И. Кудишин
Партнёры по программе 15 июля 2002 г. МО
США объявило о прекращении приема заявок на партнерское участие в программе
F-35. Таким образом, кроме США, в программе истребителя, создаваемого по
концепции JSF, принимают участие восемь стран, которые инвестировали в нее более
4,5 млрд. долл. С целью обезопасить программу JSF от негативных последствий будущих урезаний военного бюджета США, МО с самого начала ее реализации объявило о том, что программа открыта для вступления в нее иностранных партнеров и инвесторов, несущих часть расходов. Налицо была взаимная выгода: многоцелевой, относительно дешевый однодвигательный истребитель нового поколения отвечал ТТТ очень многих стран. Кроме того, так или иначе, присоединившись к программе, зарубежные партнеры и инвесторы получали возможность участвовать в НИОКР и непосредственно влиять на их ход пропорционально своему вкладу, а также развернуть на своих мощностях производство узлов и комплектующих для нового самолета. Из 19 млрд. долл., истраченных на разработку, создание и испытание опытных образцов истребителя JSF, более 4 млрд. долл. составил вклад иностранных фирм и компаний. Отказавшись от обычной практики поставок самолета на экспорт исключительно через Комиссию по экспорту вооружений, что исключает иностранное участие в НИОКР и не допускает возможности подготовки производства на иностранных мощностях, американцы в ходе реализации программы JSF к 2003 г. сэкономили около полумиллиарда долларов. Степень участия в программе имеет три уровня, соответствующих размеру инвестиций и технического участия. Это позволило потенциальным участникам и инвесторам заранее определиться, на какую отдачу они могут рассчитывать в дальнейшем. Участие в программе JSF позволит им, в частности, развить у себя высокотехнологичное производство. В настоящее время к США уже присоединилась Великобритания. Эта страна, чей вклад в разработку F-35 весьма велик, уже инвестировала в программу 2 млрд. долл. и имеет право голоса в совете директоров программы. Австралия, Канада, Дания, Италия, Голландия, Норвегия и Турция готовы внести свои вклады на этапе организации серийного производства самолета в размере 800 млн. - 1 млрд. долл. На этапе серийного производства (третья фаза программы) величина минимальной инвестиции для иностранных партнеров составляет 150 млн. долл. Некоторое время назад говорили также о присоединении к программе Израиля и Сингапура. Степень и статус их участия еще не определены. Скорее всего, им будет позволено инвестировать в программу не более чем по 100 млн. долл. Другим странам самолет будет предложен через Комиссию по экспорту вооружений, т. е. на общих основаниях. Подписав договор об участии, иностранный партнер становится частью международной команды, принимает участие в разделении прибылей и берет на себя долю технических и экономических рисков, связанных с фазой производства, модернизации и эксплуатации F-35. В случае неподписания договора и выхода из программы, страна - партнер лишается приоритета в закупках F-35 для своих ВВС, отправляясь в «конец очереди» и, в результате, сможет закупить самолеты на общих основаниях. Политика МО США в отношении стран, выразивших желание активно участвовать в НИОКР и производстве JSF, состояла в том, чтобы допускать к техническому сотрудничеству лишь те компании, которые либо могут привнести в программу какие-либо новые технологии, либо уменьшить стоимость тех узлов, производство которых будет им доверено. В противном случае страна-партнер допускалась лишь к финансовому участию. Наибольшая доля участия, стоимостью более 2 млрд. долл., принадлежит Великобритании. В основном, эта доля реализована через американский филиал корпорации «ВАЕ», который будет собирать системы РЭБ и элементы системы управления для F-35. Планируемая прибыль должна очень скоро покрыть средства, вложенные в программу британским правительством и рядом частных фирм, и позволит продолжить британские авиационные программы, в настоящее время замороженные из-за нехватки средств. Еще одним полем деятельности для иностранных компаний, участвующих в программе F-35, является интеграция бортового комплекса самолета с нестандартными элементами оборудования, вооружения и наземными системами. Однако вскоре после того, как круг партнеров США по программе был определен, в «клубе» начались сложности. Среди стран-партнеров растет недовольство политикой штаб-квартиры программы в отношении равенства их положения и свободного обмена технологиями, в том числе даже несекретными. Политика эта сводится к определению «закрытые двери». Особенное беспокойство создавшимся положением выражает Великобритания, принимающая деятельное участие не только в финансировании программы, но и в разработке многих важных узлов и агрегатов, в частности подъемного вентилятора для СКВВП. Министр обороны Англии Дж. Хун и министр снабжения лорд Бах несколько раз побывали в США, требуя от американской стороны выполнять свои обязательства по отношению к партнеру 1-го уровня и инвестору, внесшему 2 млрд. долл. в фонд программы, и включить Англию и Австралию в правовое поле действия американского закона об обмене оборонными технологиями. Эти визиты имели нулевой результат, равно как и переговоры между США и их союзниками по реформе в области экспорта вооружений, ведущиеся с 2000 г Американские чиновники не определили даже, какие элементы конструкции F-35 являются наиболее критичными для соображений национальной безопасности, вынудив своих партнеров работать в технологическом вакууме и надеяться на лучшее. В основе такого некорпоративного подхода лежало нежелание США допускать кого-либо к технологическим наработкам и сборочным процессам, применяемым для F-35. Так как многие секреты можно разгадать с использованием данных, необходимых для обслуживания и технической поддержки самолетов, весь мировой парк F-35 должен будет обслуживаться американскими специалистами с соответствующим допуском секретности. Как и британская сторона, остальные участники программы также активно выражают неудовольствие жесткой позицией США по поводу обмена технологиями, но для них эта проблема имеет гораздо менее острый характер, т. к. они должны получить на вооружение первые F-35, в лучшем случае, через шесть - семь лет. Изменение отношения партнеров по программе к дальнейшему участию в ней прекрасно иллюстрирует и такой факт. Норвежское лейбористское правительство, пришедшее к власти в октябре 2005 г., приняло решение о «вероятном выходе» из программы F-35 и возобновлении конкурса на перспективный истребитель. Финансовая доля участия Норвегии в программе составляла 125 млн. долл., выплачиваемых в виде ежегодных субсидий по 15 млн. долл. Решение объяснили переходом от принятия решений, руководствуясь соображениями внешней политики, к прагматическому, экономически взвешенному подходу. Но ясно, что основную роль сыграла политика США, стремящихся не допустить ознакомления импортеров F-35 с новыми технологиями, заложенными в конструкцию самолета. В качестве наиболее вероятного кандидата для замены состоящих на вооружении в Норвегии 48 истребителей F-16A и 11 УБС F-16B называют истребитель Еврофайтер «Тайфун». Итоги конкурса будут подведены в 2008 г. Замену проведут в два этапа, первый планируется начать в 2015 г. Турция, ранее
предполагавшая закупить несколько десятков F-35 на безальтернативной основе,
вслед за Норвегией склоняется к возобновлению конкурса на перспективный боевой
самолет. Италия, после прихода к власти нового правительства весной В настоящее время с итальянской фирмой «Аления Аэронаутика» уже подписан договор о производстве крыльев для F-35 в качестве резервного подрядчика. Ожидается, что около половины этих сборочных единиц будет поставлено из Италии. Фирма «ВАЕ» ответственна за производство хвостовых секций фюзеляжа, ВО, ГО и консолей крыла для авианосного варианта F-35C и активно занимается поиском субподрядчиков как в Англии, так и в других странах - Дании, Канаде и Австралии. Фирма «Нортроп Грумман» уже определила ряд резервных субподрядчиков по сборке центральной секции фюзеляжа - австралийскую «Хоукер Де Хевиленд», норвежскую «Конгсберг», голландскую «Сторк», датскую «Терма» и турецкую «Тусаш». Рыночные перспективы Каковы же перспективы у тех иностранных заказчиков, которые не участвуют в программе истребителя F-35, но хотели бы в будущем закупать самолеты этого типа? При предложении самолета на внешнем рынке будут в значительной мере пересмотрены традиционные процедуры, связанные с поставкой вооружений на экспорт. Это должно было снизить рыночную стоимость самолета, делая его более привлекательным с точки зрения критерия "стоимость-эффективность". Для этого фирма «Локхид Мартин» выражала решимость применить весь свой обширный опыт, накопленный в ходе успешного представления на мировом рынке истребителей F-16. Конкурирующие европейские производители авиационной техники выступают на внешнем рынке с коммерчески привлекательными, относительно недорогими самолетами, которые доступны для стран с ограниченным военным бюджетом благодаря щадящим системам оплаты (лизинг, рассрочка). Американская авиапромышленность в настоящее время не может позволить себе такие схемы. При поступлении на рынок F-35 планируется преодолеть эту трудность, наряду с непомерно возросшей отпускной стоимостью, делающей новую машину все менее и менее привлекательной на внешнем рынке. Еще одна сложность
при проникновении F-35 на рынок состоит в том, что политическое и военное
руководство США считает недопустимым передавать в страны со слаборазвитой
авиационной инфраструктурой, не участвующие в программе (впрочем, даже и
участвующим в программе, даже Великобритании), аппаратуру, сооружения и системы
для поддержки, обслуживания и ремонта парка этих самолетов, небезосновательно
считая, что это приведет к неконтролируемой утечке самых передовых технологий.
Таким образом, обслуживание и ремонт F-35 привяжет ВВС и авиапромышленность
стран-эксплуатантов к промышленности и оборонному комплексу США. В связи с этим
у таких самолетов, как, например, французский "Рафаль" и шведский "Грипен",
появляется шанс отвоевать значительную часть мирового рынка у США. В подобной обстановке даже малейший сбой в выполнении графика программы F-35 играет на руку конкурентам. Другая серьезная опасность состоит в том, что число самолетов, заказываемых США, в любой момент может быть пересмотрено в сторону дальнейшего уменьшения. В этих условиях экспортные поставки истребителей, в первую очередь, в страны-партнеры по программе JSF, являются, без преувеличения, жизненно важными для F-35. Основной идеей при разработке последовательности и графика выполнения программы испытаний и серийного производства F-35 было не допустить тех ошибок, которые были сделаны в ходе реализации предыдущих программ военных самолетов в США, когда любое изменение ТТТ вело к пересмотру всей дальнейшей программы и делало ее будущее неопределенным, а стоимость - запредельной. Если удастся избежать этих ошибок и внедрить более перспективные схемы поставки самолетов за рубеж, то F-35 имеет шанс стать одним из наиболее продаваемых истребителей на планете и потеснит своих европейских конкурентов. Штаб-квартира программы настаивает на том, чтобы потенциальные заказчики истребителя побыстрее определялись с числом заказываемых машин и сроками их поставок, с тем чтобы фирма Локхид Мартин могла скорректировать использование производственных мощностей и график выпуска. Скидки будут предоставляться иностранным заказчикам, которые заключат между собой соглашения об одновременной закупке самолетов. Это позволит выпустить истребители для них единой партией, упростить планирование и использование производственных мощностей, а также избежать ряда бюрократических сложностей, связанных с ограничениями экспорта американской военной техники. Когда данный номер журнала сдавался в печать, представители фирмы Локхид-Мартин сообщили о том, что предсерийный F-35A (самолет с индексом АА-1) продолжает демонстрировать высокую надежность и безотказность, совершенно нетипичную для новой машины. Принципиально новые электрогидравлические приводы поверхностей управления, а также комбинированная ВСУ - генератор - аварийная силовая установка - климатическая установка также работают нормально. АА-1 под управлением летчика-испытателя Дж. Бизли уже достиг высоты 7000 м, скорости, соответствующей числу М=0,8 и угла атаки 16 град. Проводилось включение форсажной камеры с достижением полной тяги 18160 кгс. В полете также проверялись функции аэродинамического торможения, аварийного слива топлива, автоматического регулирования тяги при заходе на посадку, тестировалось радиосвязное, коммуникационное и навигационное оборудование. Одновременно ведется отработка бортового комплекса БРЭО на летающей лаборатории «CATBird», созданной на базе Боинга-737. Авиация и космонавтика №4 2007 С23-26 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 7529 | | |
Всего комментариев: 0 | |