Современные аспекты программы единого ударного истребителя F-35 ч2 ч1 И. Кудишин Экономический аспект Проект военного бюджета США на 2010 ф. г. еще не утвержден. Уже сейчас ясно, что о выделении на те или иные программы дополнительных фондов, как это было при ушедшей администрации, речи нет. Кроме того, министр обороны Р. Гейтс высказался против «гипертрофированного» развития тактической авиации в США, в связи с чем, бюджет программы F-35 может быть урезан. Вместе с тем, руководители программы выражают уверенность в том, что им удастся получить в полном объеме финансирование на продолжение летных испытаний самолета, а также на производство запланированных предсерийных машин, в полном объеме. В настоящее время средства в рамках программы JSF расходуются на подготовку серийного производства, создание инфраструктуры, учебной базы, а также на проведение летных испытаний. Финансирование процесса летных испытаний имеет особое значение, т. к. от их успеха или неудачи зависит ответ на вопрос, целевым ли образом были истрачены 5 млрд. долл., инвестированные в программу до настоящего момента. С особым вниманием руководство программы следит за подготовкой к испытаниям СКВВП F-35B, в ходе которых должны быть продемонстрированы заявленные возможности его силовой установки по созданию вертикальной тяги. Фирма «Локхид Мартин» предложила комплекс мер по экономии средств и соблюдению принятого ранее 12-летнего графика НИОКР истребителя F-35. Он включает в себя изменение графика программы летных испытаний, отказ от строительства двух самолетов опытной серии и использования вместо них натурных стендов и ЛЛ, главным образом, для отработки интеграции систем БРЭО и вооружения, создание глобальной логистической сети для обслуживания парка серийных машин, а также проведение «коалиционных закупок» 1300 самолетов странам-участниками программы с 2012 по 2018 г. по фиксированной цене. Эти меры, предложенные в середине программы НИОКР, призваны восполнить возникший дефицит ее бюджета и создать накопления, которые в будущем помогут не допустить срывов графика работ по финансовым причинам. Программа была пересмотрена по полученному опыту и результатам проделанных работ. В настоящее время ожидается ее одобрение министром военных закупок США Джоном Янгом. Сэкономить на интеграции бортового комплекса самолета, отказавшись от двух опытных ЛА, изначально предназначенных именно для этих целей, оказалось возможно благодаря 98-процентному коэффициенту общности комплекса БРЭО и вооружения всех трех вариантов самолета, благодаря чему практически все работы можно провести на одном борту. Сэкономленные средства должны пополнить резервный фонд программы, составляющий около 10% от ее бюджета. Планируется увеличение объема исследований и летных испытаний на летающей лаборатории «CATbird», созданной на базе самолета Боинг-737 и оборудованной всеми системами и датчиками комплекса БРЭО F-35. В настоящее время Л Л находится на дооборудовании, в конце года на ней начнется отработка в полете интегрированной системы связи, навигации и идентификации и системы РЭБ. Большой объем работ по интеграции и доводке оборудования бортового комплекса будет проведен лабораториями фирмы в г. Форт-Уэрт, штат Техас. «Коалиционные закупки» планируется начать на два года ранее, чем предполагалось до пересмотра программы. Фактически, первые машины будут поставлены до окончания приемо-сдаточных испытаний, а от правительства США потребуется утвердить бюджет закупок сразу на несколько лет вперед. При внесении этого достаточно рискованного предложения руководство «Локхид Мартин» апеллировало к опыту программы создания истребителя F-16, где подобный подход дал отличные результаты. В международном аспекте программы существует значительный фактор неопределенности, т. к. некоторые страны - партнеры по программе начали всерьез задумываться о выходе из нее или об откладывании платежей за самолеты, которые будут ими закуплены в будущем, а другие, пока в устной форме, выражают желание в будущем в той или иной форме присоединиться. В связи с этим особенно важно, чтобы основной заказчик F-35, МО США, продолжило финансирование программы, чтобы не допускать сбоев в выполнении графика работ. При этом под угрозой оказался своевременный выпуск трех предсерийных образцов самолета палубного базирования F-35C. Финансирование, запланированное на 2009 ф. г., было перенесено на более поздние сроки в связи с тем, что у данного варианта нет заказчиков за рубежом. Руководство программы надеется вернуть срезанный объем финансирования в 2010 ф. г., так как затягивание поставки предсерийных образцов угрожает расколоть процесс интегрированных летных испытаний на два самостоятельных процесса, что неизбежно вызовет общее удорожание программы. Другим экономическим вызовом программе стал график выпуска самолетов, расписанный по годам. Если в 2010 и в 2011 ф. г. запланирован выпуск, соответственно, 32 и 47 машин, то в 2012 ф. г. план выпуска резко возрастает до 118 машин. Изначально предполагалось, что ежегодно количество выпускаемых самолетов будет удваиваться вплоть до достижения промышленного темпа выпуска по самолету в день. Резкий перепад в темпе выпуска между 2011 и 2012 ф. г. вызовет значительные непроизводительные расходы на поставку дополнительной оснастки и привлечение квалифицированной рабочей силы. В частности, придется заказывать значительное количество дорогостоящей оснастки за 2 года до того момента, когда она реально понадобится. В идеале, по мнению Ч. Дэвиса, для оптимизации расходов следовало бы поднять планку выпуска самолетов в 2011 ф. г. до 60 единиц. Стоимость единичного самолета - исключительно важный параметр, исходя из которого заказчики планируют свои расходы. Отпускная цена самолетов, производимых с низким темпом, в настоящее время вычисляется по прогнозируемому курсу доллара на 2014 г, с тем, чтобы потенциальные заказчики могли оценить масштаб цен на тот момент, когда самолеты будут реально готовы к отгрузке. В настоящее время, по словам Дэвиса, стоимость единичного самолета из второй партии ниже, чем прогнозировалось. Стоимость определяется в прогнозируемых ценах 2014 г., для модификации А она составит $70 млн. без двигателя, для СКВВП F-35B - $80 млн. без двигателя. Штаб-квартира программы весьма скептически относится к инициативе фирмы «Локхид Мартин» о предварительном сборе заказов на F-35 от всех стран - партнеров по программе с тем, чтобы, имея значительный портфель заказов, иметь возможность зафиксировать отпускную стоимость самолетов первых, самых дорогих, партий. Аудиторы Конгресса США и правительственное Агентство по аудиту (АПА) констатируют, что программа Единого ударного истребителя отстает от графика на три года. Агентство по аудиту критикует дальнейшие планы реализации программы, называя их неадекватными, чересчур амбициозными и рискованными. Если штаб-квартира программы F-35 оценивает перерасход средств в 2,4 млрд. долл., то эксперты АПА называют цифру 7,4 млрд. долл. Разработчики F-35 заявляют о том, что разработка ПО для БРЭО F-35 выполняется с 18-месячным опережением по сравнению с аналогичной программой истребителя F-22, а время, необходимое для отладки ПО в процессе летных испытаний, экономится за счет моделирования на компьютерах и тренажерах. В то же время АПА настаивает на том, что это моделирование не адекватно испытаниям в полете, а использование данных, полученных этим путем, рискованно. Авиация и космонавтика №6 2009 с.24-25 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 4296 | | |
Всего комментариев: 0 | |