"Минная война" на мореКапитан 1 ранга В. Янковский Мины, как свидетельствует анализ прошедших войн (особенно мировых), всегда являлись одним из важнейших и массовых видов морского оружия. За всю историю боевых действий на море их было выставлено примерно 1 млн., в том числе в первую мировую войну - более 300 тыс. и во вторую - свыше 650 тыс. Прямой и косвенный ущерб, причиненный ими воюющим государствам был весьма значительным. Только в ходе второй мировой войны на минах подорвалось и погибло почти 4000 и было повреждено около 8000 боевых кораблей и различных судов. Тем не менее, несмотря на такой довольно заметный успех в использовании этого оружия, интерес к нему в конце 40-х и в 50-е годы стал падать. Западные военные специалисты объясняли это тем, что в связи с внедрением на флоты ракетно-ядерного оружия в будущих боевых действиях на море мины будут играть якобы второстепенную роль. Лишь опыт агрессивных войн США (в Корее и во Вьетнаме) и Израиля (против Египта) опроверг эти взгляды, и в настоящее время минному оружию вновь уделяется большое внимание. Подтверждением этому могут служить интенсивные работы, проводимые странами НАТО по совершенствованию и созданию новых образцов минного и противоминного оружия, многочисленные учения национальных флотов и объединенных ВМС НАТО, на которых отрабатываются вопросы ведения "минной войны" на море, а также то, что в рамках Североатлантического блока создана постоянная рабочая комиссия, занимающаяся выработкой единой тактики действий по применению минного и противоминного оружия. "Минная война" на море, как отмечает иностранная печать, - это комплекс мероприятий, направленных на использование минного и противоминного оружия с целью уничтожения и затруднения действий сил флота противника, обороны своих сил и создания благоприятных условий для их действий в различных районах Мирового океана. Мины считаются весьма эффективным, надежным и относительно дешевым средством вооруженной борьбы на море. Их можно быстро и скрытно выставить на основных морских коммуникациях и противолодочных рубежах, в акваториях ВМБ и портов, в глубине стратегической обороны противника как заблаговременно, так и в ходе боевых действий. Они создают постоянную угрозу для сил флота и оказывают сильное морально-психологическое воздействие на личный состав. Как подчеркивается в зарубежной прессе, минное оружие планируется применять при решении ВМС следующих основных задач: завоевание и удержание господства на море, ведение блокадных действий, нарушение коммуникаций противника, а также прикрытие своих прибрежных путей сообщения, ВМБ и портов, усиление противодесантной обороны побережья. Эти вопросы активно отрабатываются в ходе многочисленных учений национальных флотов и объединенных ВМС НАТО ("Блю харриер", "Олив нуар", "Брайт хорайзн", "Топ брасс" и другие).
Ведение боевых действий за установление господства на море предполагает, по
мнению западных военных специалистов, активные постановки мин для борьбы с
силами флота противника, и прежде всего подводными лодками. Минное оружие -
важная составная часть оборудования противолодочных рубежей. Примером этому
может служить противолодочный рубеж Гренландия - Исландия - Фарерские о-ва -
Великобритания, одним из основных элементов оборудования которого, судя по
сообщениям иностранной печати, явятся минные заграждения. Мины являются традиционным морским оружием для нарушения океанских, морских и речных коммуникаций противника. В современных условиях экономика большинства государств в значительной степени зависит от импорта стратегического сырья, состояние вооруженных сил - от поставок со стороны союзников боевой техники, оружия и боеприпасов, а исход боевых действий на ТВД - от массовых перебросок войск и военных грузов, которые осуществляются прежде всего морским транспортом. По мнению зарубежных военных специалистов, в резулвтате массированного применения минного оружия морские перевозки могут нарушаться, а в отдельных случаях будут полностью прекращены. Так, в 1972 году во время агрессивной войны во Вьетнаме американцы с помощью минных заграждений блокировали побережье и внутренние водные пути ДРВ. Всего за девять месяцев ими было выставлено до 10 тыс. мин у побережья и свыше 3 тыс. на внутренних водных путях. В результате этого поставки морем помощи народу Вьетнама, боровшемуся против американских агрессоров, были полностью прекращены, а перевозки по рекам и каналам существенно снижены. Мины могут широко использоваться для обороны своих ВМБ, пунктов базирования, портов, океанских и морских коммуникаций. Это один из главных видов оружия при организации противодесантной обороны островов и участков побережья. При этом считается, что даже создание незначительной минной опасности на наиболее важных направлениях может оказать сильное психологическое воздействие на противника. Весьма показательным является опыт войны США в Корее. При входе в Вонсанский залив корабли 7-го флота с десантом на борту обнаружили минное заграждение, прикрывающее десантно-доступные места. Оно представляло собой отдельные минные банки по пять-шесть мин и было установлено заблаговременно с рыболовных шхун и катеров. Хотя плотность заграждения была незначительной, американские корабли вынуждены были отойти и в течение восьми дней ожидали, пока тральщики не ликвидировали опасность. Минное оружие планируется применять в активных и оборонительных минных заграждениях, рассчитанных на длительный срок, а также и в заграждениях тактического характера для кратковременного воздействия на противника при проведении отдельных морских операций. Активные заграждения выставляются в водах, контролируемых противником, а оборонительные - в тех, которые находятся под контролем своих сил. Расположение мин может быть различным: одиночные мины, банки до десяти мин в каждой, или линии простой или сложной конфигурации. Несколько линий или комбинация линий, минных банок и одиночных мин составляют минное поле в районе. По взглядам западных военных специалистов, к минным постановкам могут привлекаться авиация, надводные корабли и подводные лодки, а также торговые суда, паромы, рыболовные суда, катера и яхты. Удельный вес авиации как носителя минного оружия постоянно повышается. Если в годы первой мировой войны с самолетов было выставлено всего 70 мин, что составляло лишь 0,02 % всего количества, то во вторую мировую войну - уже примерно 120 тыс. (около 18 %). В некоторых воюющих государствах доля минных постановок, осуществленных авиацией, была значительно выше. Так, в 1941-1945 годах при ведении боевых действий на Тихом океане США поставили 25 тыс. мин, из них 85 % с помощью авиации. По мнению зарубежных военных специалистов, авиация наиболее эффективна при создании активных минных заграждений, так как она делает это в сжатые сроки, независимо от времени суток и метеорологических условий. Однако в данном случае они отмечают такой недостаток, как невысокая точность постановки, поэтому авиация привлекается, как правило, для минирования больших акваторий с равновероятным распределением мин по площади. К другим недостаткам, по их мнению, относятся малая скрытность действий, недостаточная миноподъемность и уязвимость для сил и средств противовоздушной обороны. Судя по опыту агрессивной войны США во Вьетнаме, во время которой американская авиация активно привлекалась к минным постановкам, проведение минно-заградительных операций предусматривает создание тактических групп самолетов-постановщиков мин и самолетов обеспечения. В состав последних входят самолеты прикрытия, ударные, доразведки и РЭБ. Ударные самолеты наносят превентивный или одновременный с минными постановками удар по береговым объектам с целью дезорганизации противовоздушной обороны и системы противоминного наблюдения противника. Для минных постановок могут использоваться боевые самолеты и вертолеты ВМС США и НАТО практически всех типов, а также самолеты стратегической и тактической авиации. Основным носителем минного оружия исторически являются надводные корабли. Они обладают большой миноподъёмностью, высокой точностью постановки, развитыми средствами самообороны. В первую мировую войну ими было выставлено 296 тыс. мин (96 % общего количества), во вторую - свыше 520 тыс. (около 80 %). К недостаткам же надводных кораблей иностранные военные специалисты относят низкую скрытность их действий, а также необходимость выделения оперативного прикрытия и организации навигационного обеспечения. Надводные корабли планируется использовать в основном для постановки оборонительных минных заграждений, однако быстроходные корабли (эскадренные миноносцы, фрегаты, ракетные и торпедные катера) могут ставить и активные. Действуют они одиночно или в составе тактических групп однородного и разнородного состава. Значительная роль в постановке мин отводится подводным лодкам. Хотя в годы второй мировой войны ими было выставлено лишь около 8 тыс. мин (меньше 2 % общего количества), эффективность заграждений оказалась довольно высокой (потери в данном случае составили до 30 % всех потерь, понесенных флотами воюющих сторон от минного оружия). В современных условиях в этих целях могут привлекаться атомные и дизельные торпедные подводные лодки всех типов. Как правило, они используются одиночно или в составе групп (по две-три лодки). По сравнению с другими носителями подводные лодки имеют ряд преимуществ. Они могут скрытно проникать в назначенные районы, особенно туда, где находятся военно-морские базы, порты, узлы коммуникаций. Возможность длительного нахождения в них позволяет им проводить доразведку и выставлять мины на наиболее опасных для противника направлениях. Для минирования узкостей, подходов к базам и мелководных фарватеров подводные лодки могут использовать самотранспортирующиеся мины. Постановка их может производиться из торпедных аппаратов или подвесных наружных устройств. Учитывая положительные и отрицательные качества различных носителей при выполнении минно-заградительных операций, их выбор, по мнению зарубежных военных специалистов, может быть осуществлен исходя из характера минных заграждений, необходимой степени скрытности, оперативной обстановки, физико-географических, гидрометеорологических условии в районе предстоящего минирования и ряда других факторов. В настоящее время ВМС США и их союзники по НАТО располагают значительными запасами минного оружия различного по назначению и конструктивным особенностям. В основном это мины производства 40-60-х годов, многие из которых оснащены высокочувствительными неконтактными взрывателями. По типу носителей большинство современных мин являются универсальными и ставятся авиацией, надводными кораблями и подводными лодками. По способу постановки мины подразделяются на якорные, донные и плавающие, а по способу подрыва - на контактные, неконтактные (считаются наиболее эффективными) и дистанционно-управляемые. Донные неконтактные мины выставляются в районах моря с глубинами до 360 м, а якорные - до 1800 м. Наиболее совершенной неконтактной миной, как утверждают западные военные специалисты, является американская якорная противолодочная мина "Кэптор", разработанная в 60-70-х годах. Она устанавливается на глубинах до 800 м и представляет собой малогабаритную противолодочную торпеду Мк46, размещенную в контейнере, оснащенном специальной аппаратурой и якорным устройством. В ней имеется пассивная акустическая система с дальностью действия до 1000 м, с помощью которой обнаруживается подводная лодка, выдается сигнал на открытие крышки контейнера и запуск двигателя торпеды. Наведение на цель обеспечивается активно-пассивной системой самонаведения торпеды, имеющей дальность хода более 7500 м и скорость до 45 узлов. Зона поражения по глубине составляет 15-450 м. Контактные мины планируется применять в основном в оборонительных минных заграждениях как самостоятельно, так и в комбинации с неконтактными минами. Они снабжены гальваноударными и электроударными взрывателями, срабатывающими при соприкосновении с кораблем. Для увеличения контактной зоны мины могут дополнительно оборудоваться одной-двумя антеннами с электроударными замыкателями. На отдельных образцах, помимо контактных взрывателей, устанавливаются неконтактные магнитоакустические. Все контактные мины являются якорными и устанавливаются на заданную глубину штерто-грузовым способом. Плавающие мины предназначены для поражения мостов, гидротехнических сооружений, кораблей и судов противника. Они применяются в районах с устойчивым поверхностным течением, и прежде всего на реках и каналах, в акваториях военно-морских баз и портов. Дистанционно-управляемые мины используются в основном в оборонительных минных заграждениях на подходах к ВМБ и портам, в проливах и узкостях, а также в противодесантных заграждениях. Управление ими осуществляется главным образом с береговых постов и заключается в приведении их в боевое или безопасное положение в зависимости от обстановки. В ВМС США и других капиталистических государств развитие минного оружия ведется по пути разработки новых мин с дистанционным управлением и автономным двигателем, способных классифицировать цели. Большое внимание уделяется созданию мин, специализированных по целям, и повышению их противотральной стойкости. Кроме того, иностранные специалисты пытаются снизить демаскирующие признаки мин и сделать для них эффективное противогидролокационное покрытие. Одной из важнейших программ ВМС США, судя по материалам западной печати, является создание унифицированных модульных неконтактных взрывателей для серийных авиабомб. Это позволит, по мнению американского командования, отказаться от предварительных больших запасов на ТВД узкоспециализированных морских мин, значительно расширит возможности по ведению "минной войны" на море. Такие боеприпасы предполагается использовать прежде всего против надводных кораблей. Они будут ставиться в мелководных районах, на подходах к ВМБ, на внутренних и внешних рейдах, на реках. По сообщениям западной печати, первая фаза данной программы уже завершена, и на вооружение поступили мины-бомбы "Дистрактор". Они представляют собой авиационные фугасные бомбы типа "Снейкай" Мк81 и 82, снаряженные чувствительными малогабаритными магнитными неконтактными взрывателями. В настоящее время ведутся работы по программе "Куикстрайк", предусматривающей создание комбинированных неконтактных взрывателей для установки на серийных авиационных бомбах Мк82 и Мк84. Их постановщиками будут самолеты, способные нести бомбы Мк81, 82 и 84. Важнейшей составной частью "минной войны" на море является противоминная оборона. По взглядам зарубежных военных специалистов, противоминная оборона складывается из наступательных действий, а также активных и пассивных мер по борьбе с минной опасностью в районах действий своих сил. Наступательные действия предусматривают нанесение ударов по местам базирования носителей мин и пунктам складирования минного оружия, уничтожение носителей на маршрутах их развертывания и в районах минных постановок. Эта задача решается ударными силами флота и средствами противовоздушной обороны. Активными мерами ПМО считаются поиск и обнаружение минных заграждений, определение их границ и последующее уничтожение, а также противоминная оборона соединений надводных кораблей и подводных лодок на переходе морем и в районах боевых действий. К пассивным мерам относятся противоминное наблюдение, определение безопасных маршрутов и районов для плавания своих сил, снижение магнитного поля и шумности кораблей и судов, выработка рекомендаций по использованию оптимальных режимов хода в предполагаемых миноопасных районах. К борьбе с минами привлекаются корабли противоминной обороны, вертолеты-тральщики и специальные подразделения водолазов. Минно-тральные корабли имеют на вооружении средства поиска и уничтожения мин. К первым относится аппаратура радиолокационного, гидроакустического, оптического и магнитного поиска, а ко вторым - тралы, искатели-уничтожители донных мин, взрывные средства. Тралы могут быть контактными и неконтактными. Контактные предназначены для борьбы с якорными минами и минными защитниками на глубинах до 90 м, неконтактные (электромагнитные и акустические) - с минами, имеющими неконтактные взрыватели различных типов. Наибольшая скорость траления составляет 12 уз, максимальная глубина до 90 м. Для проделывания проходов в заграждениях и разрежения последних используются взрывные средства (глубинные бомбы, шнуровые заряды, фугасы и авиабомбы). Корабли минно-тральных сил при выполнении своих задач действуют в составе соединений или групп, формируемых на время проведения тральных работ. Б группе имеются два-шесть тральщиков в зависимости от обстановки и характера минных заграждений. Большое внимание уделяется использованию вертолетов-тральщиков для борьбы с минной опасностью, так как они считаются наиболее безопасными и маневренными носителями трального вооружения. Такие вертолеты обеспечивают большую скорость траления (до 45-55 км/ч) и более экономичны, чем минно-тральные корабли. Зарубежные военные специалисты полагают, что два вертолета-тральщика по своей эффективности эквивалентны морскому тральщику. Их можно быстро перебросить на транспортных самолетах в любой район земного шара к месту действия своих ударных сил. Вертолеты действуют, как правило, с десантных вертолетоносцев или десантно-вертолетных кораблей-доков. Они имеют на вооружении контактные и неконтактные тралы и могут осуществлять траление как самостоятельно (одиночно или в составе групп по две-три машины), так и совместно с минно-тральными кораблями. Для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз, портов, на внутренних водных путях и в мелководных районах привлекаются боевые пловцы-минеры, имеющие на вооружении малогабаритные средства обнаружения и уничтожения мин. Развитие противоминного оружия за рубежом ведется по пути совершенствования существующих и создания новых средств обнаружения и уничтожения мин. Предполагается разработка устойчивых к взрывам универсальных систем траления, систем инициирования магнитных и акустических полей для уничтожения мин с магнитными и акустическими неконтактными взрывателями. Совершенствуются также носители противоминного оружия. Большое внимание в странах НАТО уделяется выработке единой тактики действий противоминных сил и средств. С этой целью создано постоянное соединение минно-тральных сил НАТО в зоне пролива Ла-Манш в составе четырех - шести тральщиков ВМС Великобритании, Бельгии, Нидерландов и ФРГ, Оно проводит интенсивную боевую подготовку и привлекается к многочисленным учениям ВМС НАТО ("Нозерн меджер", "Оушн сафари", "Джойнт мэритайм кос" и т. д.). В ходе этих учений отрабатываются вопросы противоминного обеспечения развертывания сил флота, высадки морских десантов, защиты морских коммуникаций. Действия сил флота при использовании минного и противоминного оружия обеспечиваются радионавигационными системами (РНС) типов "Лоран", "Омега", "Шоран", "Такан", а также специально созданными системами минно-тральных сил. К последним относится прежде всего транспортируемая РНС "Рейдист", которая может устанавливаться как на берегу, так и на кораблях. Дальность действия ее до 250 миль, точность определения места кораблями и вертолетами-тральщиками ±5 м. Вышеприведенные краткие сведения о взглядах натовских специалистов на ведение "минной войны" на море, взятые из западной прессы, свидетельствуют о возрастании роли минного оружия и широкой подготовке ВМС стран НАТО к его использованию в будущих агрессивных войнах. Зарубежное военное обозрение №2 1980 С.69-74 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5440 | | |
Всего комментариев: 0 | |