Усовершенствованные и новые американские военные автомобилиПолковник А. Александров В настоящее время в американских сухопутных войсках парк общевойсковых автомобилей насчитывает свыше 30 марок различной колесной техники этого вида, при этом 50 % из них составляют легковые и грузовые машины малой (до 2,5 и 3 т соответственно), менее 40 % - грузовые автомобили средней (до 5-8 т) и свыше 10 % (до 12 т и выше) большой грузоподъемности. Грузоперевозки больших объемов осуществляются специализированными колесными тягачами или в составе автопоездов. При этом наиболее распространенными легковыми автомобилями повышенной проходимости являются машины типа "Хамви" (они приняты на вооружение более 20 лет назад). Опыт их эксплуатации в ходе вооруженных конфликтов показал, что эта техника по причине недостаточного бронирования не обеспечивает уровень защиты, гарантирующий безопасность личного состава при подрыве мин, от огня стрелкового оружия с высокой кинетической энергией пули (в частности, 7,62-мм автоматов АК-47), противотанковых средств ближнего боя и большинства Проводимые в войсках с привлечением фирм-изготовителей работы по повышению уровня защищенности машины путем установки различных комплектов дополнительного навесного бронирования коренным образом ситуацию в лучшую сторону не изменили. Увеличение боевой массы автомобилей способствовало сокращению сроков межремонтной эксплуатации трансмиссии и подвески, привело к повышенному износу шин и большому расходу топлива. Таким образом, дальнейшие модернизация и производство бронеавтомобилей "Хамви" по критерию "стоимость/эффективность" признаны нецелесообразными. В связи с этим министерство армии совместно с командованием морской пехоты осуществляют комплексную программу "Многоцелевой легковой автомобиль повышенной проходимости", еще известной как JLTV (Joint Light Tactical Vehicle). В ее рамках предусматривается на конкурсной основе разработать и принять на вооружение к 2018 году единую общевойсковую машину в различных модификациях грузоподъемностью от 1,5 до 2,5 т. Основу нового автопарка составят транспортные средства для перевозки военнослужащих (до шести человек), легких грузов и военно-технического имущества. Они будут оснащаться различным вооружением, в первую очередь крупнокалиберным стрелковым и легким противотанковым. Часть этой техники (40 %) планируется применять как специальные машины в вариантах подвижного пункта управления и связи, станции управления беспилотными летательными аппаратами и др. Предсерийный образец предполагается выбрать до 2016 года путем проведения сравнительных испытаний опытных машин ряда ведущих фирм, три из которых - "Локхид-Мартин", "АМ дженерал" и "Ошкош дефенс", получили срочные заказы на разработку до середины 2015 года нескольких вариантов таких средств (по 22 образца). В соответствии с тактико-техническим заданием стоимость опытного (предсерийного) образца не должна превышать 400 тыс. долларов и, как предполагается, при заключении крупных контрактов на серийное производство цена автомобиля не превысит 250 тыс. долларов. При создании базового шасси перспективного автомобиля разработчики использовали ряд передовых технических решений. В частности, на всех образцах применяются колеса с бескамерными шинами и внутренними дополнительными ободами из композиционного материала. При пробитии или разрыве таких шин движение машины по пересеченной местности возможно на внутренних ободах со скоростью не более 20 км/ч на расстояние до 50 км. Участвующий в конкурсе автомобиль фирмы "Локхид-Мартин" намечено оборудовать комбинированной силовой установкой в составе дизельного двигателя, силового генератора и двух никель-металлогидридных аккумуляторных батарей. Кинематическая схема передачи крутящего момента на ведущие колеса позволяет комбинировать подачу электрической и механической энергии в зависимости от выбранных скоростных режимов. Это обеспечивается электромеханической трансмиссией двухпоточного типа. В системе подвески передних и задних колесных мостов планируется использовать гидроамортизаторы, заправленные магнитореологической жидкостью, содержащей частицы металла, которая под воздействием электромагнитного поля способна изменять свою плотность и, соответственно, динамический ход колес сообразно условиям дорожной обстановки. Применение новых средств обеспечения подвижности автомобиля позволит увеличить среднюю скорость (до 55 км/ч) при движении по пересеченной местности. Вместе с тем активно внедряются новые способы компоновки автомобилей, направленные прежде всего на повышение противоминной стойкости. В США фирма "Си-Эс-Ай" усовершенствовала инженерный бронеавтомобиль "Хаски" Мк 3 в вариант G2 (4 х 4), который предназначен для поиска, идентификации, маркировки и уничтожения металлических, неметаллических противотанковых и противопехотных мин, установленных в грунт, а также некоторых типов самодельных взрывных устройств (СВУ). Компоновка машины доработана с учетом требований размещения водителя, оператора и основных агрегатов (двигатель, трансмиссия) в отдельном усиленном корпусе специальной конструкции - бронекапсуле. Ее разнесенное бронирование (броневая сталь и пластины из композиционного материала толщиной 6 и 11 мм соответственно), включая остекление (до 12 мм), обеспечивает противопульную защиту (калибр 9 мм). Противоминное оборудование, в том числе многослойное бронирование днища корпуса со специфической формой типа "глубокое V", защищает при подрыве под передним колесным мостом или под центром корпуса машины фугасного взрывного устройства мощностью в тротиловом эквиваленте до 8 кг. Наряду с этим командование американских сухопутных войск на основе анализа опыта решения в Афганистане задач тылового и специально-технического обеспечения в интересах механизированных формирований проводит модернизационные работы по повышению защищенности и противоминной стойкости грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности. В первую очередь, на машинах предусматривается установка цельносварной бронированной кабины и усиленного переднего колесного моста. Под днищем кабины к раме также крепится специальная отражательная плита для защиты двигателя и трансмиссии. Оригинальная амортизационная конструкция сидений позволяет дополнительно снизить воздействие ударной волны на членов экипажа при подрыве на мине. Внутри кабины устанавливается независимая от основной (расположена в моторном отделении) быстродействующая система пожаротушения и фильтро-вентиляционная установка. На большегрузных машинах предусматривается также обеспечить противоосколочную и противопульную защиту внешних топливных баков с помощью пластин из композиционных материалов на основе металлокерамики или кевлара с тканевым каркасом. Дополнительно фирма "Ошкош" по контракту стоимостью около 120 млн долларов до 2016 года поставит в СВ и МП 270 модернизированных тяжелых тягачей НЕТ Ml070 A1F (колесная формула 8x8, собственная масса 22 т, полная масса с полуприцепом GTS 110/7 в загруженном состоянии 118т, мощность двигателя 700 л. с, максимальная скорость движения по шоссе при буксировке 40 км/ч, запас хода по топливу 600 км). Их особенностью является новое сцепное устройство, которое позволяет применять различные типы большегрузных и специальных прицепов в первую очередь для транспортировки крупногабаритных воинских грузов и бронетехники, в том числе танков "Абрамс". В интересах повышения мобильности экспедиционных формирований в подразделения морской пехоты поставляются новые легковые автомобили повышенной проходимости ITV типа багти (боевая масса 4,2 т) в двух вариантах - для транспортировки личного состава и легкого артиллерийского вооружения. Последний предназначен для буксировки 120-мм минометов М327 и подвоза боеприпасов. Эти машины в полном боевом снаряжении могут перебрасываться в назначенный район транспортно-десантными вертолетами СН-53 "Супер Стэльен", МН-47 "Чинук" и самолетом MV-22 "Оспрей". Таким образом, успешная реализация программ позволит унифицировать перспективную автомобильную технику различного класса СВ США и, соответственно, оптимизировать ее количественный состав, а также повысить эффективность и объемы перевозок сокращенным парком транспортных средств.
Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №12. - С. 49-54 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8495 | | |
Всего комментариев: 0 | |