Средства РЭБ авиации ВМС США
Полковник-инженер Ф. Дмитриев, В агрессивных планах Пентагона авиация ВМС отводится большая роль в решении задач по уничтожению кораблей противника на море и в базах, по авиационной поддержке высадки морских десантов и обеспечению действий наземных войск. Решать эти вопросы, как считает американское командование, нельзя без широкого использования средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), позволяющих вести радиотехническую разведку и осуществлять электронное подавление (ЭПД). С этой целью, как отмечается в иностранной печати, все боевые самолеты и вертолеты, а также специальные самолеты ЕА-6В, ЕР-3Е, Е-2С оборудованы средствами РЭБ полного или сокращенного состава. В стандартный набор средств РЭБ авиации ВМС входят станции радиотехнической разведки AN/ALR-45 и AN/ALR-50, ЭПД AN/ALQ-126. устройство выбрасывания противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-39 (см. таблицу). Станция радиотехнической разведки AN/ALR-45 предназначена для предупреждения летчика об облучения самолета РЛС противника, работающей в импульсном и непрерывном режимах в диапазоне частот 2-14,5 ГГц. Она позволяет приближенно пеленговать разведываемые радиоэлектронные средства, используя метод равно сигнальной зоны, создаваемой четырьмя плоскими спиральными антеннами, которые конструктивно совмещены с предварительными усилителями высокочастотных сигналов.
Приемник станции - прямого усиления, на кристаллических детекторах. Значения параметров сигналов разведываемых средств преобразуются в цифровую форму и поступают в специализированную ЭВМ. входящую в состав станции. Там они сравниваются с записанными в запоминающем устройстве значениями параметров сигналов, заблаговременно разведанных РЛС, определяется тип облучающей станция и степень ее опасности для самолета. При перехвате сигналов РЛС систем управления оружием ЭВМ выдает сигналы, предупреждающие летчика о необходимости совершить противоракетный, противозенитный или противорадиолокационный маневр. В случае открытия огня по самолету, о чем летчик предупреждается специальным сигналом, он одновременно с выполнением одного из указанных маневров включает соответствующие средства ЭПД. Для перехвата сигналов передатчиков команд систем ЗУРО используется станция AN/ALR-50. Станция электронного подавления AN/ALQ-126 предназначена для постановки ответных импульсных помех и представляет собой улучшенный вариант станции AN/ALQ-100. Ее передатчики на восьми лампах бегущей волны (ЛБВ) перекрывают те участки диапазона частот станции AN/ALR-45, в которых наиболее вероятна работа РЛС систем управления оружием противника. Станция ЭПД настраивается автоматически ЭВМ станции радиотехнической разведки либо вручную летчиком по данным, отображаемым на индикаторах ее разведывательных приемников. Устройство выбрасывания противорадиолокационных AN/ALE-39. Оно снаряжается 60 патронами с противорадиолокационными отражателями, ИК ловушками или миниатюрными, относительно дешевыми передатчиками помех. В кабине летчика находится блок управления, с помощью которого устанавливаются: режим выбрасывания снаряжения (одиночный, очередями или залпами), количество пиропатронов в залпе, интервалы между залпами и отдельными выбросами. Команды на срабатывание пиропатронов подаются автоматически или вручную. Патроны снаряжены противорадиолокационными отражателями, представляющими собой полоски металлизированного стекловолокна (их длина соответствует длинам полуволн 1,5-, 3-, 5- и 10-см). Оборудование самолёта электронного подавления ЕА-6В "Проулер". Самолет принят на вооружение ВМС США в 1972 году. Он предназначен для поддержки действий палубной авиации при преодолении ею ПВО и обеспечивает постановку мощных шумовых помех радиоэлектронным средствам противника в широком диапазоне частот. В состав радиоэлектронного оборудования самолета ЕА-6В "Проулер", помимо средств, указанных в таблице, входят центральная бортовая ЭВМ AN/AYQ-6A, дополнительный разведывательный приемник AN/ALR-42, а также средства отображения и регистрации данных радиотехнической разведки. Экипаж самолета четыре человека (летчик и три офицера РЭБ). Один из офицеров занимает место справа от летчика и отвечает за ведение РЭБ в интересах индивидуальной защиты самолета и за ЭПД средств радиосвязи противника. Кроме того, он выполняет обязанности штурмана и радиста. Этот офицер управляет станциями ответные помех AN/ALQ-126, ЭПД средств связи AN/ALQ-92 и устройством выбрасывания противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-29A. Два других офицера отвечают только за ведение РЭБ в интересах обеспечения коллективной защиты боевых групп ударных самолетов. Они управляют станцией радиотехнической разведки AN/ALR-62 и станциями ЭПД AN/ALQ-99 (до пяти штук). Рабочие места офицеров расположены рядом, что облегчает их взаимодействие и взаимозаменяемость. Станция радиотехнической разведки AN/ALR-62 предназначена для перехвата импульсных и непрерывных сигналов в диапазонах от УКВ до 1,5 см, а также пеленгования источников их излучения как по азимуту, так и по углу места. Для пеленгования используется метод радиосигнальной зоны, создаваемой несколькими антеннами. Антенная система и предварительные высокочастотные усилители станции размещены в обтекателе, установленном в верхней части киля хвостового оперения самолета, что обеспечивает минимальное воздействие других радиоэлектронных средств на высокочастотные элементы станции. Приемное устройство многоканальное, представляет собой супергетеродин с автоматической перестройкой частоты. Вырабатываемые им данные радиоперехвата отображаются в буквенно-цифровом и аналоговом виде на электронно-лучевых индикаторах офицеров РЭБ, а также поступают в центральную бортовую ЭВМ и регистрируются видеомагнитофоном для последующей детальной обработки и анализа на наземном пункте. В зарубежной печати отмечалось, что пропускная способность системы "станция радиотехнической разведки - ЭВМ" достигает нескольких сот тысяч сигналов в секунду. Станция электронного подавления AN/ALQ-92 служит для постановки шумовых помех средствам радиосвязи системы ПВО противника, работающим в УКВ диапазоне. Станция электронного подавления AN/ALQ-99 предназначена для постановки шумовых, прицельных и заградительных помех всем наземным радиолокационным средствам ПВО противника. Однако наиболее широко ее планируют применять против РЛС дальнего обнаружения воздушных целей, целеуказания комплексам ЗУР, подразделениям зенитной артиллерии и станциям наведения истребителей ПВО. Станция находится в контейнере, для которого на самолете предусмотрена пять внешних точек подвески (одна под фюзеляжем и две под крылом). При полете на большое расстояние станции устанавливаются только на подкрыльевых пилонах, а под фюзеляжем размешается подвесной бак с горючим. В контейнере имеются два передатчика помех, перекрывающих один из следующих поддиапазонов частот: 0,5-1,0; 1,0-2,0; 2,5-3,5; 4,0-7,0 или 7,5- 10.5 ГГц, а также миниатюрная ЭВМ для управления их работой. Обычно используется один контейнер (два передатчика) в диапазоне низких частот, а передатчики, работающие на более высоких частотах, устанавливаются на самолете в зависимости от радиоэлектронной обстановки при выполнении боевой задачи. Выходная ЛБВ одного передатчика позволяет получить сигнал помех средней мощностью 1 кВт. Направленная антенна передатчика (коэффициент усиления 13 дБ) обеспечивает удельную мощность помех, составляющую около 1 кВт/МГц. В каждом контейнере имеется миниатюрная ЭВМ типа 4 Pi. которая управляет работой передатчиков. Она настраивает их на требуемую частоту и выбирает вид помех путем сравнения данных о частоте, длительности импульсов и назначении подавляемой РЛС, которые поступают от центральной бортовой ЭВМ, с данными, находящимися в ее запоминающем устройстве (емкость 8000 машинных слов). Если они совпадают, ЭВМ автоматически включает передатчики в режим, наиболее эффективный для подавления данного типа РЛС. Станция работает в ручном, полуавтоматическом или автоматическом режиме. В ручном офицеры РЭБ по данным станции радиотехнической разведки выбирают цели, подлежащие подавлению, определяют очередность и режим постановки помех, при необходимости подстраивают генераторы передатчиков. В полуавтоматическом вручную устанавливается очередность подавления. В автоматическом режиме станциями управляет бортовая ЭВМ. Офицеры РЭБ только контролируют эффективность воздействия помех по данным станции радиотехнической разведки, производящей панорамный обзор всего диапазона частот в специально предусмотренные для этого краткие интервалы времени, в течение которых сигналы помех не излучаются. Оборудование самолёта ЕР-3Е "Орион". Самолет предназначен для разведка подводных лодок в основном гидроакустическими средствами. Дополнительно оснащен станцией радиотехнической разведки AN/ALR-52 - вспомогательным средством обнаружения, обеспечивающим высокую степень вероятности перехвата сигналов в широком диапазоне частот. Она должна также вести эффективную разведку новых радиоэлектронных средств, в том числе непрерывного излучения, много-частотных, с плавной перестройкой, с перестройкой по случайному закону от импульса к импульсу и других, которые, как считают американские военно-морские специалисты, могут появиться на вооружении подводных лодок. В наибольшей степени этим требованиям соответствует схема так называемого приемника мгновенного измерения частоты. Это приемник прямого усиления с кристаллическими детекторами и широкополосным частотным дискриминатором на полосковых линиях (диапазон частот 0,5 - 12 ГГц может быть расширен до 18 ГГц). Антенная система станции представляет собой двухрядную вертикально расположенную решетку из спиральных антенн, которая устанавливается в обтекателе под фюзеляжем я обеспечивает пеленгование методом равносигнальной зоны с точностью ± 0,1°. Преимуществами приемников прямого усиления перед супергетеродинными зарубежные специалисты считают их высокую разрешающую способность по частоте (для данной станции она составляет 1 МГц на частоте 10 ГГц при разности амплитуд разрешаемых сигналов 70 дБ), а также высокую надежность (десятки тысяч часов на отказ), которая достигается за счет использовании в такой аппаратуре в основном пассивных радиоэлементов. Однако такие приемники имеют относительно низкую чувствительность и выдают ложные сигналы при очень высокой платности широкополосных излучений (например, при приеме телевизионных или радионавигационных сигналов), что особенно проявляется в низкочастотных диапазонах. Оборудование самолёта дальнего радиолокационного обнаружения E-2С "Хокай". Самолет предназначен для обнаружения воздушных и надводных целей на максимальных дальностях. На нем установлена станция радиотехнической разведки AN/ALR-59, основу которой составляет высокочувствительный четырехканальный приемник супергетеродинного типа. Высокая вероятность обнаружения длительно излучающих средств противника обеспечивается всенаправленной антенной системой, полной автоматизацией работы станции и быстрой перестройкой ее во всем диапазоне рабочих частот. Антенная система включает четыре антенны (диаграммы направленности каждой перекрывают в горизонтальной плоскости угол около 90°). Пеленгование осуществляется по максимальному уровню принимаемого сигнала при быстром вращении антенной системы. К антеннам подключены приемники, настраиваемые цифровыми сигналами центральной бортовой ЭВМ по определенной программе (важные для разведки диапазоны просматриваются чаще других), что в значительной степени снижает вероятность ложных тревог. Два параллельных канала измерения параметров перехваченных сигналов позволяют одновременно определять пеленг на излучающую цель, частоту сигнала, длительность импульса, частоту повторения импульсов. По команде оператора измеряется также и частота вращения антенны разведываемого средства. Поскольку в станции используется большое количество активных радиоэлементов, то для повышения надежности ее работы применена встроенная система автоматического контроля, управляемая также центральной ЭВМ. По специальной программе ЭВМ каждые 64 с производит проверку правильности работы важнейших узлов станции, а каждые 30 мин автоматически калибрует измерительные схемы. В условиях сложной радиоэлектронной обстановки, когда количество принимаемых сигналов превышает 150 тыс. в секунду, ЭВМ снижает чувствительность приемников и переводит их в режим более медленного поиска только в определенных поддиапазонах частот. Перспективы развития средств РЭБ авиации ВМС США. По данным американской печати, дальнейшее развитие средств РЭБ должно идти по пути их автоматизации. Так, в 1979 гаду на боевых самолетах планируется начать замену станции радиотехнической разведки AN/ALR-45 станцией AN/ALR-67 (размеры 15х19х48 см), оснащенной миниатюрной ЭВМ для перестройки супергетеродинного приемника и измерения частоты перехваченных сигналов с точностью 0,75 МГц (во всем диапазоне частот, равном 0,5 - 18 ГГц) за время, не превышающее 30 нс. и длительностью импульсов с точностью до 0,1 мкс. Разрешающая способность станции по частоте 80 кГц. В ней имеется дополнительный приемник (прямого усиления. на кристаллических детекторах) для мгновенного измерения частоты, что повышает вероятность обнаружения сигналов, ЭВМ по специальной программе производит селекцию сигналов средств, работающих в режиме непрерывного излучения. По свидетельству зарубежной прессы, американские специалисты продолжают поиски путей увеличения удельной мощности станций ЭПД. Они полагают, что в обозримом будущем мощность самолетного передатчика помех не превысит 10 кВт. Это объясняется трудностями, связанными с его охлаждением, и нецелесообразностью применения антенн с коэффициентом усиления более 30 дБ из-за сложности наведения их на цель. Эти причины препятствуют быстрому достижению удельных мощностей, превышающих 10 МВт, которые хотя и значительно больше мощностей современных станций ЭПД, но в перспективе считаются недостаточными. Поэтому в последние годы наметилось новое направление повышения удельной мощности станций ЭПД путем применения в них большого количества относительно маломощных передатчиков на широкополосных ЛБВ, подключаемых к элементом фазированной антенной решетки. По расчетам американских военных специалистов, эффективная мощность излучаемых в этом случае помех оказывается пропорциональной квадрату числа элементов антенной решетки. В связи с разработкой двухрежимных ЛБВ, способных вырабатывать сигналы помех как непрерывного, так и импульсного излучения, специалисты ВМС США предполагают создать встроенные в фюзеляжах двухрежимные станции и оснастить ими самолеты А-7, F-14 и перспективные. Большое внимание уделяется развитию средств борьбы с электронно-оптическими средствами управления оружием. Кроме разработок новых станций ИК противодействия, в зарубежной прессе отмечается возросший интерес командования ВМС к аэрозолям, которые могут служить маскировкой от инфракрасных и лазерных средств наведения управляемого оружия. Указывается, что для создания завесы, обеспечивающей затухание ИК и лазерных излучений в 80 раз, необходимо на площади около 600 м2 распылить примерно 400 г аэрозолей. Ведутся также разработки средств обнаружения сигналов в ИК и ультрафиолетовом диапазонах волн, способных автоматически управлять соответствующими бортовыми средствами противодействия. Планируется создать специальную самолетную систему, предназначенную для непрерывного (в реальном масштабе времени) информирования командования авианосного соединения о радиоэлектронной обстановке в зоне его действии. Иностранными специалистами отмечаются следующие тенденции в конструировании средств РЭБ: широкое использование принципов модульного построения аппаратуры, дальнейшее снижение ее веса и размеров, стремление в наибольшей степени удовлетворить критерию "стоимость/эффективность" и требованию максимального продления сроков нахождения образцов на вооружении. Изыскиваются пути применения новой элементной базы (приборы, основанные на эффекте Ганна, схемы обработки сигналов на элементах с поверхностной акустической волной и т. п.). Командование ВМС США, как отмечается в иностранной печати, непрерывно совершенствует средства РЭБ, и особенно средства ЭПД, ведет в мирное время радиотехническую разведку, а также испытывает средства ЭПД в ходе различных вооруженных конфликтов, что свидетельствует о его подготовке к так называемой "радиоэлектронной войне". Зарубежное военное обозрение 1978, №1, С. 88-93 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 9981 | | |
Всего комментариев: 0 | |