search
menu
person

NEWS AND UDATES


"Ядерная стратегия" США и НАТО

"Ядерная стратегия" США и НАТО

Генерал-майор Р. Симонян,
доктор военных наук, профессор

Верные своей миролюбивой политике, Советский Союз и другие государства социалистического содружества делают все от них зависящее для оздоровления международного климата и предотвращения дальнейшей гонки вооружений.

Однако агрессивные и реакционные силы империализма, и прежде всего американского, никак не хотят мириться с разрядкой, мирным сосуществованием между государствами с различным общественным строем. Раздувая столь же лживый, сколь и провокационный миф о "советской угрозе", "военном превосходстве" СССР, они пытаются доказать недоказуемое, а именно "агрессивность" советской военной стратегии, поскольку она, по их мнению, преследует достижение самых решительных целей, исходит прежде всего из возможности победы и делает будто бы главный акцент на уничтожении американского и западноевропейского общества - ни больше, ни меньше! В то же время руководящие деятели Пентагона и НАТО всячески превозносят "рациональность" и даже "гуманность" военной стратегии Вашингтона, утверждают, что она якобы основана на принципе "взаимного сдерживания", разработанного в США около трех десятилетий тому назад, на обеспечении достаточности, а не превосходства, на нанесении "ответного удара", а не проведении "упредительных операций" и т. д. Как же обстоит дело в действительности?

Известно, что так называемая "ядерная стратегия" зародилась с появлением атомного оружия и стала основой всех американских и натовских стратегических установок послевоенных лет. По мере развития средств ядерного нападения и особенно изменения соотношения сил на международной арене она видоизменялась и прошла в своем развитии несколько этапов.

Сразу же после окончания второй мировой войны Вашингтон, сколотив агрессивный блок НАТО, открыто стал проводить по отношению к Советскому Союзу политику атомного шантажа, а в международном плане - политику угрозы использования ядерного оружия в интересах глобальных устремлений американского империализма.

Наглядным свидетельством этого могут служить многочисленные детально разработанные Пентагоном планы уничтожения Советского Союза в ядерной войне, в частности "Тоталити" (1945), составленный при личном участии Д. Эйзенхауэра, "Чариотир" и "Флитвуд" (1948), а также "Дроп шот", подготовленный в 1949 году комитетом начальников штабов США по указанию президента Трумэна. Например, в основу последнего была положена идея нанесения по промышленным и административно-политическим центрам СССР массированных ядерных ударов с использованием 300 атомных бомб. Вслед за ядерными ударами планировался переход вооруженных сил США и их союзников по НАТО в общее наступление с целью оккупации территории социалистических государств Восточной Европы и Советского Союза.

Однако агрессивным планам Пентагона и НАТО не суждено было сбыться. Трезвый расчет, произведенный самими атлантическими стратегами, привел их к выводу, что использование Соединенными Штатами по территории СССР и других стран социалистического содружества ограниченного запаса атомных бомб не обеспечит военного поражения "потенциального противника". Поэтому они пошли по пути дальнейшего наращивания мощи своих ядерных сил.

В начале 50-х годов в США была провозглашена стратегия "массированного возмездия", которая в НАТО была трансформирована в стратегию "щита и меча". При этом "меч" олицетворяли стратегическая авиация и ядерное оружие США, а "щитом" являлись развернутые на Европейском театре войны и в Восточной Атлантике вооруженные силы стран - участниц этого агрессивного блока.

Базируясь на "ядерном превосходстве" США, натовская военная стратегия, как и американская, предусматривала подготовку и ведение против СССР и других государств социалистического содружества только всеобщей ядерной войны. "Соединенные Штаты должны быть готовы нанести массированный ядерный удар там и тогда, где и когда они сочтут нужным это сделать", - хвастливо заявил тогдашний государственный секретарь Даллес.

Однако успехи Советского Союза в развитии экономики, науки и техники, а также в создании собственного ядерного оружия и средств его доставки лишили американцев монополии и сделали стратегические установки Пентагона и НАТО несостоятельными. Характеризуя общую обстановку, сложившуюся к тому времени в мире, тот же Даллес в книге "Война или мир" писал: "Способность США совершить атомное нападение на Россию в значительной мере уравновешена теперь способностью Советов нанести атомные удары по США..."

Другими словами, руководитель госдепартамента вынужден был открыто признать сдерживающую роль советского оружия. Возможность ответного ядерного удара вынудила Пентагон пересмотреть основные положения своей военной доктрины, чтобы привести ее в соответствие с реальным соотношением сил.

В начале 60-х годов в США появилась стратегия "гибкого реагирования", которая в 1967 году решением комитета военного планирования НАТО была принята в качестве официальной военной стратегии блока. Эта стратегия, как тогда было объявлено, предусматривала "подготовку и ведение любых войн - мировых или локальных, ядерных или обычных, больших или малых".

Пентагон и НАТО сделали новый рывок в наращивании ядерного потенциала, с тем чтобы восстановить утраченное "превосходство". Ценой огромных материальных затрат, как сообщалось в иностранной печати, США увеличили арсенал стратегических вооружений в 10-12 раз. Именно е 60-е годы Соединенные Штаты построили и
приняли на вооружение 1000 МБР "Минитмэн" и 54 *Титан"2, а также 656 ракет "Поларис", размещенных на 41 ПЛАРБ. Парк стратегической авиации США насчитывал тогда свыше 500 бомбардировщиков.

Форсированными темпами наращивались средства ядерного нападения так называемого "передового базирования", развернутые в важнейших районах мира, и прежде всего в Европе: авианосцы, подводные лодки, самолеты-носители, ракетные пусковые установки оперативно-тактического и тактического назначения, атомная артиллерия. В печати было объявлено, что Пентагон разместил в Европе свыше 7 тыс. тактических ядерных боеприпасов.

В сложившейся обстановке Советский Союз и другие государства социалистического содружества были поставлены перед необходимостью принять дополнительные меры по укреплению своей безопасности, и вновь расчеты заокеанских стратегов на достижение ядерного превосходства не оправдались. Не кто иной, как тогдашний президент Р. Никсон, объявил в самом начале 70-х годов, что "наступил конец неоспоримого превосходства Соединенных Штатов в смысле стратегического могущества и приход ему на смену стратегического равновесия, при котором ядерные силы США и Советского Союза уже сопоставимы".

Вслед за признанием ядерного паритета двух держав милитаристские силы Запада были вынуждены пересмотреть основные положения политики "с позиции силы" и "ядерного превосходства". Возникла потребность очередного изменения военной доктрины. В 1971 году Вашингтон объявил о принятии ныне действующей в США стратегии "реалистического устрашения". В ней сформулированы модифицированные взгляды на подготовку и ведение ядерных войн. В зависимости от привлекаемых средств, масштабов ведения боевых действий и объектов поражения все ядерные конфликты подразделяются на три основных вида: стратегическая (всеобщая) война с неограниченным применением всего арсенала средств ядерного нападения; война на отдельных театрах, и прежде всего в Европе, в которой противоборствующие стороны применяют главным образом ядерное оружие оперативно-тактического назначения; ограниченная стратегическая война, или, как ее еще называют на Западе, "мини-ядерная война", в ходе которой ядерные удары предусматривается наносить лишь по военным объектам.

Стратегия "реалистического устрашения", как и прежде, делает решительный упор на мощь ядерных сил и средств. При этом в ее основу положена концепция "стратегической достаточности". Она требует поддержания средств стратегического вооружения на уровне, "достаточном" для того, чтобы США могли проводить, по сути дела, все тот же военно-политический курс "с позиции силы* и обладали бы возможностью широкого выбора варианта применения сил и средств, способных осуществить "гарантированное уничтожение" государства или коалиции государств противника нанесением как упреждающего, так и ответного массированного ядерного удара. По оценке иностранных специалистов, указанная концепция призвана дать ответ на вопрос: какие ядерные силы стратегического назначения нужно иметь Соединенным Штатам в данное время и в каком направлении вести их развитие?

Следует заметить, что, как отмечала американская печать, концепция "стратегической достаточности" отличается неопределенностью и изменчивостью. Один из главных творцов этой концепции - бывший министр обороны США М. Лэйрд говорил, что "представление о стратегической "достаточности" постоянно пересматривается в свете изменяющейся стратегической обстановки".

Будучи важнейшим компонентом стратегии "реалистического устрашения", эта концепция заменила собой менее завуалированную формулу - "достижение превосходства". Не случайно один из американских журналов определил эту подмену концепций как словесный трюк, пояснив при этом, что разница между двумя понятиями ("достижение превосходства" и "стратегическая достаточность") практически неразличима.

И в самом деле, как ни называй подобные военно-стратегические установки, смысл их состоит, как и прежде, в продолжении гонки вооружений. Однако в отличие от 60-х годов она осуществляется ныне не столько за счет количественного наращивания стратегических вооружений, сколько за счет его качественного совершенствования.

Например, замена 550 (из 1000) ракет "Минитмэн"1 и 2 с моноблочной головной частью ракетами "Минитмэн"3 с тремя разделяющимися ядерными боеголовками типа МИРВ увеличила, по данным американской печати, общее количество ядерных зарядов с 1000 до 2100. То же самое можно сказать о ракетно-ядерных системах морского базирования, занимающих все более важное место в составе стратегических наступательных сил. Модернизация этих систем была осуществлена путем оснащения 31 ПЛАРБ ракетами "Посейдон"СЗ с головными частями типа МИРВ (по 10-14 ядерных боеголовок). В результате общее количество ядерных боеголовок на американских ПЛАРБ возросло более чем в семь раз и достигло свыше 5 тыс., в то время как численность боевого состава атомных ракетных подводных лодок осталась без изменений (41 единица).

Нынешняя администрация США, сделав поворот на 180 градусов от обещаний в период прошлой предвыборной кампании вести дело к ежегодному сокращению военного бюджета, явно поставила в центр своей деятельности форсированное наращивание военных приготовлений.

Наглядным подтверждением этому может служить пятилетняя программа дальнейшего наращивания военных усилий США, объявленная Картером через день после принятия НАТО под давлением правительства Соединенных Штатов решения о размещении в Западной Европе новых систем американского ракетно-ядерного оружия средней дальности.

Излагая основы этой программы, президент США сообщил, что военные ассигнования в 1980/81 финансовом году составят 164,5 млрд. долларов (эта сумма более чем на 20 млрд. долларов превысит данные предыдущего года). В последующем предполагается постоянное (с учетом инфляции) увеличение "реальных" военных расходов более чем на 5 % в год.

В области развития вооруженных сил военная программа предусматривает "модернизацию" стратегических сил и укрепление американских войск передового базирования в зоне НАТО и на Тихом океане (как часть совместных усилий, предпринимаемых с партнерами США), "модернизацию" ВМС, создание "сил быстрого реагирования", предназначенных для действий в любом районе земного шара, где затрагиваются интересы американского империализма, "поддержание эффективных сил", состоящих из хорошо обученного личного состава.

Программы и практические мероприятия, проводимые Вашингтоном в области развития стратегически наступательных сил, показывают, что за термином "модернизация" скрывается создание качественно новых видов вооружения. К ним прежде всего относится межконтинентальная баллистическая ракета М-Х (мобильного базирования) с многозарядной головной частью типа МИРВ (по 10 боевых головок). По планам Пентагона, будет создано 200-300 таких ракет, что обойдется в 40-50 млрд. долларов.

Другим видом нового стратегического оружия является ракетно-ядерная система морского базирования "Трайдент". До 1985 года ПЛАРБ указанной системы будут оснащаться ракетами "Трайдент* 1 с дальностью стрельбы 8000 км, а в перспективе и "Трайдент"2 (24 ракеты с разделяющимися маневрирующими боеголовками индивидуального наведения типа МАРВ, дальность 11000 км). Утверждена программа строительства 13 подводных лодок типа "Трайдент", а всего предполагается иметь до 30 таких ПЛАРБ. стоимость каждой из них составит более 1,5 млрд. долларов. Кроме того, в ближайшие три года планируется перевооружить ракетами "Трайдент"1 12 ПЛАРБ, оснащенных ракетами "Посейдон"С3. Выполнение этой программы, как считают иностранные специалисты, будет способствовать повышению ударной силы и живучести всей подводной ракетно-ядерной системы.

Белый дом объявил также о принятии на вооружение новой боеголовки типа МК-12А, мощность и точность попадания которой увеличены вдвое против нынешней боеголовки МК-12. Она будет установлена на ракетах "Минитмэн"3. Применение этих боеголовок, как отмечается в зарубежной печати, значительно увеличивает возможности ракет по уничтожению малоразмерных целей.

Список качественно новых видов стратегического оружия пополнят создаваемые в США крылатые ракеты наземного, морского и воздушного базирования. По свидетельству одного из американских журналов, они могут, облетая препятствия и неровности местности, устремляться к намеченной цели, что практически затруднит их заблаговременное обнаружение противником с помощью радиолокационных станций. В ВВС ими будут оснащаться стратегические бомбардировщики В-52. В 1983 году намечается перевооружить первую эскадрилью, а к 1985-му - до 80 % всех имеющихся самолетов В-52. Зарубежные специалисты считают, что такими ракетами могут оснащаться и средние бомбардировщики FB-111. Боевая часть крылатых ракет будет иметь мощность 200 кт. Система наведения ракеты обеспечивает ей высокую точность попадания в цель.

В США продолжаются испытания более совершенного стратегического бомбардировщика В-1.

Наращивание ядерного потенциала Соединенных Штатов и их союзников по НАТО отнюдь не ограничивается гонкой стратегических вооружений. Оно охватывает и ядерные средства передового базирования, или, как их еще называют, ядерные силы театра военных действий, занимающие одно из главных мест в организационной структуре американских вооруженных сил наряду со стратегическими к обычными силами.

В их арсенал включен ряд разнородных компонентов ядерного нападения: многочисленная атомная артиллерия, УР оперативно-тактического назначения "Ланс" и "Першинг"1, а также самолеты-носители тактической авиации.

Общая численность этих средств в Европе достигает сегодня 3 тыс. единиц. Кроме того, на борту американских авианосцев, постоянно курсирующих в Средиземном море и в Восточной Атлантике, имеется свыше 400 самолетов-носителей. Здесь же действуют и атомные подводные лодки с ядерными ракетами "Посейдон", часть из которых (до пяти лодок, способных нести 800-1000 ядерных зарядов) может быть использована непосредственно в интересах объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. Средства ядерного нападения имеются также и у некоторых других стран блока.

О темпах и масштабах наращивания средств передового базирования США, размещенных в Западной Европе, говорит и такой немаловажный факт: за последние 10-12 лет их арсенал увеличился в два раза.

Но милитаристским кругам США и НАТО мало и этого. Они решили разработать и разместить на территории Западной Европы качественно новые системы американского ядерного оружия средней дальности. Для чего? Ответ на этот вопрос дает разработанная в Пентагоне так называемая "новая концепция обороны Западной Европы", именуемая также концепцией "евростратегической войны".

По словам творцов новой концепции, ее суть сводится к созданию для НАТО собственного потенциала устрашения, который якобы будет независимым от США. Речь идет о совершенно новом компоненте объединенных вооруженных сил блока в Европе - "евростратегических ядерных силах". Именно они вместе с ядерными силами театра военных действий и обычными вооруженными силами должны составить новую "триаду" Североатлантического союза, которая в случае войны переходит в непосредственное подчинение верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе.

Подобную идею поддерживают и в Пентагоне. Так, министр обороны США Г. Браун утверждает, что НАТО необходимо иметь новую собственную "триаду", отличную от американской стратегической.

Продолжая эту же мысль, шеф Пентагона на одной из сессий комитета планирования обороны НАТО заявил, что ОСВ-2 не мешает широкому использованию в Западной Европе американских УР "Першинг"2 и других видов ракет (в том числе крылатых).

Еще более открыто высказался по этому поводу бывший главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал Хейг, заявивший, что, поскольку американские средства сдерживания теряют свое превосходство над русскими и, вероятно, в дальнейшем будут нейтрализованы соглашениями об ограничении стратегических вооружений, Европейский театр войны становится гораздо более уязвимым и ему понадобится своя собственная сдерживающая мощь. Комментарии, как говорится, излишни.

В "евростратегических ядерных силах" милитаристские круги США и НАТО видят сегодня наиболее эффективное средство устрашения, способное изменить соотношение сил на Европейском театре войны в пользу Североатлантического блока.

Согласно принятому плану в состав первого поколения "евростратегических ядерных сил" намечено .включить 108 пусковых установок УР "Першинг"2 и 464 крылатые ракеты средней дальности. Первоначально указанные средства решено было разместить в Великобритании, ФРГ и Италии.

Стратегический ядерный арсенал западноевропейских стран, и прежде всего английских вооруженных сил, очевидно, также войдет в "евростратегпческие силы". Реализация этого плана имела бы целью не просто дополнить около 1200 единиц уже имеющихся здесь средств передового базирования США, но и тем самым изменить в пользу НАТО стратегическую обстановку в Европе.

Именно эти силы, по расчетам творцов "новой концепции", призваны самостоятельно, без привлечения американских стратегических наступательных сил участвовать в войне против Советского Союза и других стран Варшавского Договора. В иностранной печати подчеркивается, что до этого американская военная доктрина, как и военная стратегия НАТО, основным средством нанесения ядерных ударов по территории СССР считала стратегические ядерные силы США. Их ввод в действие намечался только в ходе всеобщей (стратегической) ядерной войны.
По-иному ставился вопрос о развернутых в Западной Европе американских средствах ядерного нападения оперативно-тактического и тактического назначения. Согласно тем же установкам они предназначались для подготовки и ведения так называемой ограниченной ядерной войны, которая не должна выходить за рамки Европейского театра войны. При этом важным условием предотвращения перерастания ограниченной ядерной войны во всеобщую считалось применение ядерного оружия тактического назначения только в зоне боевых действий.

Стратегическим наступательным силам США в этих условиях отводилась роль так называемого "ядерного зонта", под прикрытием которого войска блока могли бы вести боевые действия с применением как обычного, так и ядерного оружия тактического назначения.

Как отмечается в иностранной печати, между СССР и США сложился стратегический паритет. Это обстоятельство, по мнению авторов "новой концепции обороны Западной Европы", делает весьма проблематичным использование стратегических наступательных сил США в случае регионального конфликта. А посему, заявляют они, всеобщая ядерная война не должна рассматриваться в качестве единственного варианта нападения на Советский Союз, поскольку его неотвратимый ответный удар оказался бы губительным для самих Соединенных Штатов.

В силу этого в США стали искать иной вариант стратегической ядерной войны, при котором можно было бы достигнуть глобальных целей без риска самим быть уничтоженными в ней. Так появилась на свет концепция "евростратегической ядерной войны", в ходе которой, по замыслам стратегов Пентагона и НАТО, ядерные удары по глубинным районам Советского Союза наносились бы с территории Западной Европы управляемыми ракетами типа "Першинг" и крылатыми ракетами, а не из США межконтинентальными баллистическими ракетами и другими средствами стратегических сил. В Пентагоне посчитали, что в этом случае ответные удары со стороны Советского Союза пришлись бы не по территории США, а лишь по европейским странам НАТО.

Таким образом, разработав и навязав "новую концепцию" своим партнерам по НАТО, Вашингтон стремится ограничить стратегическую ядерную войну рамками Европы и отвести таким способом ответный удар от Соединенных Штатов.

В атлантических кругах в последнее время оживилась дискуссия вокруг целесообразности нанесения при определенных обстоятельствах превентивного удара по военным объектам на территории СССР. Иначе говоря, под доктрину "превентивных выборочных ядерных ударов", выдвинутую в свое время бывшим шефом Пентагона Шлесинд-жером, подводится ныне новая материальная база.

Создание и размещение на континенте "евроракет" связывается обычно иностранными военными специалистами с концепцией "выдвинутых вперед рубежей", которая предполагает применение ядерного оружия в самом начале военного конфликта. Стратегия эта имеет целью также обеспечить выдвижение и развертывание основных группировок ОВС НАТО в исходных районах для перехода в решительное наступление.

Изложенное выше со всей очевидностью свидетельствует о том, что атлантические стратеги озабочены вовсе не "советской угрозой", прекрасно зная, что такой угрозы в действительности нет и быть не может. Этот миф понадобился им для того, чтобы протащить план создания и развертывания в Западной Европе нового компонента ОВС НАТО - "евростратегических ядерных сил". Иначе говоря, речь идет о попытке милитаристских кругов на Западе обойти ограничиваемые Договором ОСВ-2 каналы гонки стратегических вооружений, изыскать новые пути, которые могли бы обеспечить, по их расчетам, достижение ядерного превосходства над Советским Союзом.

Вместе с тем, навязывая европейским странам блока "новую концепцию" и блокируя прогресс военной разрядки, Вашингтон стремится "консолидировать" своих союзников и вновь загнать их в атлантическое стойло.

Что же касается концепции "евростратегической ядерной войны", то она, по оценке иностранных обозревателей, носит в сущности противоречивый характер. С одной стороны, она предусматривает достижение глобальных устремлений американского империализма, а с другой - строится на таком применении сил и средств, которое, как рассчитывают заокеанские стратеги, ограничит ее рамками Европейского континента, в результате чего пламя ядерного пожара не коснется территории США. Но возможно ли это?

Опыт прошлых войн со всей очевидностью свидетельствует, что военный пожар никогда не удавалось удержать в заранее предначертанных границах. Стоит применить новое оружие хотя бы в тактической зоне, как оно немедленно будет применено и в стратегическом масштабе. Войны имеют жестокие законы. Агрессор развязывает вооруженный конфликт для того, чтобы поставить свою жертву на колени, навязать ей свою волю, но помнит, что в случае поражения его самого ждет участь, которую он готовил для своей жертвы. Поэтому каждое государство, участвующее в войне, независимо от того, нападает оно или обороняется, не остановится ни перед чем ради достижения победы и не признает свое поражение, не применив и не израсходовав весь арсенал, которым располагает.

Следовательно, региональный ядерный конфликт может перерасти в глобальную ядерную войну со всеми вытекающими отсюда для агрессоров последствиями.

Тщетны надежды творцов "новой концепции" и на военное превосходство. Те, кто домогается преимуществ и превосходства, кто бряцает оружием, должны знать: они могут сильно обжечься. Если страны НАТО вопреки здравому смыслу и наперекор доброй воле социалистических стран превратят Западную Европу в стартовую площадку для американского ядерного оружия средней дальности, то они встретят твердый и убедительный ответ другой стороны.

Таковы вкратце история формирования, главные этапы развития и нынешнее содержание "ядерной стратегии" США и НАТО.

Зарубежное военное обозрение №6 1980 С.3-10

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (16.02.2013) | Автор: Р. Симонян
Просмотров: 5343 | Теги: Р. Симонян | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar