О строительстве американских истребителей F-35 «Лайтнинг-2»Полковник А. Кузьмин НИОКР по программе создания истребителя пятого поколения JSF (Joint Strike Fighter) начались в США в конце 1996 года. Компания «Локхид-Мартин» является основным подрядчиком проекта и реализует его совместно с компаниями «Нортроп-Грум-ман» и «БАэ системз». Одновременно разрабатываются три версии истребителя: F-35A - самолет с обычным взлетом и посадкой (ОВП) для стандартных ВПП; F-35B - с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) для действий с малых ВПП; F-35C - для базирования на авианосцах.
Все три варианта максимально унифицированы в целях снижения затрат на поставку
комплектующих, обучение персонала и техническое обслуживание. Истребители F-35
могут оснащаться одним из двух взаимозаменяемых двигателей F135 компании «Пратт
энд Уитни» или F136 фирмы «Дженерал электрик». Серийные самолеты
Первый контракт (LRJP 1 - Low Rate Initial Production) на строительство двух истребителей в версии F-35A ОВП был заключен в июле 2007 года. Тогда же компания «Локхид-Мартин» получила средства в объеме 158 млн долларов на закупку материалов для второй партии самолетов в количестве шесть F-35A и шесть F-35B. Контракт LRIP 2 был заключен в мае 2008 года. Его общая стоимость составила 2,2 млрд долларов, из которых 933 млн было выделено на приобретение шести истребителей пятого поколения F-35A «Лайтнинг-2» с ОВП для ВВС (см. цветную вклейку). Также МО США одобрило закупку шести истребителей F-35B КВВП для МП США. Финансирование работ по шести F-35B было' увязано с началом летных испытаний прототипа в июне текущего года и завершением оценки силовой установки в июле. Успешное выполнение поставленных условий позволило «Локхид-Мартин» получить оставшиеся средства за исключением дополнительных 110 млн долларов, выделение которых ожидается в IV квартале текущего года. Всего в рамках второй фазы мелкосерийного производства (LRIP 2) будет построено 12 самолетов. 14 мая 2008 года компания получила контракт ВМС США стоимостью 197 млн долларов на закупку материалов и оборудования с длительным сроком изготовления для третьей мелкосерийной партии (LRIP 3) в количестве 18 машин. Контракт предусматривает поставку оборудования для восьми самолетов F-35A версии ОВП для ВВС США, восьми истребителей F-35B КВВП для МП США и двух F-35C, предназначенных для базирования на авианосцах ВМС Великобритании. Летные испытания F-35A с обычным взлетом и посадкой начались в декабре 2006 года. На сегодняшний день выполнено 40 полетов. Идет монтаж оборудования на первых двух серийных образцах F-35A, которые будут поставлены американским ВВС в 2010 году. Первый полет F-35B состоялся летом 2008 года после завершения запланированной программы наземных испытаний. Истребитель F-35C совершил первый полет с палубы одного из авианосцев ВМС США со взлетом при помощи катапульты и посадкой с использованием аэрофинишера. ВВС США намерены закупить 1 763 самолета, причем поставки первых двух ожидаются в 2010-м. МП и ВМС США примут на вооружение 680 F-35B и F-35C. Великобритания планирует приобрести для ВВС и ВМС 150 F-35B. Первоначальные планы Италии включали закупку 130 истребителей F-35B. Дании может быть поставлено 48 истребителей, Нидерландам - 85, Норвегии - 48. Парламент Турции в марте подтвердил намерение закупить 100 самолетов. Канада заявила о намерении приобрести 65 F-35. Ожидается, что правительство Австралии в перспективе одобрит план поставки в страну 100 самолетов. Израиль предварительно решил закупить 75 F-35A. По оценкам американских экспертов, с учетом вероятных продаж F-35 другим заказчикам к 2027 году общий объем производства этих истребителей превысит 4 500 единиц. В данные планы, однако, может внести корректировку увеличение стоимости самолетов и возможная задержка в их дальнейшей разработке. Зарубежное военное обозрение №9 2008 С. 56-57 Смотрите также | |||||
| |||||
Просмотров: 5578 | | |
Всего комментариев: 0 | |