угрозы" безопасности США, начиная с кибернападений и терроризма и кончая опасностями массовых эпидемий и вспышками социального насилия в различных регионах планеты. В главе "Региональные угрозы" описана современная ситуация, сложившаяся в различных частях света и в странах мира, которая представляет опасность для Вашингтона, а также влияет на развитие ВПО в мире. Особое внимание в очередной раз в докладе уделяется кибербезопасности США и мировому терроризму. При этом отметается, что сегодня наблюдается рост кибервозможностей и спецслужб иностранных государств, получающих в свои руки новейшие электронные технологии. В последние годы многие американские государственные органы управления достаточно широко используют Интернет и сети передачи данных. Этими инструментами в значительной мере оснащены местные органы управления, промышленность, торговля, здравоохранение и банки персональных данных. Они также широко задействуются в системах социальных контактов. Россия и Китай продолжают придерживаться своих взглядов на кибербезопасность, которые отличаются от позиции США по данному вопросу как по существу этого понятия, так и по мерам защиты от данной угрозы. Различия лежат в понимании термина "международная кибербезопасность", и в мерах, которые должны предпринимать различные страны для ее обеспечения и сохранения суверенного права контроля за распространением информации по открытым каналам. По оценкам экспертов спецслужб, использование электронных каналов связи и атаки на них будет продолжаться. С развитием соответствующего программного обеспечения их масштабы будут только расти. Множество последних событий подтверждает эту оценку. В качестве примера приведена масштабная кибератака в марте 2013 года, которой подверглись коммерческие системы и базы данных СМИ Южной Кореи. В начале того же года аналогичное нападение было совершено на сети финансового сектора США. Их работа была приостановлена, а на ее восстановление потребовались значительные финансовые ресурсы. По мнению авторов доклада, Россия представляет существенную угрозу для кибербезопасности США. При этом отмечается, что Москва стремится внести необходимые ей изменения в сложившуюся систему управления Интернетом, что противоречит интересам и ценностям Соединенных Штатов. Кибератаки Китая направлены на реализацию намерений его руководства обеспечить требуемый уровень экономического роста, внутриполитической стабильности и обороноспособности. Китайские специалисты в области разведки продолжают заниматься кражей интеллектуальной собственности по каналам Интернета из баз данных США и других иностранных государств. Кибершпионаж и атаки на зарубежные автоматизированные системы таких стран, как Иран и Северная Корея, которых директор национальной разведки назвал "непредсказуемыми персонажами на международной арене", могут быть направлены и на дестабилизацию внутриполитической обстановки в США и у их союзников. Террористические организации тоже уделяют большое внимание развитию своих наступательных возможностей на киберфронтах. Они продолжают активно использовать электронное пространство для пропаганды своих идей, повышения влияния и вербовки новых боевиков в свои ряды- Как подчеркнул Дж. Клэппер, террористические угрозы США исходят не только от внешних группировок боевиков, но и от экстремистов, являющихся американскими гражданами. В настоящее время мировое террористическое сообщество продолжает расширяться. За последние годы число атак "Аль-Каиды" на США существенно сократилось. Однако угроза нападения боевиков на американские города не исчезла. Нестабильность ситуации на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки привела к появлению новых группировок боевиков, действия которых довольно сложно отслеживать и прогнозировать. Директор национальной разведки отметил и тот факт, что сегодня не прекращается процесс распространения оружия массового поражения и что существует серьезная угроза овладения экстремистскими группировками ядерными, химическими и биологическими технологиями. По его мнению, уровень интенсивности разведывательной деятельности различных стран против США непрерывно возрастает. В разделе о распространении ядерного оружия отмечается, что угроза может исходить от двух стран - Ирана и Северной Кореи. В части касающейся ядерной программы Тегерана, подчеркивается, что стратегической целью по-прежнему остается создание ядерного оружия. Однако под действием международных финансово-экономических санкций Иран пошел на определенные уступки относительно развития своей ядерной программы. Так, 24 ноября 2013 года в Женеве был подписан "Совместный план действий" между Группой 5+1 и ЕС - с одной стороны и Ираном - с другой. Согласно ему, ИРИ обязуется, заморозив развитие ядерного потенциала, прекратить обогащение урана до 20 %, ликвидировать запасы 20-процентного урана, приостановить работы по ведению в строй реактора на тяжелой воде в Араке и широко открыть двери своих ядерных объектов для контроля со стороны МАГАТЭ, а выполнение обязательств поставить под наблюдение специальной комиссии "шестерки". Американские специалисты считают, что Иран пошел на данный шаг для того, чтобы выиграть время и избежать серьезных последствий - таких как военный удар. Рост социального насилия, увеличение напряженности в настроениях благополучных слоев населения ряда государств, возрастающие потребности различных стран, и прежде всего слаборазвитых, в энергетических и водных ресурсах и продовольствии несут в себе основу будущих конфликтов и огромный потенциал ухудшения ситуации в мире. Все это серьезно осложняется повышением профессиональной квалификации членов международных преступных группировок, увеличением масштабов торговли людьми, создания и распространения синтетических наркотиков, а также большой вероятностью возникновения в будущем глобальных эпидемий. Такое развитие событий весьма негативно влияет на национальную безопасность США. По мнению Дж. Клэппера, твердо стоящая на антиамериканских позициях Россия, повышающий свою экономическую и военную конкурентоспособность Китай, опасная и непредсказуемая Северная Корея, противодействующий Америке Иран, все большее отдаление друг от друга и обострение отношений между этническими группами населения балканских стран, постоянные политические и социальные конфликты и рост экстремизма на Африканском континенте, а также дестабилизация обстановки на Украине, в Бирме, Таиланде и Бангладеш крайне отрицательно влияют на стабильность ситуации в мире и угрожают национальной безопасности США. Продолжающиеся внутренние конфликты в странах Ближнего Востока, и прежде всего в Сирии, Египте и Ливане, создают условия для появления на их территории зон, не контролируемых правительствами. Экстремистские группировки могут использовать такие регионы для дестабилизации внутриполитической обстановки в этих странах и подготовки ударов по США и их западным союзникам. По словам директора национальной разведки, религиозно-политическая война в Сирии постепенно делает ее центром радикального экстремизма. Этот конфликт таит в себе угрозу его распространения на соседние Ливан и Ирак, а также увеличивает приток беженцев в такие страны, как Иордания, Турция и Ливан. В связи с планируемым полным выводом союзнических войск из Афганистана обстановка там будет только обостряться. Такая же ситуация сегодня складывается и в Ираке. Многие страны Ближнего Востока испытывают серьезные экономические проблемы, которые их правительства не в состоянии решить. Финансовой поддержки этих государств Западом и помощи, избирательно оказываемой им странами Персидского залива, явно недостаточно для их выхода из экономического кризиса. Такое положение дел может привести к обострению внутренней ситуации в данном регионе. Кроме того, там растет скептическое отношение к сотрудничеству с США, что может также негативно сказаться на национальных интересах этого государства. Особое место в своем докладе Дж. Клэппер отвел Эдварду Сноудену, назвав его действия "самыми опасными в плане разглашения разведывательной информации" в истории американской разведки. Добытые Э. Сноуденом и частично ставшие известными всему миру сведения лежали за пределами так беспокоящих его программ наблюдения за американскими гражданами. В результате разведсообщество потеряло доступ ко многим важным источникам информации, добываемой в зарубежных странах, часть из которых совместно использовалась спецслужбами США и их союзников. Теперь лидеры и эксперты террористических группировок и специалисты разведок враждебных США стран получили возможность воспользоваться опытом американской разведки, а также ее формами и методами добывания необходимых сведений. Все это позволит им вырабатывать более эффективные меры противодействия акциям спецслужб США, крайне осложнит деятельность оперативных работников и даже может стать угрозой их личной безопасности. Кроме того, разглашение секретных сведений Э. Сноуденом ставит под угрозу не только деятельность и жизни разведчиков, но и наносит ущерб военнослужащим, дипломатам и благополучию рядовых граждан США. Таким образом, главными тенденциями развития военно-политической обстановки в среднесрочной и долгосрочной перспективе, по взглядам специалистов американских спецслужб, являются следующие: 1 Global Trends 2010. Report of the National Intelligence Council's, 1997. 2 Global Trends 2015: A Dialogue About the Future With Nongovernment Experts. Report of the National Intelligence Council's, 2000. 3 Mapping the Global Future: Report of the National Intelligence Council's 2020 Project, 2004. 4 Global Trends 2025: A Transformed World. Report of the National Intelligence Council's, 2008. 5 Global Trends 2030: Alternative Worlds. Report of the National Intelligence Council's, 2012. 6 Annual Threat Assessment Senate Select Committee on Intelligence Director of National Intelligence John D. Negroponte, January 11, 2007 r. 7 Annual Threat Assessment Senate Select Committee on Intelligence Director of National In-telligence J. Michael McConnell, February 5,2008 r. 8 Annual Threat Assessment Senate Select Committee on Intelligence Director of National In-telligence J Dennis C. Blair, February 12, 2009 r. 9 Annual Threat Assessment Senate Select Committee on Intelligence Director of National Intelli-gence J Dennis C. Blair, February 3,2010. 10 Statement for the Record on the Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community for the Senate Select Committee on Intelligence, James R. Clapper, Director of National Intelligence, February 16,2011. 11 Statement for the Record on the Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community for the Senate Select Committee on Intelligence, James R. Clapper, Director of National Intelligence, January 31, 2012. 12 Statement for the Record on the Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community for the Senate Select Committee on Intelligence, James R. Clapper, Director of National Intelligence, March 12, 2013. 13 Statement for the Record on the Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community for the Senate Select Committee on Intelligence, James R. Clapper, Director of National Intelligence, February 4, 2014. Зарубежное военное обозрение. 2014, №12, С. 3-15 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 8638 | | |
Всего комментариев: 0 | |