"Молниеносная война" нового поколения: возможный сценарий
Полковник А.В. Демидюк, доктор военных наук В настоящее время многие военные теоретики на основе анализа опыта военных конфликтов последнего десятилетия выдвигают тезис о том, что будущая война начнется с проведения воздушно-наступательных операций, характеризующихся массированным применением сил воздушного нападения (СВН). Действия наземных группировок ожидаются "после уничтожения ракетно-авиационными ударами основных группировок сопротивляющихся войск и военно-промышленных объектов, объектов экономики и подрыва устойчивости государственной системы обороняющейся стороны"'. Не отрицая принципиальной возможности такого сценария военных действий, необходимо отметить, что анализ развития вооружения и военной техники, направленности оперативной и боевой подготовки вооруженных сил стран - участников НАТО свидетельствует об их целенаправленной подготовке к ведению в ближайшем будущем "молниеносных войн" нового поколения, в основе которых будут лежать совместные действия относительно небольших соединений мобильных сил ВВС, ВМС и СВ. Поступающая информация позволяет сделать вывод о том, что общая идея ведения боевых действий объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО и ВС США заключается в "центрально-сетевых" совместных действиях. Суть этих действий состоит в том, что смешанные (разновидовые) тактические группировки ОВС НАТО (ВС США), управляемые из единого стратегического центра, будут одновременно действовать по отдельным ключевым элементам системы государственного и военного управления, частям и подразделениям "сил ответного удара (возмездия)" на всей территории государства. Захват стратегической инициативы предполагается осуществить с первых минут войны переносом боевых действий в стратегическую глубину обороняющихся войск: военные действия могут начаться не традиционно (с фронтальных приграничных столкновений передовых группировок вооруженных сил сторон), а в глубине территории обороняющейся стороны. Основная цель "молниеносных войн" - не дать возможности обороняющейся стороне осуществить не только стратегическое, но даже и оперативное развертывание группировок вооруженных сил. Тем самым с началом будущей войны на всю страну - жертву агрессии будет наброшена своеобразная "сеть" военных действий с "узлами" - отдельными районами на территории государства, в которых планируется проводить операции. На остальной, большей части территории страны никаких активных действий, как правило, не предусматривается. Для оказания необходимой поддержки тактическим группировкам агрессора, действующим в стратегической глубине обороны противника, будет широко применяться как пилотируемая, так и беспилотная авиация. В настоящее время для обеспечения своевременной доставки (через несколько десятков минут после принятия заявок) необходимых средств поражения в заданный район принимаются активные меры по созданию летательных аппаратов как со сверхзвуковыми, так и гиперзвуковыми крейсерскими скоростями полета. К важнейшей особенности рассматриваемого сценария "молниеносной войны" необходимо также отнести проведение агрессором информационных операций (акции), направленных на снижение возможностей обороняющейся стороны по анализу всей совокупности данных о складывающейся в стране военно-стратегической обстановке. Такому положению могут способствовать специально проводимые мероприятия, вводящие органы государственного и военного управления в заблуждение относительно характера, последовательности и масштаба применения сил и средств агрессора за счет псевдопартизанского (псевдотеррористического) характера действий его войск, нанесения ущерба под видом техногенных катастроф или стихийных бедствий, выступлений населения с религиозными, этническими или другими лозунгами. Здесь необходимо отметить, что для объединений (соединений) ВС РФ такие действия могут создать особую проблему вследствие нарушения у них надежной связи с другими многочисленными силовыми федеральными структурами в условиях активного информационного противодействия со стороны агрессора. Мы считаем, что для достижения внезапности массированные ракетно-авиационные удары в их современном понимании (действия сотен летательных аппаратов в ограниченном пространстве) на начальном этапе войны наноситься не будут: во-первых, при отсутствии у обороняющейся стороны сильной системы ПВО в таких ударах нет необходимости; во-вторых, при применении высокоточных боеприпасов поражение назначенных объектов может достигаться без привлечения большого количества средств воздушного нападения; в-третьих, пока война не начнет принимать затяжной характер, массированное поражение объектов экономики, непосредственно не влияющих на эффективность ведения "молниеносной войны", маловероятно. В целом к новым положениям теории и практики ведения военных действий ОВС НАТО, обеспечивающим им возможность ведения "молниеносной войны", можно отнести: создание новых объединенных оперативных формирований (ООФ), включающих в свой состав мобильные соединения всех видов ВС; "перенацеливание" ядерного оружия с ядерного сдерживания на оперативное применение; стратегическое использование разновидовых мобильных соединений и частей; повышение боевых возможностей соединений и частей специального назначения, обеспечивающее переход от решения ими диверсионных задач к решению оперативных задач - (их действия возможны на всю глубину обороны страны - жертвы агрессии для взятия под контроль складов с ОМП, нейтрализации пусковых установок ракет и самолетов стратегической авиации на аэродромах базирования). Здесь целесообразно напомнить, что в конце декабря 2003 года американский сенат снял свой собственный запрет десятилетней давности на разработку ядерных зарядов малой мощности ("специальных мин" по советской военной терминологии), мотивируя это тем, что они якобы незаменимы для уничтожения хранилищ с химическим и бактериологическим вооружением. О подготовке вооруженных сил стран НАТО к "молниеносной войне" свидетельствуют также и другие факты. Первое. Характерным для войсковых учений ОВС НАТО является широкое привлечение их резервных компонентов к отработке задач полевых войск. Так, в иностранной печати отмечалось, что по своим боевым возможностям бригады территориальных войск "защиты родины" Германии не уступают мотопехотным бригадам сухопутных войск, вследствие чего получают одинаковые боевые задачи с бригадами регулярных войск и действуют в составе корпусов в первом эшелоне (как в наступлении, так и в обороне). Это свидетельствует как о значительном возрастании боевых возможностей территориальных войск, так и об их истинном предназначении как скрытого резерва для быстрого замещения части мобильных бригад, применяемых для решения боевых задач не на переднем крае, а в глубине обороны противника. Второе. Всячески скрывается общая численность сил первоочередного задействования (сил быстрого реагирования, сил немедленного реагирования и т.п.). Здесь необходимо отметить, что в 2001 году никто не удивился тому, что президент США Д. Буш, объявив "войну против терроризма" во всем мире, практически поставил странам североатлантического альянса некий ультиматум: всегда иметь наготове 20 тыс. солдат, способных отправиться в любой регион мира в срок от 7 до 30 дней. Именно после этого заявления началось создание сил быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force). Как ожидается, эти силы к концу 2006 года будут готовы к переброске и развертыванию в полном составе в течение 5-30 дней в любом регионе мира для проведения различных операций (гуманитарного характера, антитеррористических, а также ведения боевых действий высокой интенсивности). Сегодня мало кто задается вопросом - зачем необходимо столько личного состава (не менее 20 тыс. солдат) для борьбы с отдельными террористами и их небольшими группами? Тем более, что новые силы, как планируется, будут не постоянным соединением (оперативно-тактическим формированием), а, скорее, объединением (оперативным и даже оперативно-стратегическим формированием) элитных частей, подготовленных для совместных действий во взаимодействии друг с другом по "центрально-сетевому" методу. На наш взгляд, более уместным было бы квалифицировать эти силы как первый эшелон войск (сил) "молниеносной войны". Кроме того, наращивание сил первоочередного задействования НАТО происходит и под предолгом создания европейских сил. Так, Великобритания и Франция планируют в будущем иметь совместные силы быстрого реагирования в составе компактных формирований (численностью до 1,5 тыс. солдат и офицеров), хорошо подготовленных и оснащенных легкой бронетехникой, обученных для действий в любых условиях обстановки. К 2007 году предполагается создать 7-9 таких "тактических группировок", предназначенных для действий в любом регионе мира в ожидании прибытия более крупных сил, например НАТО2. При этом специально оговаривается возможность использовать данными формированиями "при необходимости" ресурсы альянса. Возникает вопрос - являются ли эти части самостоятельными формированиями или же составной частью натовских сил быстрого реагирования? Необходимо обратить внимание и на то, что "тактические группировки" не будут подменять "тяжелые" силы быстрого реагирования Европейского союза, а станут как бы их авангардом. Эти силы численностью 60 тыс. военнослужащих (по нашему мнению - второй эшелон войск (сил) "молниеносной войны") должны быть развернуты в течение 60 дней в кризисном районе. Анализ основных мероприятий по реорганизации ВС США и других стран - участников НАТО также свидетельствует об их направленности на подготовку войск к "центрально-сетевым" совместным действиям, а именно: происходит изменение систем управления и обеспечения ВС НАТО, создаются и принимаются на вооружение системы оружия, обеспечивающие не только высокую огневую мощь, но и мобильность сил быстрого реагирования. Так, исходя из того, что одним из решающих факторов, определяющих успех любой операции, является скорость развертывания войск, большое внимание уделяется разработке и внедрению новых средств обеспечения ускоренной переброски войск. В частности, в настоящее время практически во всех странах НАТО идет замена парка военно-транспортных самолетов для повышения возможностей по перевозке личного состава и вооружения сил быстрого реагирования на достаточно большие расстояния. Примером целенаправленных действий по повышению боевых возможностей сил быстрого реагирования являются также и планы принятия на вооружение ВС Великобритании нового "мини-танка". По мнению конструкторов, главное преимущество этих бронемашин заключается в том, что благодаря своей легкости и малому размеру они могут быть быстро доставлены по воздуху в любую точку планеты. В бою они способны обеспечить поддержку передовым отрядам элитных спецподразделений десантников и морских пехотинцев. Несмотря на то, что программа создания "мини-танка" - одна из самых дорогих за всю историю британской армии, предполагается произвести 1500 машин к 2009 году3. Соответственно возникает вопрос - против каких террористических организаций требуется применение такого количества танков? Можно привести еще множество доводов в пользу того, что ведущие страны НАТО готовятся именно к "молниеносной войне" смешанными тактическими группировками. Однако, на наш взгляд, любой военный исследователь сможет и сам, внимательно изучив поступающую информацию, выявить характерные признаки подготовки всех видов ОВС НАТО и ВС США к ее ведению. Так, совсем недавно, весной 2004 года, министром обороны США Дональдом Рамсфелдом перед Пентагоном была поставлена задача по переходу к военной концепции, которая обозначается формулой "10-30-30". Об этом 14 апреля сообщила официальная газета министерства обороны США "Defense News" ("Новости обороны"). Суть концепции - после получения соответствующего приказа за 10 дней вооруженные силы США должны быть переброшены в любую точку земного шара и начать боевые действия. За последующие 30 дней американские войска должны разбить силы противника и лишить его возможности возобновить организованное сопротивление в обозримом будущем. В течение еще 30 дней войска должны провести перегруппировку и быть готовыми к выполнению нового боевого задания и к переброске в другой регион планеты. Для реализации данной концепции, по сути, перестраивается вся инфраструктура министерства обороны США: начат пересмотр административных структур и процедур военного планирования, разработок и закупок вооружений, отношений с оборонной промышленностью, обеспечения мобилизационной готовности и целый ряд других организационных преобразований. Здесь стоит отметить, что в соответствии с правилами "информационной войны" в открытой печати сообщается правда, но не вся. В частности, отсутствует информация о том, что силы специального назначения (быстрого реагирования и т.п.) в ходе первых 10 дней уже могут вести активные действия в соответствии с вышеизложенным сценарием. Все это требует серьезного переосмысления сложившейся военно-стратегической ситуации, осознания нового характера военных угроз и определяет необходимость разработки новых форм и способов подготовки страны и Вооруженных Сил к отражению агрессии исходя из того, что ошибки, допущенные при подготовке к войне, если и исправляются в ее ходе, то только ценой очень большой крови. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что анализ развития вооружения и военной техники, направленности оперативной и боевой подготовки вооруженных сил стран - участников НАТО свидетельствует об их стремлении к подготовке своих войск к ведению совместных действий в составе смешанных (разновидовых) тактических группировок одновременно на всей территории страны, подвергшейся агрессии. В этих условиях очень опасно, на наш взгляд, надеяться на наличие угрожаемого периода и готовиться только к приграничным сражениям или только к отражению массированных ракетно-авиационных ударов на отдельных направлениях. Сноски по тексту: 1. Богданов С.А. Вероятный облик вооруженной борьбы будущего// Военная мысль. 2003. № 12. С. 3. 2. http://lenta.ru/norld/2004/02/10/joint/ Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2814 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |