Завершение программы модернизации самолётов F-5N И F ВМС США Майор А. Бубнов Министерство военно-морских сил США и компания «Нортроп-Грумман» объявили о завершении программ модернизации тактических истребителей F-5N и F, которые используются при отработке маневренных воздушных боев в качестве самолетов-агрессоров. Эти машины собраны с использованием компонентов учебно-боевого самолета F-5F «Тайгер-2» и тактического истребителя F-5E «Тайгер», выведенных из состава ВВС Швейцарии. Программа модернизации истребителей F-5N началась в 2000 году, когда ВМС США приняли решение приобрести в Швейцарии 32 одноместных самолета F-5 для замены F-5E, использующихся при подготовке пилотов. Первый полет модернизированный истребитель F-5N совершил в марте 2003 года. В 2004-м после принятия решения о создании эскадрильи на авиабазе Ки-Уэст министерство ВМС подписало соглашение на дополнительную поставку 12 самолетов. На предприятии компании «Нортроп-Грумман» в США из выслуживших срок службы F-5E и поставленных швейцарских самолетов собирается модернизированная версия F-5N. Подписанный контракт стоимостью 50 млн долларов позволит продлить программу подготовки пилотов ВМС США, по крайней мере, до 2015 года. Реализация программы модернизации самолетов F-5F началась в сентябре 2005 года в рамках срочного оперативного требования руководства ВМС, принявшего решение оснастить двухместными машинами F-5 новую «эскадрилью агрессоров», сформированную на авиабазе ВМС Ки-Уэст (штат Флорида). Техническое обеспечение четырех остававшихся на вооружении устаревших самолетов F-5F «Тайгер-2» в последнее время стало дорогим. По этой причине было решено снять их с вооружения. Позже одна машина была потеряна при столкновении в воздухе 13 июня 2008 года. При модернизации самолета F-5F использовались двухместная кабина и хвостовая часть самолетов F-5F и более новая центральная секция фюзеляжа швейцарского F-5E. Переоборудование заняло около 2 лет. В состав бортового радиоэлектронного оборудования входят новая инерциальная навигационная система LN-260, интегрированный многофункциональный дисплей, которые позволят значительно улучшить возможности по навигации и пониманию пилотом ситуационной осведомленности. Первая машина совершила первый полет 25 ноября 2008 года и была передана 401 -й учебной истребительной эскадрильи морской пехоты (VMFT-401, АвБ Юма, штат Аризона) 9 декабря 2008 года, второй F-5F поставлен 111-й смешанной эскадрилье на АвБ Ки-Уэст. Планируется, что третий самолет будет передан 13-й смешанной эскадрилье (АвБ Фаллон, штат Невада) в январе 2010-го. В настоящее время завершены сборочные работы самолетов обеих модификаций, в частности, 29 апреля 2009 года состоялась торжественная церемония выкатки 41-й машины F-5N (бортовой номер 761550, первоначально собран на предприятиях компании «Нортроп» в 1976 году). Вопросам отработки приемов воздушного боя с самолетами вероятного противника в США всегда уделялось повышенное внимание. В частности, в годы «холодной войны» в планах боевой подготовки летный состав проходил подготовку по специальным программам «Констант Пег» (ВВС) и «Топган» (ВМС и МП). В частности, согласно сообщению пресс-службы Пентагона, с 1977 по 1988 год на полигоне Тонопа (штат Невада) пилоты ВВС, ВМС и морской пехоты США проводили учебно-тренировочные воздушные бои с условным противником на советских самолетах различных типов от МиГ-17 до МиГ-23. Эта и другие схожие учебные программы были разработаны с учетом уроков, полученных в ходе войны во Вьетнаме.
Как отмечается в зарубежных СМИ, там американские пилоты показали «минимально приемлемые» результаты. Поэтому их стали готовить в «контролируемых и безопасных» воздушных боях с летчиками-инструкторами из спецподразделения «Ред Игле», летавшими на самолетах МиГ нескольких поколений. Сначала проводились ознакомительные полеты, в ходе которых американские летчики учились просто распознавать чужие самолеты и знакомились с их характеристиками, затем они начинали отрабатывать оборонительные и наступательные маневры в одиночных воздушных боях и, в завершении, отрабатывали тактику боя против превосходящих сил противника. Бригадный генерал Хок Карлайл, служивший в 4477-й испытательной эскадрилье, считает, что программа «Констант пег» принесла определенные результаты. По его словам, это проявилось, в частности, в ходе операции «Буря в пустыне», когда «были сбиты 40 иракских истребителей», в том числе самолеты МиГ-21 и МиГ-23. Тот факт, что американские летчики использовали в учебно-тренировочных боях советскую технику не вызывал у специалистов сомнений. Приобрести самолеты МиГ, экспортировавшиеся более чем в 60 стран, не составляло большого труда для США, хотя это и делалось, разумеется, через подставные фирмы. В настоящее время, используя самолеты, находящиеся на вооружении стран, ставших участниками блока НАТО после распада Варшавского Договора, а также в рамках программ военно-технического сотрудничества (Индия), пилоты США в ходе выполнения планов боевой подготовки совершенствуют свое летно-тактическое мастерство с условным противником, пилотирующим современные тактические истребители. Зарубежное военное обозрение №6 2009 С. 59-60 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 4241 | | |
Всего комментариев: 0 | |